Saviem / Renault VAB - Бронетранспортер (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Saviem / Renault VAB 1976 / Франция
Saviem / Renault VAB
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Французское военно-политическое руководство в конце 60-х годов считало, что
современная война будет маневренной, с широким применением тактического ядерного
оружия. Поэтому личный состав пехотных частей и подразделений требовалось
прикрыть броней. Однако оснащение всех пехотных подразделений гусеничными БМП
являлось очень дорогим удовольствием, и к тому же применение на Европейском
театре военных действий с его отличными дорожными условиями только гусеничной
техники было бы лишенным всякого смысла. Ведь гусеничные машины имеют
преимущества перед колесной техникой только в условиях бездорожья. Поэтому на
западных шоссейных дорогах колесные боевые машины более предпочтительны, так как
они передвигаются по шоссе значительно быстрее и имеют больший запас хода. В
итоге в состав французских танковых соединений и частей включили мотопехотные
части и подразделения на гусеничных БМП АМХ-10Р, а также мотопехотные
соединения, части и подразделения, оснащенные колесными БТРами. Из последних
широкое распространение получила колесная бронированная машина VAB, разработка
которой началась в 1969 году в конструкторском бюро SEDEMS. В октябре 1970 года
комплект технической документации был передан фирме «Савьем». БТР VAB создавался
сразу в двух вариантах: с колесной формулой 4х4 и колесной формулой 6х6. В 1973
году начались испытания машины, а через год она была принята на вооружение армии
Франции. Хотя бронеавтомобили отличались колесными формулами, они имели почти
одинаковые корпуса, идентичные силовые установки, трансмиссию, рулевое
управление и тормоза. В конструкции VAB широко использовались узлы и детали
серийных грузовых автомобилей.
Корпус VAB сварен из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту экипажа и
десанта от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. В передней части машины
расположено отделение управления (слева место водителя, справа - командира). В
бортах корпуса имеются бронированные двери. Над сиденьями экипажа, в крыше
машины, - два люка. Хороший обзор командиру и водителю обеспечивают два окна из
бронестекла в лобовом листе, закрываемые бронезаслонками, и малые окна в боковых
дверях.
За отделением управления находится силовое отделение, в котором размещены
шестицилиндровый дизельный двигатель немецкой фирмы MAN мощностью 235 л. с,
топливный бак, система автоматического пожаротушения и шестискоростная ручная
механическая коробка передач.
Далее, примерно половину длины корпуса, занимает отделение для десанта
(вместимость - 10 полностью экипированных пехотинцев). В борта десантного
отделения вмонтированы по три окна с бронестеклами, которые также закрываются
бронезаслонками. Окна с бронезаслонками установлены и в двухстворчатой двери для
десанта в кормовом бронелисте. Аварийную посадку и высадку десанта можно
осуществлять также через три откидывающихся люка в крыше корпуса. В десантном
отделении вместо солдат возможна перевозка до 2 тонн груза.
Подвеска колес машины независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
У машины VAB (6х6) управляемые две пары передних колес, у VAB (4х4) - только
передние колеса. Все колеса ведущие, но при движении по шоссе у БТРа VAB (6х6)
две передние оси, а у VAB (4х4) передняя ось может отключаться, что приводит к
значительной экономии топлива. Все колеса оборудованы системой автоматической
подкачки шин. Все БТР VAB оснащены фильтровентиляционной и отопительной
установками. Движение машины на плаву обеспечивается двумя водометными
двигателями, а откачка воды, попавшей внутрь корпуса, производится двумя
электрическими помпами. В серийном выпуске бронетранспортеров VAB задействованы
два автогиганта французской промышленности: фирмы «Рено» и «Крезо-Луар». К 1997
году было построено более 5000 таких машин различных модификаций.
Имеется около 35 вариантов бронеавтомобиля VAB, среди которых:
1) VAB-VTT (4х4) или (6х6) - бронетранспортер для перевозки пехоты, оснащенный
7,62-мм пулеметом, установленным возле люка командира на турели или в легкой
вращающейся башне;
2) VB-VTT (6x6) - бронетранспортер с башней на крыше десантного отделения,
вооруженный спаренными 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами;
3) VAB-VCI (6х6) - колесная БМП, оборудованная одноместной открытой башней с
установленными в ней 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом;
4) VAB-PC - командно-штабная машина;
5) VAB-ЕСН - машина технической помощи;
6) VTM-120 - самоходный 120-мм миномет;
7) VAB-VMO - бронетранспортер повышенной защищенности для жандармерии Франции;
8) VAB-VAAD - ЗСУ, вооруженная двумя 20-мм автоматическими пушками с системой
управления огнем фирмы «Томпсон» и РЛС «Родео»;
9) VAB-ALBI - самоходный ЗРК «Сэнтал» (6 ЗУР «Мистраль» в двух контейнерах,
система управления и РЛС «Родео»);
10) VАВ-«Мефисто» - самоходная ПУ ПТУР (четыре ПУ ПТУР «Хот»);
11) VAB-Ратак - самоходная РЛС артиллерийской разведки.
Боевые машины VAB принимали участие в боевых действиях в Персидском заливе, а
также в «миротворческих» операциях сил ООН в Боснии.
Характеристики (Saviem / Renault VAB)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 10
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 16,92
Длина корпуса, мм / 5980
Ширина общая, мм / 2490
Высота по крыше башни, мм / 2060
Масса боевая, кг / 13000
Преодолеваемая стенка, м / 0,6
Макс. угол подъёма, % / 60
Ширина колеи, мм / 2035
Колёсная формула / 4 х 4
Подвеска / независимая торсионная
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во
Пулемёт / 12,7 / М2 / 1
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Renault MIDS 06-20-45 / 6 / 1 / 220
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Франция
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Колёсное
Плавучесть / Плавающий
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Колёсная формула / 4 х 4
Подвеска / независимая торсионная
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD