GKN Sankey FV432 - Бронетранспортер (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

GKN Sankey FV432 / Великобритания
GKN Sankey FV432
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
История появления бронетранспортера FV432 восходит к 50-м годам, когда было разработано семейство бронированных машин, получивших первоначальное обозначение FV420. Они так и не пошли в серийное производство, но дальнейшая работа в этом направлении привела к появлению семейства машин FV430. Первым компонентом стал бронетранспортер FV431, который предназначался для перевозки грузов. Однако он также не пошел в серийное производство. Относившийся к этому же семейству бронетранспортер для перевозки пехоты имел обозначение FV432, а его прототип был закончен в 1961 г. Непродолжительное время FV432 назывался «Троуджен», но затем от этого названия отказались, чтобы избежать путаницы с одноименной автомобильной фирмой.

В 1962 г. фирма «GKN Defence» подписала контракт на производство бронетранспортеров FV432. Первые образцы этих машин были готовы уже в 1963 г. Серийное производство бронетранспортеров FV432 продолжалось до 1971 г., и за это время было их выпущено около 3000 единиц. Первые серийные модели обозначались Mk1, следующие - Mk2, а последние - Mk2/1.

В Рейнской армии бронетранспортер FV432 заменил колесный бронетранспортер «Сарацин» (6x6) фирмы «Олвис», а с 1988 г., словно бы в дополнение к нему, в подразделения начали поступать боевые машины пехоты «Уорриор». Большое количество узлов и агрегатов с FV432 использовалось в 105-мм самоходной гаубице FV433 «Эббот», которую производила фирма «Виккерс».

Корпус FV432, сваренный из стальных броневых плит, обеспечивает защиту от огня малокалиберной артиллерии и осколков снарядов. Механик-водитель располагается спереди в правой части корпуса. В машину он попадает через люк, цельная крышка которого открывается влево. В ней смонтирован широкоугольный перископ AFV No 33 Mk1, который при езде в ночное время заменяется пассивным прибором ночного видения MELL 5A1. Командир машины сидит за механиком-водителем. Его рабочее место оборудовано башенкой кругового вращения с ручным приводом. В башенке имеется люк с цельной крышкой, в которой смонтированы три перископа AFV No 32 Mk1. В передней части башенки установлен 7,62-мм пулемет GPMG. В отличие от линейных бронетранспортеров FV432 на машинах управления установлен 7,62-мм пулемет «Bren LMG».

В свое время рассматривался вопрос о создании нескольких подразделений, оснащенных бронетранспортерами FV432 с башней от бронемашины «Фокс», вооруженной 30-мм пушкой «RARDEN» (такой же, что и на БМП «Уорриор»). Этот проект английские военные отклонили, однако несколько таких машин поступили на вооружение Берлинской бригады. Значительное количество бронетранспортеров FV432 было оборудовано легкой башней кругового вращения производства фирмы «Пик энджиниринг» с 7,62-мм пулеметом GPMG, угол возвышения которого изменялся в секторе от -15° до +50°. Цельная крышка люка, предусмотренного в крыше башни, открывалась назад. На башне устанавливались три перископа и восемь (2x4) дымовых гранатометов. Сама башня устанавливалась на месте круглого люка в крыше передней части десантного отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение находится слева от механика-водителя. В крыше его передней части устроены входные жалюзи воздухозаборника, в задней - выходные. Выхлопная труба тянется вдоль левого борта машины к ее корме. Двигатель с топливными баками и масляными фильтрами установлен на цельной платформе. Благодаря использованию удлинительных проводов и трубопроводов он может извлекаться и запускаться вне корпуса машины для проверки и регулировки.

Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения с датчиком типа «Файэуайэ». На бронетранспортере установлен двухтактный 6-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель «Роллс-Ройс» К60 No4 Mk4F, развивающий мощность до 175 кВт при 3750 об/мин. Значение удельной мощности FV432 достигает 11,5 кВт/т. С двигателем взаимодействует полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон дивижн» ТХ-200-4А, которая производится фирмой «Роллс-Ройс» по лицензии американской компании «Дженерал моторе». Коробка передач обеспечивает движение вперед на шести передачах и задним ходом - на одной. Для доступа к трансмиссии с целью технического обслуживания или консервации служит люк в передней наклонной плите корпуса, прикрытой волноотражательным щитком. Бронетранспортер развивает максимальную скорость более 52 км/ч, при движении задним ходом - 8,65 км/ч, а на плаву - 6,5 км/ч. При движении по дорогам с твердым покрытием запас хода составляет 480 км (при использовании бензина запас хода сокращается до 420 км).

Десантное отделение, в котором помещается десять солдат с полной выкладкой, находится в корме машины. Солдаты сидят на откидных скамьях, установленных вдоль бортов. При необходимости скамьи поднимаются, что позволяет загрузить в десантное отделение до 3670 кг груза. Десантники входят и выходят из машины через большую прямоугольную дверь в задней стенке корпуса. Дверь оборудована оптическими приборами и открывается в правую сторону. В крыше десантного отделения имеется большой круглый люк, закрытый крышкой, состоящей из двух частей, которые крепятся на торсионных валах и распахиваются в стороны.

В состав независимой подвески, роль упругого элемента в которой играют торси-оны, входят десять двойных опорных катков с резиновыми бандажами, два ведущих колеса переднего расположения, два направляющих колеса заднего расположения и четыре (2x2) ролика, поддерживающих верхние ветви гусениц. Ведущие колеса имеют по два зубчатых венца, которые входят в зацепление с гусеницами через отверстия в их траках. Направляющие колеса ничем не отличаются от ведущих. Это упрощает конструкцию машины и обеспечивает взаимозаменяемость элементов ходовой части. Подвеска первых и последних опорных катков снабжена амортизаторами. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта защитным металлическим экраном, состоящим из трех частей. Стальные траки гусениц соединяются резинометаллическими шарнирами, а на внешней стороне гусениц крепятся сменные резиновые накладки, которые позволяют ездить по асфальтированным дорогам и увеличивают сцепление с твердым дорожным покрытием.

FV432 оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Ее основные элементы смонтированы в передней правой части корпуса.

В отличие от американского бронетранспортёра М113, FV432 способен преодолевать глубокие водные преграды только после предварительной подготовки. Это связано с тем, что боевая масса машины, обусловленная применением стального бронирования, чересчур велика по отношению к ее внутреннему объему. Перед входом в воду устанавливаются специальные экраны, которые в походном положении крепятся к верхним краям корпуса. В развернутом состоянии экраны поддерживаются десятью стойками. Кроме того, в рабочее положение поднимается волноотражательный щиток, а на выхлопную трубу надевается насадка, при помощи которой выхлопные газы выводятся выше плавсредства. Бронетранспортер не оборудован водометными движителями, поэтому его движение в воде обеспечивается перематыванием гусениц. Следует отметить, что с большинства бронетранспортеров FV432 плавсредства, как правило, снимают, что является обычной практикой в английской армии.

Большинство БТР FV432 остаются в строю и после поступления на вооружение БМП «Уорриор». Ожидается, что многие конструктивные решения, использованные в FV432, будут применены в машине с новыми системами управления и торможения, совместно разработанными фирмами «Трэкпауэр трансмишнз» и «Коммершиал хидроликс, лтд.». На базе бронетранспортера FV432 разработаны следующие модификации:

• санитарная машина. Эта модель не имеет вооружения и рассчитана на транспортировку четырех раненых на носилках или двух на носилках и пяти сидячих. Носилки легко достаются из машины и загружаются в нее благодаря выдвижным подвесным системам. Экипаж машины состоит из двух человек;
• «Карл Густав» - стандартный бронетранспортер FV432 с установленным над десантным отделением шведским 84-мм противотанковым комплексом «Карл Густав». FV432 может также нести на себе пусковую установку ПТУР «Милан»;
• машина управления - в десантном отделении установлены два стола для работы с картами и дополнительные средства связи. Для увеличения рабочего пространства на стоянке с кормы машины может быть быстро развернута палатка размерами 3,66 х 2,74 х 1,98 м. Боевая масса машины составляет 15,5 т, экипаж состоит из семи человек;
• 81-мм самоходный миномет - стандартная машина, вооруженная 81-мм минометом L16 с боекомплектом из 160 выстрелов. Миномет установлен на лафете, который может вращаться на 360°. Лафет находится под круглым люком в десантном отделении. Масса машины составляет 16,4 т, экипаж состоит из шести человек. В каждом батальоне механизированной пехоты имеется шесть таких боевых машин;
• машина технического обеспечения FV434 - предназначена для замены в полевых условиях основных узлов и агрегатов боевых гусеничных машин, состоящих на вооружении английской армии, в том числе основных боевых танков «Чифтен» (во время создания FV434 танков «Чел-ленджер» еще не было). Справа на машине установлен кран HIAB грузоподъемностью 1250 кг при длине стрелы 3,96 м и до 3050 кг при длине стрелы 2,26 м. На время работы крана подвеска машины может блокироваться. FV434 обслуживает экипаж из четырех человек. Полная масса машины составляет 17,75 т;
• самоходный миноукладчик - в этом случае FV432 используется для буксирования специального прицепа-постановщика противотанковых мин с производительностью 600 мин в час;
• самоходная РЛС - FV432 выступает в роли носителя РЛС ближнего радиуса действия (до 10 км) «Маркони авионикс» ZB 298 и РЛС «Кимберлайн» производства фирмы «THORN EMI», предназначенной для обнаружения минометов противника на дальности до 20 км;
• эвакуационная машина - на базовой модели FV432 позади десантного отделения установлена лебедка, которая управляется от коробки передач и работает в двух режимах: свободном и ускоренном. При использовании тройного блока лебедка развивает максимальное усилие 18299 кг, а максимальная скорость вытягивания составляет 18,38 м/мин при нагрузке 6608 кг и 122,4 м/мин при нагрузке 3050 кг;
• передвижной пост управления артиллерийским огнем - машина оборудована компьютерной системой управления и контроля полевой артиллерией и системой наведения, разработанной фирмой «Плесси»;
• инженерная машина с минным тралом «Джайнт Вайпер»;
• машина связи FV439 - в кормовой части машины над десантным отделением установлена развитая антенная система, которая используется также для наведения ракетных установок.

Характеристики (GKN Sankey FV432)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 10
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 15,7
Длина корпуса, мм / 5251
Ширина общая, мм / 2800
Ширина по гусеницам, мм / 2527
Высота по крыше башни, мм / 1879
Масса боевая, кг / 15280
Бронирование, мм / 6-12
Преодолеваемая стенка, м / 0,609
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,05
Преодолеваемый брод, м / 1,066
Ширина колеи, мм / 2184
Ширина гусеницы, мм / 343
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Кол-во / Боезапас х 1
Пулемёт соосный / 7,62 / 1 / 1600
Гранатомёт дымовой / / 2x3 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
многотопливный / Rolls-Royce K60 No 4 Mk 4F / 6 / 1 / 240
Дополнительно
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Гусеничное

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD