HB Utveckling CV 90 - Боевая машина пехоты (Швеция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
НВ Utveckling CV 90 1993 / Швеция
НВ Utveckling CV 90
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
«Динамический защитник» - так называется в рекламных буклетах фирмы «Бофорс»
шведская боевая машина пехоты Stridsfordon 90, больше известная под английским
обозначением CV 90 (Combat Vehicle 90). Она создавалась специально для сложных
климатических и территориальных условий Швеции. Это очень компактная и
маневренная машина с низким силуэтом, пониженным уровнем шумности и уязвимости к
воздействию электромагнитного импульса, невысоким коэффициентом отражения
радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовом направлении. В
результате многолетних технологических исследований, проводившихся фирмами «Бофорс»
и «Хёгглундс», машина полностью соответствует семи основным требованиям шведской
армии:
• высокая тактическая подвижность (большой клиренс, низкое удельное давление на
грунт, высокая удельная мощность двигателя, маневренность и максимальная
скорость);
• высокая стратегическая подвижность (средняя скорость, возможность перевозки
железнодорожным транспортом, большой запас хода);
• возможность самостоятельно защищаться от авиации противника (большие углы
возвышения и снижения ствола пушки, скорострельность и скорость наведения пушки
в обеих плоскостях);
• удовлетворительная защита экипажа (низкий силуэт, большие углы наклона
броневых плит корпуса, надежная защита от оружия массового поражения, отличная
система противопожарной безопасности);
• способность поражать бронированные объекты (использование 40-мм подкалиберных
снарядов с вольфрамовыми сердечниками);
• удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение
электроники, использование дешевых запасных частей и механизмов);
• возможность дальнейшего усовершенствования и развития (возможность установки
системы стабилизации вооружения, реактивной брони или усиления вооружения без
изменения конструкции машины).
История создания БМП CV 90 началась в 80-х годах, когда командование шведской
армии решило выйти на международный рынок вооружений с целью подыскать легкие
боевые гусеничные машины, которые могли бы заменить состоявшие до того момента
на вооружении шведской армии бронетранспортеры Раnsarbandvagn 302 (Pbv 302). В
1984 г. на севере Швеции проводились испытания английских машин «Стормер» и
«Скорпион», вооруженных стандартной 76-мм пушкой. Обе машины отличались хорошей
подвижностью, легко преодолевали занесенное глубоким снегом бездорожье, но
относились к несколько иной категории боевых машин и во многом не отвечали
разработанным техническим условиям. В конечном итоге шведское командование
приняло решение приступить к самостоятельной разработке и производству новой
гусеничной боевой машины. Кроме того, такое решение полностью вписывалось в
господствовавшую в Швеции вплоть до недавнего времени концепцию независимости
основных отраслей военной промышленности от зарубежных поставок.
Проектные работы были поручены компании «НВ Utveckling AB», в состав которой
входило около десяти более мелких фирм. Руководство компании заключило
субподрядные договора с двумя своими крупнейшими участниками - фирмой «Бофорс»,
которая должна была отвечать за разработку башни и системы вооружения, и фирмой
«Хёгглундс Вехикл», на которую возлагались обязанности по конструированию
корпуса и силового агрегата. В июле 1985 г. с компанией «НВ Utveckling АВ» был
подписан целевой контракт на проектирование и изготовление пяти прототипов CV
90, а в декабре 1986 г. - новый контракт стоимостью в 140 миллионов шведских
крон на разработку четырех комплектных башен, три из которых должны быть
вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» L/70 (встречается также обозначение 40/70 В), а
одна - 25-мм пушкой.
Первая башня, предназначенная для боевой машины пехоты Pbv G, была оснащена
системой управления огнем, 40-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а
также двумя блоками дымовых гранатометов по шесть стволов в каждом. Сзади на
крыше башни смонтированы два 71-мм миномета LYRAN 71, стреляющие осветительными
зарядами на расстояние до 1300 м.
Вторая башня, предназначенная для бронетранспортера Pbv L, оснащалась упрощенной
системой управления огнем. Несколько башен планировалось вооружить 40-мм пушками
«Бофорс», остальные - скорострельными пушками калибра 25 мм.
Третий тип башни предназначался для самоходной зенитной установки Lvkv A2 и
первоначально не оснащался радаром, который начали устанавливать с 1990 г.
Четвертый тип башни был вооружен 25-мм пушкой.
По условию контракта фирма «Бофорс» должна была разработать боеприпасы типа
APFSDST (трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся
поддоном) для пушки L/70. Чтобы сэкономить время и сократить стоимость
разработки проекта, было принято решение использовать как можно больше уже
имевшихся и проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов, в том числе двигатель,
трансмиссию и систему управления.
По плану предполагалось создать семейство CV 90 из семи основных моделей,
используя при этом один и тот же корпус и трансмиссию. Корпус для испытания
трансмиссии был построен в соответствии с планом в декабре 1985 г., и уже спустя
несколько месяцев начались ходовые испытания. На изготовление пяти прототипов
потребовалось два года: машины вышли из сборочного цеха осенью 1988 г.
Серийное производство CV 90 началось в 1991 г., а в армию первые машины начали
поступать в 1993 г. Корпуса всех боевых машин семейства CV 90 сварены из
стальных броневых плит и покрыты дополнительным слоем современной брони из
композитных материалов, состав которой остается секретом фирмы. Лобовые плиты
корпуса и башни имеют значительные углы наклона. В данном случае конструкторы
сделали акцент на качестве бронирования, отодвинув проблему плавучести машины на
второй план. В CV 90 конструкторам удалось добиться гораздо лучшей защищенности
заброневого пространства, чем в старом бронетранспортере Pbv 302, а низкий
покатый профиль новой машины увеличивал ее шансы на выживание на поле боя.
Боевая машина пехоты CV 90 создана по классической конструктивной схеме.
Моторно-трансмиссионное отделение находится справа в передней части корпуса,
отделение управления - слева, боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и
башню, а кормовая часть машины отведена под десантное отделение. В качестве
основного вооружения на БМП CV 90 установлена 40-мм пушка L/70 фирмы «Бофорс»,
разработанная на базе буксируемого зенитного орудия. Для установки в башню пушку
пришлось перевернуть, поэтому боеприпасы подаются снизу, а стреляные гильзы
выбрасываются наружу через люк в крыше башни. Под казенником пушки располагается
магазин, разделенный на три отсека, в которых помещается по восемь зарядов. В
зависимости от тактической обстановки в каждом отсеке может находиться свой тип
боеприпасов, а смена одного типа на другой осуществляется при помощи
гидравлического устройства. Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами,
короткими сериями или длинной очередью со скорострельностью 60 и 300 выстрелов в
минуту. Максимальная дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м для
наземных целей и 4000 м для воздушных целей. Ведению борьбы с воздушными целями
способствует большой угол возвышения пушки, который составляет +50°, угол
снижения ствола невелик - всего -8°. Боеприпасы заряжаются в магазин вручную,
для снаряжения одного отсека требуется около 20 секунд. 48 снарядов находятся во
вращающемся барабане в полу башни, еще 168 размещены в боеукладках в корпусе.
Весь боекомплект CV 90 составляет 240 выстрелов. Для пушки L/70 фирма «Бофорс»
разработала несколько типов боеприпасов: APFSDST - трассирующий оперенный
бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, PFPP - программируемый
осколочный снаряд с дистанционным взрывателем, PFHE Mk2 - осколочно-фугасный
снаряд с дистанционно-ударным взрывателем (этот и предыдущий типы боеприпасов
используются для борьбы с самолетами и вертолетами), НЕТ - трассирующий
осколочно-фугасный снаряд, МРТ - трассирующий снаряд общего назначения
(используется для уничтожения наземных целей и живой силы противника), ТРТ -
учебный трассирующий снаряд.
В качестве силовой установки на CV 90 используется 14-цилиндровый дизельный
двигатель с турбонаддувом и промежуточным воздушным охлаждением «Сааб-Скания»
DS14, развивающий максимальную мощность 407 кВт при 2200 об/мин. Вместе с
трансмиссией он образует единый монолитный блок. В 1988 г. на CV 90 впервые
испытывапась модифицированная трансмиссия типа «Кросс-Драйв» Х400-4В,
производившаяся по лицензии английской фирмы «Перкинс Энджинс» (англичане
использовали ее для своей БМП «Уорриор»). Однако обычно устанавливались
аналогичные автоматические агрегаты Х300-5, обеспечивающие движение вперед на
четырех скоростях и назад на двух скоростях.
В состав трансмиссии Х300-5 входят гидрокинетическая передача с блокирующей
муфтой, планетарная коробка передач, дифференциальный механизм с
гидростатической передачей, многодисковый фрикцион и две бортовые передачи. С
такой трансмиссией CV 90 развивает скорость до 70 км/ч при движении вперед и 43
км/ч при езде задним ходом, а с места разгоняется до 30 км/ч всего за 7 секунд.
Доступ к двигателю и трансмиссии обеспечивает съемная наклонная плита, служащая
крышей МТО. Для обеспечения максимально низкого профиля машины радиатор системы
охлаждения двигателя размещен справа в кормовой части корпуса, как и в немецкой
БМП «Мардер». Размещение отделения управления рядом с моторно-трансмиссионным
отделением существенно упростило систему управления двигателем, коробкой передач
и механизмами поворота. Механик-водитель изменяет направление движения при
помощи штурвала, а использование в системе управления гидростатической передачи
позволяет разворачивать машину с произвольными радиусами. CV 90 может
разворачиваться также вокруг своей вертикальной оси, что особенно важно при
маневрировании в населенных пунктах и лесу.
Основной топливный бак емкостью 500 л установлен вдоль левого борта корпуса на
надгусеничной полке. Стенки бака и топливо играют роль дополнительной защиты от
кумулятивных снарядов. В кормовой части левого борта размещены аккумуляторные
батареи, а по правому борту функцию дополнительной защиты выполняют ящики для
запасных частей и инструментов, радиатор и элементы выхлопной системы.
Откидывающаяся назад крышка люка механика-водителя оснащена тремя перископами
для наблюдения за местностью впереди машины. Сектор обзора охватывает 158°. При
необходимости средний перископ можно заменить пассивным прибором ночного
видения. В днище отделения управления за сиденьем механика-водителя предусмотрен
люк для аварийного выхода из машины. В кормовой стенке десантного отделения
имеются двери, которые открываются в правую сторону. Кроме того, в за-башенной
плите предусмотрены дополнительные люки, позволяющие пехоте вести огонь из
стрелкового оружия по живой силе и воздушным целям противника во время движения
БМП. От стрелковых гнезд в бортах корпуса конструкторы отказались. Такое решение
обусловлено малой эффективностью ведущегося через них огня и их отрицательным
влиянием на организацию внутреннего пространства десантного отделения. Солдаты
вынуждены сидеть спинами друг к другу, что разбивает и без того ограниченное
пространство на две меньшие, практически автономные части. Это вызывает
определенные неудобства и оказывает негативное воздействие на психическое
состояние десантников.
В десантном отделении установлен дополнительный перископ, а в кормовой двери
имеется стрелковое гнездо, что до некоторой степени обеспечивает защиту машины
сзади. Солдаты десанта сидят вдоль бортов корпуса на индивидуальных сиденьях
достаточно простой конструкции, обратившись лицами внутрь десантного отделения.
В днище имеется люк для аварийного выхода из машины.
Ходовая часть CV 90 состоит из четырнадцати (2x7) стальных двойных опорных
катков с резиновыми бандажами, двух ведущих зубчатых колес переднего
расположения, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц.
Поддерживающих роликов нет, хотя возможность их применения рассматривалась еще
во время ходовых испытаний. В корме БМП находятся гидравлические механизмы
натяжения гусениц. Нажатием на соответствующую педаль механик-водитель может
изменять натяжение гусениц, не покидая своего рабочего места, что значительно
упростило эту трудоемкую и требующую времени процедуру. Масляные резервуары
гидравлической системы находятся сзади на надгусеничных полках. Одногребенчатая
гусеница состоит из 84 траков длиной 152 мм и шириной 535 мм каждый, соединенных
замками со специальными выступами-грунтозацепами, облегчающими передвижение по
болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря большой длине опорной
поверхности (около 4 м) значение удельного давления на грунт составляет 0,048
Мпа. На внешней поверхности гусениц крепятся съемные резиновые накладки.
На БМП CV 90 применяется индивидуальная торсионная подвеска. При этом первая,
вторая и седьмая пары опорных катков оборудованы поворотными гидравлическими
амортизаторами. Верхние верви гусениц закрыты броневыми экранами, которые
являются дополнительной защитой бортов корпуса от кумулятивных снарядов. В
состав стандартного оборудования машин семейства CV 90 входят система защиты от
оружия массового поражения, разработанная английской фирмой MDH, и система
пожаротушения, расположенная в моторно-трансмиссионном отделении.
Кроме БМП CV 90, вооруженной 40-мм пушкой, созданы еще две другие, которые
отличаются оборудованием башни и стоимостью. Это позволило приспособиться к
конкретным требованиям и возможностям потенциальных зарубежных заказчиков.
Первая из этих двух моделей - CV 9025 - вооружена 25-мм пушкой «Бушмастер» фирмы
«Макдоннелл-Дуглас» или 25-мм пушкой «Маузер» МК, модель Е. Вторая - CV 9030 -
вооружена 30-мм пушкой «Бушмастер II» фирмы «Макдоннелл-Дуглас» или 30-мм пушкой
«Маузер» МК, модель F.
К семейству CV 90 относятся также следующие боевые машины:
• бронетранспортер Pbv L;
• боевая машина пехоты Pbv G;
• зенитная самоходная установка Lvkv А2 - почти идентична БМП Pbv G. Машина
оборудована той же башней с 40-мм пушкой, но не перевозит десанта. Вместо солдат
в кормовой части корпуса перевозятся дополнительные боеприпасы для пушки. В
задней части башни смонтирована РЛС и автоматическая система обнаружения и
слежения за целями. Благодаря этому оборудованию ЗСУ может вести борьбу с
воздушными целями, особенно вертолетами, находящимися в режиме зависания на
дальности до 4000 м. Данные с РЛС выводятся на небольшие жидкокристаллические
дисплеи, которые установлены на рабочих местах командира машины и наводчика. В
походном положении РЛС обычно хранится в сложенном виде в куполе на башне ЗСУ,
но при необходимости может устанавливаться и функционировать на ходу. Эта
модификация машины также оборудована приборами ночного видения;
• самоходный миномет Gvkpbv - может вооружаться 120-мм минометом, стреляющим за
корму машины, или австрийским счетверенным 120-мм минометом «Salvo». Ранее не
существовало модификации бронетранспортера Pbv 302 с установленным на нем
минометом, а стандартный 120-мм миномет т/41 перевозился в разобранном виде на
колесной машине. Контракт на разработку проекта самоходного миномета был
подписан в 1988 г. с фирмами FMV, FFV и «Сааб-Скания». В качестве
дополнительного вооружения в башне машины установлен 7,62-мм пулемет;
• истребитель танков CV 90105 TML - на этой машине установлена башня GIAT TML,
вооруженная стабилизированной 105-мм пушкой G2. В вертикальной плоскости орудие
перемещается в секторе от -7,5° до +20°. Командир машины и наводчик пользуются
одним универсальным прибором для наблюдения и прицеливания с дневным и ночным
каналами. Кроме того, командир имеет в своем распоряжении панорамный оптический
прибор, обеспечивающий круговой обзор в горизонтальной плоскости. Экипаж
истребителя танков состоит из четырех человек: командира, наводчика, заряжающего
и механика-водителя;
• машина управления Stripbv - при разработке этой машины конструкторы стремились
оснастить ее всеми необходимыми средствами управления, наблюдения и связи, а
также обеспечить защиту экипажа от поражающих факторов оружия массового
поражения. На Stripbv установлена такая же башня с 25-мм пушкой, что и на
бронетранспортере Pbv L. Экипаж машины состоит из трех человек (плюс операторы),
в машине имеются свободные рабочие места для штабных офицеров батальонного
уровня. Контракт на разработку проекта Stripbv был подписан в начале 1988 г.;
• самоходный наблюдательный пункт-артиллерийский корректировщик Epbv -
оборудован развитой системой оптических приборов, лазерным дальномером для
обнаружения и локализации целей, а также дополнительными средствами связи и
навигации. На машине установлена двухместная башня, вооруженная 25-мм пушкой и
7,62-мм - пулеметом. Контракт на разработку проекта Epbv был подписан в начале
1988 г.;
• машина технического обеспечения Bgbv - оснащена лебедкой с максимальным
тяговым усилием 75 т (при использовании системы блоков), установленной в
кормовой части корпуса, гидравлической стрелой для замены силовой установки в
полевых условиях и бульдозерным отвалом, который может служить в качестве упора
при подъеме груза или вытягивании застрявшей машины. Экипаж Bgbv состоит из
четырех человек. В качестве вооружения на машине установлен пулемет калибра 7,62
мм.
CV 90 - не единственная модель боевой машины пехоты, состоящая на вооружении
шведской армии. Шведы закупили в Германии 300 БМП-1, которые ранее
эксплуатировались в армии бывшей ГДР, заплатив за каждую машину смехотворно
низкую сумму - всего 20000-30000 долларов.
Характеристики (НВ Utveckling CV 90)
Экипаж, чел. / 3
Десант, чел. / 8
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 24,12
Макс. угол возвышения пушки, град / 35
Макс. угол склонения пушки, град / -8
Длина корпуса, мм / 6471
Ширина общая, мм / 3192
Ширина по гусеницам, мм / 3003
Высота по крыше башни, мм / 2500
Масса боевая, кг / 22800
Преодолеваемая стенка, м / 1,00
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 2,4
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3980
Ширина гусеницы, мм / 533
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 40 / Bofors L/70 / 1 / 238
Пулемёт соосный / 7,62 / / 1 / 3000
Гранатомёт дымовой / / / 2×3 /
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Scania DI / 1 / 550
Дополнительно
Статус / В производстве; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное; Ракетное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD