IKV-91 - Легкий танк (Швеция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Швеция
IKV-91
В середине 1960-х годов шведская армия составила требования на истребитель
танков, предназначенный для замены танка Strv-74 и самоходных пушек. Было
представлено 14 проектов, и в апреле 1968 года с компанией Hagglund und Soner
был заключен контракт на проектирование IKV-91 (Infanterikanonvagn - самоходное
орудие поддержки пехоты). Первый опытный образец был готов в декабре 1969 года,
два других - в 1970 году. Контракт на производство заключили в марте 1972 года.
В 1974 году выпущены два предсерийных экземпляра. Серийное производство
продолжалось с 1975 по 1978 год. Для шведской армии выпущено 210 единиц.
Серийные модификации:
IKV-91 - имеет цельносварной корпус и башню из стальной брони. Компоновка -
классическая. Водитель находится слева спереди в корпусе, остальной экипаж - в
башне. Интересной особенностью танка являются размещение двигателя в корме
корпуса по диагонали и соединение его с трансмиссией с помощью углового
редуктора. Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса над гусеницами
сделаны двойными. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц.
Выпущено 210 танков.
IKV-91-105 - модернизация с заменой 90-мм пушки Bofors на 105-мм пушку,
оснащенную эжектором и теплоизоляционным чехлом. Система управления огнем
модернизирована применительно к 105-мм орудию. Оно снабжено двухплоскостным
стабилизатором и новыми прицелами командира и наводчика. Для компенсации
возросшей массы и сохранения запаса плавучести увеличены размеры носовой части и
добавлены поплавки, выполняющие роль бортовых экранов. Боевая масса 18 т.
Размеры: 9720x3250x2495 мм. Выпущен опытный образец.
51-я илл.
IKV-91
52-я илл.
Легкий танк IKV-91
Истребитель танков IKV-91 уже более двадцати лет состоит на вооружении шведской
армии и показал себя достаточно надежной машиной. В отличие от советского ПТ-76
или китайского Тур 63, он не является полноценным танком-амфибией, так как
требует подготовки перед переправой, имеет небольшую скорость на плаву и малый
запас плавучести. Ведение огня на плаву также исключено. По мощности вооружения
IKV-91 превосходит ПТ-76 и Тур 63.
Продаж за рубеж IKV-91 не имел, хотя и была разработана его специальная
экспортная модификация с 105-мм пушкой. Этот танк предлагался Индии для замены
ПТ-76, испытывался, но не был принят, так как успех ПТ-76 в индо-пакистанском
конфликте был обусловлен именно тем, что он танк-амфибия.
Рассматривался IKV-91-105 и в США с точки зрения возможного принятия на
вооружение по программе AGS, но предпочтение было отдано М8, а позже программу
свернули.
В настоящее время танки IKV-91 в достаточной степени устарели и требуют или
модернизации для улучшения боевых качеств, или замены новыми танками.
53-я илл.
Вид сверху на легкий танк IKV-91
54-я илл.
Опытный легкий танк IKV-91-105
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА IKV-91
БОЕВАЯ МАССА, т: 16,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8840, ширина - 3000, высота - 2320, клиренс -
370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 90 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 1
зенитный пулемет калибра 7,62 мм, 6 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 59 выстрелов, 4250 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел наводчика TP-1050L с 10-кратным
увеличением, лазерный дальномер Bofors и электронный баллистический вычислитель,
командир имеет возможность наводить башню на цель по горизонтали.
БРОНИРОВАНИЕ: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: Volvo-Penta TD120A, 6-цилиндровый рядный дизель с вертикальным
расположением цилиндров жидкостного охлаждения; мощность 330 л.с. при 2200
об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Allison HT-740-D, автоматическая, 4 скорости вперед, 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее
колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное),
направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические
амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 6-го опорных катков;
гусеницы М70 с РМШ, ширина трака 450 мм. Движение на плаву за счет перемотки
гусениц.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65 (6,5 - на воде).
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,8;
высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - плавает.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Бронеколлекция, №6, 2002, В. ?. Мальгинов - Легкие танки зарубежных стран (1945-2000 гг.)