Type 90-II - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
В 1970-х гг. китайское руководство пришло к неутешительному выводу, что
бронетанковые силы НОАК, вооруженные морально устаревшими танками Туре 59,
совершенно не готовы к возможному военному столкновению с СССР, которое
расценивали в то время как весьма вероятное. Поэтому с середины 1980-х в Китае
приступили к разработке нового основного боевого танка.
Серьёзное ускорение опытно-конструкторским работам придало получение из Румынии
и Ирака нескольких образцов советских танков Т-72, причем немалую помощь в
освоении конструкции а также технологии производства различных узлов и агрегатов
советской машины оказали украинские специалисты. Первоначально в корпорации
NORINCO планировали создать новую машину на основе корпуса и ходовой части
советского образца, современной системы управления огнем, германского или
американского силового блока и сварной башни собственной конструкции со 120-мм
орудием германской разработки, отработка установки которого уже производилась на
опытном Type 59 Gai.
Однако в ходе работы в проект, получивший наименование Type 90-II, постоянно
вносились коррективы. В итоге на корпус и шасси Т-72 установили башню с развитой
кормовой нишей, аналогичной таковой Type 88С (будущий ZTZ-96). А вот концепцию
вооружения все же предпочли советскую: 125-мм гладкоствольную пушку с автоматом
заряжания.
Прототип Type 90-II с двигателем CV 12 1200 ТСА.
Активное участие в работе над проектом новой китайской машиной приняли участие
британские и французские фирмы. Практически все необходимое оборудование и
материалы либо официально закупались за рубежом (совершенно новый и необычный
случай для китайского танкостроения), либо в стране разворачивалось их
лицензионное производство. По данным зарубежных источников, объём заимствований
узлов и агрегатов от предыдущих моделей составил следующие величины: от Туре
59-10 %, от Туре 69-15 %, от Type 85/88С - 20 % и 55 % пришлись на новые
технические решения.
В 1989 г., после событий на площади Тяньаньмэнь, США и страны Западной Европы
ввели эмбарго на военные поставки Китаю. Это вполне могло бы привести к
остановке работы над проектом, но руководители корпорации NORINCO нашли выход из
ситуации. Неожиданно помог заключенный ещё 1 октября 1988 года с военным
руководством Пакистана контракт на создание опытного танка и его испытание. При
этом окончательную сборку решили осуществлять на заводах пакистанской компании
«Heavy Industries Taxila». Первый прототип танка Type 90-II изготовили в 1990 г.
В июне 1991 года состоялась его первая публичная демонстрация.
В целом машина не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Существенного в
сравнении с Type 88С улучшения тактико-технических характеристик (за исключением
скорости и проходимости) добиться так и не удалось.
Корпус Type 90-II сваривался из гомогенной катаной брони, и только лобовая часть
имела комбинированную защиту. На нижней лобовой детали смонтировали
скопированное с Т-72М устройство для самоокапывания. Экипаж - три человека.
Танк получил классическую компоновку. Отделение управления располагалось в
передней части корпуса. Механик-водитель сидел по центру. Его место
оборудовалось люком в крыше, перископическим прибором наблюдения и встроенным
прибором ночного видения активно-пассивного типа. Также в отделении управления
разместили часть боекомплекта и баллоны противопожарной системы.
В боевом отделении наводчик располагался слева от орудия, а командир - справа.
На первом прототипе установили башню танка Type 88С, но на последующих образцах
появилась уже новая - с повышенной противоснарядной стойкостью и увеличенной
кормовой нишей. Модульная конструкция бронирования позволяла производить быструю
замену поврежденных элементов.
Основное вооружение - 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98 с хромированным
каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором. Орудие получило улучшенную
систему тормоза отката, что положительно сказалось на точности стрельбы. Масса
тела орудия без стабилизатора и бронемаски - 2443 кг, откатных частей - 1970 кг.
Конструкция автомата заряжания карусельного типа практически полностью повторяла
советский образец. Боекомплект - 39 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из
которых 22 располагались в механической боеукладке, а остальные 17 - в корпусе.
Техническая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, реальная - не превышала
восьми. Номенклатура боеприпасов, в сравнении с Type 88С, не изменилась и
по-прежнему состояла из бронебойно-подкалиберных, кумулятивных и
осколочно-фугасных снарядов производства корпорации NORINCO. Однако
предполагалось и использование подкалиберного оперенного снаряда с сердечником
из обедненного урана, тем более что благодаря сотрудничеству с Израилем в Китае,
к тому времени, уже производились серийно 105-мм снаряды подобной конструкции
для танков Туре 59 и Type 88В/А. Также у 125-мм орудия имелась возможность вести
огонь ПТУРами российского производства 9К119 «Рефлекс».
Туре 90-II с установленными блоками динамической защиты.
Прототип Туре 90-II с двигателем MTU396.
Систему управления огнем решили закупить во Франции. По своей конструкции она по
большей части повторяла установленную на танке Leclerc. Её основными элементами
являлись: цифровой баллистический вычислитель, панель управления,
перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой и встроенным лазерным
дальномером, монитор командира и набор различных датчиков. А вот двухплоскостной
стабилизатор вооружения скопировали с российского 2Э28 «Сирень».
У прицела наводчика предусмотрели две кратности увеличения: х4 с полем зрения в
20° и х10 с полем зрения в 6°. С прибором интегрирован лазерный дальномер и
канал тепловизора. Диапазон измерения дальности - от 200 до 5000 м. Панорамный
прицел командира имел кратность увеличения х7,5 и поле зрения в 7,5°, встроенный
лазерный дальномер и усилитель изображения при низкой освещенности. Головка
прицела командира получила возможность поворачиваться на 180°, что сделало
ненужным наличие командирской башенки. В результате, конструкторы ограничились
установкой по периметру люка командира шести перископических приборов
наблюдения.
Конструкция машины предусматривала возможность управления вооружением как со
стороны наводчика, так и со стороны командира. Приводы наведения - ручные и
электрогидравлические.
Согласно сообщениям компании NORINCO, на испытаниях Type 90-II продемонстрировал
71 % вероятность поражения при стрельбе сходу по движущейся цели. Для поражения
неподвижной мишени с места требовалось семь секунд, на ходу - десять секунд.
К вспомогательному вооружению относились спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и
установленный на турели между командирским люком и прицелом 12,7-мм пулемет
«W-85» (стрельбу из него можно было вести только в переднем секторе).
Боекомплект к пулеметам составлял 3000 7,62-мм и 500 12,7-мм патронов.
По бокам башни установили два блока 6-ствольных дымовых гранатометов с
боекомплектом в 12 дымовых и четыре осколочных гранаты. Также танк получил
коллективную противоатомную защиту с фильтровентиляционной установкой и
противопожарную систему.
Конструкторы предусмотрели вариант оснащения танка динамической защитой типа FY.
На верхней лобовой детали корпуса крепилось 28 элементов, ещё 15 - на лобовой
проекции башни и ее крыше.
Для проведения испытаний подготовили образцы с двумя разными двигателями. В
первом варианте силовая установка создавалась на основе технологий германского
8-цилидрового дизельного двигателя MTU396 с турбонаддувом и автоматической
трансмиссией Renk LSG3000, во втором - британского 12-цилиндрового дизеля
CV-12-1200 ТСА и французской гидромеханической автоматической трансмиссии SESM
ESM-500.
Двигатель MTU396.
В обоих случаях мощность двигателя составляла 1200 л.с., что при значении
удельной мощности в 20,09 л.с./т обеспечивало танку хорошие подвижность и
проходимость. Продолжительность замены силового блока в полевых условиях не
превышала 30 минут. Максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч. Запас хода - 400
км, но за счет дополнительных топливных баков на корме он мог достигать 500-550
км.
Ходовую часть практически полностью скопировали с Т-72М. Она включала
применительно на один борт шесть опорных и три поддерживающих обрезиненных
катка. На первом, втором и шестом узлах подвески установили гидроамортизаторы.
Ведущее колесо располагалось сзади. Гусеничные ленты использовали такие же, как
и на Type 88С. Они имели резино-металлические шарниры и специальные резиновые
башмаки. С бортов ходовая часть прикрывалась резино-тканевыми экранами.
Танк Туре 90-II обладал способностью преодолевать вертикальную стену высотой до
0,85 м, ров шириной до 2,7 м и подъём до 30°.
Тем временем конструкторы продолжали совершенствовать своё детище. После того
как в 1995 году Россия продемонстрировала китайцам свой танк Т-80У, эти работы
решили максимально ускорить, что, в конечном счете, привело к созданию нового
образца - ZTZ-98.
Тактико-технические характеристики танка Type 90-II
Компоновочная схема - классическая.
Боевая масса, т - 36.
Экипаж, чел - 3.
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед - 10350.
- длина по корпусу - 6900.
- ширина - 3272.
- высота по крыше башни - 2300.
- клиренс - 470.
Удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,9.
Бронирование, мм:
- лоб корпуса - 450/540 (эквивалент для БПС/КС*).
- борт корпуса - 30...80 (+экраны).
- лоб башни - 600/750 (эквивалент для БПС/КС*).
- борт башни - 150...170.
- крыша - 30.
Вооружение (боезапас, выстр.):
- 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98 - 1 (39).
- 7,62-мм пулемет «86» - 1 (3000).
- 12,7-мм зенитный пулемет W-85 - 1 (500).
Углы вертикальной наводки орудия, град -- 6...+14.
Стабилизация вооружения - двухплоскостная.
Механизм заряжания - автомат заряжания.
Прицельные приспособления - HL-60, HL-70.
Средства постановки дымовой завесы - 2x6 дымовых гранатомета, ТДА.
Радиостанция - «889В».
Переговорное устройство - «VIC-8».
Подвижность:
- тип и марка двигателя - дизельный MTU396.
- количество цилиндров (их расположение) - 8 (V-образное).
- максимальная мощность, л. с - 1200.
- удельная мощность, л.с./т - 26,09.
- максимальная скорость, км/ч - 70.
- запас хода (с дополнительными баками), км - 400 (500...550).
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град - 30.
- крен, град - 25.
- ров, м - 2,7.
- стенка, м - 0,85.
- брод, м - 1,4.
*
БПС - бронебойный подкалиберный снаряд.
КС - кумулятивный снаряд.