Alvis FV103 Spartan - Бронетранспортер (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Alvis FV103 Spartan 1978 / Великобритания
Alvis FV103 Spartan
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Бронетранспортер FV103 «Спартан» поступил на вооружение армии Великобритании в
1978 году. Первоначально ему отводилась роль носителя ЗРК «Джавелин» и средства
транспортировки саперных команд. Следует заметить, что БТР «Спартан» не
предназначался для замены в войсках бронетранспортера FV432.
Бронетранспортер FV103 выполнен по следующей компоновочной схеме: в передней
части корпуса слева расположено отделение управления, справа от него находится
моторно-трансмиссионное отделение, а средняя и кормовая части корпуса отведены
под десантное отделение.
Как и у базового танка «Скорпион», корпус бронетранспортера сварен из плит
алюминиевой брони, однако в его конструкцию внесены некоторые изменения. Силовое
отделение выполнено на 130 мм короче и несколько выше, что позволило увеличить
размеры десантного отделения. Изменена форма кормовой части корпуса, в которой
смонтирована большая дверь для посадки и высадки десанта. На внутренней стороне
этой двери закреплены емкости для воды и размещена часть боекомплекта. Лобовые
детали корпуса не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м,
борта и корма защищают экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и
мин малого калибра.
На том месте, где на танке «Скорпион» находилась башня кругового вращения с
вооружением, на бронетранспортере FV103 установлена командирская башенка. Это
позволило увеличить экипаж машины до семи человек: помимо командира,
механика-водителя и стрелка в кормовой части машины размещаются еще четыре
солдата с полной выкладкой. Десантники входят в машину и выходят из нее через
дверь в задней стенке корпуса. В крыше десантного отделения имеются люки и
оптические приборы, однако, общая конструкция бронетранспортера не позволяет
солдатам десанта вести огонь изнутри машины.
Бронетранспортер вооружен пулеметом калибра 7,62 мм, расположенным на
командирской башенке. Стрелок располагается между командиром и
механиком-водителем и может вести огонь изнутри машины, что стало возможным
благодаря использованию системы дистанционного наведения пулемета. Для командира
в башенке смонтирован монокулярный прибор наблюдения с восьмикратным
увеличением, а по окружности башенки - несколько перископических приборов
наблюдения для обеспечения кругового обзора. В ночное время командир может
пользоваться пассивным прибором ночного видения, обеспечивающим опознавание
танка на расстоянии до 600 м. Дальность обнаружения цели в дневное время - около
1200 м.
Кроме того, в десантном отделении по бортам корпуса установлены четыре, а в
корме - два перископических прибора. Необходимые приборы наблюдения имеются и у
механика-водителя.
В качестве дополнительного оборудования на FV103 «Спартан» установлены система
кондиционирования, радиолокационная станция слежения за полем боя ZB 298,
навигационные приборы, дозиметр и дополнительные средства связи.
На бронетранспортере используется 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного
охлаждения «Ягуар» J60 No 1 Mk 100В, развивающий мощность 143 кВт при 4750
об/мин. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом
поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода.
Машины последних производственных серий предполагается оснащать улучшенной
подвеской и 184-киловаттным многотопливным дизельным двигателем «Перкинс»
Т6/3544, который уже устанавливался на некоторых экспортных танках «Скорпион».
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних
и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры
изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометалли-ческими шарнирами,
траки стальные. С целью уменьшения шумности на гусеницах и ведущем колесе
имеется полиуре-тановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки
осуществляется смешанным (полуосевым-полуцентробежным) воздушным потоком.
«Спартан» оборудован индивидуапьным плавсредством, которое крепится по периметру
корпуса и в развернутом положении позволяет бронетранспортеру преодолевать
вплавь водные преграды. Движение на плаву осуществляется посредством
перематывания гусениц.
На FV103 «Спартан» возложены обязанности по выполнению разведывательных заданий,
транспортировке расчетов ЗРК «Блоупайп» и доставке боеприпасов для истребителя
танков FV102 «Страйкер».
К 1995 г. общее количество выпущенных бронетранспортеров FV103 «Спартан»
достигло 960 единиц.
В начале 80-х годов на базе БТР «Спартан» была создана самоходная пусковая
установка ПТУР «Милан». Над десантным отделением установлена специально
сконструированная двухместная башня кругового вращения, на которой смонтированы
прицельное оборудование оператора и две направляющие с противотанковыми ракетами
«Милан». Еще 11 ракет размещаются в боеукладке в корпусе машины. Для стрельбы в
ночных условиях может использоваться тепловизионный прицел. На вооружении
сухопутный войск Великобритании состоят 75 самоходных ПТРК «Спартан-Милан».
БТР «Спартан» оборудуется также другими системами вооружения, в том числе ПТУР
TOW фирмы «Хьюз», башней с четырьмя готовыми к пуску ПТУР НОТ или башней с 20-мм
автоматической пушкой.
Характеристики (Alvis FV103 Spartan)
Экипаж, чел. / 3+4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 23,25
Длина корпуса, мм / 5125
Ширина общая, мм / 2242
Ширина по гусеницам, мм / 2134
Высота по крыше башни, мм / 2260
Масса боевая, кг / 8172
Преодолеваемая стенка, м / 0,5
Преодолеваемый ров, м / 2,057
Преодолеваемый брод, м / 1,067
Ширина гусеницы, мм / 432
Число траков / 84
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Кол-во / Боезапас х 1
Пулемёт соосный / 7,62 / 1 / 3000
Гранатомёт дымовой / / 2×4 /
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Бельгия
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD