Strv-103 - Основной боевой танк (Швеция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Швеция
Основной боевой танк Strv-103
Единственный в мире безбашенный танк, состоящий на вооружении. Его компоновочная
схема является уникальной для всего периода послевоенного мирового
танкостроения. Разработка боевой машины, известной также под обозначением «S»,
велась с конца 50-х годов. Первые опытные образцы были изготовлены в 1961-м.
Серийное производство осуществлялось фирмой Bofors с 1966 по 1971 год.
Изготовлено 335 единиц.
46-я илл.
Основной боевой танк Strv-103А
Серийные модификации:
Strv-103А - корпус сварен из листов катаной броневой стали. Эффективность
бронезащиты повышена за счет больших углов наклона бронелистов к вертикали и
малой площади лобовой и бортовой проекций корпуса. 105-мм нарезная пушка с
длиной ствола в 62 калибра жестко установлена в лобовом листе корпуса. Ее
наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В
передней части машины расположено МТО, за ним - отделение управления, являющееся
одновременно боевым. Справа от пушки находится командир, слева -
механик-водитель (он же наводчик), за ним, лицом к корме, - радист. В
распоряжении командира имеется низкопрофильная башенка с одностворчатым люком,
угол ее поворота - 208°. Кормовая часть машины занята автоматом заряжания,
состоящим из подающего и досылающего механизмов и трех магазинов с выстрелами.
При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой
части танка. Автомат заряжания обеспечивает техническую скорострельность до 15
выстр./мин. Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным
качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески в пределах от
-10° до +12°, в горизонтальной - поворотом танка. Два курсовых 7,62-мм пулемета
установлены в бронированном коробе в левой передней части корпуса, справа от
пушки расположен пристрелочный пулемет, а слева от командирской башенки -
зенитный. Комбинированная силовая установка танка состоит из основного
дизельного двигателя Rolls-Royce К60 мощностью 240 л.с. и вспомогательного ГТД
Boeing 502-10МА мощностью 270 л.с. Системы защиты от ОМП танк не имеет. Боевая
масса 39 т. Все машины впоследствии модернизированы до стандарта Strv-103В.
Strv-103В (1969 г.) - силовая установка повышенной мощности, лазерный дальномер,
индивидуальное плавсредство, оборудование самоокапывания. Изъят пристрелочный
пулемет.
Strv-103C (1986-1989 гг.) - танки Strv-103В, прошедшие модернизацию. Установлены
СУО с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика с лазерным
дальномером Simrad на основе иттриево-алюминиевого граната с неодимом,
многотопливный дизель Detroit 6V-53T мощностью 232л.с., усовершенствованная
автоматическая трансмиссия с тремя передачами вперед и двумя назад, двуствольный
71-мм гранатомет Bofors Lyran для запуска осветительных ракет, новые радиаторы
системы охлаждения, глушитель, генератор, 18 дополнительных топливных баков по
бортам корпуса (по 9 на борт). С 1992 года - приспособления для крепления в
лобовой части корпуса дополнительной брони, включая динамическую и модульную, и
система защиты от ОМП. Боевая масса 42,5 т.
47-я илл.
Strv-103В
На базе узлов и агрегатов танка Strv-103 создана и выпущена в ограниченном
количестве 155-мм самоходная гаубица Vk-155.
С момента своего появления танк Strv-103 привлекает к себе пристальное внимание
танкостроителей и танкистов всего мира. Он оказался первым на Западе основным
боевым танком, оснащенным автоматом заряжания, имеющим экипаж из 3 человек и
способным преодолевать водные преграды вплавь. В середине 1970-х годов Strv-103В
проходил испытания в США, Великобритании и ФРГ.
Вместе с тем, опыт учений шведской армии и зарубежных испытаний показал, что
невозможность ведения прицельного огня с ходу является существенным недостатком
танка и в условиях современного маневренного боя существенно снижает его огневую
мощь. Компенсировать этот недостаток не могут ни повышение скорострельности, ни
высокая маневренность на поле боя, ни совершенствование СУО. Strv-103 является
фактически очень удачной конструкцией самоходной 105-мм пушки - истребителя
танков. Впрочем, подобная оценка этой во всех отношениях неординарной боевой
машины оспаривается шведами, упорно считающими Strv-103 безбашенным танком.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Strv-103В
БОЕВАЯ МАССА, т: 39,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8990, ширина - 3400, высота (по крыше
командирской башенки) - 2140, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L74 калибра 105 мм, 2 пулемета KsP 58 калибра 7,62 мм, 1
зенитный пулемет KsP 58 калибра 7,62 мм, 8 дымовых гранатометов калибра 53 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 2750 патронов.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер Simrad LV-300, встроенный в прицел
наводчика, бинокулярные комбинированные перископические прицелы наводчика и
командира OPS-1L.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce К60, 6-цилиндровый, дизельный, горизонтальнооппозитный,
двухтактный, жидкостного охлаждения; мощность 240 л.с. (176 кВт) при 3750 об/мин
и газотурбинный Boeing 553 мощностью 490 л.с.
ТРАНСМИССИЯ: Volvo DRH-1M, двухпоточная гидромеханическая, включающая в себя
гидротрансформатор, коробку передач (2+2), механизм поворота с гидрообъемной
передачей в дополнительном приводе.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих
катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами
(зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная регулируемая
гидропневматическая; гусеница с РМШ и съемными резиновыми подушками состоит из
61 трака шириной 670 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе - 50, на плаву - 7.
ЗАПАС ХОДА, км: 390.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,3;
высота стенки, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2