Scorpion - Легкий танк / Боевая разведывательная машина (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Великобритания
Легкий танк (разведывательная машина) Scorpion
В конце 1950-х британская армия выпустила требования к новой бронированной
разведывательной машине. После изготовления и испытания опытных образцов в 1965
году были разработаны окончательные ТТТ. В 1967 году с фирмой Alvis Limited of
Coventry был заключен контракт на изготовление 17 опытных образцов. В 1969 году
выпущена первая опытная машина, а все 17 танков - к 1970 году, после чего
Scorpion был принят на вооружение британской армии. В том же году к программе
производства подключилась Бельгия. Армия Великобритании получила первые танки в
1972 году, бельгийская армия - в 1973-м. Всего до 1995 года было изготовлено
около 3500 танков Scorpion и машин на его базе.
Серийная модификация:
Scorpion (FV101) - цельносварные алюминиевые корпус и башня. Компоновка с
передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес в
носовой части. Башня размещена в корме танка. Необычным для современного
танкостроения является применение бензинового двигателя. Это сделано из желания
сократить массу и уровень шума.
Танк может преодолевать водные преграды с установленным по его периметру гибким
ограждением. Перемещение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц.
9-я илл.
Scorpion
Танки Scorpion поставлялись во многие страны мира, причем комплектация менялась
в зависимости от страны. Например, 26 «скорпионов» Новой Зеландии имеют
электронные системы воспламенения двигателей и американское радиооборудование,
но на них отсутствует система ПАЗ и сокращено количество приборов ночного
видения. 14 ирландских «скорпионов» оснащены американским зенитным пулеметом М2
калибра 12,7 мм.
Многие страны для повышения орудийной мощи производят замену английской 76-мм
пушки на 90-мм бельгийскую пушку Cockerill Mk III. При этом боекомплект
уменьшается до 34 снарядов. Также в массовом порядке происходит переоснащение
«скорпионов» дизельными моторами. Это увеличивает массу танка до 8250 кг и
уменьшает приемистость, но дает прирост в запасе хода до 850 км и уменьшает
пожароопасность. Для этой цели предлагается дизель фирмы Perkins Т6.3544
мощностью 200 л.с.
В процессе эксплуатации танка выяснилось, что алюминиевая броня имеет склонность
к коррозии и образованию микротрещин. Ужесточение контроля за качеством при
производстве позволило частично снять эту проблему.
Боевое применение танка Scorpion во время англо-аргентинской войны не отличалось
особой интенсивностью. В высадке принимали участие 4 машины. Одна из них
подорвалась на мине, но экипаж уцелел. Было израсходовано всего 60 76-мм
снарядов.
Во время операции «Буря в пустыне» выяснилось, что танки Scorpion не могут
применяться как разведывательные, так как на пересеченной местности уступают по
скорости хода основным боевым танкам. Поэтому они применялись в основном для
выполнения самостоятельных задач. Не очень подходящая для «разведчика» 76-мм
пушка вынудила англичан принять решение о переделке 138 «скорпионов» в
разведывательные машины Sabr за счет установки на старое шасси башни с 30-мм
пушкой.
На базе легкого танка Scorpion также выпускались серийно следующие машины:
истребитель танков Striker (FV102), оснащенный ПТУР; БТР Spartan (FV103);
санитарная машина Samaritan (FV104); командно-штабная машина Sultan (FV105);
БРЭМ Samson (FV106); БРМ Scimitar (FV107).
На базе Scorpion было разработано несколько машин, не пошедших в серийное
производство.
Танк Scorpion состоит на вооружении следующих стран: Бельгия (с 76-мм пушкой),
Ботсвана (с 76-мм пушкой, дизельные), Бруней (с 76-мм пушкой), Венесуэла (с
90-мм пушкой), Великобритания (с 76-мм пушкой), Гондурас (с 76-мм пушкой),
Испания (с 76-мм пушкой и дизелем), Иран (с 76-мм пушкой), Индонезия (с 90-мм
пушкой, дизельные), Ирландия (с 76-мм пушкой), Иордания (переданы Ираком,
трофейные иранские), Малайзия (с 90-мм пушкой, дизельные), Новая Зеландия (с
76-мм пушкой), Нигерия (с 76-мм пушкой), ОАЭ (с 76-мм пушкой), Оман (с 76-мм
пушкой), Танзания (с 76-мм пушкой), Таиланд (с 76-мм пушкой), Того (с 90-мм
пушкой, дизельные), Филиппины (с 76-мм пушкой), Чили (с 76-мм пушкой).
10-я илл.
Легкий танк Scorpion, подготовленный к переброске в район Персидского залива.
1990 год
11-я илл.
Легкий танк Scorpion из состава 16/5-го Собственного Ее Величества Королевского
уланского полка (16th/5th The Queen’s Royal Lancers) во время несения патрульной
службы в Белизе. 1992 год
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА FV101 Scorpion
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,073.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4794, ширина - 2235, высота - 2102, клиренс -
356.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L23 калибра 76 мм, 1 спаренный пулемет L8A1 калибра 7,62 мм,
1 зенитный пулемет L9A1 калибра 7,62 мм, 8 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 3000 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический бинокулярный прицел наводчика кратностью 1
и 10, ночной пассивный прицел наводчика фирмы GEC-Marconi кратностью 5,8 и 1,6.
БРОНИРОВАНИЕ: противопульное, броня из алюминиево-цинко-магниевого сплава.
ДВИГАТЕЛЬ: Jaguar J60 №1 Mk 100В, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного
охлаждения; мощность 190 л.с. при 4750 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: TN15, автоматическая 7-скоростная.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее
колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление
цевочное), необрезиненное направляющее колесо, подвеска индивидуальная
торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках
1-го и 5-го опорных катков; гусеница с РМШ, обрезиненными беговыми дорожками,
состоит из 79 траков; траки шириной 432 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 80,5.
ЗАПАС ХОДА, км: 644.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,057;
высота стенки, м - 0,5; глубина брода, м - плавает с подготовкой.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанции VRC-353/321 и VRC-322, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №6, 2002, В. ?. Мальгинов - Легкие танки зарубежных стран (1945-2000 гг.)