Jaguar - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
Середина 1970-х годов ознаменовалась стабилизацией взаимоотношений между Китаем
и США. В 1972 году визит в Китай нанес американский президент Р. Никсон. В
следующем году страны обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга, в
1979 году президент Дж. Картер объявил о формальном дипломатическом признании
КНР.
Следствием этого стало стремительное увеличение американо-китайской торговли и
сотрудничества. Ряд американских фирм, с одобрения своего правительства, решили
передать Китаю некоторые военные технологии, способные подстегнуть развитие
китайской промышленности. В области танкостроения результатом стало начало работ
по совместному проекту основного боевого танка «Jaguar», который с середины
1980-х годов создавался на базе Туре 69 с участием фирм «Textron Marine» и «Land
Systems». Поскольку машина предназначалась для экспортных поставок в страны
«третьего мира», то ее постарались сделать максимально дешевой.
Шасси предоставила китайская сторона, а американцы взяли на себя монтаж верхней
части корпуса, башни и двигателя.
Танк «Jaguar».
В конструкции корпуса длину которого в сравнении с Type 69-I, несколько
увеличили, широко использовали комбинированное бронирование. Дополнительную
защиту получили моторно-трансмиссионное отделение и топливные баки. Толще стала
и бортовая броня. На лоб корпуса также добавили два дополнительных броневых
листа. К сожалению, автору не удалось найти информации, разместили ли их
непосредственно на «старой» бронекорпуса или же установили на определенном
расстоянии, заполнив полость каким-либо третьим материалом. В любом случае
уровень защищенности танка в лобовой проекции существенно вырос.
В отличие от исходного образца, башня, разработанная компанией «Cadillac Gage»
на основе боевого модуля легкого танка Stingray, представляла сварную
конструкцию из плоских броневых листов различной толщины, расположенных под
рациональными углами наклона. В лобовой части также применили комбинированное
бронирование. Боевое отделение оборудовали вращающимся поликом. «Американское»
происхождение башни привело к тому, что в нарушение сложившихся в Китае
традиций, расположение экипажа копировало стандарты НАТО: командир с наводчиком
размещались справа, а заряжающий слева от орудия.
В качестве основного вооружения установили стабилизированное в двух плоскостях
105-мм нарезное орудие М68 (лицензионную копию британской Royal Ordnance L7A3) с
коротким откатом.
Пушка имела эжекционную продувку ствола и оснащалась термоизолирующим кожухом.
Механизмы наводки - электрогидравлические, но в случае выхода их из строя
предусматривался переход на ручное наведение. Углы вертикальной наводки
находились в диапазоне от -4° до +17°. Боекомплект орудия состоял из 34
унитарных выстрелов. Дополнительное вооружение состояло из спаренного с пушкой
7,62-мм пулемета с боекомплектом в 3500 патронов и 12,7-мм зенитного пулемета
Browning М2НВ (600 патронов), причем его турель располагалась над люком
командира.
Систему управления оружием DFCS практически без изменений позаимствовали с
легкого танка Stingray. В ее состав входили интегрированный в прицел наводчика
лазерный дальномер, тепловизионные приборы ночного видения и баллистический
вычислитель. Учитывались следующие считываемые с датчиков параметры: угол
наклона цапф орудия, температура воздуха и заряда, ветер, тип боеприпаса и
угловая скорость цели.
Перечисленные мероприятия повлекли увеличение массы машины до 42 т, поэтому для
сохранения достойной подвижности пришлось доработать силовую установку. На танк
установили дизельный двигатель 8V-92TA V8 американской фирмы «Detroit Diesel»
мощностью 750 л.с. Он устанавливался в едином блоке с автоматической
трансмиссией Allison XTG-411 (четыре передачи вперед и две - заднего хода) и мог
быть заменен в полевых условиях за 50-60 минут. Запас топлива составлял
приблизительно 1000 л.
Подвеска применительно на один борт включала пять опорных катков большого
диаметра, полностью идентичных таковым Туре 69, два поддерживающих ролика и
ведущее колесо заднего расположения.
Предполагалось, что стоимость одного танка «Jaguar» составит для покупателя
примерно 2,4 млн долларов. В 1988 году приступили к сборке первых двух
прототипов. Американцы прислали две готовые башни, но вскоре прекратили свое
сотрудничество с Китаем. После событий, произошедших в 1989 году на площади
Тяньаньмэнь, администрация США наложила запрет на военное сотрудничество с
Китаем, который самостоятельно достроил оба прототипа и подверг их испытаниям.
Для замены американской башни китайская фирма СМЕС попыталась создать боевой
модуль собственной конструкции, но потерпела неудачу. Проект закрыли, а
военно-техническое сотрудничество Китая и США с тех пор не возобновлялось.
Тактико-технические характеристики танка «Jaguar»
Компоновочная схема - классическая.
Боевая масса, т - 42.
Экипаж, чел - 4.
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед - 9600.
- длина по корпусу - около 6000.
- ширина - 3270.
- высота полная - 2630.
- клиренс - 425.
Удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,98.
Бронирование, мм:
- лоб корпуса - ?
- борт корпуса - ?
- лоб башни - ?
- борт башни - ?
- крыша - ?
Вооружение (боезапас, выстр.):
- 105-мм нарезная пушка М68 - 1 (34).
- 7,62-мм пулемет М240C - 1 (3500).
- 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ - 1 (600).
Углы вертикальной наводки орудия, град - -4...+17.
Стабилизация вооружения - двухплоскостная.
Механизм заряжания - ручной.
Подвижность:
- тип и марка двигателя - дизельный Detroit Diesel 8V-92TA V8.
- количество цилиндров (их расположение) - 8 (V-образное).
- максимальная мощность, л.с. - 750.
- удельная мощность, л.с./т - 17,86.
- максимальная скорость, км/ч - 55.
- емкость топливных баков, л - около 1000.
- запас хода, км - 540.
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град - 35.
- крен, град - 30.
- ров, м - 2,7.
- стенка, м - 0,8.
- брод, м - 1,4.