KMW Leopard 1 - Основной боевой танк (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
KMW Leopard 1 1965 / Германия
KMW Leopard 1
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В конце 1956 года в новообразованной Федеративной Республике Германии началась
работа над разработкой отечественного танка для немецкой армии. С этой целью
были созданы две проектно-конструкторские группы. В одну входили фирмы «Порше»,
«Юнг», «Лютер унд Джордан» и МаК, в другую - «Инженербюро Варнеке», «Рейншталь-Ганомаг»
и «Хеншель». Обе конструкторские группы представили свои прототипы уже в 1961
году, тогда же начались и полигонные испытания новых машин, которые продлились
до апреля 1962 года. Для дальнейшего развития была выбрана машина первой группы
(«Порше»). От второго прототипа практически отказались ввиду частых неполадок и
поломок гидропневматической подвески и дифференциального механизма поворота с
гидростатической передачей.
Заказ на производство 26 прототипов второй серии получила фирма «Порше». Группа
«Варнеке» должна была изготовить 6 машин, из которых на испытания были
представлены только две. Для обеих конструкторских групп башни с вооружением
производили фирмы «Вегманн» и «Рейнметалл». В конечном итоге было принято
решение устанавливать в башне производившуюся по лицензии английскую 105-мм
нарезную пушку L7A3. Выбор этого орудия (которым были вооружены также английские
танки «Центурион» и американские М60) был обусловлен стремлением к
стандартизации вооружения НАТО.
В сравнении с танками первой серии корпуса прототипов группы «Порше» стали шире
на 100 мм, кроме того, усилилось и их бронирование. Изменениям подверглись также
подвеска и система управления огнем. Вместо ранее установленного 8-цилиндрового
двигателя мощностью 600 л. с. машину оснастили 10-цилиндровым двигателем
мощностью 830 л. с. Механическую пятискоростную коробку передач заменили
гидромеханической с электрогидравлическим переключением скоростей (четыре вперед
и две назад). В ходе испытаний были выявлены и устранены мелкие неисправности,
внесены незначительные изменения в конструкцию танка. В июле 1963 года бундестаг
принял решение о развертывании серийного производства нового танка. Первые
боевые машины, получившие название «Леопард-1», поступили в танковые части
бундесвера уже в августе 1963 года.
Машина имеет классическую компоновку: справа в передней части корпуса находится
место механика-водителя, в башне - в средней части корпуса - установлено
основное вооружение танка, там же размещаются остальные три члена экипажа:
командир, наводчик и заряжающий. В корме расположено силовое отделение с
двигателем и трансмиссией. Корпус танка сварен из катаных броневых листов.
Максимальная толщина лобовой брони корпуса достигает 70 мм под углом 60°. Литая
башня сконструирована необычайно тщательно. Характерна ее малая высота - 0,82 м
до крыши и 1,04 м до самой высокой точки приборов наблюдения командира,
расположенных на крыше. V однотипного английского танка «Чифтен» эти показатели
равны соответственно 0,88 м и 1,21 м, а у американского М60 - 0,96 м и 1,45 м.
Однако незначительная высота башни не привела к уменьшению высоты боевого
отделения танка «Леопард-1», которая составляет 1,77 м. В танках «Чифтен» и М60
этот показатель составляет соответственно 1,735 м и 1,77 м. Зато вес башни
«Леопарда» - около 9 т - оказался значительно меньше, чем у «Чифтена» (около 15
т) или у М60 (около 14 т). Небольшая масса башни облегчала функционирование
системы наведения и старого механизма поворота башни, который применялся еще на
танке М48 «Паттон». Справа в передней части корпуса располагается сиденье
механика-водителя. Над ним в крыше корпуса имеется люк, в крышку которого
вмонтированы три перископа. Средний легко снимается, и для вождения танка в
условиях плохой видимости на его место устанавливается прибор ночного видения.
Слева от сиденья механика-водителя размещается боеукладка с частью боекомплекта.
