61 - Средний танк (Япония) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Япония
Средний танк «61»
Разработка танков первого послевоенного поколения началась в Японии в 1954 году.
С 1957 по 1962 год было изготовлено несколько прототипов под индексами от ST-A1
до ST-A4. В 1962 году последний был принят на вооружение под маркой «61». С 1962
по 1972 год фирма Mitsubishi Heavy Industries изготовила 560 единиц.
Серийная модификация:
- компоновка танка с передним расположением трансмиссии и задним - двигателя,
сварной корпус и литая башня с развитой кормовой нишей, место механика-водителя
расположено в передней части корпуса справа, в распоряжении командира танка
имеется вращающаяся командирская башенка, оборудованная стереоскопическим
оптическим дальномером; на башенке установлен крупнокалиберный зенитный пулемет.
На танке отсутствуют система защиты от ОМП и оборудование ОПВТ. Часть машин
оснащена приборами ночного видения. 90-мм нарезная пушка японского производства
оборудована Т-образным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки
канала ствола. Баллистические характеристики у пушки такие же, как у
американской М41, установленной на танке М47. Система стабилизации пушки
отсутствует.
53-я илл.
Средний танк «61»
54-я илл.
«61»
В конструкции танка «61», с одной стороны, продолжились довоенные традиции
японского танкостроения, связанные с установкой дизеля воздушного охлаждения в
корме корпуса при передних ведущих колесах, с другой стороны, совершенно
очевидно, что прототипом при их проектировании служил американский танк М47,
состоявший в то время на вооружении японских Сил самообороны.
При разработке танка учитывалось и то, что Япония является примущественно горной
страной с небольшим количеством равнин, поэтому основное внимание обращалось на
маневренность танка. Необходимо было также сделать его как можно легче и
компактнее из-за ограничений, диктуемых характером автодорожной сети, малой
грузоподъемностью большинства мостов и тем, что железные дороги страны имеют
уменьшенную ширину колеи. При определении размеров танка учитывалось также то
обстоятельство, что японцев, как правило, отличает небольшой рост.
К середине 1990-х годов в частях Сил самообороны имелось еще около 200 средних
танков «61», которые использовались в основном в учебных целях или находились на
хранении.
На базе танка «61» были разработаны и изготавливались серийно мостоукладчик
«67», саперный танк «67» и БРЭМ «70».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА «61»
БОЕВАЯ МАССА, т: 35.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8190, ширина - 2950, высота (по крыше башни) -
2490, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «61» калибра 90 мм, 1 пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62
мм, 2 пулемета Browning М2НВ калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 4000 патронов калибра 7,62 мм, 525 патронов калибра
12,7 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел наводчика с шестикратным
увеличением, перископический прицел наводчика с четырехкратным увеличением.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 46, борт - 25, корма - 15, лоб башни - 64.
ДВИГАТЕЛЬ: Mitsubishi 12 НМ 21WT, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, с
турбонаддувом, воздушного охлаждения; мощность 600 л.с. (441 кВт) при 2600
об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: механическая, коробка передач с синхронизатором (5+1).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих
катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами
(зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная;
гидравлические амортизаторы на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м узлах подвески; гусеница с
РМШ и съемными резиновыми подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 200.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,489;
высота стенки, м - 0,685; глубина брода, м - 0,99.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2