MaK System Wiesel - Боевая машина пехоты (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
MaK System Wiesel 1988 / Германия
MaK System Wiesel
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Германия одной из первых начала формирование воздушно-десантных войск и первая
широко применила их во время второй мировой войны, но, тем не менее, длительное
время не занималась механизацией своих десантных частей. Немцы рассматривали
парашютистов как легкую высокомобильную пехоту и ограничивались оснащением их
подразделений лишь полугусеничными мотоциклами, хотя существовали планы
использования для этих целей танков. Начав в 1957 году возрождение ВДВ, в ФРГ на
какое-то время сохранили прежний подход к данной проблеме.
В 1971 году бундесвер принял концепцию более широкого использования десантных
войск. В наступлении в интересах армейских корпусов воздушно-десантные бригады
должны были выбрасываться на глубину до 80-100 км от переднего края, а в обороне
служить аэромобильным резервом. Для выполнения поставленных задач десантным
частям была необходима большая самостоятельность действий и, как следствие,
более тяжелое вооружение.
В 70-е годы пять западногерманских компаний представили проекты десантных боевых
бронированных машин. Интерес к ним был не в последнюю очередь связан с
появлением в СССР семейства десантных боевых машин БМД и БТРД. Но в отличие от
них в ФРГ планировалось создание малой бронемашины для замены автомобиля «Крака»
в качестве «носителя оружия» - низкопрофильной, сочетающей ту же
грузоподъемность 0,75 т, высокую оперативную (аэротранспортабельность,
посадочное и парашютное десантирование) и тактическую (скорость, проходимость,
запас хода, приемистость, поворотливость) подвижность, минимально необходимую
бронезащиту, простоту управления. Выбор военных пал на 2,5-тонную гусеничную
бронированную машину фирмы «Порше» с экипажем 2-3 человека и автомобильным
карбюраторным двигателем.
В 1978 году министерство обороны ФРГ по финансовым причинам расторгло договор с
«Порше», и фирма передала права на дальнейшее проектирование и производство
новой боевой машины компании «Крупп-МаК». В 1984 году та представила на выставке
в Афинах два прототипа - один с 20-мм пушкой, другой с ПТРК TOW - и объявила о
планах ее доработки. В частности, планировалось заменить карбюраторный двигатель
дизелем «Даймлер-Бенц» или «Фольксваген». Предлагалось разработать 20 вариантов,
включая самоходный ЗРК, огнемет, командирскую, связную и санитарную машины, а
также транспортер на удлиненном шасси.
В 1986 году бундесвер испытал четыре усовершенствованных опытных образца с
дизельным двигателем и автоматической трансмиссией вместо полуавтоматической. В
1988 году с фирмой «Крупп-МаК» был заключен контракт общей стоимостью 208 млн.
западногерманских марок на поставку 312 машин, а затем - еще 31. Позже число
заказанных машин довели до 350, из них 210 с ПТРК TOW, остальные с пушкой. В
соответствии с немецкой традицией давать образцам бронетанковой техники «хищные»
имена боевая десантная машина (БДМ) получила название «Визель» (ласка). БДМ «Визель»
подоспела к реорганизации воздушно-десантных войск бундесвера по программе
«Структура-2000», и на эту маленькую машину возлагали большие надежды. Весной
1990 года командир 1 вдд генерал-майор Г. Бернхард заявил, что с «Визель» «...аэромобильные
силы будут способны защитить позиции на большем фронте и на большую глубину.
Играя роль прикрытия, аэромобильные части смогут противостоять механизированному
противнику. «Визель» позволит блокирующим силам находиться ближе к противнику,
наземная разведка не будет ограничена пешими патрулями». Уже 1 августа 1990 г. 1
вдд получила первые две серийные БДМ «Визель». Тогда же семь машин закупили США
для испытаний в 9-й легкой пехотной дивизии. Интерес к «Визелю» проявляли также
страны Ближнего и Среднего Востока. БДМ прошла всесторонние испытания в пустыне,
тропиках и на крайнем севере.
Основным подрядчиком по производству боевых машин «Визель» стала фирма «Крупп-МаК
Машиненбау»; субподрядчиками - «Юнг-Югенталь» (корпус), «Фольксваген-Верке»
(двигатель), ZF (трансмиссия), «Клоуд», «Диль Рем-шайд» (гусеницы), «Рейнметалл»
(пушка), KUKA (башня). К 1995 году бундесвер получил 345 БДМ «Визель». «Визель»
имеет схему компоновки с передним расположением моторно-трансмиссионного
отделения. За ним у правого борта находится место механика-водителя. В кормовой
части размещается стрелок (он же командир машины) или расчет ПТРК.
Корпус сварен из катаных стальных бронелистов и рассчитан на защиту от пуль
калибра 7,62 мм и легких осколков снарядов и мин. Защищенность несколько
повышают наклон бронелистов, а также переднее расположение двигателя. На эту
характеристику косвенно работают также высокая подвижность и малая за-метность
машины. Верхний лобовой лист установлен под большим углом наклона и загибается
по краям, образуя лобовые скулы. Борта корпуса имеют прямой и обратный наклон -
как у немецких бронемашин времен второй мировой войны. Крыша корпуса приподнята
в средней части для более удобного размещения системы охлаждения двигателя и
места механика-водителя. В кормовой части крыши, в зависимости от варианта
машины, установлена одноместная башня или выполнен широкий люк с откидной
крышкой.
В передней части корпуса слева установлен силовой блок, объединяющий двигатель,
агрегаты трансмиссии, систему охлаждения и воздухоочиститель. Двигатель -
четырехтактный рядный 5-цилиндровый дизель «Фольксваген» с турбонаддувом.
Рабочий объем 1,986 л, диаметр цилиндров - 76 мм, ход поршня - 86 мм. При 4500
об/мин двигатель развивает максимальную мощность 63 кВт. Выхлопная труба,
выведенная с левого борта вдоль надгусеничной полки, снабжена глушителем и
решетчатой сеткой, снижающими температуру и, соответственно, тепловую сигнатуру
выхлопных газов. В корме машины установлен протестированный топливный бак
емкостью 80 л, изготовленный из стеклопластика с прорезиненной тканью,
обеспечивающей самозатягивание небольших пробоин. Наполнитель из полиуретановой
пены предотвращает взрыв при пробитии бака.
Трансмиссия включает в себя автоматическую трехскоростную (3+2) планетарную
коробку передач с гидротрансфор - матером, двухступенчатый выходной редуктор,
дифференциальный механизм поворота типа «Клетрак» с дисковыми тормозами и
бортовые редукторы. Конструкция трансмиссии, наряду с высокой - около 22,8 кВт/т
- удельной мощностью, обеспечивает машине высокую подвижность и приемистость. На
ровной дороге за 5 секунд 2,8-тонный «Визель» разгоняется до 32 км/ч, за 28
секунд - до 75 км/ч. Нормальный радиус поворота - 7,2 м, с применением
стояночного тормоза он сокращается до 4,7 м; при одной заторможенной гусенице
поворот производится на месте. Быстроразъемные соединения трубопроводов и
кабелей позволяют заменить силовой блок в полевых условиях за 15 минут. Как и в
старых танкетках, в конструкции «Визеля» максимально использованы автомобильные
агрегаты.
Ходовая часть применительно к одному борту включает три сдвоенных опорных катка
и одинарный поддерживающий ролик. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную
подвеску и пружинные буферы рычагов. Направляющее колесо большего, чем опорные
катки, диаметра опущено на уровень земли для увеличения опорной поверхности -
прием, популярный в 30-40-е годы. Для облегчения катки выполнены спицованными и
не обрезинены. Передний каток снабжен амортизатором. Штампованное ведущее колесо
имеет десятиугольную форму, зацепление гусеницы осуществляется за центральный
гребень. Регулировка натяжения гусеницы производится автоматическим механизмом.
Длина опорной поверхности составляет 1,83 м, ширина колеи - 1,62 м. Такое
соотношение - 1,13:1 - обеспечивает высокую поворотливость, а низкое удельное
давление - 0,38 кг/смг - проходимость.
Особенностью ходовой части «Визеля» является резиновая гусеница «Диль-Кетте».
Резиновая лента армирована стальным кордом, воспринимающим тяговые усилия,
внутрь ее завулканизиро-ваны стальные поперечины, образующие шаг гусеницы.
Внешняя поверхность трака разбита на квадраты для лучшего сцепления с грунтом.
Резиновая гусеница облегчает ходовую часть, обеспечивает плавную работу всего
движителя и не разрушает твердое дорожное покрытие. Малая длина опорной
поверхности не вызывает при повороте больших усилий на ленте, что уменьшает
опасность ее скручивания и спадания. Таких гусениц хватает на 6000 км пробега.
Низкая стойкость к боевым повреждениям, видимо, не бралась в расчет, исходя из
особенностей применения машины. К тому же сравнительно небольшая масса «Визеля»
допускает быструю замену поврежденной гусеницы.
Основное средство связи БДМ - радиостанция системы SEM работает на две штыревые
антенны, установленные в корме. При транспортировке они наклоняются вперед и
удерживаются растяжками. Возможно применение и радиостанций общей войсковой
информационно-управляющей системы HERGIS.
Варианты БДМ различаются комплексом вооружения. «Визель» Мk20А1 вооружен
автоматической пушкой, смонтированной в одноместной миниатюрной башенке E6-II-A1
фирмы KUKA. Во время разработки планировалось вооружить машину 25-мм пушкой
Мk-25Е «Маузер», но бундесвер отдал предпочтение 20-мм пушке Mk20 Rh202
«Рейнметалл», хорошо зарекомендовавшей себя на БМП «Мардер» и БРМ «Лухс», а
также в качестве зенитной.
Пушка имеет автоматику с отводом пороховых газов, двустороннее ленточное питание
и предназначена для борьбы с наземными и воздушными целями. Максимальный темп
стрельбы - 1000 выстрелов в минуту. В боекомплект (400 выстрелов, 100 из которых
находятся в наружном контейнере справа от башенки, 60 в контейнере слева, а
остальные в корпусе машины) входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными
снарядами. Двухстороннее ленточное Пмтание пушки позволяет наводчику быстро
менять тип используемого боеприпаса в соответствии с характером выбранной цели.
Подкалиберный бронебойный снаряд при начальной скорости 1300 м/с пробивает на
дальности 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Бронированные
патронные коробки создают дополнительную защиту артиллерийской части, подача
патронов производится по гибким рукавам. Угол горизонтального поворота башни
составляет 110° вправо и влево относительно продольной оси машины. Угол
вертикальной наводки лежит в пределах от -10° до +45°. Для наведения пушки
служит перископический прицел PERI-Z16 с переменной кратностью увеличения и
независимой стабилизацией поля зрения, а также лазерный дальномер. Предусмотрена
установка и ночного бесподсветочного прицела.
«Визель» TOW A1 вооружается ПТРК TOW американской фирмы «Хьюз Эрк-рафт».
Пусковая труба с прицелом и аппаратурой управления крепятся на поворотном
основании с углом наведения по горизонтали ±45° относительно продольной оси
машины и по вертикали - от -10° до +10°. Боекомплект состоит из семи ПТУР TOW;
одна из них находится в пусковой установке, а остальные - в корпусе машины.
Минимальная дальность стрельбы составляет 65 м, максимальная - 3750 м, наведение
ПТУР полуавтоматическое с передачей команд по проводам. Для крепления пусковой
трубы по-походному служит откидная опора.
Открытая вынесенная установка ПТРК позволила разместить в кормовой части расчет
из двух человек, которые при стрельбе должны высовываться из люка. Машина с
пусковой установкой ПТУР TOW оснащена тепловизором AN/TAS 4 и перископическим
усилителем изображения (для механика-водителя).
Десантирование БДМ возможно парашютным (на 4-тонной модульной десантной
платформе) или посадочным способом с самолетов и вертолетов. Транспортный
«Боинг-747» вмещает 24 машины, средний военно-транспортный С-160 «Трансалл»
(штатный в ВВС ФРГ) - четыре, С-130 «Геркулес» - три. Средний транспортный
вертолет CH-53G перевозит две БДМ в грузовой кабине или один на внешней
подвеске, таковы же возможности вертолета СН-47 «Чинук». Вертолеты СН-60 или
«Супер Пума» могут нести один «Визель» на внешней подвеске.
Фирма «Крупп-МаК» предлагала для «Визеля» съемный «комплект плавучести», но в
заказ он не вошел. Бундесвер принял на вооружение также самоходную РЛС наземной
разведки RATAC-S, выполненную на шасси «Визеля». РЛС разработана фирмой
«Стандарт Электроник Лоренц» совместно с французской «Томсон». Антенна и
приемопередающее устройство смонтированы на подъемной стреле (высота подъема до
12 м), система обработки сигнала с цифровым процессором и консоль с дисплеем
находится внутри корпуса. Станция используется для обнаружения и сопровождения
целей в автоматическом или ручном режиме с отображением траектории на дисплее.
Дальность обнаружения наземных и низколетящих целей - до 35-40 км, точность
определения координат - до 10 м. Разработан также ряд других вариантов машины,
пока остающихся опытными. Одна из них - легкая БРМ со спаренной установкой
12,7-мм и 7,62-мм пулеметов в одноместной многогранной призматической башне SAMM
ВТМ 298. Испытывался самоходный ПТРК с башней консорциума «Евромиссайл»,
оснащенной двумя пусковыми установками ПТУР «Хот», двухканальным перископическим
прицелом и 7,62-мм пулеметом MG3. Преимуществом данного варианта был пуск ПТУР
оператором из-за брони, но башню не приняли на вооружение ни в ФРГ, ни во
Франции, ни в Великобритании. Позже для «Визеля» разработали башню с ПТРК
«Милан-2», а также новую башню с ПТРК «Хот» и комплексом тепло и телевизионной
аппаратуры на выдвижной штанге (самоходный ПТРК ATM).
В рамках программы «ПВО поля боя» на шасси «Визеля» выполнен самоходный ЗРК
малой дальности ASRAD (Atlas Short Range Air Defence). Крыша корпуса этой машины
несколько приподнята, на ней на поворотной башне монтируется вынесенная
установка с четырьмя ЗУР, прицельной системой «Атлас Электроник» и лазерной
системой управления. В 1995 году бундесвер заказал на шасси «Визель» самоходный
ЗРК на основе ЗУР «Стингер». Через год была представлена машина с пусковой
установкой, на которой могут размещаться 4 различные зенитные управляемые
ракеты: «Стингер», «Мистраль» и «Игла» - с пассивной инфракрасной системой
наведения и RBS-70 или RBS-90 - с лазерной.
Еще в процессе разработки БДМ «Визель» было предложено создать ее более
вместительную модификацию с удлиненной на один опорный каток (на 600 мм) ходовой
частью. В 1994 году фирма «МаК системз гезельшафт» представила «Визель-2». В
ходовой части с каждого борта добавлены четвертый опорный каток и второй
поддерживающий ролик. Несколько изменился корпус машины. Верхний лобовой лист
продолжен назад, так что люк механика-водителя выполнен уже в нем. Позади
механика-водителя в выступающей рубке с верхним люком размещается командир.
На «Визель-2» установлены 8-цилиндровый дизель «Фольксваген-Ауди» TDI мощностью
около 81 кВт, автоматическая трансмиссия LSG 300 фирмы ZF и гидростатический
механизм поворота. Предполагается опробовать и электрическую трансмиссию. Первая
партия из 57 машин выпущена в 1999 году. Запас хода БДМ «Визель-2» составляет
550 км, максимальная скорость - 70 км/ч. На шасси «Визель-2» могут быть
выполнены БРМ с пулеметным вооружением, легкий БТР вместимостью шесть человек,
транспортная и санитарная машины, самоходный 120-мм миномет и ЗРК «Стингер», а
учитывая высокую энерговооруженность БРЭМ - и инженерная машина. При той же
аэротранспортабельности и подвижности «Визель-2» дополнит машины семейства
«Визель» А1. Таким образом, наблюдается стремление создать семейство БДМ,
несколько напоминающее российское БМД-БТРД.
На экспорт «Визель» не поставлялся и пока состоит только на вооружении
бундесвера. Пока единственной «заграничной командировкой» этой БДМ стало участие
германского контингента в операции UNOSOM-2 в Сомали - «голубые каски» ФРГ
прибыли в порт Могадишо летом 1993 года. Хотя аэромобильных операций здесь не
проводилось, по мнению немецких специалистов, из всех бронемашин бундесвера
«Визель» Мk20А1 по своей компактности и подвижности наиболее подходила для такой
операции. За шесть месяцев каждая машина прошла в среднем по 4000 км, что
соответствует четырехлетней эксплуатации в Германии.
Несмотря на то, что силы быстрого реагирования и аэромобильные соединения стали
в последнее десятилетие одним из главных направлений развития вооруженных сил
развитых стран мира, найти аналог БДМ «Визель» в других странах трудно. От
российских БМД и БТРД она отличается как по «весовой» категории, так и по
назначению. Среди гусеничных машин близко к «Визелю» стоит шасси ЕЕ-Т4
бразильской фирмы «Энжеса» массой 3,6 т с передним расположением 92-киловаттного
двигателя и скоростью хода до 75 км/ч, которое также разрабатывалось в варианте
БРМ с пулеметом или пушкой, самоходных ПТРК или миномета, однако так и не вышло
из стадии прототипа. Близкое по назначению 4,5-т гусеничное шасси VRX-5000 было
разработано во Франции для воздушно-десантных частей, но на вооружение не
принято.
Характеристики (MaK System Wiesel)
Экипаж, чел. / 2
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 30,7
Макс. угол возвышения пушки, град / 45
Макс. угол склонения пушки, град / -10
Длина корпуса, мм / 3545
Ширина общая, мм / 1825
Масса боевая, кг / 2800
Преодолеваемая стенка, м / 0,4
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 1,2
Ширина колеи, мм / 1620
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 1820
Ширина гусеницы, мм / 200
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 20 / Rheinmetall MK 20 / 1 / 400
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / VW / 5 / 1 / 86
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Германия
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD