Hanomag + Henschel Jpz 4-5 - Самоходная артиллерийская установка (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Hanomag + Henschel Jpz 4-5 1965 / Германия
Hanomag + Henschel Jpz 4-5
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
90-мм самоходная противотанковая артиллерийская установка - одна из целой гаммы машин, созданных для германской армии начиная с 50-х годов. В серийное производство пошли еще две машины из этого семейства - противотанковый ракетный комплекс (Jagdpanzer Rakete) и БМП «Мардер».

Первые прототипы были построены немецкими фирмами «Ганомаг» и «Хеншель» и швейцарской MOWAG в 1960 г. Немцы разработали еще ряд прототипов, прежде чем была принята окончательная модель. Серийное производство машины началось в 1965 г. До свертывания производства в 1967 г. «Хеншель» и «Ганомаг» построили приблизительно по 375 САУ. Основными козырями истребителя танков Jpz 4-5 являлись ее низкий силуэт и мобильность: машина обладает очень высокой скоростью движения по шоссе и бездорожью как вперед, так и задним ходом.

Корпус машины сварен из листов катаной броневой стали. Наиболее мощным является бронирование лобовой части машины: максимальная толщина брони в этом месте достигает 50 мм. Боевое отделение занимает переднюю часть корпуса, моторно-трансмиссионное отделение находится в корме самоходной установки.

Подвеска независимая, с торсионными валами в качестве упругих элементов. Ходовая часть состоит из пяти опорных катков на борт (2x5), двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес переднего расположения, трех поддерживающих роликов на борт (2x3) и двух гусениц с резинометаллическими шарнирами.

Экипаж САУ состоит из четырех человек: командира машины, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Установленная в передней части корпуса, 90-мм пушка М36, позаимствованная у американского танка М47 «Паттон», слегка смещена вправо относительно продольной оси машины и прикрыта массивной броневой маской. Дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м, а скорострельность - 12 выстрелов в минуту. Сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости составляет 30°, а в вертикальной - от -8° до +15°. Наведение орудия на цель осуществляется с помощью ручных приводов. Пушка имела эжекционное устройство и была установлена на вертикальных цапфах. Боекомплект САУ состоит из 51 выстрела и 4000 патронов. С основным вооружением соединен инфракрасный прожектор: Jpz 4-5 оснащен прибором ночного видения. С пушкой спарен пулемет MG 3 калибра 7,62 мм (находится справа от орудия), другой такой же пулемет, предназначенный для борьбы с воздушными целями, установлен над люком командира. Восемь дымовых гранатометов смонтированы на крыше корпуса и направлены вперед, чтобы при необходимости прикрывать дымовой завесой отход машины.

Для ведения наблюдения за местностью и наведения орудия на цель машина оснащалась оптическим прицелом для пушки и спаренного с ней пулемета, панорамным прибором наблюдения для определения дальностей и перископом механика-водителя.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части самоходки, где размещаются 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения без наддува «Даймлер-Бенц» MB 837 Аа мощностью 368 кВт, который имел те же размеры цилиндро-поршневой группы, что и двигатель танка «Леопард», и гидромеханическая планетарная трехступенчатая трансмиссия фирмы «Ренк», аналогичная трансмиссии «Леопарда». Механизм реверса позволял машине двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, а также разворачиваться на месте. Однако двигаться с высокой скоростью задним ходом не всегда было возможно из-за ограниченного обзора. Максимальная скорость движения достигала 70 км/ч.

Корпус САУ герметизирован. Машина оснащена системой кондиционирования воздуха и фильтровентиляционной установкой. Без специальной подготовки машина могла преодолевать брод глубиной до 1,40 м, а с оборудованием для подводного вождения - до 2,10 м. Боевая масса Jpz 4-5 составляет 27,5 т.

В конце 70-х годов конструкторы Jpz 4-5 предложили заменить 90-мм пушку более мощным 105-мм орудием, что продлило бы пребывание САУ в боевом строю до конца 80-х гг.

На вооружении бельгийской армии состоят 80 Jpz 4-5, которые имеют незначительные отличия от базовой модели. Эти машины сделаны в Бельгии из комплектующих, полученных из Германии. Их подвеска и трансмиссия аналогичны соответствующим агрегатам БМП «Мардер». Система управления огнем бельгийского производства включает в себя лазерный прицел; немецкие пулеметы MG 3 заменены бельгийскими FN MAG 58.

Корпус противотанкового ракетного комплекса (Jagdpanzer Rakete) почти неотличим от корпуса истребителя танков Jpz 4-5. ПТРК был создан для совместных действий с пушечным собратом, чтобы существенно увеличить глубину противотанковой обороны. Он вооружен двумя пусковыми установками для ПТУР французского производства SS-11. Боекомплект машины состоит из 14 ПТУР, способных поражать тяжелобронированные цели на расстоянии от 500 до 3000 м. Эта модель вооружена также пристрелочным и курсовым пулеметами, и восемью дымовыми гранатометами.

В 1967-1968 гг. для германской армии было построено 370 ракетных истребителей танков. В течение пяти лет все Jagdpanzer Rakete были перевооружены противотанковой ракетной системой франко-германского производства НОТ (High-subsonic Optically-guided Tube-launched). По сравнению с SS-11 эта система обладает рядом преимуществ: ПТУР НОТ способен поражать цели на расстоянии от 75 до 4000 м, заряжание пусковой установки значительно упростилось, возросла точность стрельбы: чтобы зарегистрировать попадание, оператору требуется всего лишь удержать цель в объективе своего оптического прибора, обладающего 7-кратным увеличением. Самоходный ПТРК с новым вооружением стал называться «Ягуар-1». Его возимый боекомплект состоял из 20 ракет НОТ, которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом - НОТ-2.

В период с 1983 г. по 1985 г. из 770 самоходок Jpz 4-5 162 были перевооружены ПТРК TOW, а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название «Ягуар-2». Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4.

Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет монтажа дополнительных броневых листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Машины оборудованы фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода - до 400 км.

Характеристики Jpz 4-5
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 13,38
Макс. угол возвышения пушки, град / 15
Макс. угол склонения пушки, град / -8
Максимальная дальность стрельбы, м / 2000
Длина c пушкой вперёд, мм / 8750
Длина корпуса, мм / 6238
Ширина общая, мм / 2980
Высота по крыше башни, мм / 2085
Масса боевая, кг / 27500
Бронирование башни: лоб, мм / 50
Бронирование корпуса: лоб, мм / 50
Преодолеваемая стенка, м / 0,75
Преодолеваемый ров, м / 2
Преодолеваемый брод, м / 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м / 2,1
Число опорных катков на борт / 5
Подвеска / независимая торсионная
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 90 / M36 / 1 / 51
Пулемёт / 7,62 / MG3 / 2 / 4000
Гранатомёт дымовой / / / 8 /
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Бельгия
Статус / Производство завершено; Снят с вооружения
Категория бронетехники / Самоходка
Субкатегория самоходки / ПТСУ
Субкатегория самоходки (САУ) / Самоходное артиллерийское орудие
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Тип трансмиссии / ГМТ
Подвеска / независимая торсионная

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD