KMW PzH-2000 - Самоходная артиллерийская установка (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
KMW PzH-2000 1998 / Германия
KMW PzH-2000
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Относительно недавно принятая на вооружение бундесвера в качестве стандартной
артиллерийской системы самоходная гаубица PzH-2000 сочетает в себе повышенную
защищенность, большую дальность стрельбы, оперативно-тактическую гибкость и
высокую подвижность.
В начале 90-х годов, ознаменовавшихся распадом организации Варшавского договора,
руководство бундесвера определило основные требования, которым должна была
соответствовать новая бронированная самоходная гаубица:
• обеспечивать оптимальную защиту экипажа;
• обладать значительно большей дальностью стрельбы по сравнению с имевшимися на
вооружении артсистемами, сохранив при этом высокую точность боя;
• быть боеспособной при обслуживании сокращенным расчетом;
• превосходить состоявшие на вооружении артиллерийские системы по эффективности
и боевому потенциалу.
Если проанализировать выдвинутые требования, которые еще в 1987 году немецкие
военные относили к новой бронированной самоходной гаубице PzH-2000, то станет
ясно, что она полностью отвечает им. Более того, эти требования являются
«вечными», поскольку применимы к любой будущей артиллерийской системе и любому
вооруженному конфликту независимо от его масштаба.
Именно по этой причине работы над PzH-2000 продолжались в условиях резкого
сокращения расходов на вооружения, и ни у кого никогда не возникали сомнения в
необходимости ее приобретения для сил быстрого реагирования, а затем и для
бундесвера в качестве стандартной артсистемы. Поскольку заказ на PzH-2000 был
сильно урезан в рамках общего сокращения бундесвера и последовавшей за этим
перестройкой вооруженных сил, еще больше возросла потребность в высоком боевом
потенциале этой системы вооружения, чтобы, хотя бы частично, заменить количество
качеством.
Разработка PzH-2000 началась в 1987 г., спустя год после бесславного конца
трехстороннего проекта SP-70. Заказ на проектирование и производство прототипа
новой 155-мм самоходной гаубицы был выдан каждому из двух конкурирующих
консорциумов. Один консорциум возглавляла фирма «Краусс-Маффей», другой -
«Вегманн». Прототипам предстояло продемонстрировать осуществимость выдвинутых
требований и участвовать в сравнительных испытаниях. Жесткие условия контракта
накладывали строгие финансовые и временные ограничения на оба консорциума,
поэтому к сравнительным испытаниям удалось приступить только через два года.
Победа и контракт на полномасштабную разработку PzH-2000 достались консорциуму
во главе с фирмой «Вегманн», которая становилась основным подрядчиком и отвечала
за серийное производство и поставку продукции заказчику. Контракт был подписан в
1990 г. на тех же условиях, что и контракт на разработку испытательных образцов.
В соответствии с ним четыре прототипа были переданы заказчику в 1994 г.
В том же году все четыре прототипа успешно прошли полигонные испытания и были
рекомендованы к проведению войсковых. До конца февраля 1995 г. две машины
эксплуатировались в сложных климатических условиях при очень низких температурах
на полигоне Шило в Канаде. Летом 1995 г. эти же прототипы были отправлены в США
на полигон Юма, штат Аризона, для проведения испытаний в знойной пустыне.
Параллельно два других прототипа проходили войсковые испытания в Германии.
Окончательное решение на запуск в серийное производство самоходных гаубиц
PzH-2000 было принято в конце 1995 г. В 1996 г. ведущие фирмы конкурировавших
консорциумов объединились в один концерн «Краусс-Маффей - Вегманн», который
получил заказ на производство и поставку 185 самоходок PzH-2000.
Командование бундесвера ничем не ограничивало действий главного подрядчика, цель
которого заключалась в одном - удовлетворить все требования заказчика. В
дополнение к техническому заданию, определенному генштабом бундесвера,
исполнитель был обязан соблюсти лишь два непременных условия: разместить силовую
установку в передней части шасси и использовать в артсистеме новый ствол L52,
поскольку только он обеспечивал стрельбу стандартным натовским снарядом на
требуемую дальность в 30 км.
Именно эти условия почти автоматически привели к базовой концепции самоходки. С
одной стороны, башня должна была размещаться как можно дальше к корме, чтобы
уменьшить вылет более чем 8-метрового орудийного ствола. С другой стороны,
смещение башни к корме и установка силового агрегата в передней части корпуса
оставляли достаточно места для монтажа боеукладки на 60 выстрелов, автомата
заряжания и размещения экипажа.
Высокую степень защищенности экипажа и боеприпасов обеспечивает стальное
бронирование корпуса и башни. Броня выдерживает огонь стрелкового оружия, в том
числе крупнокалиберных пулеметов, а при взрыве артиллерийских снарядов в
непосредственной близости от самоходки с ее внутренней поверхности не
откалываются кусочки металла, которые опасны тем, что обладают большой убойной
силой.
Сверху наиболее ответственные места PzH-2000 прикрывают от кумулятивных зарядов
элементы реактивной брони. Для повышения безопасности экипажа заряды, хранящиеся
в задней части башни, отделены от боевого отделения прочной стальной
перегородкой. При детонации зарядов в случае попадания в башню вражеского
снаряда, энергия взрыва будет направлена назад, тем самым шансы экипажа на
выживание значительно повышаются.
Основным вооружением PzH-2000 является установленная в башне кругового вращения
155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра (почти 8 метров), созданная фирмой
«Рейнметалл индастри AG». Орудийный канал хромирован, что препятствует износу
ствола и продлевает его эксплуатацию. Объем зарядной каморы составляет 23 литра.
На конце ствола смонтирован щелевой дульный тормоз нового типа, который
увеличивает начальную скорость снаряда и уменьшает интенсивность вспышки при
вылете снаряда из ствола гаубицы. Полуавтоматический клиновый затвор оборудован
сменным магазином на 32 стандартных капсюля-детонатора с кольцевым конвейером
для подачи и удаления последних. Некоторые параметры гаубицы, например
температура зарядной каморы, контролируются автоматически и используются для
управления автоматом заряжания. Наведение орудия в вертикальной плоскости
осуществляется в диапазоне углов от -2,5° до +65°.
Фирмой «Рейнметалл» была разработана система многослойной закладки метательного
вещества (MTLS). Она способствует ускорению темпа стрельбы, препятствует
быстрому износу ствола и образованию нагара в его канале, ликвидирует опасность
возгорания и увеличивает дальность стрельбы. Для гаубицы PzH-2000 метательный
заряд состоит из шести модулей MTLS. При этом максимальная дальность стрельбы
стандартным снарядом L15A2 из гаубицы L52 составляет 30 км, а активно-реактивным
- примерно 40 км. Помимо модульных зарядов могут использоваться и стандартные
натовские заряды.
Магазин автомата заряжания самоходной гаубицы PzH-2000 рассчитан на 60 выстрелов
калибра 155 мм. Выстрелы извлекаются из боеукладки в кормовой части мэшины и
автоматически загружаются в магазин. Во время огневых испытаний PzH-2000 в
октябре 1997 г. скорострельность артсистемы составила 12 выстрелов за 59,74
секунды и 20 выстрелов за 1 минуту 47 секунд. Все этапы заряжания могут
выполняться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах.
Начальная скорость снаряда определяется автоматически датчиком-радаром и
используется при вычислении данных для стрельбы.
PzH-2000 может действовать в автоматическом режиме, получая данные по радио от
внешней системы управления и контроля. Работа в этом режиме обеспечивается
бортовым компьютером МЮ-MOS производства фирмы «ДаймлерКрайслер аэроспейс AG».
Рабочее место командира машины оборудовано графическим дисплеем с удобным MICMOS
интерфейсом, обеспечивающим взаимодействие с машиной посредством вывода на экран
различных меню. При работе в автоматическом режиме наведение на цель могут
осуществлять два члена экипажа. Используя вычисленные или введенные данные,
бортовой компьютер самостоятельно переводит орудие с цели на цель.
На люльке гаубицы установлена система ориентации и наведения, разработанная
фирмой «Бодензееверк гератетекник». Она автоматически определяет
пространственное положение орудийного ствола и устанавливает точку начала
координат, необходимую для процесса автоматического и полуавтоматического
наведения. Самоходная гаубица PzH-2000 оборудована глобальной системой
позиционирования (GPS) и внутренней системой навигации.
Машина оборудована резервной оптико-механической системой фирмы «Лейка», в
состав которой входят прицел прямой наводки PzF TN 80 с дневным и ночным
каналами и панорамный перископ PERI-RTNL 80 с дневным и ночным каналами и
лазерным дальномером. Первый установлен на рабочем месте наводчика и
используется им при стрельбе прямой наводкой. Второй находится в распоряжении
командира машины и используется при стрельбе по целям, находящимся на закрытых
позициях, и для целеуказания при стрельбе прямой наводкой.
Переднеприводное шасси самоходки PzH-2000 произведено фирмой «МаК систем
гезелшафт ГМБХ». При полной боевой массе, включая навесную реактивную броню,
удельная мощность машины составляет 13,4 кВт/т, однако этот показатель может
превысить 15 кВт/т при использовании всего потенциала силовой установки.
В передней части корпуса самоходной гаубицы PzH-2000 установлен
восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбо-наддувом МТ881 Ка-500 фирмы MTU,
развивающий мощность 736 кВт, и взаимодействующая с ним трансмиссия HSWL 284
фирмы «Ренк». Двигатель оборудован электронной системой управления и встроенной
системой самодиагностики. При полной заправке трех топливных баков запас хода
самоходки составляет 420 км.
В индивидуальной торсионной подвеске использованы компоненты, позаимствованные у
машин семейства «Леопард». Применительно к одному борту ходовая часть состоит из
семи опорных катков, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего
расположения и направляющего колеса заднего расположения. Гусеницы для PzH-2000
поставляет фирма «Диль».
Исследования, проводившиеся в последнее время, выявили, что, с учетом лишь таких
показателей, как скорострельность, дальность стрельбы и размер возимого
боезапаса, PzH-2000 обладает огневой мощью трех самоходных гаубиц М109 последней
модификации. Более того, PzH-2000 имеет значительно больше шансов уцелеть на
поле боя благодаря лучшему бронированию, высокой подвижности и способности
действовать как в качестве стационарной огневой точки, так и мобильной системы
вооружения. В течение всего 30 секунд после получения приказа на открытие огня
PzH-2000 занимает огневую позицию, за одну минуту производит девять выстрелов и
спустя еще 30 секунд покидает позицию. Бортовая навигационная система позволяет
PzH-2000 действовать независимо от внешних артиллерийских наблюдателей и
корректировщиков. Во время боя автоматическая система наведения вводит
соответствующие поправки после каждого выстрела.
При сравнении PzH-2000 с другими артиллерийскими системами, состоящими на
вооружении в настоящее время, важным показателем является численность экипажа,
обслуживающего машину при выполнении конкретных тактических задач. Даже во время
продолжительных операций для управления PzH-2000 достаточно всего трех человек -
командира, заряжающего и механика-водителя. Полный экипаж самоходной гаубицы
состоит, как правило, из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика и
двух заряжающих. В то же время для развертывания трех самоходных гаубиц М109,
суммарная огневая мощь которых сравнима с огневой мощью PzH-2000, требуется не
менее 24 человек.
Первая серийная машина была построена в июле 1998 г. С учетом того, что
потребность бундесвера в новых самоходных гаубицах составляет примерно 600
единиц, их поставки будут продолжаться до 2002 г.
Характеристики PzH-2000
Экипаж, чел. / 5
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 18,0
Макс. угол возвышения пушки, град / 65
Макс. угол склонения пушки, град / -2,50
Длина c пушкой вперёд, мм / 11669
Длина корпуса, мм / 7300
Ширина общая, мм / 3580
Ширина по гусеницам, мм / 3370
Высота по крыше башни, мм / 3060
Масса боевая, кг / 55330
Преодолеваемая стенка, м / 1,0
Макс. угол подъёма, % / 50
Крен, % / 25
Преодолеваемый ров, м / 3,0
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 4910
Ширина гусеницы, мм / 550
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Гаубица / 155 / L52 / 1 / 60
Пулемёт зенитный / 7,62 / MG3 / 1 /
Гранатомёт дымовой / 76 / / 2×4 /
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / MTU 881 / 1 / 1000
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Германия
Статус / В производстве; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Самоходка
Субкатегория самоходки / САУ
Субкатегория самоходки (САУ) / Самоходная гаубица
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD