Type 69-II (BW-121) - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Модификации Туре 69-II |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
Самая массовая модификация. Выпускалась серийно с 1982 года. В этом варианте
вернулись к вооружению из 100-мм нарезного орудия, которое превосходило
гладкоствольное по бронепробиваемости и точности стрельбы. Новая система
управления огнем TSFCS включала двухплоскостной стабилизатор вооружения,
смонтированный под маской пушки лазерный дальномер «С-83-II», баллистический
вычислитель и комбинированный перископический прицел наводчика. Вычислитель
получал в автоматическом режиме данные от дальномера, а также датчиков угла
наклона цапф и азимута поворота башни. Вручную вводились данные о типе выстрела,
температуре заряда и параметрах атмосферы, после чего вычислитель автоматически
передавал расчетные данные на стабилизатор вооружения. Такая система
обеспечивала возможность поражать с первого выстрела неподвижные и движущиеся
цели в дневное и ночное время с вероятностью 50-55 %, причем на поражение
типовых целей требовалось не более 6 секунд.
Перископический дневной/ночной прицел наводчика Туре 70 имел зависимую
стабилизацию поля зрения. Дальность действия в темное время суток - до 800 м,
угол поля зрения - 6°, увеличение - 7-кратное.
Командир располагал двухканальным прибором наблюдения Туре 69 с ночным каналом,
который обеспечивал 5-кратное увеличение днем и 8-кратное ночью. Дальность
определения целей - 350 м, угол поля зрения днем 12°, ночью - 8°.
В распоряжении механика-водителя имелось два дневных перископа, причем левый мог
заменяться на прибор ночного видения с 1-кратным увеличением, полем зрения в 30°
и дальностью видения 60 м. При использовании инфракрасного прожектора дальность
могла увеличиваться до 200 - 300 м.
Боекомплект к пулеметам состоял из 3400 7,62- и 500 12,7-мм патронов. На
некоторых машинах зенитный пулемет снабжался броневым щитком, а на поставляемых
в Таиланд танках он уже на месте заменялся на 12,7-мм американский М2НВ Browning.
Туре 69-II.
Башня танка Туре 69-II крупным планом. Хорошо видны лазерный дальномер и
инфракрасный прожектор.
...
На вооружении НОАК поступило лишь небольшое количество танков Туре 69 первых
серий со 100-мм гладкоствольной пушкой. Основная масса машин производилась на
экспорт.
Первым зарубежным заказчиком стал Ирак. В мае 1981 года эта страна с помощью
Саудовской Аравии заключила контракт на поставку танков Type 69-II и БРЭМ на его
базе.
Главным отличием отправляемых в Ирак машин стали опоясывающие по периметру башню
решетчатые экраны и смонтированные по бокам два четырехствольных блока дымовых
гранатометов. Запуск дымовых гранат мог производиться как командиром, так и
наводчиком. С целью повышения защищенности в лобовой проекции изъяли курсовой
пулемет, что позволило сделать верхний лобовой лист монолитным. Ходовую часть
прикрыли откидными противокумулятивными экранами.
После опытной эксплуатации в иракской армии первых ста машин по желанию
заказчика китайцы внесли в конструкцию более 20 различных усовершенствований.
Поэтому машины последних партий относились к трем специфическим модификациям:
Type 69Q-M, Type 69Q-M1, Type 69Q-M2.
Всего Китай поставил в Ирак приблизительно 1500 танков Туре 69. Большая часть их
была потеряна в ходе операции «Буря в пустыне» и американского вторжения, но
отдельные сохранившиеся экземпляры до сих пор состоят на вооружении иракской
армии. Например, в апреле 2014 года в средствах массовой информации появилась
фотография одного из танков Type 69-II, уничтоженного боевиками ДАИШ
(запрещенная в России организация).
В 1987 году большую партию китайской военной техники, в том числе и 50 танков
Туре 69, заказал Таиланд. Первые машины Королевская тайская армия получила уже в
1988 году, при этом им присвоили местное обозначение - Type 30 МВТ. По состоянию
на 2014 год, все 50 танков Туре 69 уже вывели из состава линейных подразделений
и поместили на долговременное хранение.
В 1980-х годах 250 танков Туре 69 приобрел Пакистан. Позднее, в 1993 году
лицензионное производство этих машин развернули на заводе Heavy Industries
Taxila, но часть комплектующих продолжала поступать из Китая. По аналогичной
схеме организовано и лицензионное производство Туре 69 в Судане.
В 1998 году 232 танка Туре 69 приобрел Бангладеш. В начале 2013 года объявили
конкурс на модернизацию оставшихся на вооружении машин этого типа. Свои
предложения представили Азербайджан, Пакистан, Китай и Украина, причем заявку
Украины отклонили по причине несоответствия требованиям. В июне 2014 года
пакистанская фирма Heavy Industries Taxila предложила модернизировать танки до
уровня «AI-Zarrar». Программа предусматривает установку силового блока от танка
Туре 85-МАР, новых прицелов и системы управления огнем, а также
полуавтоматической системы досылания боеприпасов. Работы планируется завершить к
2019 году, но их стоимость до настоящего времени остается неизвестной.
После произошедшей в 1978 году Исламской революции Иран лишился возможности
приобретать новую западную военную технику, кроме того большое её количество
оказалось потеряно в ходе войны с Ираком. Это вынудило переориентироваться на
поставки из СССР, КНР и КНДР. Всего Китай передал Ирану 200 танков Туре 69.
Также 20 танков Туре 69 поставили для вооружения Бронетанкового корпуса
Шри-Ланки. В армиях Мьянмы и Зимбабве в настоящее время в строю находится,
соответственно, 100 и 10 машин этого типа.
Туре 69-II вооруженных сил Таиланда.
Количество танков Туре 69 на вооружении различных государств по состоянию на
2014 год
Бангладеш - 58.
Зимбабве - 10.
Мьянма - 100.
Пакистан - 400.
Таиланд - 50 (на хранении).