Такое его расположение обеспечивает заряжающему относительно легкий доступ к
боекомплекту практически при любом положении башни относительно корпуса танка.
Рабочее место заряжающего расположено в башне, слева от орудия. Для доступа в
танк и выхода из него заряжающий имеет отдельный люк в крыше башни.
С правой стороны башни, рядом с люком заряжающего, расположен люк командира
танка и наводчика. Рабочее место наводчика находится в передней части башни
справа. Командир танка располагается чуть выше и позади него. Основным
вооружением «Леопарда» является английская 105-мм нарезная пушка L7A3. В
боекомплект, состоящий из 60 выстрелов, входят бронебойные подкалиберные снаряды
с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с
пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на
турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для
постановки дымовых завес.
Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим
прицелом, а командир - панорамным прицелом, который в темное время суток
заменяется инфракрасным.
Танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается
использованием 10-цилиндрового V-образного многотопливного дизельного двигателя
MB 838 Са М500 мощностью 830 л. с. при 2200 об/мин и гидромеханической
трансмиссии 4НР 250 производства фирмы ZF.
В состав ходовой части танка (на борт) входят 7 опорных катков из легких
сплавов, имеющих независимую торсионную подвеску, ведущее колесо заднего
расположения, направляющее колесо переднего расположения и два поддерживающих
ролика. Довольно значительное вертикальное перемещение опорных катков
относительно корпуса танка контролируется ограничителями. С балансирами первых,
вторых, третьих, шестых и седьмых подвесок соединяются гидравлические
амортизаторы. Траки гусениц оснащены резиновыми накладками, которые дают
возможность танку двигаться по шоссе, не повреждая его покрытия.
«Леопард-1» оснащен фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей нормальную
деятельность экипажа в течение 24 часов, и системой противопожарного
оборудования. С помощью оборудования для подводного вождения могут
преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м.
Связь осуществляется с помощью радиостанции SEM 25, которая работает в широком
диапазоне частот (26-70 МГц) на 880 каналах, 10 из которых являются
программируемыми. При использовании стандартных антенн дальность связи достигает
35 км.
В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка «Леопард-1»
была проведена его поэтапная модернизация. Первая модернизированная модель
получила обозначение «Леопард-1А1» (выпущено 1845 машин в четырех сериях). На
танке установлен двухплоскостной стабилизатор основного вооружения, ствол орудия
покрыт термоизоляционным кожухом. Для дополнительной защиты бортов корпуса
установлены боковые фальшборты. На гусеничных траках появились резиновые
накладки.
Танки «Леопард - 1А1А1» отличаются дополнительным внешним бронированием башни,
выполненным фирмой «Блом унд Фосс». Оно состоит из гнутых броневых плит с
нанесенным на них слоем искусственного покрытия, которые крепятся к башне с
помощью болтовых соединений. К передней части крыши башни также приварена
броневая плита. Все это привело к увеличению боевой массы танка примерно на 800
кг. Машины серии А1А1 имеют очень характерный силуэт, благодаря которому их
легко распознать.
После следующего этапа модернизации появилась модель «Леопард-1А2» (выпущено 342
машины). Их отличает усиленное бронирование литой башни, а также установка
бесподсветочных приборов ночного видения вместо прежних активных, которыми
пользовались командир танка и механик-водитель. Кроме того, были
усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система
защиты от оружия массового поражения. Внешне танки серий А1 и А2 отличить
довольно сложно.
На танке «Леопард-1 A3» (выпущено 110 единиц) установлена новая сварная башня с
разнесенным бронированием. Новая башня позволила не только улучшить качество
защиты, но и увеличить размеры боевого отделения за счет большой ниши в ее
кормовой части. Наличие ниши положительно сказалось на уравновешивании всей
башни. В распоряжении заряжающего появился перископ, позволяющий вести круговой
обзор.
Модель «Леопард-1А4» (выпущено 250 танков) оснащена новой системой управления
огнем, включающей электронный баллистический вычислитель, комбинированный
(дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией
прицеливания PERI R12 и основной прицел наводчика со стереоскопическим
дальномером EMES 12A1, обладающий 8- и 16-кратным увеличением.
К 1992 году бундесвер получил 1300 машин «Леопард-1 А5», являющихся дальнейшей
модернизацией моделей «Леопард-1А1» и «Леопард-1А2». Модернизированный танк
оснащен более современными элементами системы управления огнем, в частности
прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом.
Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. На следующем этапе
модернизации возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120
мм.
На базе танка «Леопард-1» было создано семейство бронированных машин различного
назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», бронированная ремонтно-эвакуационная
машина «Стандарт», танковый мостоукладчик, саперный танк «Пионирпанцер-2».
Создание танка «Леопард-1» стало большим успехом немецкой военной
промышленности. Многие страны заказывали эти машины в ФРГ или приобретали
лицензии на их производство на собственной промышленной базе. В настоящее время
танки этого типа состоят на вооружении армий Австралии, Бельгии, Канады, Дании,
Греции, Италии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Турции и, конечно, Германии.
Танки «Леопард-1» отлично зарекомендовали себя в ходе эксплуатации, и это стало
причиной того, что большинство из перечисленных выше стран, приступив к
перевооружению своих сухопутных войск, обратили взоры к Германии, где появились
новые машины - танки «Леопард-2».
Модификации
Модель / Описание / Год
Leopard-1 / Базовый образец. / 1965
Leopard-1A1 / Отличается установкой теплозащитного кожуха на ствол пушки,
бортовых противокумулятивных экранов и применением стабилизатора вооружения
(после 1971 года), гусениц новой конструкции со съемными резиновыми подушками и
оборудования для подводного вождения. / 1967
Leopard-1A1A1 / Leopard-1А1 с усиленной броневой защитой башни и маски пушки.
Масса танка возросла на 760 кг. /
Leopard-1А2 / Отличался от Leopard-1А1 дополнительной броневой защитой башни,
усовершенствованной системой защиты от ОМП и установкой активно-пассивных
приборов наблюдения у командира и механика-водителя. / 1973
Leopard-1А3 / На танке вместо литой установлена сварная башня с разнесенной
броней и клиновидной броневой маской пушки, а также внедрены усовершенствования,
введенные на танках предыдущих модификаций. / 1973
Leopard-1А4 / Оснащался новой системой управления огнем, включавшей лазерный
прицел-дальномер, баллистический вычислитель, панорамный прицел командира с
независимой стабилизацией поля зрения. / 1974
Leopard-1A5 / Оснащался новой системой управления огнем, включающей тепловизор,
быстродействующей системой ППО, а также имеет более высокий уровень броневой
защиты от обычных средств поражения по сравнению с танком Leopard-1А1. / 1986
Характеристики Leopard 1
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 19,57
Макс. угол возвышения пушки, град / 20
Макс. угол склонения пушки, град / -9
Длина c пушкой вперёд, мм / 9543
Длина корпуса, мм / 7090
Ширина общая, мм / 3370
Высота по крыше башни, мм / 2764
Масса боевая, кг / 42400
Бронирование башни: лоб, мм / 70
Бронирование корпуса: лоб, мм / 35
Преодолеваемая стенка, м / 1,15
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 3,0
Преодолеваемый брод, м / 2,25
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м / 4,0
Ширина гусеницы, мм / 550
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 105 / L7A3 / 1 / 60
Пулемёт соосный / 7,62 / MG3 / 1 /
Пулемёт зенитный / 7,62 / MG3 / 1 / 5500
Гранатомёт дымовой / 76 / / 4 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / MTU MB 838 Ca M-500 / 10 / 1 / 830
Дополнительно
Статус / Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Танк
Тип основного танка (после 1967) / ОБТ
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD