Type 80 (ZTZ-80) - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Type 80-I |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
В апреле 1978 года Министерство национальной обороны КНР сформулировало
требования к перспективному танку второго поколения, который планировался для
замены устаревшего Туре 59. Тогда же приступили к разработке танка WZ-1224.
Машина получила передовые по тем временам технические решения: мощный двигатель,
сварную башню и 120-мм гладкоствольное орудие, оснащенное автоматом заряжания.
Хотя разработку гладкоствольной танковой пушки китайцы вели уже давно, только с
получением технологий от Израиля удалось наладить серийное производство на
приемлемом качественном уровне. Пушка имела ствол без кожуха, оснащалась
эжектором китайской разработки и была стабилизирована в двух плоскостях. Однако
расположенная в кормовой нише башни механизированная боеукладка вмещала всего
лишь 17 унитарных выстрелов, а дополнительные выстрелы разместили в различных
частях боевого отделения. Пулеметное вооружение отсутствовало, хотя перед люком
командира установили турель.
Благодаря наличию автомата заряжания, экипаж сократили до трех человек.
Механик-водитель располагался в левой части отделения управления, наводчик -
слева от орудия, командир - справа.
В качестве силовой установки использовался производившейся в Китае по германской
лицензии 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Maybach MB8V331TC41
мощностью около 1000 л.с. На испытаниях танк развил максимальную скорость по
шоссе 60 км/ч, по пересеченной местности - 45 км/ч.
WZ-1224.
В отличие от предыдущих машин (Туре 59, Туре 69 и Туре 79) с их пятикатковой
ходовой частью, WZ-1224 получил применительно к одному борту шесть обрезиненных
опорных катков и три поддерживающих ролика. В целом, в конструкции заметны явные
американские мотивы, обусловленные заимствованием отдельных элементов танка М48.
Гусеничные траки имели резино-металлические шарниры и асфальтоходные башмаки.
Проведенные в 1979 году всесторонние испытания (200 ходовых часов, 1500 км
пробега) заставили признать неудачной конструкцию автомата заряжания. Не
устраивала военных и силовая установка, главным образом из-за слишком большого
расхода топлива.
Следующим этапом стало создание опытного танка WZ-1226. По сути, на корпус и
шасси WZ-1224 установили литую башню полусферической формы с решетчатой корзиной
для имущества. Орудие также осталось прежним, но конструкцию эжектора изменили.
От автомата заряжания отказались, а экипаж увеличили до четырех человек. В 1981
году на сравнительные испытания вышли сразу два образца: с дизелем MB8V165
германской конструкции мощностью 1000 л.с. и 12-цилиндровым MB12V150 такой же
мощности. Второй образец получил наименование WZ-1226F2. По результатам
испытаний конструкцию также признали неудачной, однако некоторые элементы шасси,
а также ряд компоновочных решений перекочевали в конструкцию Туре 80.
Разработку Туре 80 (заводское наименование ZTZ-80) специалисты фирмы NORINCO
завершили к 1984 году. В литературе стал общепринятым тезис, что этот танк
создавался на базе Туре 79, но это можно считать верным лишь отчасти, так как в
конструкции машины «фамильные» черты линейки Туре 59/69/79 оказались в ощутимой
степени «разбавлены» элементами WZ-1226F2 (особенно ходовая часть).
Корпус спроектировали заново, причем лобовая часть получила многослойное
бронирование. Башню позаимствовали от Туре 79, увеличив толщину брони в лобовой
части до 250 мм. Лобовые детали корпуса и башни могли усиливаться модулями
динамической защиты китайской разработки. Дополнительное прикрытие ходовой части
создавали 5-секционные откидные бортовые экраны.
Экипаж - 4 человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у
левого борта. В его распоряжении был люк, открывающейся поворотом влево. Обзор
осуществлялся из двух перископических наблюдательных приборов, один из которых
мог заменяться на инфракрасный прибор ночного видения. Остальные три члена
экипажа размещались в башне: наводчик слева от пушки, заряжающий - справа. Место
командира находилось позади наводчика. Для наблюдения за полем боя ему служила
командирская башенка, оснащенная тремя перископическими приборами, причем
центральный одновременно являлся двухканальным дневным/ночным прицелом с
возможностью перенацеливания орудия. У заряжающего также имелся свой люк с
поворачивающимся вправо перископическим прибором наблюдения.
Основное вооружение также «перекочевало» с Туре 79. Стабилизированная в двух
плоскостях 105-мм нарезная пушка Туре 83 имела углы вертикального наведения в
пределах от -4,3° до +18°. Орудие снабжалось выполненным из алюминиевого сплава
теплоизоляционным кожухом. Скорострельность -7 выстрелов в минуту. Начальная
скорость бронебойно-подкалиберного трассирующего снаряда-1173 м/с,
осколочно-фугасного-850 м/с. Боекомплект насчитывал 44 унитарных выстрела. В
боевом отделении боеприпасы размещались следующим образом: в передней
укладке-19, в средней - 18, в правой боковой - четыре, в левой боковой - один, в
башне - два.
Система управления огнем Type 37А, разработанная при участии британской фирмы
«Marconi», состояла из двухплоскостного стабилизатора пушки, комбинированных
прицелов командира и наводчика, установленного над маской пушки внешнего
лазерного дальномера и электронного баллистического вычислителя, который в
автоматическом режиме получал от датчиков данные об углах вертикальной и
горизонтальной наводки орудия, угловой скорости цели, скорости ветра и давлении
воздуха. Вручную вводились данные о температуре воздуха и заряда, дальности до
цели, а также типе боеприпаса. Вся необходимая наводчику информация
высвечивалась на специальной панели.
Основной боевой танк Туре 80.
Вспомогательное вооружение традиционно включало спаренный 7,62-мм и зенитный
12,7-мм пулеметы. Боекомплект - 2250 и 500 снаряженных в ленты патронов,
соответственно. Конструкция турели зенитного пулемета повторяла таковую у Туре
79. Два блока четырехствольных 76-мм дымовых гранатометов установили по бокам
башни, а позади них - ящики с запасными гранатами. Дальность стрельбы дымовыми
гранатами в секторе 120° - около 100 м. Образующееся облако дыма имело диаметр
120-150 м и держалось около двух минут. К задней части башни приварили
решетчатую корзину для вещей экипажа, на которую крепилось оборудование ОПВТ.
В качестве силовой установки использовали форсированный дизельный двигатель
VR-36 с турбонаддувом мощностью 730 л.с., что при массе машины в 38 тонн давало
значение удельной мощности в 19,2 л.с./т. Удельный расход топлива - 175 г/л.с. в
час. Выходные патрубки имели выход на правый борт (это являлось одной из
характерных особенностей внешнего вида машины). Встроенная термодымовая
аппаратура работала по принципу непосредственного впрыска топлива в выхлопные
патрубки. Планетарная механическая трансмиссия обеспечивала пять передач вперед
и одну - назад.
Внешние топливные баки расположили на левой надгусеничной полке, а на правой -
ящики ЗИП. Общая емкость топливных баков составляла 1400 литров, из них 400
литров размещались в двух кормовых бочках на специальных креплениях, что
обеспечивало запас хода в 600 км (без дополнительных топливных баков - 430 км).
Максимальная скорость движения по шоссе составила 60 км/ч.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести обрезиненных
двускатных опорных катков, трех поддерживающих роликов, направляющего и ведущего
колес. Конструкцию опорных катков позаимствовали у универсального гусеничного
шасси Туре 321. Подвеска - индивидуальная торсионная. Первый, второй, пятый и
шестой опорный катки снабжались лопастными гидроамортизаторами. Гусеница
оснащалась резино-металлическими шарнирами и асфальтоходными башмаками.
Танк мог преодолевать ров шириной 2,7 м, стенку высотой до 0,8 м, брод глубиной
до 1,4 м. Использование ОПВТ позволяло преодолевать по дну водные преграды
глубиной до 5 м и шириной до 600 м. Трубу ОПВТ следовало устанавливать на место
колпака вентилятора, расположенного на крыше башни перед люком заряжающего.
Нормативное время подготовки танка к преодолению водной преграды по дну - 20 -
30 минут.
Также Туре 80 оснащался автоматической системой противоатомной защиты с
фильтро-вентиляционной установкой, автоматической быстродействующей системой
пожаротушения, радиостанцией «889» и танковым переговорным устройством «VIC-8».
Модификации Type 80: Type 80-I; Type 80-II; Type 80-III.
...
Рассчитывая на зарубежные заказы, китайцы регулярно демонстрировали Туре 80 на
различных выставках вооружений. Однако никаких контрактов на поставку танков
этого типа заключено не было. Не поступали они и на вооружение НОАК, так и
оставшись исключительно опытными машинами.
Тактико-технические характеристики танка Туре 80
Компоновочная схема - классическая.
Боевая масса, т - 38.
Экипаж, чел - 4.
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед - 9328.
- длина по корпусу - 6325.
- ширина - 3372.
- высота по крыше башни - 2296.
- клиренс - 480.
Удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,85.
Бронирование, мм:
- лоб корпуса - нет данных.
- борт корпуса - 20...80 (+экраны).
- лоб башни - 250.
- борт башни - 150.
- крыша - 20.
Вооружение (боезапас, выстр.):
- 105-мм нарезная пушка Туре 83 - 1 (48).
- 7,62-мм пулемет Туре 59-Т - 1 (2250).
- 12,7-мм зенитный пулемет Туре 54 - 1 (500).
Стабилизация вооружения - двухплоскостная.
Механизм заряжания - ручной.
Подвижность:
- тип и марка двигателя - дизельный «VR-36».
- количество цилиндров (их расположение) - 12 (V-образное).
- максимальная мощность, л.с. - 730.
- удельная мощность, л.с./т - 19,2.
- максимальная скорость, км/ч - 60.
- запас хода (с дополнительными баками), км - 430 (600).
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град - 30.
- крен, град - 30.
- ров, м - 2,7.
- стенка, м - 0,8.
- брод, м - 1,4.