AMX-13 - Легкий танк (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Франция
АМХ-13
Разработка проекта нового легкого разведывательного танка началась в Atellier de
Construction d’Issy-les Moulineaux в 1946 году. Через два года был выпущен
первый прототип. Серийное изготовление развернулось в 1952 году на предприятии
Atellier de Construction Roanne (ARE). Выпуск танка и машин на его базе велся с
темпом, достигавшим 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов их производство было
переведено на фирму Creusot-Loire в связи с необходимостью освободить заводские
мощности ARE для выпуска танка АМХ-30.
В настоящее время выпуск АМХ-13 прекращен. Всего выпущено 7700 танков и машин на
его базе, из которых 3400 отправлены на экспорт.
Серийные модификации:
АМХ-13 (с башней FL-10) (1952 г.) - первая серийная модификация танка. Оснащен
75-мм пушкой в качающейся башне FL-10. Габаритные размеры: 6405x2530x2318 мм.
Масса 15 т. Экипаж 3 человека.
АМХ-13 (с башней FL-11) - модификация для применения в Алжире. Разработана в
середине 1950-х годов. Основное вооружение - 75-мм пушка - размещена в
качающейся башне FL-11. В башне отсутствует автомат заряжания и, соответственно,
кормовая ниша. Заряжание оружия производится вручную. Эта башня устанавливалась
и на некоторые модификации бронеавтомобиля Panhard ERB (с 75- и 90-мм пушками).
АМХ-13 (75 мм/SS-11) - четыре противотанковые ракеты SS-11 по две справа и слева
от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг управлялась по проводам и имела боевую
часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк
состоял на вооружении французской армии.
АМХ-13 (75 мм/НОТ) - в 1960-е годы несколько АМХ-13 было оборудовано шестью
пусковыми установками (по три с каждой стороны башни) для ракет Euromissile НОТ.
Эти танки предлагались для экспорта, но заказов не поступило.
АМХ-13 с 90-мм орудием (1966 г.) - серийный танк АМХ-13, в который вместо 75-мм
пушки стали устанавливать 90-мм D-960.
АМХ-13 (с башней FL-12) - экспортная модификация АМХ-13, разработанная в
середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для восприятия отдачи
более крупной пушки. В пушке CN-105F1 (или просто F1) используются специальные
105-мм выстрелы, не взаимозаменяемые со стандартными боеприпасами НАТО. Поэтому
в дальнейшем предлагались варианты модификации орудия в стандарт G1, позволяющий
использовать стандартные боеприпасы НАТО. На пушке устанавливался новый дульный
тормоз и менялись детали автомата заряжания. Длина танка со 105-мм пушкой - 6,5
м.
АМХ-13 (с башней FL-15) - модернизированный вариант танка с новой башней и
изменениями в ходовой части и корпусе. В башне могут устанавливаться орудия F1 и
G1, кроме того, она отличается от FL-12 типом и расположением приборов
наблюдения.
АМХ-13 с 90-мм пушкой Cockerill - бельгийская фирма Cockerill Mechanical
Industries предлагала к продаже комплект, предназначенный для модернизации
вооружения танка АМХ-13 путем установки 90-мм пушки Cockerill Mk IV A3. Его
можно устанавливать в танки с любым вооружением от 75 до 105 мм и включал, кроме
пушки, необходимые крепления и автомат заряжания. Всего было продано 22
комплекта.
45-я илл.
Легкий танк АМХ-13 Армии Обороны Израиля. 1957 год
46-я илл.
Легкий танк АМХ-13 с 90-мм пушкой фирмы Cockerill
Танк АМХ-13 - этапный не только для Франции, но и всего мирового танкостроения.
Во Франции с этого танка началось возрождение послевоенного танкостроения и
большие экспортные заказы. Особый интерес вызвала оригинальная качающаяся башня
с автоматом заряжания, породившая всплеск увлечения такими башнями по всему
миру, впрочем, кратковременный, так как она плохо сочеталась с автоматом
заряжания. А вот предложенная французами концепция легкого танка с вооружением,
позволяющим бороться со средними (а потом и основными) танками при
противопульной броне, стала общепризнанной. Практически все послевоенные легкие
танки созданы по этой схеме.
И если попытки применения АМХ-13 (в качестве замены среднего танка) в локальных
конфликтах потерпели неудачу, то его эффективность как разведчика и истребителя
танков не вызывает сомнений.
Чтобы устранить недостатки танка АМХ-13 и улучшить его боевые свойства, в разных
странах проводилась модернизация этой машины. Так, фирма Giat Industries
предлагала для АМХ-13 комплект дополнительной брони массой 650 кг, усиливавший
защиту танка в носовом секторе. Поскольку масса отдельных элементов не превышает
50 кг, броня может быть установлена силами самого экипажа. Немецкая фирма GLS
предлагает полную модернизацию по двигателю и ходовой части.
Аргентина, Перу и Венесуэла заменили на своих танках бензиновые двигатели
дизелями KHD V-8 мощностью 260 л.с. Венесуэла в дополнение к своим 36 АМХ-13,
закупленным во Франции еще в 1950-е годы, приобрела еще 31 танк с 90-мм пушкой.
Это бывшие французские армейские танки, модернизированные фирмой Mecanique
Creusot-Loire. Вместо бензинового мотора на них установлен американский дизель
6V-53T (280 л.с.) с автоматической коробкой передач. Подвеска заменена на
гидропневматическую. Новая система управления огнем SOPELEM 18-02 SOPTAK
включает прицел М213 и лазерный дальномер TCV-107. Поставки закончены в конце
1990 года.
В Эквадоре 108 единиц АМХ-13 начали модернизировать в 1988 году. На них
установлена система управления как на венесуэльских танках, 105-мм орудия
модернизированы для возможности стрельбы стандартными боеприпасами НАТО. Работы
были завершены в 1990 году. В дальнейшем планируется оснастить танки дизельным
двигателем.
Французская фирма GIAT и израильская NIMDA предлагают полные комплекты
модернизации АМХ-13 по двигателю, трансмиссии, подвеске и вооружению. В 1987
году французы изготовили демонстрационный образец модернизированного танка.
На базе танка АМХ-13 были выпущены БРЭМ АМХ-13 ARV (Char Depannage Model 55) и
мостовой танк (Char Poseur de Pont АМХ-13).
Израиль переоборудовал для Венесуэлы 25 танков АМХ-13 в системы залпового огня
калибра 160 мм.
Кроме того, на базе шасси АМХ-13 выпускались следующие машины: БТР АМХ VCI,
самоходная пушка АМХ-105 Мк 61, самоходная пушка АМХ-155 Mk F3, ЗСУ AMX-13 DCA,
81-мм и 120-мм самоходные минометы, а также различные вспомогательные машины.
В настоящее время танк АМХ-13 состоит на вооружении следующих стран: Аргентина
(58 единиц), Венесуэла (36 - с 75-мм пушкой и 31 - с 90-мм пушкой),
Доминиканская Республика (2, по другим источникам - 12), Индонезия (275, включая
танки с 75-мм и 105-мм пушками), Кот д’Ивуар (5 - с 75-мм пушкой), Ливан (35 - с
90-мм и 105-мм пушками), Перу (80 - со 105-мм орудием и 30 - с 75-мм пушкой),
Сингапур (350 АМХ-13SM1), Эквадор (108 - со 105-мм пушкой).
Помимо этих стран, АМХ-13 ранее состоял на вооружении Алжира, Джибути, Египта,
Израиля, Индии, Камбоджи, Марокко, Непала, Нидерландов, Туниса и Франции.
47-я илл.
АМХ-13 с башней FL-12 и 105-мм пушкой
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА АМХ-13
БОЕВАЯ МАССА, т: 15.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6360, ширина - 2510, высота - 2300, клиренс -
370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка D-960 калибра 90 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,5 мм, 1
зенитный пулемет калибра 7,5 мм (возможно), 4 установки для пуска дымовых
гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 32 выстрела, 3600 патронов калибра 7,5 мм, 12 дымовых гранат.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел наводчика L862-74 с 7,5-кратным
увеличением, телескопический прицел командира L961 с 1,5- и 6-кратным
увеличением.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 15, борт корпуса - 20, корма корпуса - 15, крыша
- 10, башня - 10...25.
ДВИГАТЕЛЬ: Sofam 8Gxb, 8-цилиндровый оппозитный карбюраторный жидкостного
охлаждения; мощность 250 л.с. при 3200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: двойной цилиндрический дифференциал типа «Клетрак», коробка передач
механическая, 5 передач вперед и 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, два обрезиненных
поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными
зубчатыми венцами (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная торсионная,
гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 5-го
опорных катков, гусеницы с РМШ, в гусенице 85 траков шириной 350 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 400.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,6;
высота стенки, м - 0,65; глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Бронеколлекция, №6, 2002, В. ?. Мальгинов - Легкие танки зарубежных стран (1945-2000 гг.)