ZTZ-96G - Основной боевой танк (КНР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Все китайские танки. «Бронированные драконы»
Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
В 2006 году в производство запустили усовершенствованную модификацию ZTZ-96G,
которую в литературе часто еще обозначают как ZTZ-96A. Танк оснастили встроенной
динамической защитой, тепловизором, современным лазерным дальномером и
комплексом электроннооптической защиты от высокоточного оружия. Обращает на себя
внимание хорошая защита кормовой ниши башни - блоки динамической защиты плотно
установлены на специальной раме и практически не имеют «пробелов». Как и на
предыдущих модификациях, отсутствует возможность для командира вести огонь из
крупнокалиберного пулемета из-под брони. Также, в отличие от ZTZ-99, отсутствует
встроенное оборудование для самоокапывания.
Российские военные впервые познакомились с ZTZ-96G в ходе проводившихся в
Чебаркуле совместных российско-китайских учений «Мирная миссия - 2013».
Танки ZTZ-96G из состава 54-й механизированной бригады перевозятся с помощью
транспортеров в Тибете.
Распределение танков ZTZ-96 и ZTZ-96G по военным округам (данные на 2011 год)
В следующий раз с машинами этого типа они встретились на соревнованиях по
танковому биатлону.
Соревнование состоит из четырёх этапов: индивидуальная гонка, спринт, гонка
преследования, спортивный этап и эстафета.
На этапе индивидуальной гонки каждый экипаж должен пройти три круга по
7-километровому маршруту. Они должны преодолеть множество препятствий (брод,
косогор, эскарп, противотанковый ров), а также выполнить на огневых рубежах
стрельбы из орудия, спаренного пулемета, зенитного пулемета. За промахи и
неудачные маневры начисляется штрафное время.
Спринтерская гонка подразумевает прохождение каждым экипажем двух кругов по 3
км, причем на втором выполняются стрельбы из орудия тремя снарядами по
расположенным на разных дистанциях мишеням. За каждый промах назначается
штрафной круг в 500 м.
Гонка преследования состоит из трёх кругов по 4 км. На первом и втором
выполняются стрельбы из орудия обычными и управляемыми снарядами по цели типа
«танк». На третьем круге предусмотрена стрельба из спаренного пулемета.
На спортивном этапе происходят соревнования экипажей в беге, силовых упражнениях
и преодолении полосы препятствий.
На эстафету каждая команда выставляет по одному танку и три экипажа. Стартовав
одновременно, все машины проходят 3 круга по 4 км с двумя огневыми рубежами
(стрельба из зенитного пулемета с места и стрельба из орудия на ходу). После
финиша второй экипаж сменяет первый, а затем, в свою очередь, передаёт машину
третьему.
ZTZ-96G на маневрах.
В 2014 году Китай заявил о намерении участвовать в соревнованиях по танковому
биатлону на своих ZTZ-96G. С первых же дней соревнований разразился достаточно
неприятный скандал. Представители Индии заявили, что выступление китайцев на
своих танках ZTZ-96G ставит остальные команды, выступающие на Т-72Б, в неравные
условия, так как китайский танк имеет более высокую удельную мощность. Однако в
ходе соревнований выяснилось, что китайцам не очень-то удается реализовать своё
техническое преимущество. Хотя на первом заезде ZTZ-96G и вырвался вперед, но
удержать лидерство китайская команда так и не смогла. Ее вскоре обогнали
российские танкисты на Т-72Б. Окончательно расстаться с надеждой стать
победителями заставила произошедшая с китайским танком авария - на одном из
участков трассы порвалась гусеничная лента. Правила соревнований не запрещали
замену машины, но этот процесс занял слишком много времени.
Причина разрыва гусеницы вскоре выяснилась. В разломившемся траке обнаружили
полости, обусловленные нарушением технологии изготовления. Но этим проблемы
китайской команды не закончились. На этапе спринтерской гонки ZTZ-96G не смог
произвести ни одного выстрела из-за проблем с системами управления огнем и
вооружением. Пришлось вызвать машину технической помощи и вновь менять танк. В
итоге, китайская команда смогла занять лишь третье место. Однако уже в 2015 году
китайцы в командном зачете поднялись до второго места.
Следует отметить, что в КНР достаточно остро восприняли неудачное выступление
своих экипажей, вызвавшее массу споров. Разумную черту им подвел заместитель
командующего Нанкинским военным округом Ван Хунгуан. По его утверждению,
танковый биатлон является лишь состязанием в выучке экипажей, но не дает
возможности машинам в полной мере проявить свои технические характеристики.
Отмечая значительную огневую мощь и хорошую защищенность ZTZ-96G, китайский
эксперт признал наличие определенных проблем с силовой установкой и
маневренностью, обусловленных недостаточной мощностью двигателя. Однако его
модернизация способна вылиться в «серьезное хирургическое вмешательство»,
сопряженное с увеличением габаритов машины и значительным ростом ее стоимости.
ZTZ-96G на соревнованиях по танковому биатлону.
Сложно судить, являются ли несчастья китайской команды случайным совпадением или
это закономерный и ожидаемый финал китайских производственных проблем. Однако
другого способа оценить реальный боевой потенциал танка ZTZ-96 не представляется
возможным, так как в боевых действиях он не участвовал. Периодически мелькающие
в СМИ сообщения об участии ZTZ-96 в боях на территории Судана обусловлены слабым
знанием корреспондентами китайской военной техники и, на самом деле, относятся к
состоящим на вооружении армии этой страны десяти танкам Туре 85-IIМ (Al-Bashier).
Несмотря на некоторые архаичные для настоящего времени элементы конструкции
(например, механическая трансмиссия), по совокупности основных параметров
(огневая мощь, броневая защита и подвижность) китайский танк ZTZ-96 является
вполне современной машиной и, по мнению большинства экспертов, примерно
соответствует уровню советского Т-72А, превосходя его в плане возможности
быстрой замены двигателя и эффективности системы управления огнем. После случаев
с выходом из строя на соревнованиях по танковому биатлону появились вопросы в
отношении качества изготовления серийных машин, но китайцы держат в секрете
данные об особенностях их эксплуатации в своих частях, что не позволяет
проанализировать статистику.
ZTZ-96G на параде в Пекине 1 октября 2009 года.