GKN Sankey FV432 - Бронетранспортер (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
GKN Sankey FV432 / Великобритания
GKN Sankey FV432
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
История появления бронетранспортера FV432 восходит к 50-м годам, когда было
разработано семейство бронированных машин, получивших первоначальное обозначение
FV420. Они так и не пошли в серийное производство, но дальнейшая работа в этом
направлении привела к появлению семейства машин FV430. Первым компонентом стал
бронетранспортер FV431, который предназначался для перевозки грузов. Однако он
также не пошел в серийное производство. Относившийся к этому же семейству
бронетранспортер для перевозки пехоты имел обозначение FV432, а его прототип был
закончен в 1961 г. Непродолжительное время FV432 назывался «Троуджен», но затем
от этого названия отказались, чтобы избежать путаницы с одноименной
автомобильной фирмой.
В 1962 г. фирма «GKN Defence» подписала контракт на производство
бронетранспортеров FV432. Первые образцы этих машин были готовы уже в 1963 г.
Серийное производство бронетранспортеров FV432 продолжалось до 1971 г., и за это
время было их выпущено около 3000 единиц. Первые серийные модели обозначались
Mk1, следующие - Mk2, а последние - Mk2/1.
В Рейнской армии бронетранспортер FV432 заменил колесный бронетранспортер
«Сарацин» (6x6) фирмы «Олвис», а с 1988 г., словно бы в дополнение к нему, в
подразделения начали поступать боевые машины пехоты «Уорриор». Большое
количество узлов и агрегатов с FV432 использовалось в 105-мм самоходной гаубице
FV433 «Эббот», которую производила фирма «Виккерс».
Корпус FV432, сваренный из стальных броневых плит, обеспечивает защиту от огня
малокалиберной артиллерии и осколков снарядов. Механик-водитель располагается
спереди в правой части корпуса. В машину он попадает через люк, цельная крышка
которого открывается влево. В ней смонтирован широкоугольный перископ AFV No 33
Mk1, который при езде в ночное время заменяется пассивным прибором ночного
видения MELL 5A1. Командир машины сидит за механиком-водителем. Его рабочее
место оборудовано башенкой кругового вращения с ручным приводом. В башенке
имеется люк с цельной крышкой, в которой смонтированы три перископа AFV No 32
Mk1. В передней части башенки установлен 7,62-мм пулемет GPMG. В отличие от
линейных бронетранспортеров FV432 на машинах управления установлен 7,62-мм
пулемет «Bren LMG».
В свое время рассматривался вопрос о создании нескольких подразделений,
оснащенных бронетранспортерами FV432 с башней от бронемашины «Фокс», вооруженной
30-мм пушкой «RARDEN» (такой же, что и на БМП «Уорриор»). Этот проект английские
военные отклонили, однако несколько таких машин поступили на вооружение
Берлинской бригады. Значительное количество бронетранспортеров FV432 было
оборудовано легкой башней кругового вращения производства фирмы «Пик
энджиниринг» с 7,62-мм пулеметом GPMG, угол возвышения которого изменялся в
секторе от -15° до +50°. Цельная крышка люка, предусмотренного в крыше башни,
открывалась назад. На башне устанавливались три перископа и восемь (2x4) дымовых
гранатометов. Сама башня устанавливалась на месте круглого люка в крыше передней
части десантного отделения.
Моторно-трансмиссионное отделение находится слева от механика-водителя. В крыше
его передней части устроены входные жалюзи воздухозаборника, в задней -
выходные. Выхлопная труба тянется вдоль левого борта машины к ее корме.
Двигатель с топливными баками и масляными фильтрами установлен на цельной
платформе. Благодаря использованию удлинительных проводов и трубопроводов он
может извлекаться и запускаться вне корпуса машины для проверки и регулировки.
Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения с датчиком
типа «Файэуайэ». На бронетранспортере установлен двухтактный 6-цилиндровый
многотопливный дизельный двигатель «Роллс-Ройс» К60 No4 Mk4F, развивающий
мощность до 175 кВт при 3750 об/мин. Значение удельной мощности FV432 достигает
11,5 кВт/т. С двигателем взаимодействует полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон
дивижн» ТХ-200-4А, которая производится фирмой «Роллс-Ройс» по лицензии
американской компании «Дженерал моторе». Коробка передач обеспечивает движение
вперед на шести передачах и задним ходом - на одной. Для доступа к трансмиссии с
целью технического обслуживания или консервации служит люк в передней наклонной
плите корпуса, прикрытой волноотражательным щитком. Бронетранспортер развивает
максимальную скорость более 52 км/ч, при движении задним ходом - 8,65 км/ч, а на
плаву - 6,5 км/ч. При движении по дорогам с твердым покрытием запас хода
составляет 480 км (при использовании бензина запас хода сокращается до 420 км).
Десантное отделение, в котором помещается десять солдат с полной выкладкой,
находится в корме машины. Солдаты сидят на откидных скамьях, установленных вдоль
бортов. При необходимости скамьи поднимаются, что позволяет загрузить в
десантное отделение до 3670 кг груза. Десантники входят и выходят из машины
через большую прямоугольную дверь в задней стенке корпуса. Дверь оборудована
оптическими приборами и открывается в правую сторону. В крыше десантного
отделения имеется большой круглый люк, закрытый крышкой, состоящей из двух
частей, которые крепятся на торсионных валах и распахиваются в стороны.
В состав независимой подвески, роль упругого элемента в которой играют
торси-оны, входят десять двойных опорных катков с резиновыми бандажами, два
ведущих колеса переднего расположения, два направляющих колеса заднего
расположения и четыре (2x2) ролика, поддерживающих верхние ветви гусениц.
Ведущие колеса имеют по два зубчатых венца, которые входят в зацепление с
гусеницами через отверстия в их траках. Направляющие колеса ничем не отличаются
от ведущих. Это упрощает конструкцию машины и обеспечивает взаимозаменяемость
элементов ходовой части. Подвеска первых и последних опорных катков снабжена
амортизаторами. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта защитным металлическим
экраном, состоящим из трех частей. Стальные траки гусениц соединяются
резинометаллическими шарнирами, а на внешней стороне гусениц крепятся сменные
резиновые накладки, которые позволяют ездить по асфальтированным дорогам и
увеличивают сцепление с твердым дорожным покрытием.
FV432 оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Ее основные
элементы смонтированы в передней правой части корпуса.
В отличие от американского бронетранспортёра М113, FV432 способен преодолевать
глубокие водные преграды только после предварительной подготовки. Это связано с
тем, что боевая масса машины, обусловленная применением стального бронирования,
чересчур велика по отношению к ее внутреннему объему. Перед входом в воду
устанавливаются специальные экраны, которые в походном положении крепятся к
верхним краям корпуса. В развернутом состоянии экраны поддерживаются десятью
стойками. Кроме того, в рабочее положение поднимается волноотражательный щиток,
а на выхлопную трубу надевается насадка, при помощи которой выхлопные газы
выводятся выше плавсредства. Бронетранспортер не оборудован водометными
движителями, поэтому его движение в воде обеспечивается перематыванием гусениц.
Следует отметить, что с большинства бронетранспортеров FV432 плавсредства, как
правило, снимают, что является обычной практикой в английской армии.
Большинство БТР FV432 остаются в строю и после поступления на вооружение БМП
«Уорриор». Ожидается, что многие конструктивные решения, использованные в FV432,
будут применены в машине с новыми системами управления и торможения, совместно
разработанными фирмами «Трэкпауэр трансмишнз» и «Коммершиал хидроликс, лтд.». На
базе бронетранспортера FV432 разработаны следующие модификации:
• санитарная машина. Эта модель не имеет вооружения и рассчитана на
транспортировку четырех раненых на носилках или двух на носилках и пяти сидячих.
Носилки легко достаются из машины и загружаются в нее благодаря выдвижным
подвесным системам. Экипаж машины состоит из двух человек;
• «Карл Густав» - стандартный бронетранспортер FV432 с установленным над
десантным отделением шведским 84-мм противотанковым комплексом «Карл Густав».
FV432 может также нести на себе пусковую установку ПТУР «Милан»;
• машина управления - в десантном отделении установлены два стола для работы с
картами и дополнительные средства связи. Для увеличения рабочего пространства на
стоянке с кормы машины может быть быстро развернута палатка размерами 3,66 х
2,74 х 1,98 м. Боевая масса машины составляет 15,5 т, экипаж состоит из семи
человек;
• 81-мм самоходный миномет - стандартная машина, вооруженная 81-мм минометом L16
с боекомплектом из 160 выстрелов. Миномет установлен на лафете, который может
вращаться на 360°. Лафет находится под круглым люком в десантном отделении.
Масса машины составляет 16,4 т, экипаж состоит из шести человек. В каждом
батальоне механизированной пехоты имеется шесть таких боевых машин;
• машина технического обеспечения FV434 - предназначена для замены в полевых
условиях основных узлов и агрегатов боевых гусеничных машин, состоящих на
вооружении английской армии, в том числе основных боевых танков «Чифтен» (во
время создания FV434 танков «Чел-ленджер» еще не было). Справа на машине
установлен кран HIAB грузоподъемностью 1250 кг при длине стрелы 3,96 м и до 3050
кг при длине стрелы 2,26 м. На время работы крана подвеска машины может
блокироваться. FV434 обслуживает экипаж из четырех человек. Полная масса машины
составляет 17,75 т;
• самоходный миноукладчик - в этом случае FV432 используется для буксирования
специального прицепа-постановщика противотанковых мин с производительностью 600
мин в час;
• самоходная РЛС - FV432 выступает в роли носителя РЛС ближнего радиуса действия
(до 10 км) «Маркони авионикс» ZB 298 и РЛС «Кимберлайн» производства фирмы
«THORN EMI», предназначенной для обнаружения минометов противника на дальности
до 20 км;
• эвакуационная машина - на базовой модели FV432 позади десантного отделения
установлена лебедка, которая управляется от коробки передач и работает в двух
режимах: свободном и ускоренном. При использовании тройного блока лебедка
развивает максимальное усилие 18299 кг, а максимальная скорость вытягивания
составляет 18,38 м/мин при нагрузке 6608 кг и 122,4 м/мин при нагрузке 3050 кг;
• передвижной пост управления артиллерийским огнем - машина оборудована
компьютерной системой управления и контроля полевой артиллерией и системой
наведения, разработанной фирмой «Плесси»;
• инженерная машина с минным тралом «Джайнт Вайпер»;
• машина связи FV439 - в кормовой части машины над десантным отделением
установлена развитая антенная система, которая используется также для наведения
ракетных установок.
Характеристики (GKN Sankey FV432)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 10
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 15,7
Длина корпуса, мм / 5251
Ширина общая, мм / 2800
Ширина по гусеницам, мм / 2527
Высота по крыше башни, мм / 1879
Масса боевая, кг / 15280
Бронирование, мм / 6-12
Преодолеваемая стенка, м / 0,609
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,05
Преодолеваемый брод, м / 1,066
Ширина колеи, мм / 2184
Ширина гусеницы, мм / 343
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Кол-во / Боезапас х 1
Пулемёт соосный / 7,62 / 1 / 1600
Гранатомёт дымовой / / 2x3 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
многотопливный / Rolls-Royce K60 No 4 Mk 4F / 6 / 1 / 240
Дополнительно
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Гусеничное
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD