WZ-122 - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
Получив в свои руки экземпляр советского Т-62, китайцы не собирались
ограничиваться заимствованием отдельных элементов конструкции, как это было
сделано при работе по теме WZ-121 (будущий Туре 69). Параллельно выделили
средства и на стартовавший в марте 1970 года проект WZ-122, который
предусматривал создание совершенно нового перспективного танка второго поколения
с максимальным использованием передовых советских технологий.
Техническое задание предусматривало увеличение калибра орудия до величины,
достаточной для гарантированного поражения всех существующих в то время танков.
Кроме стрельбы традиционными боеприпасами следовало предусмотреть возможность
запуска через ствол противотанковых управляемых ракет. В качестве силовой
установки впервые в китайской практике планировали использовать многотопливный
двигатель. При этом, с целью малозаметности, размеры машины предполагались
минимально возможными.
Одна из немногих фотографий WZ-122.
Конструктивная особенность WZ-122 - гидропневматическая подвеска с изменяемым
клиренсом.
Значительное внимание придавали и эксплуатационной надежности. Среди других
требований стоит упомянуть подвеску с изменяемым клиренсом, улучшение
звукоизоляции боевого отделения, увеличение защищенности путем копирования формы
корпуса и башни Т-62, применения многослойной брони, а также установку вместо
зенитного пулемета малокалиберного орудия.
Однако заимствование советских технологий с самого начала не заладилось. В
первую очередь не получалось организовать серийный выпуск копий советских 115-мм
гладкоствольных орудий У-5ТС. В качестве замены пытались установить 122-мм
нарезную, но в конечном счете пришлось ожидать артиллеристов, которым к осени
1970 года удалось сравнительно успешно скопировать советский образец. От запуска
ПТУР через ствол пришлось отказаться по причине отсутствия в КНР соответствующих
боеприпасов. Это вынудило дополнительно смонтировать четыре пусковые установки.
Также китайская промышленность не смогла наладить выпуск 20-мм зенитной
автоматической пушки. В качестве альтернативы на крыше башни установили
спаренную 12,7-мм пулеметную установку.
Сборку двух опытных экземпляров закончили в январе 1971 года. Форма корпуса
практически полностью копировала Т-62, только надгусеничные полки превратили в
ящики из броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса получил больший наклон, а
обводы лобовой части башни имели более пологую форму. Танк получил
гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом, а также гидравлические
передачи. Далее новая машина в течение двух лет, до 1973 года подвергалась
испытаниям, в ходе которых прошла около 3000 км. Главным итогом стали выводы о
крайне низкой надежности практически всех новых узлов и агрегатов. Низкий
технологический уровень китайской промышленности того времени не смог адекватно
«воплотить в металле» задумки конструкторов, так что шансы быть принятым на
вооружение у WZ-122 полностью отсутствовали.
Потерпев неудачу, конструкторы сосредоточили усилия на более простой модели,
получившей обозначение WZ-122-1 (или WZ-1221). Отказались от
гидропневматической подвески, внешних ракетных установок и спарки зенитных
пулеметов.
Однако танк продолжал оставаться ненадежным и дорогим, поэтому в серию также не
пошел. Затем в Китай просочились сведения о новых советских танках, которым
WZ-122 уступал практически по всем статьям. После закрытия программы один
экземпляр WZ-122-1 в опытном порядке переоборудовали в машину артиллерийских
наблюдателей, после чего он занял место в экспозиции музея в Пекине. А вот
экземпляр WZ-122 в полуразобранном виде продолжает находиться на задворках
музея.
WZ-122 на задворках пекинского музея.
Примерные тактико-технические характеристики танка WZ-122
Боевая масса, т - 37,5 (в 1970 году).
Экипаж, чел - 4.
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед - 9335.
- длина по корпусу - 6630.
- ширина - 3300.
- высота полная - 2807.
- высота по крыше башни - 2395.
- клиренс - 430 (максимальный).
Удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,75.
Бронирование, мм:
- лоб корпуса - 100.
- борт корпуса - 20...80.
- лоб башни - 240.
- борт башни - 150.
- крыша - 20.
Вооружение (боезапас, выстр.):
- 115-мм гладкоствольная пушка (У-5ТС) - 1 (40).
- 7,62-мм пулемет Туре 59-Т - 1 (2500).
- 12,7-мм зенитный пулемет Туре 54 - 2 (500).
- установки ПТУР - 4.
Стабилизация вооружения - двухплоскостная.
Механизм заряжания - ручной.
Подвижность:
- тип и марка двигателя - дизельный «12150L7BW».
- максимальная мощность, л.с. - 580.
- удельная мощность, л.с./т - 15,68.
- максимальная скорость, км/ч - 50.
- емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л - 960 (+400).
- запас хода (с дополнительными баками), км - 450 (650).
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град - 32.
- крен, град - 30.
- ров, м - 2,85.
- стенка, м - 0,8.
- брод, м - 1,4.