HB Utveckling CV 90 - Боевая машина пехоты (Швеция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

НВ Utveckling CV 90 1993 / Швеция
НВ Utveckling CV 90
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
«Динамический защитник» - так называется в рекламных буклетах фирмы «Бофорс» шведская боевая машина пехоты Stridsfordon 90, больше известная под английским обозначением CV 90 (Combat Vehicle 90). Она создавалась специально для сложных климатических и территориальных условий Швеции. Это очень компактная и маневренная машина с низким силуэтом, пониженным уровнем шумности и уязвимости к воздействию электромагнитного импульса, невысоким коэффициентом отражения радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовом направлении. В результате многолетних технологических исследований, проводившихся фирмами «Бофорс» и «Хёгглундс», машина полностью соответствует семи основным требованиям шведской армии:

• высокая тактическая подвижность (большой клиренс, низкое удельное давление на грунт, высокая удельная мощность двигателя, маневренность и максимальная скорость);
• высокая стратегическая подвижность (средняя скорость, возможность перевозки железнодорожным транспортом, большой запас хода);
• возможность самостоятельно защищаться от авиации противника (большие углы возвышения и снижения ствола пушки, скорострельность и скорость наведения пушки в обеих плоскостях);
• удовлетворительная защита экипажа (низкий силуэт, большие углы наклона броневых плит корпуса, надежная защита от оружия массового поражения, отличная система противопожарной безопасности);
• способность поражать бронированные объекты (использование 40-мм подкалиберных снарядов с вольфрамовыми сердечниками);
• удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование дешевых запасных частей и механизмов);
• возможность дальнейшего усовершенствования и развития (возможность установки системы стабилизации вооружения, реактивной брони или усиления вооружения без изменения конструкции машины).

История создания БМП CV 90 началась в 80-х годах, когда командование шведской армии решило выйти на международный рынок вооружений с целью подыскать легкие боевые гусеничные машины, которые могли бы заменить состоявшие до того момента на вооружении шведской армии бронетранспортеры Раnsarbandvagn 302 (Pbv 302). В 1984 г. на севере Швеции проводились испытания английских машин «Стормер» и «Скорпион», вооруженных стандартной 76-мм пушкой. Обе машины отличались хорошей подвижностью, легко преодолевали занесенное глубоким снегом бездорожье, но относились к несколько иной категории боевых машин и во многом не отвечали разработанным техническим условиям. В конечном итоге шведское командование приняло решение приступить к самостоятельной разработке и производству новой гусеничной боевой машины. Кроме того, такое решение полностью вписывалось в господствовавшую в Швеции вплоть до недавнего времени концепцию независимости основных отраслей военной промышленности от зарубежных поставок.

Проектные работы были поручены компании «НВ Utveckling AB», в состав которой входило около десяти более мелких фирм. Руководство компании заключило субподрядные договора с двумя своими крупнейшими участниками - фирмой «Бофорс», которая должна была отвечать за разработку башни и системы вооружения, и фирмой «Хёгглундс Вехикл», на которую возлагались обязанности по конструированию корпуса и силового агрегата. В июле 1985 г. с компанией «НВ Utveckling АВ» был подписан целевой контракт на проектирование и изготовление пяти прототипов CV 90, а в декабре 1986 г. - новый контракт стоимостью в 140 миллионов шведских крон на разработку четырех комплектных башен, три из которых должны быть вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» L/70 (встречается также обозначение 40/70 В), а одна - 25-мм пушкой.

Первая башня, предназначенная для боевой машины пехоты Pbv G, была оснащена системой управления огнем, 40-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также двумя блоками дымовых гранатометов по шесть стволов в каждом. Сзади на крыше башни смонтированы два 71-мм миномета LYRAN 71, стреляющие осветительными зарядами на расстояние до 1300 м.

Вторая башня, предназначенная для бронетранспортера Pbv L, оснащалась упрощенной системой управления огнем. Несколько башен планировалось вооружить 40-мм пушками «Бофорс», остальные - скорострельными пушками калибра 25 мм.

Третий тип башни предназначался для самоходной зенитной установки Lvkv A2 и первоначально не оснащался радаром, который начали устанавливать с 1990 г.

Четвертый тип башни был вооружен 25-мм пушкой.

По условию контракта фирма «Бофорс» должна была разработать боеприпасы типа APFSDST (трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном) для пушки L/70. Чтобы сэкономить время и сократить стоимость разработки проекта, было принято решение использовать как можно больше уже имевшихся и проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов, в том числе двигатель, трансмиссию и систему управления.

По плану предполагалось создать семейство CV 90 из семи основных моделей, используя при этом один и тот же корпус и трансмиссию. Корпус для испытания трансмиссии был построен в соответствии с планом в декабре 1985 г., и уже спустя несколько месяцев начались ходовые испытания. На изготовление пяти прототипов потребовалось два года: машины вышли из сборочного цеха осенью 1988 г.

Серийное производство CV 90 началось в 1991 г., а в армию первые машины начали поступать в 1993 г. Корпуса всех боевых машин семейства CV 90 сварены из стальных броневых плит и покрыты дополнительным слоем современной брони из композитных материалов, состав которой остается секретом фирмы. Лобовые плиты корпуса и башни имеют значительные углы наклона. В данном случае конструкторы сделали акцент на качестве бронирования, отодвинув проблему плавучести машины на второй план. В CV 90 конструкторам удалось добиться гораздо лучшей защищенности заброневого пространства, чем в старом бронетранспортере Pbv 302, а низкий покатый профиль новой машины увеличивал ее шансы на выживание на поле боя.

Боевая машина пехоты CV 90 создана по классической конструктивной схеме. Моторно-трансмиссионное отделение находится справа в передней части корпуса, отделение управления - слева, боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню, а кормовая часть машины отведена под десантное отделение. В качестве основного вооружения на БМП CV 90 установлена 40-мм пушка L/70 фирмы «Бофорс», разработанная на базе буксируемого зенитного орудия. Для установки в башню пушку пришлось перевернуть, поэтому боеприпасы подаются снизу, а стреляные гильзы выбрасываются наружу через люк в крыше башни. Под казенником пушки располагается магазин, разделенный на три отсека, в которых помещается по восемь зарядов. В зависимости от тактической обстановки в каждом отсеке может находиться свой тип боеприпасов, а смена одного типа на другой осуществляется при помощи гидравлического устройства. Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами, короткими сериями или длинной очередью со скорострельностью 60 и 300 выстрелов в минуту. Максимальная дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м для наземных целей и 4000 м для воздушных целей. Ведению борьбы с воздушными целями способствует большой угол возвышения пушки, который составляет +50°, угол снижения ствола невелик - всего -8°. Боеприпасы заряжаются в магазин вручную, для снаряжения одного отсека требуется около 20 секунд. 48 снарядов находятся во вращающемся барабане в полу башни, еще 168 размещены в боеукладках в корпусе. Весь боекомплект CV 90 составляет 240 выстрелов. Для пушки L/70 фирма «Бофорс» разработала несколько типов боеприпасов: APFSDST - трассирующий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, PFPP - программируемый осколочный снаряд с дистанционным взрывателем, PFHE Mk2 - осколочно-фугасный снаряд с дистанционно-ударным взрывателем (этот и предыдущий типы боеприпасов используются для борьбы с самолетами и вертолетами), НЕТ - трассирующий осколочно-фугасный снаряд, МРТ - трассирующий снаряд общего назначения (используется для уничтожения наземных целей и живой силы противника), ТРТ - учебный трассирующий снаряд.

В качестве силовой установки на CV 90 используется 14-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным воздушным охлаждением «Сааб-Скания» DS14, развивающий максимальную мощность 407 кВт при 2200 об/мин. Вместе с трансмиссией он образует единый монолитный блок. В 1988 г. на CV 90 впервые испытывапась модифицированная трансмиссия типа «Кросс-Драйв» Х400-4В, производившаяся по лицензии английской фирмы «Перкинс Энджинс» (англичане использовали ее для своей БМП «Уорриор»). Однако обычно устанавливались аналогичные автоматические агрегаты Х300-5, обеспечивающие движение вперед на четырех скоростях и назад на двух скоростях.

В состав трансмиссии Х300-5 входят гидрокинетическая передача с блокирующей муфтой, планетарная коробка передач, дифференциальный механизм с гидростатической передачей, многодисковый фрикцион и две бортовые передачи. С такой трансмиссией CV 90 развивает скорость до 70 км/ч при движении вперед и 43 км/ч при езде задним ходом, а с места разгоняется до 30 км/ч всего за 7 секунд. Доступ к двигателю и трансмиссии обеспечивает съемная наклонная плита, служащая крышей МТО. Для обеспечения максимально низкого профиля машины радиатор системы охлаждения двигателя размещен справа в кормовой части корпуса, как и в немецкой БМП «Мардер». Размещение отделения управления рядом с моторно-трансмиссионным отделением существенно упростило систему управления двигателем, коробкой передач и механизмами поворота. Механик-водитель изменяет направление движения при помощи штурвала, а использование в системе управления гидростатической передачи позволяет разворачивать машину с произвольными радиусами. CV 90 может разворачиваться также вокруг своей вертикальной оси, что особенно важно при маневрировании в населенных пунктах и лесу.

Основной топливный бак емкостью 500 л установлен вдоль левого борта корпуса на надгусеничной полке. Стенки бака и топливо играют роль дополнительной защиты от кумулятивных снарядов. В кормовой части левого борта размещены аккумуляторные батареи, а по правому борту функцию дополнительной защиты выполняют ящики для запасных частей и инструментов, радиатор и элементы выхлопной системы. Откидывающаяся назад крышка люка механика-водителя оснащена тремя перископами для наблюдения за местностью впереди машины. Сектор обзора охватывает 158°. При необходимости средний перископ можно заменить пассивным прибором ночного видения. В днище отделения управления за сиденьем механика-водителя предусмотрен люк для аварийного выхода из машины. В кормовой стенке десантного отделения имеются двери, которые открываются в правую сторону. Кроме того, в за-башенной плите предусмотрены дополнительные люки, позволяющие пехоте вести огонь из стрелкового оружия по живой силе и воздушным целям противника во время движения БМП. От стрелковых гнезд в бортах корпуса конструкторы отказались. Такое решение обусловлено малой эффективностью ведущегося через них огня и их отрицательным влиянием на организацию внутреннего пространства десантного отделения. Солдаты вынуждены сидеть спинами друг к другу, что разбивает и без того ограниченное пространство на две меньшие, практически автономные части. Это вызывает определенные неудобства и оказывает негативное воздействие на психическое состояние десантников.

В десантном отделении установлен дополнительный перископ, а в кормовой двери имеется стрелковое гнездо, что до некоторой степени обеспечивает защиту машины сзади. Солдаты десанта сидят вдоль бортов корпуса на индивидуальных сиденьях достаточно простой конструкции, обратившись лицами внутрь десантного отделения. В днище имеется люк для аварийного выхода из машины.

Ходовая часть CV 90 состоит из четырнадцати (2x7) стальных двойных опорных катков с резиновыми бандажами, двух ведущих зубчатых колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. Поддерживающих роликов нет, хотя возможность их применения рассматривалась еще во время ходовых испытаний. В корме БМП находятся гидравлические механизмы натяжения гусениц. Нажатием на соответствующую педаль механик-водитель может изменять натяжение гусениц, не покидая своего рабочего места, что значительно упростило эту трудоемкую и требующую времени процедуру. Масляные резервуары гидравлической системы находятся сзади на надгусеничных полках. Одногребенчатая гусеница состоит из 84 траков длиной 152 мм и шириной 535 мм каждый, соединенных замками со специальными выступами-грунтозацепами, облегчающими передвижение по болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря большой длине опорной поверхности (около 4 м) значение удельного давления на грунт составляет 0,048 Мпа. На внешней поверхности гусениц крепятся съемные резиновые накладки.

На БМП CV 90 применяется индивидуальная торсионная подвеска. При этом первая, вторая и седьмая пары опорных катков оборудованы поворотными гидравлическими амортизаторами. Верхние верви гусениц закрыты броневыми экранами, которые являются дополнительной защитой бортов корпуса от кумулятивных снарядов. В состав стандартного оборудования машин семейства CV 90 входят система защиты от оружия массового поражения, разработанная английской фирмой MDH, и система пожаротушения, расположенная в моторно-трансмиссионном отделении.

Кроме БМП CV 90, вооруженной 40-мм пушкой, созданы еще две другие, которые отличаются оборудованием башни и стоимостью. Это позволило приспособиться к конкретным требованиям и возможностям потенциальных зарубежных заказчиков. Первая из этих двух моделей - CV 9025 - вооружена 25-мм пушкой «Бушмастер» фирмы «Макдоннелл-Дуглас» или 25-мм пушкой «Маузер» МК, модель Е. Вторая - CV 9030 - вооружена 30-мм пушкой «Бушмастер II» фирмы «Макдоннелл-Дуглас» или 30-мм пушкой «Маузер» МК, модель F.

К семейству CV 90 относятся также следующие боевые машины:

• бронетранспортер Pbv L;
• боевая машина пехоты Pbv G;
• зенитная самоходная установка Lvkv А2 - почти идентична БМП Pbv G. Машина оборудована той же башней с 40-мм пушкой, но не перевозит десанта. Вместо солдат в кормовой части корпуса перевозятся дополнительные боеприпасы для пушки. В задней части башни смонтирована РЛС и автоматическая система обнаружения и слежения за целями. Благодаря этому оборудованию ЗСУ может вести борьбу с воздушными целями, особенно вертолетами, находящимися в режиме зависания на дальности до 4000 м. Данные с РЛС выводятся на небольшие жидкокристаллические дисплеи, которые установлены на рабочих местах командира машины и наводчика. В походном положении РЛС обычно хранится в сложенном виде в куполе на башне ЗСУ, но при необходимости может устанавливаться и функционировать на ходу. Эта модификация машины также оборудована приборами ночного видения;
• самоходный миномет Gvkpbv - может вооружаться 120-мм минометом, стреляющим за корму машины, или австрийским счетверенным 120-мм минометом «Salvo». Ранее не существовало модификации бронетранспортера Pbv 302 с установленным на нем минометом, а стандартный 120-мм миномет т/41 перевозился в разобранном виде на колесной машине. Контракт на разработку проекта самоходного миномета был подписан в 1988 г. с фирмами FMV, FFV и «Сааб-Скания». В качестве дополнительного вооружения в башне машины установлен 7,62-мм пулемет;
• истребитель танков CV 90105 TML - на этой машине установлена башня GIAT TML, вооруженная стабилизированной 105-мм пушкой G2. В вертикальной плоскости орудие перемещается в секторе от -7,5° до +20°. Командир машины и наводчик пользуются одним универсальным прибором для наблюдения и прицеливания с дневным и ночным каналами. Кроме того, командир имеет в своем распоряжении панорамный оптический прибор, обеспечивающий круговой обзор в горизонтальной плоскости. Экипаж истребителя танков состоит из четырех человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя;
• машина управления Stripbv - при разработке этой машины конструкторы стремились оснастить ее всеми необходимыми средствами управления, наблюдения и связи, а также обеспечить защиту экипажа от поражающих факторов оружия массового поражения. На Stripbv установлена такая же башня с 25-мм пушкой, что и на бронетранспортере Pbv L. Экипаж машины состоит из трех человек (плюс операторы), в машине имеются свободные рабочие места для штабных офицеров батальонного уровня. Контракт на разработку проекта Stripbv был подписан в начале 1988 г.;
• самоходный наблюдательный пункт-артиллерийский корректировщик Epbv - оборудован развитой системой оптических приборов, лазерным дальномером для обнаружения и локализации целей, а также дополнительными средствами связи и навигации. На машине установлена двухместная башня, вооруженная 25-мм пушкой и 7,62-мм - пулеметом. Контракт на разработку проекта Epbv был подписан в начале 1988 г.;
• машина технического обеспечения Bgbv - оснащена лебедкой с максимальным тяговым усилием 75 т (при использовании системы блоков), установленной в кормовой части корпуса, гидравлической стрелой для замены силовой установки в полевых условиях и бульдозерным отвалом, который может служить в качестве упора при подъеме груза или вытягивании застрявшей машины. Экипаж Bgbv состоит из четырех человек. В качестве вооружения на машине установлен пулемет калибра 7,62 мм.

CV 90 - не единственная модель боевой машины пехоты, состоящая на вооружении шведской армии. Шведы закупили в Германии 300 БМП-1, которые ранее эксплуатировались в армии бывшей ГДР, заплатив за каждую машину смехотворно низкую сумму - всего 20000-30000 долларов.

Характеристики (НВ Utveckling CV 90)
Экипаж, чел. / 3
Десант, чел. / 8
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 24,12
Макс. угол возвышения пушки, град / 35
Макс. угол склонения пушки, град / -8
Длина корпуса, мм / 6471
Ширина общая, мм / 3192
Ширина по гусеницам, мм / 3003
Высота по крыше башни, мм / 2500
Масса боевая, кг / 22800
Преодолеваемая стенка, м / 1,00
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 2,4
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3980
Ширина гусеницы, мм / 533
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 40 / Bofors L/70 / 1 / 238
Пулемёт соосный / 7,62 / / 1 / 3000
Гранатомёт дымовой / / / 2×3 /
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Scania DI / 1 / 550
Дополнительно
Статус / В производстве; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное; Ракетное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD