Alvis Vickers FV4034 Challenger 2 - Основной боевой танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Alvis Vickers FV4034 Challenger 2 1994 / Великобритания
Alvis Vickers FV4034 Challenger 2
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
На протяжении 1988 года министерство обороны Великобритании решало вопрос о
замене около 600 танков «Чифтен», которые к тому времени уже более 20 лет
находились на вооружении английской армии, более современным образцом
бронетанковой техники.. В качестве кандидатов предлагались американский танк
М1А1 «Абрамс» и западногерманский «Леопард-2». Однако министерство обороны
Великобритании остановило свой выбор на танке «Челленджер» Mk 2, разработанном в
1989 году английской фирмой «Виккерс дефенс системз». К концу 1990 года было
изготовлено девять опытных образцов, три из которых предназначались для
прохождения войсковых испытаний, а шесть - технических.
Производство танка «Челленджер» Mk 2 началось в 1992 году. Его основными
отличиями являются установка новой 120-мм нарезной пушки L30E4, башни с
динамической защитой, танковой информационно-управляющей системы, двигателя
мощностью 1200 л. с. фирмы «Перкинс» и автоматической гидромеханической
трансмиссии TN54. Танки «Челленджер» Mk 2 поступают в войска для замены танков «Чифтен».
В соответствии с Парижским соглашением их общее число не должно превышать 1015
единиц.
Танк «Челленджер» имеет конструктивно-компоновочную преемственность со своим
предшественником - танком «Чифтен». Он создан по классической компоновочной
схеме. Механик-водитель находится в отделении управления по продольной оси
корпуса и в положении «по-боевому» размещен полулежа. Командир танка и наводчик
размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий - слева.
Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным двигателем занимает
кормовую часть корпуса.
Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11А5.
Научно-исследовательским центром HARDEN для танка «Челленджер» Mk 2 разработана
новая 120-мм нарезная пушка L30, рассчитанная на повышенное давление пороховых
газов. Она взаимозаменяема с L11А5 и позволяет вести огонь всеми ранее
созданными боеприпасами, а также новым бронебойным подкалиберным снарядом с
корпусом из сплава на основе обедненного урана.
Боекомплект пушки состоит из 64 выстрелов раздельно-картузного заряжания, но, в
отличие от танка «Чифтен», заряды размещены в контейнерах, которые кроме
защитной рубашки с огнетушащей жидкостью имеют бронирование. Все пороховые
заряды находятся в корпусе ниже опоры башни.
В системе управления огнем используется несколько модернизированная аппаратура
танка «Чифтен» последней модификации. Командир танка может вести стрельбу из
пушки, используя дневной перископический прицел и видеоконтрольное устройство
тепловизионного прицела наводчика. Для стрельбы из пулемета по воздушным целям у
командира установлен зенитный прицел.
Основной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером.
Выверка прицела производится с помощью коллимационного устройства. При выходе из
строя основного прицела наводчик имеет возможность вести стрельбу через
вспомогательный. В качестве ночного прицела используется видеоконтрольное
устройство тепловизора.
В танке установлены электромеханический стабилизатор вооружения и электронный
баллистический вычислитель. Приводы наведения выполнены на базе
полупроводниковых усилителей и высокоточных гироскопических приборов, поэтому
характеристики стабилизатора улучшены по сравнению с его предшественником на
танке «Чифтен». Управление вооружением как от наводчика, так и от командира
производится с помощью кнюппеля, вмонтированного в неподвижную рукоятку, что
уменьшает влияние колебаний корпуса на точность наведения пушки. В качестве
вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 с
дистанционным управлением от командира и 7,62-мм пулемет L8A2, спаренный с
пушкой. Боекомплект пулеметов составляют 4000 патронов.
Броневая защита корпуса и башни в переднем секторе (180°) представляет собой
комбинированные преграды типа «чобхэм». Корпус и башня сварные. В центральной
части верхней лобовой детали корпуса толщина брони уменьшена для обеспечения
необходимого угла обзора механику-водителю и уменьшения зоны непросматриваемого
пространства перед машиной до семи метров. Защита бортов корпуса усилена
стальными четы рехсекционными противокумулятивными экранами.
В качестве маскировочных средств используется защитная или деформирующая окраска
танка и два блока по пять дымовых гранатометов калибра 66 мм или 76 мм по бортам
башни. Дымовые гранаты разрываются в воздухе на расстоянии 25 метров от танка,
образуя дымовую завесу и «горячие пятна», создающие засветку на экранах
тепловизионных приборов.
В танке установлена быстродействующая автоматическая система ППО с ИК-датчиками
и огнетушащим составом «хэлон 1301». Топливные баки изготовлены из синтетический
резины и расположены в кормовой части корпуса слева и справа от двигателя.
На танке установлен индикатор лазерного облучения с выдачей сигнала экипажу. В
систему коллективной защиты от оружия массового поражения входит ФВУ
комбинированного типа, которая расположена снаружи в изолированном отсеке
кормовой части башни.
В МТО установлен многотопливный четырехтактный 12-цилиндровый дизельный
двигатель жидкостного охлаждения 12V1200A «Кондор» производства фирмы «Перкинс»
(до 1984 года - фирмы «Роллс-Ройс»). Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их
системы объединены в один силовой блок массой 5490 килограммов. Предусмотрено
устройство для отключения силового блока от бортовых редукторов при буксировке
танка. Пуск двигателя осуществляется с помощью двух совместно работающих
электростартеров, а для облегчения пуска используется электрофакельный подогрев
впускного воздуха.
Впервые в английском танкостроении на серийном основном танке установлена
двухпоточная гидромеханическая трансмиссия. Она состоит из однореакторной
комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, планетарной коробки
передач, механизма поворота дифференциального типа, аксиально-поршневой
гидрообъемной передачи в дополнительном приводе, а также двух планетарных
бортовых редукторов.
На первых серийных танках применялась трансмиссия TN37, в которой коробка
передач имела четыре передачи переднего хода и три заднего. На танке
«Челленджер» Mk 2 используется более совершенная трансмиссия TN54, в которой
коробка передач обеспечивает получение шести передач переднего хода и двух
заднего. Эта трансмиссия рассчитана на совместную работу с двигателем мощностью
1500 л. с. Обе модификации взаимозаменяемы и имеют автоматику переключения
передач с помощью электрогидравлических золотников. В аварийных случаях можно
механически включить передачу переднего или заднего хода.
Характерной конструктивной особенностью трансмиссии является применение
остановочных тормозов, работающих в масле и имеющих гидроаккумулятор для
торможения танка при остановленном двигателе. Управление поворотом
осуществляется с помощью штурвала. В отделении управления смонтирована
встроенная аппаратура диагностики работы агрегатов силового блока и их систем.
Снаружи танка к бортам корпуса крепятся двенадцать гидропневматических узлов
подвесок с двенадцатью гидроупорами для ограничения хода балансиров. Изменение
клиренса или дифферента танка с помощью гидропневматической подвески не
предусмотрено. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами имеет съемные
резиновые подушки. Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600
километров.
В качестве специального оборудования имеются вспомогательный агрегат
электропитания с трехцилиндровым дизелем мощностью 37,5 л.с. и навигационная
аппаратура. В танке установлена ультракоротковолновая симплексная телефонная
радиостанция VK/VRC-353 с диапазоном рабочих частот 30-76 МГц. Для танка
«Челленджер» Mk 2 разработана УКВ радиостанция «Ягуар» с диапазоном частот 30-88
МГц.
16 марта 1983 года с конвейера сошел первый серийный танк «Челленджер».
Производство танков продолжалось до 1989 года на танкосборочных заводах в
Ньюкасле и Лидсе. Всего было изготовлено 420 танков. В 1992 году началось
серийное производство танков «Челленджер» Mk 2 («Челленджер-2»). В 1997 году
планировалось поставить в войска 127 машин этого типа.
Модификации
Модель / Описание / Год
Challenger 2E / Улучшенный вариант, предназначенный для экспотра. / 2005
Характеристики FV4034 Challenger 2
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 19,2
Макс. угол возвышения пушки, град / 20
Макс. угол склонения пушки, град / -10
Длина c пушкой вперёд, мм / 11550
Длина корпуса, мм / 8377
Ширина общая, мм / 3520
Ширина по гусеницам, мм / 3420
Высота по крыше башни, мм / 2490
Масса боевая, кг / 62500
Преодолеваемая стенка, м / 0,9
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,34
Преодолеваемый брод, м / 1,07
Ширина колеи, мм / 2770
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 120 / L30A1 / 1 / 50
Пулемёт соосный / 7,62 / L94A1 Chain Gun / 1 /
Пулемёт зенитный / 7,62 / L37A2 / 1 / 4000
Гранатомёт дымовой / 566 / / 2 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Perkins Engines Company CV-12TCA Condor V-12 / 12 / 1 / 1200
Дополнительно
Статус / Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Танк
Тип основного танка (после 1967) / ОБТ
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD