Saviem / Renault VAB - Бронетранспортер (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Saviem / Renault VAB 1976 / Франция
Saviem / Renault VAB
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Французское военно-политическое руководство в конце 60-х годов считало, что современная война будет маневренной, с широким применением тактического ядерного оружия. Поэтому личный состав пехотных частей и подразделений требовалось прикрыть броней. Однако оснащение всех пехотных подразделений гусеничными БМП являлось очень дорогим удовольствием, и к тому же применение на Европейском театре военных действий с его отличными дорожными условиями только гусеничной техники было бы лишенным всякого смысла. Ведь гусеничные машины имеют преимущества перед колесной техникой только в условиях бездорожья. Поэтому на западных шоссейных дорогах колесные боевые машины более предпочтительны, так как они передвигаются по шоссе значительно быстрее и имеют больший запас хода. В итоге в состав французских танковых соединений и частей включили мотопехотные части и подразделения на гусеничных БМП АМХ-10Р, а также мотопехотные соединения, части и подразделения, оснащенные колесными БТРами. Из последних широкое распространение получила колесная бронированная машина VAB, разработка которой началась в 1969 году в конструкторском бюро SEDEMS. В октябре 1970 года комплект технической документации был передан фирме «Савьем». БТР VAB создавался сразу в двух вариантах: с колесной формулой 4х4 и колесной формулой 6х6. В 1973 году начались испытания машины, а через год она была принята на вооружение армии Франции. Хотя бронеавтомобили отличались колесными формулами, они имели почти одинаковые корпуса, идентичные силовые установки, трансмиссию, рулевое управление и тормоза. В конструкции VAB широко использовались узлы и детали серийных грузовых автомобилей.

Корпус VAB сварен из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту экипажа и десанта от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. В передней части машины расположено отделение управления (слева место водителя, справа - командира). В бортах корпуса имеются бронированные двери. Над сиденьями экипажа, в крыше машины, - два люка. Хороший обзор командиру и водителю обеспечивают два окна из бронестекла в лобовом листе, закрываемые бронезаслонками, и малые окна в боковых дверях.

За отделением управления находится силовое отделение, в котором размещены шестицилиндровый дизельный двигатель немецкой фирмы MAN мощностью 235 л. с, топливный бак, система автоматического пожаротушения и шестискоростная ручная механическая коробка передач.

Далее, примерно половину длины корпуса, занимает отделение для десанта (вместимость - 10 полностью экипированных пехотинцев). В борта десантного отделения вмонтированы по три окна с бронестеклами, которые также закрываются бронезаслонками. Окна с бронезаслонками установлены и в двухстворчатой двери для десанта в кормовом бронелисте. Аварийную посадку и высадку десанта можно осуществлять также через три откидывающихся люка в крыше корпуса. В десантном отделении вместо солдат возможна перевозка до 2 тонн груза.

Подвеска колес машины независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. У машины VAB (6х6) управляемые две пары передних колес, у VAB (4х4) - только передние колеса. Все колеса ведущие, но при движении по шоссе у БТРа VAB (6х6) две передние оси, а у VAB (4х4) передняя ось может отключаться, что приводит к значительной экономии топлива. Все колеса оборудованы системой автоматической подкачки шин. Все БТР VAB оснащены фильтровентиляционной и отопительной установками. Движение машины на плаву обеспечивается двумя водометными двигателями, а откачка воды, попавшей внутрь корпуса, производится двумя электрическими помпами. В серийном выпуске бронетранспортеров VAB задействованы два автогиганта французской промышленности: фирмы «Рено» и «Крезо-Луар». К 1997 году было построено более 5000 таких машин различных модификаций.

Имеется около 35 вариантов бронеавтомобиля VAB, среди которых:

1) VAB-VTT (4х4) или (6х6) - бронетранспортер для перевозки пехоты, оснащенный 7,62-мм пулеметом, установленным возле люка командира на турели или в легкой вращающейся башне;

2) VB-VTT (6x6) - бронетранспортер с башней на крыше десантного отделения, вооруженный спаренными 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами;

3) VAB-VCI (6х6) - колесная БМП, оборудованная одноместной открытой башней с установленными в ней 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом;

4) VAB-PC - командно-штабная машина;

5) VAB-ЕСН - машина технической помощи;

6) VTM-120 - самоходный 120-мм миномет;

7) VAB-VMO - бронетранспортер повышенной защищенности для жандармерии Франции;

8) VAB-VAAD - ЗСУ, вооруженная двумя 20-мм автоматическими пушками с системой управления огнем фирмы «Томпсон» и РЛС «Родео»;

9) VAB-ALBI - самоходный ЗРК «Сэнтал» (6 ЗУР «Мистраль» в двух контейнерах, система управления и РЛС «Родео»);

10) VАВ-«Мефисто» - самоходная ПУ ПТУР (четыре ПУ ПТУР «Хот»);

11) VAB-Ратак - самоходная РЛС артиллерийской разведки.

Боевые машины VAB принимали участие в боевых действиях в Персидском заливе, а также в «миротворческих» операциях сил ООН в Боснии.

Характеристики (Saviem / Renault VAB)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 10
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 16,92
Длина корпуса, мм / 5980
Ширина общая, мм / 2490
Высота по крыше башни, мм / 2060
Масса боевая, кг / 13000
Преодолеваемая стенка, м / 0,6
Макс. угол подъёма, % / 60
Ширина колеи, мм / 2035
Колёсная формула / 4 х 4
Подвеска / независимая торсионная
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во
Пулемёт / 12,7 / М2 / 1
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Renault MIDS 06-20-45 / 6 / 1 / 220
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Франция
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Колёсное
Плавучесть / Плавающий
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Колёсная формула / 4 х 4
Подвеска / независимая торсионная

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD