AMX-30 - Основной боевой танк (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Франция
Основной боевой танк АМХ-30
Разрабатывался с 1958 года на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических
требований на танк 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве
единого европейского танка НАТО разработка велась самостоятельно государственным
научно-исследовательским центром АМХ (расположен в Исси-ле-Мулино - пригороде
Парижа). Принят на вооружение в 1963 году. Производился серийно на
танкосборочном заводе ARE (г.Роанн) с 1966 по 1986 год. Изготовлено 2248 единиц.
С 1974 по 1979 год в Испании по французской лицензии изготовлено 280 единиц.
Серийные модификации:
АМХ-30 - отличается относительно малыми массой и габаритами. Башня литая, корпус
сварной. Броня танка защищает только от снарядов малокалиберных пушек, пуль и
осколков снарядов, но пробивается всеми типами кумулятивных снарядов, ПТУР и
почти всеми гранатами РПГ. 105-мм пушка не имеет эжектора и системы
стабилизации. Продувка канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Пушка
снабжена теплоизоляционным кожухом. В качестве вспомогательного вооружения
используется 20-мм автоматическая пушка, размещенная в отдельной бронемаске,
которая обеспечивает ей угол возвышения до 40°. Двигатель HS-110-2 мощностью 720
л.с., трансмиссия механическая 5SD-200D. Управление огнем дублированное. В СУО
входит оптический дальномер М208, комбинированные (дневные/ночные) прицелы
командира М270 и наводчика М271. Ночные приборы активного типа, для подсветки
целей используется ИК-прожектор РН-9-А, устанавливаемый слева от пушки. Имеются
система защиты от ОМП и автоматическая система ППО. Боевая масса танка 36 т.
AMX-30S - вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом.
Двигатель дефорсирован до мощности 620л.с., установлены бортовые экраны,
изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха.
Максимальная скорость 60 км/ч.
АМХ-30В2 (1982 г.) - СУО М581 с лазерным дальномером и электронным
баллистическим вычислителем, телевизионная система для стрельбы ночью,
усовершенствованная маска пушки, гидромеханическая трансмиссия. В начале 1990-х
годов танки начали оснащать навесным КДЗ G2.
31-я илл.
АМХ-30В2
32-я илл.
Основной боевой танк АМХ-30
АМХ-30 стали поступать в войска в 1967 году, постепенно заменяя в частях танки
американского производства М47 и М48. Первыми новые боевые машины получили 501-й
и 503-й танковые полки, дислоцировавшиеся соответственно в Рамбуйе и Мурмелоне.
503-й полк в январе 1982 года первым получил и модернизированные машины -
АМХ-30В2.
На базе танка АМХ-30 были разработаны и выпускались серийно БРЭМ AMX-30D,
мостоукладчик АМХ-30H, 155-мм самоходная гаубица GCT, бронированная инженерная
машина AMX-30EBG, ПУ оперативнотехнических ракет «Плутон», самоходный ЗРК
«Роланд», самоходный ЗРК «Шахине» (для Саудовской Аравии) и ЗСУ AMX-30SA (тоже
для Саудовской Аравии).
К середине 1990-х годов на вооружении французской армии состояли 385 АМХ-30, 653
АМХ-30В2, 134 AMX-30D, 190 самоходных гаубиц GCT, 181 ЗРК «Роланд» и 44 ПУ
«Плутон».
Помимо Франции танки этого типа состояли или состоят на вооружении в Греции (150
АМХ-30), Саудовской Аравии (300 AMX-30S), Испании (150 единиц в
модернизированных версиях AMX-30ER1 и AMX-30ER2), Кипре (104 АМХ-30В2), Чили (40
AMX-30S), Катаре (35 AMX-30S), Объединенных Арабских Эмиратах (64 AMX-30S) и
Венесуэлле (81 AMX-30). В 1998 году Арабские Эмираты передали 42 танка AMX-30S
армии Боснии и Герцеговины.
Танки АМХ-30В2 и AMX-30S принимали участие в боевых действиях в ходе операции
«Буря в пустыне».
Танк АМХ-30 - один из самых легких зарубежных основных танков второго поколения.
Эта боевая машина обладала достаточной для периода 1960-1970-х годов огневой
мощью и подвижностью, но относительно слабой броневой защитой. Проведение
модернизации не смогло устранить этот недостаток. Использование навесных
элементов КДЗ G2 привело к возрастанию массы танка и снижению его динамических
характеристик. По своим ТТХ танк АМХ-30 не достиг уровня американского танка
М60А1.
33-я илл.
34-я илл.
Тапки АМХ-30В2, оснащенные комплектом навесной динамической защиты G2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА АМХ-30В2
БОЕВАЯ МАССА, т: 37.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9480, ширина - 3100, высота (по крыше башни) -
2290, клиренс - 440.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка CN-105-F1 калибра 105 мм, 1 автоматическая пушка М693
калибра 20 мм, 1 зенитный пулемет F1 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 47 выстрелов калибра 105 мм, 480 выстрелов калибра 20 мм, 2070
патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер TCV-80, телескопический прицел
наводчика М496, перископический монокулярный подсветочный ночной прицел
наводчика, перископический комбинированный (дневной/ночной) монокулярный прицел
командира М544.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 80, борт - 30...57, крыша и днище - 15, башня -
25...81.
ДВИГАТЕЛЬ: Hispano-Suiza HS-110-2, 12-цилиндровый, дизельный,
горизонтально-оппозитный, четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность 720
л.с. (530 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Minerva ENC 200, гидромеханическая двухпоточная, включающая в себя
комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом,
простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач
переднего хода и три - заднего, и дифференциальный механизм поворота с
гидрообъемной передачей в дополнительном приводе.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, пять поддерживающих
катков с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со
съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее
колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м и
5-м узлах подвески; гусеница с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными
подушками; в каждой гусенице 83 трака шириной 570 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 520.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9;
высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,3 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2
М. Никольский / М. Барятинский
«Леклерк» и другие французские основные боевые танки
Французские основные боевые танки АМХ-30
1-е фото
Французский основной боевой танк АМХ-30
В 1950-е годы развернулась дискуссия о принятии на вооружение армий
западноевропейских стран единого основного боевого танка. Машина предназначалась
для замены американских танков М47 «Паттон». Наибольшую заинтересованность в
программе разработки единого танка проявляли армии Великобритании, Германии,
Италии и Франции. Но планы эти с треском провалились: в четырех государствах
НАТО на вооружение были приняты четыре совершенно разных основных боевых танка.
Требования англичан к перспективной боевой машине принципиально отличались от
требований остальных участников программы. Британцы отдавали приоритет
защищенности и огневой мощи. Французы и немцы - подвижности и огневой мощи.
Италия, никогда не отличавшаяся развитым танкостроением, всерьез в формировании
облика танка участия не принимала. Разногласия между французами и немцами
проявлялись скорее в экономической сфере. Какое-то время политики пытались эти
противоречия сгладить. Программа единого танка НАТО трансформировалась в
франко-западногерманскую. В соответствие с ней предполагались постройка
прототипов французской и западногерманской конструкции, проведение их
сравнительных испытаний и принятие на вооружение лучшей машины. В конечном итоге
и этот план потерпел фиаско: на вооружение армий двух стран поступили разные
танки: в Западной Германии - «Леопард-1», во Франции - АМХ-30.
Характеристики обеих машин близки, они даже похожи внешне. Однако, если
«Леопард-1» рассматривался как танк обороны, то АМХ-30 планировалось
использовать прежде всего как танк наступления. К концу 1960-х годов сухопутные
войска Франции должны были иметь в своем составе только механизированные
подразделения, оснащенные исключительно бронетехникой - боевыми машинами пехоты,
пушечными бронеавтомобилями и основными боевыми танками. Командование
вооруженных сил исповедовало сугубо наступательную военную доктрину. Исходя из
новой концепции строительства вооруженных сил, в требования к перспективному
танку французы заложили «наступательные» факторы: увеличенный запас хода по
шоссе, способность преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,3 м без
предварительной подготовки и глубиной до 4 м по дну - после подготовки.
Размеры танка жестко регламентировались габаритами железнодорожного подвижного
состава. АМХ-30 получился самым «маленьким» и легким среди западных основных
боевых танков 1960-х годов.
Ценой улучшения подвижности при сохранении достаточно мощного вооружения стала
ослабленная защищенность танка. Несмотря на рациональные формы корпуса и башни
бортовая броня выдерживала попадания лишь крупнокалиберных пуль и осколков
снарядов. Несомненно, что столь слабая бронезащита - основательный «прокол»
разработчиков технического задания. Основной боевой танк - это все-таки не
бронеавтомобиль. Впервые на французском танке предусматривалось использование
системы защиты от оружия массового поражения. Другой новинкой стало создание
вместе с танком тренажера механика-водителя.
Первый прототип танка АМХ-30 был изготовлен в 1961 году, через три года после
начала полномасштабного проектирования. Через год на испытания вышел второй
прототип, в 1963-м - семь опытных экземпляров машин, а в сентябре 1965-го
заказчик получил два предсерийных АМХ-30.
Танк был спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением
управления в передней части машины, боевым - в средней части и
моторно-трансмиссионным - в корме. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса
- литая. Своей формой корпуса французский танк сильно напоминает
западногерманского «собрата» - «Леопард-1». Вообще же в облике обеих боевых
машин явственно «читается» влияние Т-34. Верхний лобовой лист корпуса установлен
под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных
под углом бортовых бронелистов - 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным -
для повышения защищенности машины от взрывов мин.
2-е фото
АМХ-30 на учебном полигоне
3-е фото
АМХ-30 преодолевает препятствия во время тактических занятий
Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом
бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной влево люк
овальной формы. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных
прибора М223. Предусмотрена возможность замены среднего перископа панорамным
активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом ночного видения
и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов - 1х; поле зрения
ночного канала - 35°, дневного - 24°. Подсветка ночного канала производится
прожектором РН-8-В, прожектор монтируется на маске орудия слева от ствола;
диаметр линзы - 450 мм. Прожектор может работать как в ИК-спектре, так и
освещать объект «нормальным» светом. Переключение режима работы прожектора
осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается
бронестворками.
В средней части корпуса монтируется литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей.
По мнению некоторых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладала наилучшей
формой с точки зрения баллистической стойкости по сравнению с башнями
современников - «Чифтона», «Леопарда-1» и М60. В башне установлена 105-мм пушка
CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела
осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в
вертикальной плоскости: от -8° до +20°. Боекомплект 105-мм орудия - 47 унитарных
выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части
корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 - находятся в башне. В
состав боекомплекта входят бронебойно-подкалиберные (начальная скорость 1525
м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые
и осветительные снаряды.
4-е фото
Прототип АМХ-30
5-е фото
Вид опереди
6-е фото
Вид сзади
Интересна конструкция кумулятивного снаряда. Как известно, бронепробиваемость
кумулятивного снаряда снижается в несколько раз, если при встрече с препятствием
он вращается. Выпущенный из нарезной пушки снаряд вращается в полете со
скоростью 17 000 - 18 000 об/мин. В боеприпасе к французской 105-мм танковой
пушке кумулятивный заряд помещен в капсулу, установленную внутри корпуса на
шарикоподшипниках. В полете вращается только корпус снаряда, заряд же остается
неподвижным. Метод сколь оригинальный, столь и дорогой. Стоимость одного такого
снаряда в несколько раз выше стоимости обычного, без подшипников. Возможна
стрельба снарядами и из боекомплекта английской 105-мм танковой пушки L7. Выброс
стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С основным орудием
спарен 12,7-мм пулемет (установлен слева от орудия). В данном случае термин
«спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с
основным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно.
Пулемет смонтирован в раздельной бронемаске с увеличенным до +40° углом
возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным
целям. На командирской башенке смонтирован пулемет NF1 калибра 7,62 мм
(скорострельность - 900 выстр./мин, начальная скорость пули - 815 м/с,
боекомплект - 2050 патронов). Пулемет имеет механическое дистанционное
управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни
смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм.
Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева -
заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радиста. В крыше башни
имеются два люка - командира и заряжающего.
В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208,
работающий по принципу совмещения изображений; его база - 2 м, увеличение - 12х,
диапазон измеряемых дальностей - от 600 до 3500 м. При ведении стрельбы из
105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК-прицел ОВ-17-А с
4-кратным увеличением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием
телескопический прицел М271.
7-е фото
Показатели проходимости танка АМХ-30
8-е фото
Танк АМХ-30 армии Венесуэлы
9-е фото
На большие расстояния танки АМХ-30 перевозились с помощью транспортеров
10-е фото
Саудовский АМХ-30 движется по пустыне
Для наведения в дневных условиях спаренного пулемета применяется прицел М267,
увеличение прицела - 10х, а ночью - активный ИК-прицел ОВ-23-А с 4-кратным
увеличением. Подсветка прицела ОВ-23-А может осуществляться основным прожектором
РН-9-В или спаренным с 7,62-мм пулеметом прожектором РН-9-А диаметром 230 мм.
Командирская башенка ТОР-7 вращается в направлении, противоположном направлению
разворота башни. По периметру командирской башенки смонтировано десять
перископических наблюдательных приборов М268, на командирской башенке перед
люком - один бинокулярный наблюдательный прибор М267. Один перископический
смотровой прибор М223 установлен у наводчика, два - у заряжающего, кроме того,
для наблюдения за местностью наводчик и заряжающий могут использовать по одному
панорамному перископическому прибору М282.
Привод разворота башни - электрогидравлический.
По бортам башни смонтировано ограждение - корзина для складирования имущества
экипажа и снаряжения.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый конструкционный блок из
двигателя и трансмиссии. Двигатель - четырехтактный двенадцатицилиндровый (с
оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель
жидкостного охлаждения HS110-2 мощностью 720 л.с. Дизель может работать на
соляре, керосине и бензине. Запуск осуществляется электростартером. Глушители
расположены по бортам моторнотрансмиссионного отделения на крыльях ближе к
корме. Трансмиссия - механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять
заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л находятся в отделении
управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть танка включает
по пять опорных катков на борт. Подвеска опорных катков - торсионная. Опорные
катки - двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из
алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Балансиры первого и третьего опорных
катков установлены против хода, остальных катков - по ходу танка. Первый и пятый
узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие
колеса также имеют резиновые бандажи; диски направляющих колес выполнены из
алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Ведущие колеса (количество зубьев - 13)
заднего расположения изготовлены из стали. Имеется десять поддерживающих роликов
(по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы - с открытыми шарнирами
последовательного типа, траки - с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс
элементов ходовой части составляет 2-5 тыс. км пробега.
Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической
системой пожаротушения.
Фильтро-вентиляционная установка системы защиты от оружия массового поражения
установлена в кормовой нише башни.
В состав электрооборудования входят 24-вольтовый генератор мощностью 10,5 кВт и
восемь аккумуляторных батарей суммарной емкостью 380 А.ч.
11-е фото
Основной боевой танк АМХ-30В2 на полигоне
Танк АМХ-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.
Подготовка к форсированию водной преграды занимает 10 мин. На башне вместо
перископического наблюдательного прибора заряжающего монтируется воздухозаборная
труба, изготовленная из стеклопластика. В походном положении она крепится на
корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика-водителя
установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину,
закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к
использованию индивидуальные кислородные дыхательные приборы.
Решение о начале серийного производства танков АМХ-30 приняли в июле 1963 года.
Первый танк вышел из ворот завода в Роанне в июне 1966 года. Завод L'Atelier de
Construction de Roann был основан известным французским предпринимателем Андрэ
Ситроеном в 1917 году. Первоначально здесь изготавливали артиллерийские
боеприпасы, выпуск и ремонт бронетехники наладили в 1952 году в кооперации с
фирмой L'Atelier de Construction d’lssyles Moulineaux (АМХ). Выпуском основных
боевых танков АМХ-30 было загружено примерно 45% производственных мощностей
завода. Здесь изготавливались корпуса танков, велась окончательная сборка и
испытания готовой продукции. Двигатели HS110 по лицензии фирмы «Испано-Сюиза»
выпускал завод L'Atelier de Construction de Lim ges, башни и бронелисты -
L’Atelier de Construction de Tarbes, вооружение - L’Atelier de Construction de
Bourges. Оптические приборы поставляло предприятие L’Atelier de Construction de
Puteaux, радиоэлектронное оборудование - La Section d’Etudes et abrications des
Telecommunications. Стоит отметить, что все основные компоненты танка и сама
сборка производились государственными предприятиями, а не частными фирмами.
Средний темп производства составлял десять танков в месяц.
Производство танков АМХ-30 было завершено в 1981 году. Формально обозначение
АМХ-30 относится к опытным образцам машин, серийные же имели обозначение
АМХ-30В, однако литера «В» в индексе танка употребляется крайне редко.
Работы по улучшению боевой эффективности танка начались практически сразу же с
запуском его в серию. Первым наиболее заметным отличием стала замена спаренного
крупнокалиберного пулемета автоматической пушкой калибра 20 мм с боекомплектом
480 снарядов (скорострельность - 740 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1050
м/с). Французы пошли своеобразным путем. Вооружить танк малокалиберной
автоматической пушкой пытались во многих странах, но в серию запускались танки с
пулеметным вспомогательным вооружением. Галлы сделали все наоборот. Тому имелись
причины. Ошибочно принято считать, что приоритет в области использования боевых
вертолетов принадлежит американцам. На самом деле пионерами стали французы. В
Алжире они впервые в мире использовали вертолеты, вооруженные противотанковыми
ракетами. Объектами поражения вертолетных ПТУР являлась отнюдь не бронетехника,
что, однако, не помешало экспертам правильно оценить возможности перспективного
оружия. Пушка на АМХ-30 предназначалась прежде всего для борьбы с маловысотными
воздушными целями, в то время как крупнокалиберные спаренные пулеметы других
танков выполняли роль своего рода дальномеров. Хорошая в теории идея
положительного эффекта не дала. Установка автоматической пушки не была
подкреплена интеграцией в прицельный комплекс соответствующих радиолокационных
или оптических систем наведения. Тем не менее, 20-мм пушка на АМХ-30
«прописалась» прочно.
12-е фото
Модернизация башни танка АМХ-30: 1 - телесистема «Томсон-CSF» или тепловизор
«Кастор»; 2 - прицел М527; 3 - запасной прицел М496; 4 - навигационная система
«Сьюдад»; 5 - укладка новых подкалиберных выстрелов; 6 - элементы системы
управления огнем; 7 - дозиметр; 8 - утолщенная маска пушки
13-е фото
Основной танк АМХ-30В2. На этой машине не установлен ИК-прожектор РН-9-В
Стволы 105-мм орудий серийных танков получили теплоизоляционные кожухи.
В начале 1970-х годов очевидной стала необходимость замены оптического
дальномера лазерным, а также установка системы стабилизации орудия в двух
плоскостях, пассивных ИК-приборов ночного видения и автоматизированной системы
управления огнем.
Танки АМХ-30В под обозначением АМХ-30Е выпускались в Испании с 1974 по 1983 год
фирмой «Санта-Барбара».
14-е фото
Основной танк АМХ-30В2. На маске пушки установлена бронированная коробка с
телесистемой «Томсон-CSF»
Бронеколлекция, №5, 2007, М. Б. Барятинский, М. ?. Никольский - «Леклерк» и другие французские основные боевые танки
Эксплуатация танков АМХ-30
Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 году. Ими
вооружались танковые полки механизированных бригад нового образца («тип 64»). В
каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыреэскадрона по 13 АМХ-30 в
каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался
взвод из трех танков. Соответственно в эскадроне насчитывалось четыре взвода по
три танка в каждом и танк командира эскадрона. Помимо танковых эскадронов, в
состав полка механизированной бригады «64» входил механизированный эскадрон -
четыре взвода гусеничных БМП АМХ-10А.
Новая структура бригады вводилась взамен прежней - образца «59». Считалось, что
более насыщенная бронетехникой бригада будет обладать существенно более высокими
наступательными возможностями. Судя по всему, французам был присущ повышенный
оптимизм. Арабо-израильская война 1967 пода наглядно продемонстрировала при
использовании танков в наступлении приоритет защищенности над подвижностью и
огневой мощью, то есть приоритет именно того фактора, который у АМХ-30 стоял на
последнем месте.
В середине 1980-х годов танки АМХ-30 состояли на вооружении танковых дивизий (Division
Blindee), в каждом таком соединении насчитывалось от 170 до 190 основных боевых
танков АМХ-30. В состав 1-го корпуса со штабом в Метце входили 1- я и 7-я
танковые дивизии, в состав 2-го корпуса со штабом в Баден-Бадене - 3-я и 5-я, в
состав 3-го корпуса со штабом в Лиле - 2-я и 10-я. Помимо танков (450-500
машин), на вооружении корпуса имелось порядка 150 самоходок 155 mm GST. В особых
случаях в распоряжение штаба корпуса мог передаваться полк самоходных пусковых
установок тактических ядерных ракет «Плутон». Всего же на вооружение сухопутных
войск Франции поступило примерно 1200 танков АМХ-30. Первые АМХ-30В2 были
переданы французской армии в январе 1982 года.
На начало 2001 года на вооружении сухопутных войск Франции насчитывалось 200
танков АМХ-30В2, еще 500 находилось на хранении.
35-е фото
14 июля 1991 года танки АМХ-30В2 4-го драгунского полка прошли по Елисейским
полям
Тактико-технические характеристики танка АМХ-30 и боевых машин на его базе
_ / АМХ-30 / 155 mm GCT / БРЭМ / Мостоукладчик***
Экипаж, чел. / 4 / 4 / 4 / 3
Длина с пушкой вперед, м / 9,48 / 10,25 / 10,17* / 11,50
Длина корпуса, м / 6,59 / 6,7 / _ / _
Ширина, м / 3,10 / 3,15 / 3,14 / 3,94
Высота по крыше башни, м / 2,28 / 3,25 / 2,65** / 4,30
Клиренс, м / 0,44 / 0,42 / 0,44 / 0,44
Боевая масса, т / 36 / 42 / 36 / 42
Максимальная скорость но шоссе, км/ч / 64 / 60 / 64 / 64
Запас хода по шоссе, км / 600 / 450 / 600 / 600
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема / 60% / 60% / 60% / 60%
высота стенки, м / 0,93 / 0,93 / 0,93 / 0,93
ширина траншеи, м / 2,89 / 2,89 / 2,89 / 2,89
* Длина со стрелой крана.
** Высота со стрелой крана в положении по-походному.
*** Все данные для машины с установленной мостовой конструкцией.
Помимо французской армии, АМХ-30 состоят на вооружении в Венесуэле (70), Греции,
Испании (150 - в резерве), на Кипре (81), в Катаре (34), Саудовской Аравии (300
- на хранении, еще 150 - сняты с вооружения), Чили (60).
В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин,
имевшихся в армии Саудовской Аравии, в 1990 году входили в состав группировки
Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хусейна участия не
принимали. Франция отправила в этот регион так называемую дивизию «Дагу» -
сводное соединение, состоявшее из 6-й легкой бронетанковой дивизии и частей
усиления. В их число входил 4-й драгунский полк, на вооружении которого
находилось 44 танка АМХ-30В2, специально дооборудованные для боевых действий в
пустыне. Французская дивизия высадилась в саудовском порту Янбу на Красном море,
откуда совершила 1400-км марш к месту сосредоточения. Она вошла в оперативное
подчинение штабу 18-го американского армейского корпуса, наносившего основной
удар по охвату вторгнувшейся в Кувейт группировки иракских войск. Однако, перед
дивизией «Дагу» стояла куда более скромная задача - обеспечение фланга
наступавшей американской группировки. Боевые действия, которые вели французские
части, ограничились захватом иракского городка Ac-Салман. Потерь 4-й драгунский
полк не понес.
Бронеколлекция, №5, 2007, М. Б. Барятинский, М. ?. Никольский - «Леклерк» и другие французские основные боевые танки