AMX-30 - Основной боевой танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Франция

Основной боевой танк АМХ-30

Разрабатывался с 1958 года на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований на танк 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве единого европейского танка НАТО разработка велась самостоятельно государственным научно-исследовательским центром АМХ (расположен в Исси-ле-Мулино - пригороде Парижа). Принят на вооружение в 1963 году. Производился серийно на танкосборочном заводе ARE (г.Роанн) с 1966 по 1986 год. Изготовлено 2248 единиц. С 1974 по 1979 год в Испании по французской лицензии изготовлено 280 единиц.

Серийные модификации:

АМХ-30 - отличается относительно малыми массой и габаритами. Башня литая, корпус сварной. Броня танка защищает только от снарядов малокалиберных пушек, пуль и осколков снарядов, но пробивается всеми типами кумулятивных снарядов, ПТУР и почти всеми гранатами РПГ. 105-мм пушка не имеет эжектора и системы стабилизации. Продувка канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Пушка снабжена теплоизоляционным кожухом. В качестве вспомогательного вооружения используется 20-мм автоматическая пушка, размещенная в отдельной бронемаске, которая обеспечивает ей угол возвышения до 40°. Двигатель HS-110-2 мощностью 720 л.с., трансмиссия механическая 5SD-200D. Управление огнем дублированное. В СУО входит оптический дальномер М208, комбинированные (дневные/ночные) прицелы командира М270 и наводчика М271. Ночные приборы активного типа, для подсветки целей используется ИК-прожектор РН-9-А, устанавливаемый слева от пушки. Имеются система защиты от ОМП и автоматическая система ППО. Боевая масса танка 36 т.

AMX-30S - вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом. Двигатель дефорсирован до мощности 620л.с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха. Максимальная скорость 60 км/ч.

АМХ-30В2 (1982 г.) - СУО М581 с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем, телевизионная система для стрельбы ночью, усовершенствованная маска пушки, гидромеханическая трансмиссия. В начале 1990-х годов танки начали оснащать навесным КДЗ G2.

31-я илл.
АМХ-30В2

32-я илл.
Основной боевой танк АМХ-30

АМХ-30 стали поступать в войска в 1967 году, постепенно заменяя в частях танки американского производства М47 и М48. Первыми новые боевые машины получили 501-й и 503-й танковые полки, дислоцировавшиеся соответственно в Рамбуйе и Мурмелоне. 503-й полк в январе 1982 года первым получил и модернизированные машины - АМХ-30В2.

На базе танка АМХ-30 были разработаны и выпускались серийно БРЭМ AMX-30D, мостоукладчик АМХ-30H, 155-мм самоходная гаубица GCT, бронированная инженерная машина AMX-30EBG, ПУ оперативнотехнических ракет «Плутон», самоходный ЗРК «Роланд», самоходный ЗРК «Шахине» (для Саудовской Аравии) и ЗСУ AMX-30SA (тоже для Саудовской Аравии).

К середине 1990-х годов на вооружении французской армии состояли 385 АМХ-30, 653 АМХ-30В2, 134 AMX-30D, 190 самоходных гаубиц GCT, 181 ЗРК «Роланд» и 44 ПУ «Плутон».

Помимо Франции танки этого типа состояли или состоят на вооружении в Греции (150 АМХ-30), Саудовской Аравии (300 AMX-30S), Испании (150 единиц в модернизированных версиях AMX-30ER1 и AMX-30ER2), Кипре (104 АМХ-30В2), Чили (40 AMX-30S), Катаре (35 AMX-30S), Объединенных Арабских Эмиратах (64 AMX-30S) и Венесуэлле (81 AMX-30). В 1998 году Арабские Эмираты передали 42 танка AMX-30S армии Боснии и Герцеговины.

Танки АМХ-30В2 и AMX-30S принимали участие в боевых действиях в ходе операции «Буря в пустыне».

Танк АМХ-30 - один из самых легких зарубежных основных танков второго поколения. Эта боевая машина обладала достаточной для периода 1960-1970-х годов огневой мощью и подвижностью, но относительно слабой броневой защитой. Проведение модернизации не смогло устранить этот недостаток. Использование навесных элементов КДЗ G2 привело к возрастанию массы танка и снижению его динамических характеристик. По своим ТТХ танк АМХ-30 не достиг уровня американского танка М60А1.

33-я илл.
34-я илл.
Тапки АМХ-30В2, оснащенные комплектом навесной динамической защиты G2

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА АМХ-30В2
БОЕВАЯ МАССА, т: 37.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9480, ширина - 3100, высота (по крыше башни) - 2290, клиренс - 440.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка CN-105-F1 калибра 105 мм, 1 автоматическая пушка М693 калибра 20 мм, 1 зенитный пулемет F1 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 47 выстрелов калибра 105 мм, 480 выстрелов калибра 20 мм, 2070 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер TCV-80, телескопический прицел наводчика М496, перископический монокулярный подсветочный ночной прицел наводчика, перископический комбинированный (дневной/ночной) монокулярный прицел командира М544.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 80, борт - 30...57, крыша и днище - 15, башня - 25...81.
ДВИГАТЕЛЬ: Hispano-Suiza HS-110-2, 12-цилиндровый, дизельный, горизонтально-оппозитный, четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность 720 л.с. (530 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Minerva ENC 200, гидромеханическая двухпоточная, включающая в себя комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три - заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, пять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м и 5-м узлах подвески; гусеница с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками; в каждой гусенице 83 трака шириной 570 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 520.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9; высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,3 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.

Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2

 

М. Никольский / М. Барятинский

«Леклерк» и другие французские основные боевые танки

Французские основные боевые танки АМХ-30

1-е фото
Французский основной боевой танк АМХ-30

В 1950-е годы развернулась дискуссия о принятии на вооружение армий западноевропейских стран единого основного боевого танка. Машина предназначалась для замены американских танков М47 «Паттон». Наибольшую заинтересованность в программе разработки единого танка проявляли армии Великобритании, Германии, Италии и Франции. Но планы эти с треском провалились: в четырех государствах НАТО на вооружение были приняты четыре совершенно разных основных боевых танка. Требования англичан к перспективной боевой машине принципиально отличались от требований остальных участников программы. Британцы отдавали приоритет защищенности и огневой мощи. Французы и немцы - подвижности и огневой мощи. Италия, никогда не отличавшаяся развитым танкостроением, всерьез в формировании облика танка участия не принимала. Разногласия между французами и немцами проявлялись скорее в экономической сфере. Какое-то время политики пытались эти противоречия сгладить. Программа единого танка НАТО трансформировалась в франко-западногерманскую. В соответствие с ней предполагались постройка прототипов французской и западногерманской конструкции, проведение их сравнительных испытаний и принятие на вооружение лучшей машины. В конечном итоге и этот план потерпел фиаско: на вооружение армий двух стран поступили разные танки: в Западной Германии - «Леопард-1», во Франции - АМХ-30.

Характеристики обеих машин близки, они даже похожи внешне. Однако, если «Леопард-1» рассматривался как танк обороны, то АМХ-30 планировалось использовать прежде всего как танк наступления. К концу 1960-х годов сухопутные войска Франции должны были иметь в своем составе только механизированные подразделения, оснащенные исключительно бронетехникой - боевыми машинами пехоты, пушечными бронеавтомобилями и основными боевыми танками. Командование вооруженных сил исповедовало сугубо наступательную военную доктрину. Исходя из новой концепции строительства вооруженных сил, в требования к перспективному танку французы заложили «наступательные» факторы: увеличенный запас хода по шоссе, способность преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,3 м без предварительной подготовки и глубиной до 4 м по дну - после подготовки.

Размеры танка жестко регламентировались габаритами железнодорожного подвижного состава. АМХ-30 получился самым «маленьким» и легким среди западных основных боевых танков 1960-х годов.

Ценой улучшения подвижности при сохранении достаточно мощного вооружения стала ослабленная защищенность танка. Несмотря на рациональные формы корпуса и башни бортовая броня выдерживала попадания лишь крупнокалиберных пуль и осколков снарядов. Несомненно, что столь слабая бронезащита - основательный «прокол» разработчиков технического задания. Основной боевой танк - это все-таки не бронеавтомобиль. Впервые на французском танке предусматривалось использование системы защиты от оружия массового поражения. Другой новинкой стало создание вместе с танком тренажера механика-водителя.

Первый прототип танка АМХ-30 был изготовлен в 1961 году, через три года после начала полномасштабного проектирования. Через год на испытания вышел второй прототип, в 1963-м - семь опытных экземпляров машин, а в сентябре 1965-го заказчик получил два предсерийных АМХ-30.

Танк был спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым - в средней части и моторно-трансмиссионным - в корме. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса - литая. Своей формой корпуса французский танк сильно напоминает западногерманского «собрата» - «Леопард-1». Вообще же в облике обеих боевых машин явственно «читается» влияние Т-34. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов - 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным - для повышения защищенности машины от взрывов мин.

2-е фото
АМХ-30 на учебном полигоне

3-е фото
АМХ-30 преодолевает препятствия во время тактических занятий

Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной влево люк овальной формы. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Предусмотрена возможность замены среднего перископа панорамным активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов - 1х; поле зрения ночного канала - 35°, дневного - 24°. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, прожектор монтируется на маске орудия слева от ствола; диаметр линзы - 450 мм. Прожектор может работать как в ИК-спектре, так и освещать объект «нормальным» светом. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.

В средней части корпуса монтируется литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По мнению некоторых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладала наилучшей формой с точки зрения баллистической стойкости по сравнению с башнями современников - «Чифтона», «Леопарда-1» и М60. В башне установлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости: от -8° до +20°. Боекомплект 105-мм орудия - 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 - находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойно-подкалиберные (начальная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды.

4-е фото
Прототип АМХ-30

5-е фото
Вид опереди

6-е фото
Вид сзади

Интересна конструкция кумулятивного снаряда. Как известно, бронепробиваемость кумулятивного снаряда снижается в несколько раз, если при встрече с препятствием он вращается. Выпущенный из нарезной пушки снаряд вращается в полете со скоростью 17 000 - 18 000 об/мин. В боеприпасе к французской 105-мм танковой пушке кумулятивный заряд помещен в капсулу, установленную внутри корпуса на шарикоподшипниках. В полете вращается только корпус снаряда, заряд же остается неподвижным. Метод сколь оригинальный, столь и дорогой. Стоимость одного такого снаряда в несколько раз выше стоимости обычного, без подшипников. Возможна стрельба снарядами и из боекомплекта английской 105-мм танковой пушки L7. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С основным орудием спарен 12,7-мм пулемет (установлен слева от орудия). В данном случае термин «спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с основным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемет смонтирован в раздельной бронемаске с увеличенным до +40° углом возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке смонтирован пулемет NF1 калибра 7,62 мм (скорострельность - 900 выстр./мин, начальная скорость пули - 815 м/с, боекомплект - 2050 патронов). Пулемет имеет механическое дистанционное управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм.

Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева - заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радиста. В крыше башни имеются два люка - командира и заряжающего.

В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208, работающий по принципу совмещения изображений; его база - 2 м, увеличение - 12х, диапазон измеряемых дальностей - от 600 до 3500 м. При ведении стрельбы из 105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК-прицел ОВ-17-А с 4-кратным увеличением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием телескопический прицел М271.

7-е фото
Показатели проходимости танка АМХ-30

8-е фото
Танк АМХ-30 армии Венесуэлы

9-е фото
На большие расстояния танки АМХ-30 перевозились с помощью транспортеров

10-е фото
Саудовский АМХ-30 движется по пустыне

Для наведения в дневных условиях спаренного пулемета применяется прицел М267, увеличение прицела - 10х, а ночью - активный ИК-прицел ОВ-23-А с 4-кратным увеличением. Подсветка прицела ОВ-23-А может осуществляться основным прожектором РН-9-В или спаренным с 7,62-мм пулеметом прожектором РН-9-А диаметром 230 мм. Командирская башенка ТОР-7 вращается в направлении, противоположном направлению разворота башни. По периметру командирской башенки смонтировано десять перископических наблюдательных приборов М268, на командирской башенке перед люком - один бинокулярный наблюдательный прибор М267. Один перископический смотровой прибор М223 установлен у наводчика, два - у заряжающего, кроме того, для наблюдения за местностью наводчик и заряжающий могут использовать по одному панорамному перископическому прибору М282.

Привод разворота башни - электрогидравлический.

По бортам башни смонтировано ограждение - корзина для складирования имущества экипажа и снаряжения.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый конструкционный блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель - четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного охлаждения HS110-2 мощностью 720 л.с. Дизель может работать на соляре, керосине и бензине. Запуск осуществляется электростартером. Глушители расположены по бортам моторнотрансмиссионного отделения на крыльях ближе к корме. Трансмиссия - механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л находятся в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска опорных катков - торсионная. Опорные катки - двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков - по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи; диски направляющих колес выполнены из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Ведущие колеса (количество зубьев - 13) заднего расположения изготовлены из стали. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы - с открытыми шарнирами последовательного типа, траки - с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2-5 тыс. км пробега.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Фильтро-вентиляционная установка системы защиты от оружия массового поражения установлена в кормовой нише башни.

В состав электрооборудования входят 24-вольтовый генератор мощностью 10,5 кВт и восемь аккумуляторных батарей суммарной емкостью 380 А.ч.

11-е фото
Основной боевой танк АМХ-30В2 на полигоне

Танк АМХ-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Подготовка к форсированию водной преграды занимает 10 мин. На башне вместо перископического наблюдательного прибора заряжающего монтируется воздухозаборная труба, изготовленная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика-водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к использованию индивидуальные кислородные дыхательные приборы.

Решение о начале серийного производства танков АМХ-30 приняли в июле 1963 года. Первый танк вышел из ворот завода в Роанне в июне 1966 года. Завод L'Atelier de Construction de Roann был основан известным французским предпринимателем Андрэ Ситроеном в 1917 году. Первоначально здесь изготавливали артиллерийские боеприпасы, выпуск и ремонт бронетехники наладили в 1952 году в кооперации с фирмой L'Atelier de Construction d’lssyles Moulineaux (АМХ). Выпуском основных боевых танков АМХ-30 было загружено примерно 45% производственных мощностей завода. Здесь изготавливались корпуса танков, велась окончательная сборка и испытания готовой продукции. Двигатели HS110 по лицензии фирмы «Испано-Сюиза» выпускал завод L'Atelier de Construction de Lim ges, башни и бронелисты - L’Atelier de Construction de Tarbes, вооружение - L’Atelier de Construction de Bourges. Оптические приборы поставляло предприятие L’Atelier de Construction de Puteaux, радиоэлектронное оборудование - La Section d’Etudes et abrications des Telecommunications. Стоит отметить, что все основные компоненты танка и сама сборка производились государственными предприятиями, а не частными фирмами. Средний темп производства составлял десять танков в месяц.

Производство танков АМХ-30 было завершено в 1981 году. Формально обозначение АМХ-30 относится к опытным образцам машин, серийные же имели обозначение АМХ-30В, однако литера «В» в индексе танка употребляется крайне редко.

Работы по улучшению боевой эффективности танка начались практически сразу же с запуском его в серию. Первым наиболее заметным отличием стала замена спаренного крупнокалиберного пулемета автоматической пушкой калибра 20 мм с боекомплектом 480 снарядов (скорострельность - 740 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1050 м/с). Французы пошли своеобразным путем. Вооружить танк малокалиберной автоматической пушкой пытались во многих странах, но в серию запускались танки с пулеметным вспомогательным вооружением. Галлы сделали все наоборот. Тому имелись причины. Ошибочно принято считать, что приоритет в области использования боевых вертолетов принадлежит американцам. На самом деле пионерами стали французы. В Алжире они впервые в мире использовали вертолеты, вооруженные противотанковыми ракетами. Объектами поражения вертолетных ПТУР являлась отнюдь не бронетехника, что, однако, не помешало экспертам правильно оценить возможности перспективного оружия. Пушка на АМХ-30 предназначалась прежде всего для борьбы с маловысотными воздушными целями, в то время как крупнокалиберные спаренные пулеметы других танков выполняли роль своего рода дальномеров. Хорошая в теории идея положительного эффекта не дала. Установка автоматической пушки не была подкреплена интеграцией в прицельный комплекс соответствующих радиолокационных или оптических систем наведения. Тем не менее, 20-мм пушка на АМХ-30 «прописалась» прочно.

12-е фото
Модернизация башни танка АМХ-30: 1 - телесистема «Томсон-CSF» или тепловизор «Кастор»; 2 - прицел М527; 3 - запасной прицел М496; 4 - навигационная система «Сьюдад»; 5 - укладка новых подкалиберных выстрелов; 6 - элементы системы управления огнем; 7 - дозиметр; 8 - утолщенная маска пушки

13-е фото
Основной танк АМХ-30В2. На этой машине не установлен ИК-прожектор РН-9-В

Стволы 105-мм орудий серийных танков получили теплоизоляционные кожухи.

В начале 1970-х годов очевидной стала необходимость замены оптического дальномера лазерным, а также установка системы стабилизации орудия в двух плоскостях, пассивных ИК-приборов ночного видения и автоматизированной системы управления огнем.

Танки АМХ-30В под обозначением АМХ-30Е выпускались в Испании с 1974 по 1983 год фирмой «Санта-Барбара».

14-е фото
Основной танк АМХ-30В2. На маске пушки установлена бронированная коробка с телесистемой «Томсон-CSF»

Бронеколлекция, №5, 2007, М. Б. Барятинский, М. ?. Никольский - «Леклерк» и другие французские основные боевые танки

 

Эксплуатация танков АМХ-30

Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 году. Ими вооружались танковые полки механизированных бригад нового образца («тип 64»). В каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыреэскадрона по 13 АМХ-30 в каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался взвод из трех танков. Соответственно в эскадроне насчитывалось четыре взвода по три танка в каждом и танк командира эскадрона. Помимо танковых эскадронов, в состав полка механизированной бригады «64» входил механизированный эскадрон - четыре взвода гусеничных БМП АМХ-10А.

Новая структура бригады вводилась взамен прежней - образца «59». Считалось, что более насыщенная бронетехникой бригада будет обладать существенно более высокими наступательными возможностями. Судя по всему, французам был присущ повышенный оптимизм. Арабо-израильская война 1967 пода наглядно продемонстрировала при использовании танков в наступлении приоритет защищенности над подвижностью и огневой мощью, то есть приоритет именно того фактора, который у АМХ-30 стоял на последнем месте.

В середине 1980-х годов танки АМХ-30 состояли на вооружении танковых дивизий (Division Blindee), в каждом таком соединении насчитывалось от 170 до 190 основных боевых танков АМХ-30. В состав 1-го корпуса со штабом в Метце входили 1- я и 7-я танковые дивизии, в состав 2-го корпуса со штабом в Баден-Бадене - 3-я и 5-я, в состав 3-го корпуса со штабом в Лиле - 2-я и 10-я. Помимо танков (450-500 машин), на вооружении корпуса имелось порядка 150 самоходок 155 mm GST. В особых случаях в распоряжение штаба корпуса мог передаваться полк самоходных пусковых установок тактических ядерных ракет «Плутон». Всего же на вооружение сухопутных войск Франции поступило примерно 1200 танков АМХ-30. Первые АМХ-30В2 были переданы французской армии в январе 1982 года.

На начало 2001 года на вооружении сухопутных войск Франции насчитывалось 200 танков АМХ-30В2, еще 500 находилось на хранении.

35-е фото
14 июля 1991 года танки АМХ-30В2 4-го драгунского полка прошли по Елисейским полям

Тактико-технические характеристики танка АМХ-30 и боевых машин на его базе
_ / АМХ-30 / 155 mm GCT / БРЭМ / Мостоукладчик***
Экипаж, чел. / 4 / 4 / 4 / 3
Длина с пушкой вперед, м / 9,48 / 10,25 / 10,17* / 11,50
Длина корпуса, м / 6,59 / 6,7 / _ / _
Ширина, м / 3,10 / 3,15 / 3,14 / 3,94
Высота по крыше башни, м / 2,28 / 3,25 / 2,65** / 4,30
Клиренс, м / 0,44 / 0,42 / 0,44 / 0,44
Боевая масса, т / 36 / 42 / 36 / 42
Максимальная скорость но шоссе, км/ч / 64 / 60 / 64 / 64
Запас хода по шоссе, км / 600 / 450 / 600 / 600
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема / 60% / 60% / 60% / 60%
высота стенки, м / 0,93 / 0,93 / 0,93 / 0,93
ширина траншеи, м / 2,89 / 2,89 / 2,89 / 2,89
* Длина со стрелой крана.
** Высота со стрелой крана в положении по-походному.
*** Все данные для машины с установленной мостовой конструкцией.

Помимо французской армии, АМХ-30 состоят на вооружении в Венесуэле (70), Греции, Испании (150 - в резерве), на Кипре (81), в Катаре (34), Саудовской Аравии (300 - на хранении, еще 150 - сняты с вооружения), Чили (60).

В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин, имевшихся в армии Саудовской Аравии, в 1990 году входили в состав группировки Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хусейна участия не принимали. Франция отправила в этот регион так называемую дивизию «Дагу» - сводное соединение, состоявшее из 6-й легкой бронетанковой дивизии и частей усиления. В их число входил 4-й драгунский полк, на вооружении которого находилось 44 танка АМХ-30В2, специально дооборудованные для боевых действий в пустыне. Французская дивизия высадилась в саудовском порту Янбу на Красном море, откуда совершила 1400-км марш к месту сосредоточения. Она вошла в оперативное подчинение штабу 18-го американского армейского корпуса, наносившего основной удар по охвату вторгнувшейся в Кувейт группировки иракских войск. Однако, перед дивизией «Дагу» стояла куда более скромная задача - обеспечение фланга наступавшей американской группировки. Боевые действия, которые вели французские части, ограничились захватом иракского городка Ac-Салман. Потерь 4-й драгунский полк не понес.

Бронеколлекция, №5, 2007, М. Б. Барятинский, М. ?. Никольский - «Леклерк» и другие французские основные боевые танки