Leopard 2 - Основной боевой танк (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Основной боевой танк Leopard 2

Разрабатывался в 1967-1979 годах фирмами Krauss-Maffei AG (генподрядчик), Porsche (общие вопросы проектирования конструкции и детальная разработка ходовой части), Wegmann (башня), AEG Telefunken (система управления огнем). В ходе разработки было изготовлено и испытано более 30 макетных и опытных образцов нескольких вариантов танка, что обусловило высокий уровень отработки его конструкции. Принят на вооружение бундесвера в 1977 году. С 1979 по 1992 год фирмами Krauss-Maffei и Krupp-MaK изготовлено 2605 единиц, швейцарским государственным заводом в г.Туне с 1988 по 1993 год - 345 единиц.

Серийные модификации:

Leopard 2 (1979-1982 гг.) - сварные корпус и башня с многослойной композитной броней в лобовых деталях, навесные бортовые экраны, 12-цилиндровый дизель, система жидкостного охлаждения с изолированным воздушным трактом, гидравлический тормоз-замедлитель в трансмиссии, ходовая часть с фрикционными амортизаторами и гидравлическими буферами. 120-мм гладкоствольная пушка, для стрельбы из которой используются выстрелы со сгораемой гильзой. Системы ПАЗ, ППО и ОПВТ. Изготовлено 380 единиц.

Leopard 2А1 (1982-1984 гг.) - тепловизионный прицел, усилена бронезащита (новый наполнитель в комбинированной броне), повышенная надежность ряда систем и агрегатов. Изготовлено 750 единиц.

Leopard 2А2 - Leopard 2, модернизированный до уровня Leopard 2А1.

25-я илл.
Основной боевой танк Leopard 2

Leopard 2A3 (1984-1985 гг.) - радиостанция SEM 80/90, модифицированный стояночный тормоз и другие мелкие усовершенствования. Введена трехцветная камуфляжная окраска. Изготовлено 300 единиц.

Leopard 2А4 (1985-1990 гг.) - цифровой баллистический вычислитель, новая система ППО, в боекомплект введен выстрел DM 33 с бронебойно-подкалиберным снарядом с сердечником, имеющим увеличенное значение отношения длины к диаметру. Изготовлено 695 единиц.

Leopard 2А5 (1995-1998 гг.) - на лобовых деталях башни и корпуса установлены модули накладной брони с элементами встроенной динамической защиты, введены противоосколочный подбой, электропривод башни, модернизированная СУО Krupp Atlas. В панорамный прицел командира встроен тепловизор. Снаряд LKE-1 с сердечником из обедненного урана. Боевая масса 62 т. Модернизировано 225 единиц.

Leopard 2А6 - Leopard 2А5 со 120-мм пушкой с длиной ствола 55 калибров.

26-я илл.
Leopard 2

27-я илл.
Leopard 2А5

Первый серийный танк "Леопард 2" был передан бундесверу 25 октября 1979 года. В настоящее время этими машинами укомплектованы все кадровые танковые батальоны. В боевых действиях танки "Леопард 2" не участвовали. С 1999 года в состав многонациональных сил по поддержанию мира в Косово входит 214-й танковый батальон (Pz.Btl.214) бундесвера, на вооружении которого состоят танки "Леопард 2А5".

Из других государств первыми закупили эти машины вооруженные силы Нидерландов. В 1982-1986 годах в эту страну было поставлено 445 танков "Леопард 2NL". Они представляли собой машины модификации А1, оснащенные 7,62-мм пулеметами FN MAG, 12 дымовыми гранатометами (по 6 на каждом борту башни), радиостанцией и прибором наблюдения механика-водителя голландского производства. С 1996 года 180 танков проходят переоборудование в вариант "Леопард 2A5NL".

В декабре 1985 года парламент Швейцарии принял решение о закупке 380 танков "Леопард 2" и принятии их на вооружение под обозначением Pz.87.

Первые 35 танков были изготовлены в Германии, а остальные строились на швейцарском государственном танковом заводе в г.Туне до 1993 года с темпом сборки 73 машины в год. Pz.87 соответствует варианту А4, но на нем установлены американская радиостанция AN/VRC-12, новая система ППО и усовершенствованная система ПАЗ, имеется и ряд других более мелких доработок.

В последнее время, в связи с сокращением вооружений в Европе, Германия все чаще практикует поставки за рубеж танков из арсеналов бундесвера. Так, в 1994 году был подписан контракт на поставку 160 танков "Леопард 2А4" в Швецию, где эти машины получили обозначение Strv 121. В декабре 1997 года шведской армии был передан первый танк "Леопард 2А5". Всего шведы планируют получить 120 таких танков, обозначенных как Strv 122. При этом 29 из них изготовлены в Германии, а 91 будет произведен в Швеции по лицензии.

В 1995 году в Испанию поступила первая партия из 108 машин "Леопард 2А4", состоявших ранее на вооружении бундесвера. В 1998-2003 годах испанская армия планирует получить 240 вновь изготовленных танков "Леопард 2А5".

По состоянию на 1 января 2000 года танки "Леопард 2" различных модификаций состоят на вооружении в Австрии (114 единиц, бывшие голландские), Германии (1821), Испании (108), Нидерландах (359), Швейцарии (370) и Швеции (238).

На базе "Леопарда 2" созданы БРЭМ Buffel и 155-мм самоходная гаубица PzH 2000.

28-я илл.
Основной боевой танк Leopard 2А6

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Leopard 2
БОЕВАЯ МАССА, т: 55,15.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9670, ширина - 3700, высота (по крыше башни) - 2790, клиренс - 490.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Rheinmetall Rh-120 калибра 120 мм, 1 спаренный пулемет MG 3 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет MG 3 калибра 7,62 мм, 16 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 42 выстрела, 4750 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: WHA-H22, двухплоскостной электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер EMES-15 со встроенным тепловизионным каналом, панорамный перископический прицел/прибор наблюдения командира PERI-R17, вспомогательный прицел наводчика FERO-Z18.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: MTU МВ873 Ка-501, 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения; мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2600 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Renk HSWL-354/3, двухпоточная гидромеханическая, включает в себя гидродинамический преобразователь крутящего момента с блокировочной муфтой, автоматическую планетарную коробку передач (4+2) и механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной передачей.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная с дисковыми фрикционными амортизаторами на 1-, 2-, 6- и 7-м узлах подвески; гусеница шириной 630 мм с РМЩ параллельного типа с сочлененными траками с металлической беговой дорожкой и съемными резиновыми подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 550.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 3; высота стенки, м - 1,1; глубина брода, м - 0,8 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SEM 70 и переговорное устройство.

Бронеколлекция, №3, 2001, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1