VT-1A - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
Разработав Type 90-II, фирма NORINCO сразу же предприняла энергичные усилия,
направленные на поиск зарубежных заказчиков. Экспортная модификация получила
обозначение МВТ-2000 и была впервые продемонстрирована публике в 2001 году на
выставке в Абу-Даби. Однако наибольшую популярность у заказчиков приобрела более
поздняя модификация VT-1A, оснащенная украинским дизельным двигателем 6ТД-2 и
управлением на основе штурвала. Вес при этом возрос до 49 тонн. Сборку
экспортных машин также развернули на пакистанском заводе.
В 2003 году желание приобрести партию VT-1A выразил Бангладеш, но сделка так и
не состоялась из-за бюджетных проблем. В 2011 г. провели повторный конкурс, в
котором предложили принять участие компаниям из России, Китая, Украины и
Пакистана. В итоге победителем стала корпорация NORINCO, которая предложила
самую низкую цену. Это позволило заказчику увеличить количество закупаемых
танков до 44 и присовокупить к ним три БРЭМ. Общая сумма контракта оценивается в
12,01 млрд така (162 млн долларов). Срок поставки танков определен в 27 месяцев:
24 машины в течение 20 месяцев, остальные - в течение второго семимесячного
этапа исполнения. Оплата отдельными траншами в течение восьми лет. Также на
исполнителя контракта возложена обязанность поставки запасных частей и
подготовки технического персонала. По состоянию на 2014 год, на вооружении армии
Народной Республики Бангладеш находится не менее 13 VT-1А.
В 2009 г. контракты на поставку китайских танков заключили Марокко и Мьянма,
причем обе страны, из экономии, заказали упрощенную модификацию без тепловизоров.
Количество приобретенных машин не разглашается. По не вполне проверенным данным,
в 2010 году Китай поставил в Марокко 54 VT-1 А, а также четыре БРЭМ на его базе.
Всего же объём этого контракта оценивается в 150 машин.
В том же 2009 г. VT-1A выиграл тендер в Перу, главным образом по причине более
низкой цены, в сравнении с российским Т-9 °C. В декабре пять китайских танков
уже участвовали в параде. Однако вскоре министр обороны Перу Рафаэль Рей
сообщил, что китайский танк с трудом и только с третьей попытки прошел под
требования объявленного конкурса. К тому же отсутствие достаточных средств в
бюджете страны не гарантировало адекватного технического обслуживания вновь
приобретенных машин. Дополнительно масла в огонь подлил факт, что в 2005 г. за
получение взяток от пяти китайских компаний (в том числе NORINCO) был приговорен
к восьми годам заключения бывший министр промышленности Перу Виктор Хой Вей
Рохас.
В марте украинская компания «Укрспецэкспорт» уведомила правительство Перу, что
продажа Китаем танков является нарушением ранее достигнутых договоренностей
между китайскими и украинскими партнерами. В связи с этим, в качестве ответной
меры, Украина отказалась поставлять свои двигатели для предназначенных Перу
китайских машин. В итоге, в апреле 2010 года подписанный контракт аннулировали
(не помогло даже снижение цены с 5,8 млн до 4,7 млн долларов за единицу), а уже
полученные пять танков вернули производителю.
В настоящее время три VT-1A состоят на вооружении НОАК. Они дислоцируются в
районе Харбина и используются в качестве учебных машин.
VT-1A армии Народной Республики Бангладеш.
VT-1A на параде в Перу.