Leclerc - Основной боевой танк (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Основной боевой танк Leclerc
Танк третьего поколения разрабатывался с 1978 года государственным концерном
GIAT Industries. К концу 1986 года было собрано шесть опытных образцов. Серийное
производство началось в 1991 году. Из-за финансовых ограничений первоначальный
заказ в 1400 танков был сокращен до 612, а затем - до 406 машин. Название танк
получил в честь генерала Леклерка - командира 2-й французской бронетанковой
дивизии, в июле 1944 года освободившей Париж.
Серийные модификации:
Leclerc - корпус и башня сварные. Лобовая броня многослойная модульного типа,
представляющая собой комбинацию стальных плит различной твердости, керамики и
кевлара. Борта и ходовая часть прикрыты противокумулятивными броневыми экранами,
а в передней части на шарнирах навешены стальные короба, выполняющие функции
дополнительного разнесенного бронирования. 120-мм гладкоствольная пушка с длиной
ствола 52 калибра снабжена теплоизоляционным кожухом. Эжектор отсутствует,
продувка канала ствола после выстрела осуществляется сжатым воздухом. Автомат
заряжания с транспортером ленточного типа на 22 унитарных выстрела расположен в
нише башни. Технический темп стрельбы - до 15 выстр./мин, эффективная
скорострельность - 10...12 выстр./мин. В ТИУС входят бортовая ЭВМ, связанная с
основными агрегатами танка, и дублирующая баллистический вычислитель;
электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом
заряжания, системой ППО; навигационная инерциальная система с коррекцией от
спутникового комплекса «Навстар»; система связи с телефонным и факсимильным
режимами и псевдослучайным изменением рабочей частоты, защищающим от средств РЭБ
противника. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных
маршрутах движения, работе узлов и агрегатов, расходе боеприпасов и топлива,
ведет прием и передачу информации с другими танками и командным пунктом о
состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде
буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи. О неисправностях
и изменении обстановки экипажу голосом сообщает речевой информатор, имеющий в
запасе памяти 600 команд. Машина оборудована системами ПАЗ, ОПВТ и оповещения о
лазерном облучении.
Leclerc Tropik - экспортный вариант для стран с жарким климатом. Двигатель MTU
883 Ка-501 мощностью 1650 л.с. при 3000 об/мин, автоматическая трансмиссия Renk
HSWL 295ТМ, усиленная система кондиционирования воздуха, дистанционно
управляемая зенитно-пулеметная установка, дополнительные корзины для снаряжения
на бортах и корме башни. Изъято оборудование ОПВТ.
35-я илл.
36-я илл.
Leclerc
37-я илл.
Leclerc Tropik
В начале 1989 года была заказана первая партия из 16 танков «Леклерк»,
предназначенная для войсковых испытаний. 14 января 1992 года концерн GIAT
передал армии первую серийную машину. Первыми же частями, получившими новые
танки, стали 501-й и 503-й танковые полки 10-й танковой дивизии.
Стремясь сохранить производственные мощности на уровне 110-120 танков в год,
французы занялись поиском экспортных заказов. 14 февраля 1993 года компания GIAT
объявила о подписании контракта на продажу Объединенным Арабским Эмиратам 390
танков «Леклерк» и 46 БРЭМ DNG на его базе. Контрактные обязательства привели к
тому, что экспортные поставки опережали даже поставки для французской армии. 2
декабря 1996 года 80 «леклерков» продефилировали по улицам АбуДаби во время
парада.
В самой же Франции публичный показ новых танков состоялся лишь 14 июля 1997 года
- 27 машин сводного батальона, сформированного из машин 501-го и 502-го полков,
прошли по Елисейским полям. Во избежание неприятных сюрпризов на танках было
отключено большинство элементов электронной системы, полностью обесточена башня
и работал лишь необходимый для движения минимум оборудования. Еще 12 танков
провезли на трейлерах.
В феврале 1999 года 15 «леклерков» в составе французского контингента прибыло в
Косово. По состоянию на 2001 год на вооружении французской армии находилось уже
311 танков «Леклерк». Завершить поставки всех 406 боевых машин предполагается в
марте 2002 года.
38-я илл.
39-я илл.
Танки «Леклерк» французской армии
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Leclerc
БОЕВАЯ МАССА, т: 54,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9871, ширина - 3710, высота - 2953, клиренс -
500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка CN-120-26 калибра 120 мм, 1 пулемет M2HB-QBC калибра 12,7
мм, 1 зенитный пулемет F1 калибра 7,62 мм, 9 пусковых установок калибра 80 мм
системы Galix для пуска дымовых и противопехотных гранат и тепловых ловушек.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра
7,62 мм, 4 дымовых и 3 противопехотных гранаты, 2 тепловых ловушки.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, ленточного типа, с постоянным углом
заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной, электромашинного типа.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер HL-58, монокулярный прицел наводчика
SAGEM HL-60 с термовизором Athos, бинокулярный комбинированный панорамный прицел
командира SFIM HL-70.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное.
ДВИГАТЕЛЬ: SSCM UD V-8X 1500, 8-цилиндровый, дизельный, V-образный,
четырехтактный, жидкостного охлаждения с системой турбонаддува Hyperbar;
мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объем 16 470 см3.
ТРАНСМИССИЯ: SESM ESM 500, автоматическая гидромеханическая двухпоточная,
включающая в себя комплексную гидропередачу, автоматическую планетарную коробку
передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и две - заднего, и
дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном
приводе, а также комбинированную систему торможения, состоящую из
гидрозамедлителя, установленного на грузовом валу коробки передач, и дисковых
тормозов сухого трения с воздушным охлаждением, размещенных на бортовых
редукторах.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, пять поддерживающих
катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами
(зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная
гидропневматическая; гусеница с РМШ, резиновой беговой дорожкой и съемными
резиновыми асфальтоходными подушками; ширина трака 635 мм, шаг трака 190 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 71.
ЗАПАС ХОДА, км: 550.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угод подъема, град. - 31; ширина рва, м - 3; высота
стенки, м - 1,25; глубина брода, м - 1 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция PR 4G, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2
«Леклерк»
В 1978 году специалисты Франции и ФРГ в рамках программ «Наполеон-1» и KPz.З
приступили к совместной разработке нового основного боевого танка. Спустя четыре
года из-за ряда разногласий по техническим вопросам совместная работа была
прекращена. Франция, и без того задержавшаяся с созданием танка третьего
поколения, с 1982 года самостоятельно продолжила проектирование танка под
индексом ЕРС (Engin Principal de Combat).
Основным разработчиком танка являлось государственное объединение GIAT, инженеры
которого сделали ставку на использование наиболее передовых решений, многие из
которых применялись в танкостроении впервые. Характерным было широкое внедрение
самых последних достижений электроники. Сложные узлы и агрегаты испытывались на
стендах и экспериментальных машинах. В первую очередь - варианты подвески
(торсионная и два типа гидропневматической), силовой блок, гусеницы с траками из
стали и легких сплавов, система управления огнем, в составе которой проверялись
и тепловизоры фирм TRT и SAT. Французская армия хотела получить быстроходный
танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее
влияние на конструкцию в целом. При этом рассматривалось несколько вариантов
компоновки, в том числе - безбашенный танк с экипажем в корпусе и вынесенной
установкой вооружения.
42-е фото
Один из первых прототипов танка «Леклерк»
С 30 января 1986 года вместо аббревиатуры ЕРС танк получил название «Леклерк» (Leclerc)
в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля. 28 августа 1944
года возглавляемая им, тогда еще в звании бригадного генерала, 2-я французская
бронетанковая дивизия вступила в Париж. После гибели Леклерка в авиационной
катастрофе в 1952 году ему посмертно присвоили звание маршала.
К концу 1986 года изготовили шесть прототипов, один из которых 10 января 1987
года был показан высшему военному руководству. Правда, машина, представленная
как «функциональный образец», скорее представляла собой ходовой макет. Следует
подчеркнуть, что первые прототипы имели заметное сходство с немецким собратом -
танком «Леопард-2». Особенно это касалось башни. Вместе с тем, под броней «Леклерка»
скрывались принципиально новые решения, в большинстве своем еще не
использовавшиеся на других танках западных стран. Плотная компоновка узлов и
агрегатов позволила снизить забронированный объем до 17,5 м³ против 21 м³ у «Абрамса»
и 19,4 м³ у «Леопарда-2А4», а уязвимую площадь лобовой проекции - до 1,6 м2
против 2,7 м2 и 2,1 м2 - у американской и немецкой машин. Длина корпуса «Леклерка»
оказалась на 1 м короче, чем у «Леопарда», и на 2 м, чем у английского
«Челленджера». Высота по крыше башни французского танка составила всего 2,3 м.
В ходе испытаний и подготовки к серийному производству существенные изменения
были внесены как в конструкцию танка, так и в его оборудование. Например, из
соображений экономии два лазерных дальномера, сопряженных с прицелами командира
и наводчика, заменили одним, с выводом на оба канала. Вместо
электронно-оптического командирского прицела HL15 установили более совершенный
HL70. Доработали и тепловизор «Атос», который стал обеспечивать дальность
обнаружения целей до 5000 м ночью и в плохую погоду, в то время как с помощью
ночных прицелов предыдущего поколения это было возможно лишь на дистанциях от
1500 до 2000 м. В ходе испытаний прототипы прошли 39 тыс.км и выполнили 1800
стрельб.
Корпус и башня «Леклерка» изготовлены из композитной брони, в которой
используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Так,
например, лобовая броня танка образована наружным листом из высокотвердой стали,
затем листом ковкой стали средней твердости, наполнителем из слоев керамики и
стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из
тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта корпуса
прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены
еще и стальные короба шириной 200 мм. Этой разнесенной бронировкой прикрыты
передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя.
Низкий профиль двухместной башни и плотная компоновка позволили не только
уменьшить габариты и массу танка, но и использовать полученный выигрыш для
улучшения его защищенности. «Леклерк», будучи почти на 10 т легче «Абрамса» М1А2
(54,6.т против 63 т), несет на 5-6 т больше брони. Основным новшеством стала
модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий
коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и
простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в
течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой. При
создании машины особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде
всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху.
43-е фото
Leclerc Tropic
44-е фото
Leclerc 1-й серии
45-е фото
Leclerc 2-й серии
Создатели танка утверждают, что у «Леклерка» лобовая часть корпуса защищена от
подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30° от его продольной оси вдвое
эффективнее, чем у других машин стран НАТО.
Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной
ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить
рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.
В качестве основного вооружения на танке «Леклерк» используется французская
120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 6,2 м (52 калибра), что
на 1 м превышает длину американской 120-мм пушки М256 и германской Rh 44 со
стволами в 44 калибра. Боеприпасы «Леклерка», «Абрамса» и «Леопарда-2» -
взаимозаменяемы, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику
подкалиберного оперенного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно
превосходя «коллег». Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для стрельбы в
движении пушка стабилизирована в двух плоскостях. Эжектора она не имеет, а
продувка ствола для охлаждения и удаления пороховых газов после выстрела
производится сжатым воздухом от специального компрессора. Полную замену орудия,
ресурс которого равен 400 выстрелам, можно произвести менее, чем за час, без
снятия башни. В целом пушка «Леклерка» оценивается как самая мощная из
сегодняшних зарубежных танковых артсистем. Устройство башни позволяет в
перспективе оснастить танк пушкой калибра 140 мм.
Особенностью танка «Леклерк», выделяющей его среди прочих западных аналогов,
является наличие автомата заряжания, что позволило сократить численность экипажа
до трех человек. Автомат заряжания, созданный фирмой «Крезо-Луар», с
транспортером ленточного типа установлен в корме башни. 22 унитарных выстрела
размещены в ячейках горизонтального конвейера, расположенного поперек пушки,
напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта пушка
устанавливается на угол заряжания - 1,8°, конвейер подает к окну ячейку с
соответствующим снарядом и сгораемой гильзой. Автоматика способна обеспечить
технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстр./мин.
Эффективная скорострельность составляет 10-12 выстр./мин как с места, так и в
движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в
кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять
автомат из боеукладки - вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в
корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять
боеприпасы по типам,так как автомат снабжен считывающим устройством, которое
подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов
боеприпасов. Отсек пушки и автомата заряжания «Леклерка» отделен от рабочих мест
командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и
живучесть (по мнению создателей, изолированное размещение боекомплекта
гарантирует спасение экипажа даже при внутреннем взрыве боеприпасов). Закрытый
пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов
от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает
стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости. Управление башенными
приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и
экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они
выгодно отличаются еще и пожаробезопасностью. Кроме того, их применение
позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот 19-тонной башни «Леклерка» на
180° осуществляется за 5 с), повысить точность стрельбы, вести скрытое
наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений
шасси на башню и вооружение. Угол возвышения пушки +20°, склонения -8°.
В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный 12,7-мм
пулемет с боекомплектом 800 патронов, служащий также для пристрелки на ближних
дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами
траекторию). Второй пулемет, калибра 7,62 мм, устанавливается на башне сверху у
люка наводчика или командира. Он легко снимается и может использоваться для
самообороны как ручной.
46-е фото
120-мм пушка CN 120-26
47-е фото
Французский солдат загружает в «Леклерк» боеприпасы. В его руках выстрел с
подкалиберным снарядом. Рядом стоит выстрел с кумулятивным снарядом
48-е фото
У дульного среза пушки установлен элемент контролирующей системы динами чес кого
согласования линии прицеливания с осью ствола
49-е фото
Башня «Леклерка» крупным планом. На командирской башенке установлен панорамный
прицел командира HL70, слева от пушки - комбинированный прицел наводчика HL60
В корме башни смонтирована гранатометная установка «Галикс 13», включающая два
блока на девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни.
Их боекомплект включает четыре дымовые гранаты, создающие на дальности 30-50 м
завесу в видимом и ИК-диапазоне, две тепловые ловушки, выстреливаемые вверх для
отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и три противопехотные
гранаты массой по 5 кг. Каждая такая граната дает при взрыве по сотне осколков в
радиусе 15-30 м вокруг танка.
На «Леклерке» установлен 8-цилиндровый высокофорсированный многотопливный
турбодизель жидкостного охлаждения V-8X1500 с системой наддува «Гипербар» -
своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Он имеет
камеру сгорания с перепускным клапаном переменной пропускной способности и
турбокомпрессор ТМ-307В. Благодаря системе наддува двигатель, габаритный объем
которого такой же, как у 700-сильного мотора HS-110 танка АМХ-30, развивает
мощность 1104 л.с. При этом его рабочий объем составляет всего 16,5 л (у HS-110
- 28,7 л).
Турбокомпрессор ТМ-307В мощностью 12 л.с. может использоваться независимо от
основного двигателя как автономный источник энергии или стартер для запуска
дизеля. Комбинированная силовая установка позволила «Леклерку» опередить
большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5
л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за
6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч).
Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу)
оказался достаточно высоким, что обусловило потребность в повышенном запасе
горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных баках.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ESM500 с пятью передачами вперед и
двумя назад смонтирована в одном блоке с двигателем и соединяется с ним через
гидротрансформатор. Механизм поворота имеет гидрообъемный привод. Тормоза
комбинированные, с гидрозамедлителем и механические, с колодками из
высокопрочного волокнистого углеродистого материала.
Коробка передач снабжена фрикционами со специальными механизмами и
гидравлическим приводом управления, что обеспечивает переключение передач за
доли секунды почти без разрыва потока мощности. Управление фрикционами
осуществляется с помощью цифрового электронного блока, который автоматически
определяет оптимальное соотношение между скоростью движения и реализуемым
крутящим моментом. Конструкция силового блока и его установка в МТО выполнены
таким образом, что его замена, включая систему охлаждения, может быть
осуществлена в течение 30 минут.
С каждого борта танка установлены шесть опорных катков с динамическим ходом 400
мм и три поддерживающих ролика. Подвеска катков - индивидуальная,
гидропневматическая. Узлы подвески вынесены наружу корпуса для улучшения условий
их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет
обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые башмаки, крепящиеся на траки
для движения по дорогам с твердым покрытием.
50-е фото
Leclerc
51-е фото
52-е фото
Вид спереди
53-е фото
Вид сзади
Большинство систем танка управляется гибко программируемыми электронными
процессорами и аппаратурой, контролирующими движение, прицеливание,заряжание,
ведение огня и связь. В комплексе, составляющем единую танковую
информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с
основными агрегатами танка, и дублирующая электронный баллистический вычислитель
управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой
передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и т.д.; навигационная
инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар». Входящая
в ТИУС система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе
УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающими
от помех и средств РЭБ противника, обеспечивает засекреченность связи и
затрудняет ее пеленгацию.
ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах,
работе узлов и систем, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу
информации с другими танками и командным пунктом о состоянии машины и
тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов,
бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества
контрольных приборов и упростить работу экипажа.
Все электронные системы машины объединены в единую сеть. Ее основой является
единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки
системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора
пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление,
температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов
наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70
с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный
и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела
наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3-
и 10-кратным увеличением, дневной телевизионный канал с 10-кратным увеличением и
ночной канал тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский
прицел); дульного визира.
54-е фото
Танк «Лекперк» оснащен оборудованием подводного вождения
55-е фото
Один из «леклерков» 1-й серии из состава французского контингента в Косово
Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и
учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов.
Благодаря быстродействию агрегатов СУО достигает готовности к бою через минуту
после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со
скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей
(другие современные танки - не более трех). Командир может продолжать поиск
целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.
С СУО сопряжены восемь перископических приборов наблюдения командира,
обеспечивающих круговой обзор. У наводчика таких приборов - три, они служат не
только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны,
нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в направлении его
линии визирования.
Для учета изгиба ствола при нагреве предназначена система динамического
согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на
бронемаске пушки отражается зеркалом, установленным над дульным срезом, и
принимается датчиком на башне. Данные поступают в СУО, которая оценивает уход
ствола и компенсирует его.
Следует подчеркнуть, что эргономика обитаемых отделений выполнена на очень
высоком уровне. Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют
регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову танкиста амортизирующей
лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и
сектор в 160° у наводчика предоставляют членам экипажа значительно большие
возможности в бою. Крыша башни и верх корпуса покрыты шероховатым рифленым
пластиком, по которому не скользит обувь.
В начале 1989 года была заказана первая партия из 16 танков «Лекперк»,
предназначенных для войсковых испытаний. 14 января 1992 года концерн GIAT
передал армии первую серийную машину, на месяц запоздав со сроком. Изготовление
новых танков затягивалось, до конца года к первенцу прибавились только две
боевые машины, и лишь в следующем году на войсковые испытания в составе
танкового эскадрона вывели всю первую партию.
«Леклерку» не повезло. Созданный в годы «холодной войны», он пошел в серийное
производство уже после ее окончания, в период сокращения в странах НАТО военных
расходов. Первоначальный план выпуска новых танков - 1400 единиц - вскоре
сократили до 1100, з тем до 850! В конце 1990-х годов речь шла уже о 406 боевых
машинах. На планах производства сказалась и высокая стоимость «Леклерка».
Контрактная цена танка составляет от 9 до 10 млн долларов, в то время как другие
машины третьего поколения стоят гораздо меньше: «Леопард-2» - 2-3 млн долларов,
а «Абрамс» М1А2 - 3,2-6,9 миллиона.
56-е фото
Основной боевой танк «Лекперк» 2-й серии демонстрирует свои ходовые качества на
выставке «Сатори»
Что касается строевых частей, то первыми танки получили 501-й и 503-й танковые
полки 10-й дивизии в Мурмелоне. При этом немалые средства пришлось потратить на
тыловое обеспечение и учебные средства, только на строительные работы выделили
120 млн долларов, в том числе - на возведение специальных ангаров с
кондиционерами, создающими благоприятный климат для работы бортовой электроники.
Для обучения личного состава были разработаны специальные тренажеры.
В ходе войсковой эксплуатации танкисты и сотрудники фирмы GIAT столкнулись с
многочисленными проблемами, многие из которых остаются нерешенными до сих пор.
Так, на танках стали наблюдаться отключения всех электронных систем при работе
двигателя на малых оборотах (в холостом режиме). Оказалось, что возникающие при
этом вибрации совпадают с частотой электроустановки, питающей всю электронику.
Электроустановка воспринимает это как неконтролируемую ситуацию, и система
защиты отключает ее. Проблему в какой-то степени удалось решить, добавив
резиновые прокладки в подвеску агрегатов электросистемы, тем самым изменив ее
вибрацию. Экипажам, в свою очередь, рекомендовали эксплуатировать двигатель на
более высоких оборотах холостого хода. Однако при таком режиме снижается его
ресурс и резко возрастает расход топлива.
Другая проблема состоит в том, что из-за сравнительно большой массы танка (во
всяком случае, по сравнению с его предшественником АМХ-30) пришлось создавать
для него новые транспортные прицепы, тягачи и даже железнодорожные платформы. По
этой же причине гусеницы «Леклерка» также изнашиваются быстрее.
Еще одна проблема - крайне высокая стоимость танка, причем около 60% ее
приходится на электронику. Это вынудило заказчика пойти на некоторые
ограничения. На танках, поступивших во французскую армию, отсутствуют не только
кондиционеры, но и системы электронного картографического отображения поля боя.
«Лекперк» создавался как высокодинамичная боевая машина. Максимальная скорость
движения танка по шоссе достигает 70 км/ч, по местности - до 50 км/ч. Однако во
Франции отсутствуют танкодромы необходимых размеров, где такой высокомобильный
танк мог бы достаточно свободно отрабатывать боевые задачи. Поэтому в конце
1990-х годов Франция начала переговоры с союзниками по НАТО по вопросу
размещения на их территориях французских учебных центров.
Все вышеперечисленные проблемы заставили французское военное руководство
сократить ежегодный объем заказов на «Леклерк». Стараясь при этом сохранить
производственные возможности на уровне выпуска 110-120 танков в год, французы
занялись поиском экспортных заказов. Предыдущие поставки странам Персидского
залива почти 400 танков АМХ-30 и намерение Объединенных Арабских Эмиратов
обновить свой танковый парк вселяли надежды на экспорт новых машин в этот
регион.
Эффектно выглядевший на оружейных выставках «Леклерк» быстро привлек внимание
нефтяных шейхов. Препятствием не стали ни известные проблемы с доводкой танка,
ни изрядная цена, скорее, даже привлекательная и свидетельствовавшая о
престижности товара. Очевидно, не обошлось и без обязательной для оружейного
бизнеса закулисной борьбы и лоббирования на государственном уровне, но все же
французам надо отдать должное - они не только одержали весомый коммерческий
успех, прибавив к 48-миллиардному заказу для метрополии еще 28 млрд франков
арабского заказа, но и получили возможность наладить эксплуатацию новых танков в
достаточно сложных условиях еще до массового поступления их в свои собственные
войска. 14 февраля 1993 года, в первый же день выставки вооружения IDEX-93 в
Абу-Даби, столице ОАЭ, компания GIAT объявила о подписании контракта на продажу
эмиратам 390 боевых танков и 46 ремонтноэвакуационных машин на их базе. Как это
принято в таких случаях, демонстрировавшийся на выставке «Леклерк» был накрыт
флагом Объединенных Арабских Эмиратов.
57-е фото
БРЭМ DNG, созданная на базе «Леклерка»
58-е фото
«Леклерк» в пустыне
Два первых танка 5 ноября 1994 года были доставлены самолетом в ОАЭ. Машины в
исполнении «Леклерк Тропик» отличались от французских не только установкой
обязательного кондиционера и отсутствием ненужного в песках оборудования
подводного хода. Серьезные изменения претерпела конструкция, а наиболее
существенной новинкой стала замена силовой установки. Не очень надеясь на
«горячий» для пустынного климата двигатель с «Гипербаром», заказчики сочли более
подходящим немецкий 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией «Ренк» HSWL 295.
Танки осмотрели наследник престола ОАЭ шейх Бин Зайед и главнокомандующий
сухопутными войсками, а затем машины подверглись придирчивым испытаниям.
Контрактные обязательства привели к тому, что на сборочных линиях GIAT
экспортные «леклерки» составляли большую долю выпуска, опережая даже поставки
для французской армии. Укомплектовав первый танковый батальон, армия ОАЭ в
апреле 1996 года провела масштабные учения с участием «леклерков», в ходе
которых танки вели дневные и ночные стрельбы, выпустив более 1800 снарядов,
большей частью - в движении и по подвижным целям.
Во время парада, состоявшегося 2 декабря 1996 года, 80 «лекперков»
продефилировали по улицам Абу-Даби. На празднествах присутствовали гости из 43
стран, в числе которых были члены королевских семей и правительств соседних
государств, которые не могли остаться равнодушными при виде новеньких танков.
«Леклерками» заинтересовались в Кувейте и Саудовской Аравии - армия последней
еще годом раньше затребовала два образца для испытаний.
Первый публичный показ «леклерков» в самой Франции состоялся лишь 14 июля 1997
года, в день национального праздника - Дня взятия Бастилии. Их появление на
Елисейских полях стало гвоздем парада, хотя он и оттенил известные «детские
болезни» этих машин. Дело в том, что на парад предыдущего года «леклерки»
вывести так и не решились из-за уже упоминавшихся частых сбоев в компьютерной
бортовой системе. Однако после парада в Абу-Даби на карту оказалась поставлена
честь Франции. Как писала газета «Либерасьон», «невозможно, чтобы в Париже было
представлено меньше танков», оговариваясь при этом, что организаторы парада
испытывают опасения, что во время своего первого появления на публике на «самом
красивом проспекте мира» новый танк заглохнет. Подобное событие могло стать
полной катастрофой для фирмы GIAT Industries и отрицательно повлиять на
общественное мнение, которое было необходимо убедить в поддержке программы по
массовому производству новой дорогостоящей машины.
59-е фото
«Леклерк» 2-й серии в «цветах» французской армии
Тактико-технические характеристики танка Leclerc
Экипаж, чел. / 3
Длина с пушкой вперед, м / 9,87
Ширина, м / 3,71
Высота, м / 2,95
Клиренс, м / 0,5
Боевая масса, т / 54,6
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / 71
Запас хода по шоссе, км / 550
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. / 31
высота стенки, м / 1,25
ширина траншеи, м / 3
глубина брода, м:
без подготовки / 1
с ОПВТ / 4,00
Опасения не оправдались - ни один «Леклерк» во время парада не заглох. Однако по
Елисейским полям тремя колоннами прошли лишь 27 танков сводного батальона,
сформированного из машин 501-го и 503-го полков. При этом мало кто знал, что, во
избежание неприятных сюрпризов, на них было отключено большинство элементов
электронной системы, полностью обесточена башня и работал лишь необходимый для
движения минимум оборудования. Еще 12 танков парижане увидели на платформах
трейлеров, ехавших следом.
На начало 2007 года французская армия располагала 406 танками «Леклерк». С 1992
по 1996 год было выпущено 132 танка 1 -й серии, с 1997 по 2003 год -178 машин
2-й серии и, наконец, с 2003 по 2006 год в войска поступили 96 танков серии
«2+».
Производство танков для ОАЭ шло параллельно с выполнением заказов французской
армии: с 1994 по 2002 год в эту страну поступили 388 боевых машин.
Что касается боевого применения, то в июне 1999 года эскадрон в составе 15
«леклерков» из состава 501-го танкового полка был включен в состав французского
контингента миротворческих сил НАТО в Косово. Спустя четыре месяца ему на замену
прибыл другой эскадрон, также вооруженный этими боевыми машинами. «Леклерки»
состояли на вооружении и направленного в Косово контингента армии Эмиратов.
Несмотря на то, что по сочетанию трех основных параметров - защищенности,
подвижности и огневой мощи - специалисты причисляют «Леклерк» к уровню «3+»
(промежуточное положение между танками третьего и еще не существующего
четвертого поколения) и с совершенствованием его можно было бы не очень
торопиться, компания GIAT уже объявила об основных направлениях его
модернизации. Французы предполагают осуществить это мероприятие до 2015 года,
после чего танк должен соответствовать концепции BOA (Bulle perationnelle
Aeroterrestre). В результате этой модернизации предполагается улучшить основные
тактико-технические характеристики, относящиеся к подвижности, живучести,
огневой мощи, управлению, средствам связи и разведки. Из всего комплекса
ключевыми считаются живучесть и огневая мощь. Для увеличения первого из этих
параметров предполагается использовать технологию «стеле», элементы динамической
защиты и применять средства, уничтожающие подлетающие к танку ракеты и снаряды
противника. Для повышения огневой мощи планируется использовать новую аппаратуру
распознавания целей и систему управления огнем, предполагающую возможность
стрельбы с закрытых огневых позиций, а также пуск ПТУР через ствол танковой
пушки.
60-е фото
Один из первых танков Leclerc Tropic во время испытаний в Объединенных Арабских
Эмиратах. 1993 г.
61-е фото
Leclerc Tropic армии ОАЭ на одном из блок-постов миротворческого контингента в
Косово. 1999 г.
62-е фото
АМХ-30В2, 1-й эскадрон 4-го драгунского полка. Операция «Буря в пустыне». 1991
г.
63-е фото
АМХ-30В2 с элементами динамической защиты в типовом трехцветном камуфляже
французской армии. 2004 г.
64-е фото
Leclerc из состава 501-го танкового полка французской армии. Миротворческие силы
НАТО в Косово. 1999 г.
65-е фото
Leclerc Tropic в типовом двухцветном камуфляже армии ОАЭ.
Бронеколлекция, №5, 2007, М. Б. Барятинский, М. ?. Никольский - «Леклерк» и другие французские основные боевые танки