PT-91 Twardy - Основной боевой танк (Польша) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М. Барятинский
Средние и основные танки зарубежных стран (часть 2)
Польша
Основной танк РТ-91 Twardy
Является модификацией советского танка Т-72М1, выпускавшегося в Польше по
лицензии на заводе Zaklady Mechaniczne Bumar-Labedy SA. Первый опытный образец
выпущен в 1992 году. Серийное производство начато в 1995 году. К настоящему
времени изготовлено 206 единиц.
Серийная модификация:
- комплекс навесной динамической защиты ERAWA-2 (394 элемента); четыре антенны
системы предупреждения о лазерном облучении OBRA-4; бортовые экраны со стальной
передней частью, закрытой элементами КДЗ ERAWA-1; усовершенствованные системы
ПАЗ и ППО; компьютеризированная СУО SKO-1M DRAWА с датчиком метеоусловий и
пассивным ночным прицелом, который может заменяться тепловизионным прицелом
TS-32D; форсированный дизельный двигатель польского производства (лицензионная
версия советского В-46-6); гусеницы с резиновыми подушками. На машинах последних
выпусков в командирской башенке установлен панорамный перископический прицел,
кроме того, конструкция башенки позволяет командиру танка вести наблюдение на
360° без поворота головы.
1-я илл.
Основной танк РТ-91
Танки Т-72 различных модификаций (Т-72, Т-72М и Т-72М1) производились в Польше
по лицензии с 1982 года (лицензия приобретена в 1979-м). Всего изготовлено 1610
единиц. Выпускавшиеся машины полностью соответствовали технической документации,
переданной советской стороной. При этом танки поступали не только в Войско
Польское, но и в армии других стран-участниц Варшавского Договора, прежде всего
в ННА ГДР. Кроме того, некоторое количество боевых машин было продано Ираку и
Ливии, а в 1993 году - 200 единиц Китаю (по неподтвержденным данным и, скорее
всего, из наличия Войска Польского).
После самороспуска Варшавского Договора поляки стали самостоятельно заниматься
вопросами модернизации танков Т-72. В качестве первого шага польским
Военно-техническим институтом вооружения (WITU) были разработаны два типа
навесной КДЗ для танков Т-72 - ERAWA-1 и ERAWA-2.
В середине 1990-х годов модернизированные танки Т-72М1 польской постройки
получили обозначение Wilk («Волк»). Дальнейшие работы по совершенствованию этого
танка привели к созданию танка РТ-91 Twardy («Твердый»).
В настоящее время (одновременно с выпуском новых танков) планируется
модернизировать имеющиеся на вооружении танки Т-72М1 до уровня РТ-91.
Продолжается дальнейшее совершенствование РТ-91, в частности, намечается
установка на его шасси башни танка «Леопард-2». Разработан двигатель S-1000
мощностью 1000 л.с., предназначенный для модификаций РТ-91А и РТ-91А1.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА РТ-91
БОЕВАЯ МАССА, т: 43,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9530, ширина - 3590, высота (по крыше башни) -
2190, клиренс (по основному днищу) - 470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1
зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, 24 установки калибра 81 мм для пуска
дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 44 выстрела, 300 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра
7,62 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э28М.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, перископический
пассивный ночной прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: PZL-WOLA S-12U, 12-цилиндровый четырехтактный V-образный
многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и приводным центробежным
нагнетателем; мощность - 850 л.с. (625,6 кВт) при 2300 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, две планетарные семискоростные коробки передач, с
фрикционным включением и гидроуправлением, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три
одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего
расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление - цевочное), направляющее
колесо; подвеска - индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические
амортизаторы на подвесках 1-го, 2-го и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с
РМШ 96 траков шириной 580 мм, шаг трака - 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 640.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,8;
высота стенки, м - 0,85; глубина брода, м - 1,8 (с ОПВТ - 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2