Vickers - Основной боевой танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Основной боевой танк Vickers

Удачный по конструкции основной боевой танк с неплохо сбалансированными характеристиками создавался с широким использованием узлов и агрегатов серийных английских танков Centurion и Chieftain. Модификация Vickers Мк 1 разработана в 1961-1963 годах компанией Vickers Defence Systems для индийской армии. Изготавливалась по лицензии в Индии под названием Vijayanta. В процессе работ по совершенствованию танка фирма создала в 1966 году модификацию Мк 2, а в 1975 - Мк 3, которые активно предлагались на экспорт.

Серийные модификации:

Мк 1 - сварные корпус и башня. 105-мм пушка L7A1T, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Спаренный и зенитный пулеметы калибра 7,62 мм, пристрелочный пулемет калибра 12,7 мм. Силовая установка и трансмиссия позаимствованы у танка Chieftain. Изготовлено - 160 единиц.

Мк 2 - две ПУ ПTУР Swingfire по бортам в кормовой части башни. Изготовлен - один прототип.

Мк 3 - новая башня с массивной литой лобовой частью и командирской башенкой. Новые силовая установка, СУО и комплектация боеприпасов. Теплозащитный кожух пушки. Изготовлено - 184 единицы.

10-я илл.
Основной боевой танк Vickers Мк 3

11-я илл.
Vickers Мк 3

Танки "Виккерс" на вооружении британской армии не состояли и предназначались только для экспорта. В 1965-1967 годах 90 "виккерсов" Мк 1 было поставлено Индии, в 1970-1972 годах 70 единиц - Кувейту. Серийное производство модификации Мк 3 началось в 1978 году. До настоящего времени 80 танков поставлены в Кению, а свыше 90 - в Нигерию (поставки в эту страну продолжаются).

На базе "Виккерса" Мк 3 были созданы мостоукладчик и БРЭМ. Мостоукладчики закупила Нигерия (18 единиц), а БРЭМ - Кения (7), Нигерия (15) и Танзания (2).

В 1986 году на рынке вооружений была представлена новая модификация Мк 3(1) с усовершенствованной СУО, английским двигателем Condor CV 12ТСЕ и новой трансмиссией Т1200. У этой машины изменена конфигурация лобовой части башни и корпуса.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Vickers Мк 3
БОЕВАЯ МАССА, т: 40.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9788, ширина - 3168, высота - 2476, клиренс - 470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L7A1 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет L37A2 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет L8A2 калибра 7,62 мм, 1 пристрелочный пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 2600 патронов калибра 7,62 мм, 700 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: GEC-Marconi, двухплоскостной.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: прицел наводчика NANOQUEST L23 с встроенным лазерным дальномером Simrad LV 352, комбинированный дневной/ночной прицел командира Pilkington РЕ Condor.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное.
ДВИГАТЕЛЬ: General Motors 12V-71T, 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель воздушного охлаждения; мощность - 725 л.с. при 2500 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: TN 12, центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач (6+2), дифференциальный механизм поворота, однорядные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска - индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице 96 траков шириной 520 мм, шаг трака - 152 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 490.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,44; высота стенки, м - 0,91; глубина брода, м - 1,1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Бронеколлекция, №3, 2001, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1

 

Танки фирмы «Виккерс Дифенс системс»

При разработке «центурионов» и «чифтенов» с представителями государственных проектных организаций Великобритании тесно сотрудничали специалисты старейшей в мире танкостроительной фирмы «Виккерс». Государственные институты ставили перед собой задачу прежде всего удовлетворить требования национального генерального штаба и оснастить танками собственные вооруженные силы, а задачи экспорта готовой продукции относили на второй план. Подход частной фирмы в этом вопросе кардинально отличался от государственного. Как давно заметили подзабытые ныне классики марксизма, главное для капиталиста - извлечение прибыли. У внутреннего рынка существуют ограниченные рамки, кроме того, государство имеет привычку манипулировать ценами, ограничивая эту самую прибыль. Поэтому в конце 1950-х гг. инженеры фирмы «Виккерс» начали проработку ориентированного исключительно на экспорт танка «средней весовой категории».

Философия экспортного танка оказалась ближе к франко-германской концепции, ставившей во главу угла подвижность машины в ущерб ее защищенности, чем к британской, с упором на бронезащиту, нашедшей воплощение в танке «Чифтен». Такой подход объяснялся вовсе не оригинальными взглядами инженеров «Виккерса» в пику государственной танковой идеологии, а анализом экономических возможностей, природных условий, инфраструктуры и характера требований к танку со стороны вероятных зарубежных заказчиков.

Перспективный экспортный танк был ориентирован на армии стран третьего мира. Инфраструктура этих государств развита гораздо хуже, чем европейских; мосты грузоподъемностью 50 т и выше встречаются достаточно редко; финансовые ресурсы в значительной мере ограничены. Закупать значительное количество более дорогих тяжелых танков, которые, к тому же, не выдержат большинство мостов, развивающиеся страны не имели возможности.

36-я илл.
Прототип основного боевого танка «Виккерс» Mk.1

37-я илл.
Серийный индийский танк «Виджаянта»

38-я илл.
«Виджаянта» преодолевает эскарп на полигоне

39-я илл.
БРЭМ индийского производства на шасси танка «Виджаянта»

«Виккерс» Mk.1

Реализация подобной концепции привела к рождению танка «Виккерс» Mk.1 массой 37 т, с относительно тонкой броней (ее максимальная толщина 80 мм) и мощной по тому времени 105-мм пушкой L7. В конструкции использовалось значительное количество узлов и агрегатов танка «Чифтен», в частности, моторно-трансмиссионный блок, приводы башни и орудия. Проектирование танка велось в 1958-1963 гг. В 1961-м правительство Индии приобрело лицензию у фирмы «Виккерс» на производство модели Mk.1, получившей здесь собственное имя «Виджаянта» («Победа»). Специально для производства этого танка в городе Авади, в окрестностях Мадраса, был построен завод.

Первый прототип «Виджаянты» был изготовлен в 1963 г. на заводе фирмы «Виккерс» в Элсвике. Серийный выпуск начался в 1965 г. Первые машины для Индии выпускались и в Элсвике, и в Авади, но с освоением индийцами технологии производства сборку танков для Индии на заводе фирмы «Виккерс» прекратили. Серийное производство в Авади продолжалось до середины 1980-х гг. Всего было построено примерно 2200 танков.

Еще одним покупателем Mk.1 стал Кувейт. В 1965 г. командование вооруженных сил этого государства приняло решение закупить 70 таких машин. Все они были изготовлены на заводе в Элсвике в 1970-1972 гг.

Танк «Виккерс» Mk.1 имеет классическую компоновку. Корпус сварной. Толщина брони в лобовой части 80 мм, с бортов - 30 мм, в кормовой части - 20 мм, днища - 17 мм, в верхней части корпуса - 25 мм. Место механика-водителя расположено справа от оси корпуса танка. Башня трехместная, сварной конструкции. Угол наклона лобового бронелиста 70°; толщина брони в лобовой части - 80 мм, борта - 60 мм (наклон бортовых бронелистов 75°), кормового бронелиста - 40 мм (угол наклона 79°), крыши - 25 мм. В башне установлена 105-мм пушка L7A1; угол вертикальной наводки может изменяться от -10° до +20°. Боекомплект - 50 выстрелов. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. С орудием спарены 7,62-мм пулемет L8A2 и пулемет L6A1 калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки пушки. На крыше башни рядом с командирским люком монтируется еще один 7,62-мм пулемет - L37A2. Общий возимый боекомплект к пулеметам - 6000 патронов. В передней части башни по бортам монтируется по пять дымовых гранатометов. На башне возможна установка четырех ПТУР «Свингфайр». Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрические; максимальная скорость разворота башни 32 град./с.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нем установлен дизель L60, вариант двигателя танка «Чифтен» с пониженной до 550 л.с. мощностью. Трансмиссия аналогична установленной на «Чифтене». Емкость топливных баков 1000 л.

Подвеска опорных катков независимая, торсионная. С каждого борта имеется по шесть опорных и по три поддерживающих катка. На первом, втором и шестом катках установлены дополнительные торсионы и гидравлические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая. Траки изготовлены из легированной марганцевой стали, на них предусмотрена возможность монтажа резиновых асфальтоходных подушек. Верх ходовой части прикрыт стальными экранами.

Фильтрр-вентиляционная установка не входит в состав штатного оборудования, однако при необходимости ее можно смонтировать.

Танк способен вплавь преодолевать водные преграды, для чего на нем по бокам крепятся поплавки из упрочненного нейлона. Движение по воде - за счет перемотки гусениц. На подготовку к форсированию требуется 15 минут.

40-я илл.
Основной боевой танк «Виккерс» Mk.3 на заводском дворе фирмы в Элсвике

«Виккерс» Mk.3

Танк «Виккерс» Mk.3 впервые был представлен специалистами в 1971 г. На нем установлена новая литая башня более рациональной формы, толщина башенной брони увеличена. Дизель L60 мощностью 550 л.с. заменен на более мощный L60 Mk.5D (650 л.с.). Отсутствие заказов на новую, как, впрочем, и на предыдущую, модель экспортного танка, привело к приостановке работ по проекту. Разработка возобновилась только в 1975 г., когда один из танков Mk.1 был переоборудован в Mk.3 путем установки башни новой конструкции, американского дизеля GM 12V71T мощностью 720 л.с., системы управления огнем «Маркони» SFCS-600, а также лазерного дальномера фирмы «Барр энд Струд». Трансмиссия TN-12 аналогична установленной на танке «Чифтен». Место командира оборудовано комбинированным дневным/ночным прицелом «Пилкингтон» РЕ «Кондор». Увеличение дневного канала - 1- или 10-кратное, ночного - 4-кратное. Командирская башенка Mk.3В близка по конструкции к башенке № 15 танка «Чифтен». Основной прицел наводчика - L20 с 1- или 10-кратным увеличением. Электросеть танка запитывается от электрогенератора мощностью 9,25 кВт; имеется четыре аккумуляторные батареи суммарной емкостью 100 А.ч. Реанимация проекта Mk.3 была связана с надеждой руководства фирмы «Виккерс» на продажу машин в Грецию, армия которой нуждалась в новых танках для замены устаревших М48 и АМХ-30, причем не исключалась возможность лицензионного производства. Заказ «уплыл из-под носа» англичан, когда переговоры находились уже на стадии заключения контракта, командование греческой армии под давлением союзников по НАТО решило объявить открытый конкурс. ФРГ выставила на него «Леопард-1А3», Франция - АМХ-32. Танк фирмы «Виккерс» проигрывал конкурентам по всем статьям, разве что кроме цены. Сделка не состоялась.

41-я илл.
Компоновочная схема танка Vickers Mk.3

42-я илл.
Первый танк «Виккерс» Mk.3 для кенийской армии во время испытаний в Великобритании. 1979 год

Вскоре, однако, покупатели на машину нашлись на Африканском континенте. В 1977 г. правительство Кении приняло решение закупить партию из 38 танков «Виккерс» Mk.3. В 1978 г. заключили контракт на поставку еще 38 единиц. Все они были изготовлены на заводе фирмы «Виккерс» в Ньюкастле в 1979-1982 гг. Вслед за Кенией в 1981 г. 36 танков заказали вооруженные силы Нигерии, а в 1985 г. - еще 36 машин. Танки первой партии нигерийцам поставили в 1985 г., а второй - в 1986 г. В 1995 г. с этой страной заключили контракт еще на 150 машин, но его действие было приостановлено в связи с введением ООН эмбарго на поставку вооружений в Нигерию. По состоянию на 2000 г. в ее армии числилось 88 танков «Виккерс» Mk.3.

В 1984 г. танк Mk.3 испытывался в Таиланде, где машина прошла 2314 км в различных условиях. Инженеры фирмы, проанализировав результаты испытаний, пришли к выводу, что конструкцию необходимо модернизировать. В очередной раз замене подвергся двигатель: американский мотор уступил место английскому 12-цилиндровому дизелю «Роллс-Ройс» CV-12 ТСЕ мощностью 850 л.с. Автоматическая трансмиссия Т1200 имеет шесть передач переднего хода и две - заднего. В башне установили кондиционер; для откачки дождевой воды, попадающей внутрь корпуса в сезон муссонов, предусмотрена помпа. Для улучшения условий работы двигателя в условиях жаркого климата увеличены площадь поперечного сечения воздухозаборников и площадь радиаторов системы охлаждения дизеля. МТО оснащено автоматической системой пожаротушения фирмы «Гравинер».

43-я илл.
Vickers Mk.3 для кенийской армии М1:72

44-я илл.
В центре - танк «Виккерс» Mk.3 и БРЭМ на его базе из кенийского заказа

45-я илл.
«Виккерс» Mk.3 нигерийской армии

Лобовая часть корпуса танка, получившего обозначение «Виккерс» Mk.3(1), выполнена литой, а не сварной, как на предыдущих моделях. У механика-водителя вместо одного перископического наблюдательного прибора установлено три, центральный может заменяться пассивным ИК-прибором ночного видения. В систему управления введены гидроусилители.

Ходовая часть подверглась незначительной модернизации - усилили торсионы, а гусеницу выполнили из более широких траков (шириной 559 мм вместо 521 мм).

В 1996 г. завершились испытания модернизированного танка Mk.3М, разработанного в соответствии с требованиями армии Малайзии. От базового варианта Mk.3 он отличается смонтированными на корпусе, башне и фальшбортах контейнерами динамической защиты. У наводчика установлен новый прицел «Пилкингтон Фалкон» с дневным и ночным каналами. Изображение ночного канала выводится на монитор, расположенный на приборной панели командира. Танк оснащен системой предупреждения о лазерном облучении АВИМО LIRD-2 и приемником спутниковой навигационной системы; увеличена мощность системы охлаждения и кондиционирования. В передней части корпуса смонтированы узлы навески бульдозерного отвала.

В настоящее время танк «Виккерс» Mk.3М участвует в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Малайзии. В случае победы в конкурсе возможен заказ 150-300 машин.

46-я илл.
Основной боевой танк «Виккерс» Mk.3 (I)

47-я илл.
48-я илл.
На обоих снимках «Виккерс» Mk.3 (I) во время полигонных испытаний

Специальные машины на базе танка Mk.3

БРЭМ

В рамках контрактов на поставку танков «Виккерс» Mk.3 африканским странам Кения получила семь БРЭМ, а Нигерия - десять.

Ходовая часть и МТО БРЭМ такие же, как и у Mk.3. На плоской крыше рубки смонтированы гидравлический кран и ферменная конструкция для перевозки танкового двигателя; в передней части находятся бульдозерный отвал и лебедка с тяговым усилием 25 т.

Вооружение - пулемет калибра 7,62 мм. По бортам передней части рубки установлено по шесть дымовых гранатометов.

Мостоукладчик

Вооруженные силы Нигерии закупили шесть мостоукладчиков на шасси танка «Виккерс» Mk.3.

ЗСУ

В 1984 г. проходила испытания ЗСУ на базе танка «Виккерс» Mk.3. На корпусе танка установлены башня с двумя 35-мм автоматическими пушками «Марксман» и система управления огнем фирмы «Маркони».

САУ

В 1984 г. был изготовлен опытный образец САУ на базе Mk.3. На корпусе танка монтировалась вращающаяся башня со 155-мм пушкой GBT-155.

49-я илл.
Самоходная 155-мм гаубица GBT-155 на шасси танка «Виккерс» Mk.3 во время испытаний

Боевое применение

Танки «Виджаянта» принимали участие в индо-пакистанском вооруженном конфликте 1971 г. По индийским данным, их потери составили 73 танка, в то время как пакистанской стороны - 246. Во время арабо-израильской войны 1973 г. танки «Виккерс» Mk.1 вооруженных сил Кувейта были переброшены в Сирию и заняли оборонительные позиции в районе Дамаска.

В прямых столкновениях с израильскими войсками бронетанковые подразделения армии Кувейта участия не принимали. После урегулирования конфликта танки своим ходом вернулись к местам постоянной дислокации.

Тактико-технические характеристики танков «Виккерс»
_ / Mk.1 / Mk.3 / Mk.3 (I)
Экипаж, чел. / 4 / 4 / 4
Длина с пушкой вперед, м / 9,73 / 9,79 / 9,50
Длина корпуса, м / 7,29 / 7,56 / 7,29
Высота по крыше башни, м / 2,44 / 2,48 / 3,02
Ширина, м / 3,17 / 3,17 / 3,24
Клиренс, м / 0,43 / 0,43 / 0,46
Боевая масса, кг / 37 000 / 40 000 / 42 100
Масса пустого, кг / / 37 500 / -
Удельная мощность, кг/л.с. / / 18,0 / 20,9
Удельное давление, кг/см² / 0,89 / 0,82 / _
Емкость топливных баков, л / 1000 / 1000 / _
Запас хода по шоссе, км / 530 / 530 / 500
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / 50 / 50 / 59
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м / 0,83 / 0,83 / -
ширина траншеи, м / 3 / 3 / -
глубина брода, м / 1,1 / 1,1 / -
угол подъема, % / 60 / 60 / -

«Виккерс» Mk.5 (VFM.5)

История создания танка «Виккерс» Mk.5 уходит корнями в конкурсную программу по созданию легкого танка для армии США. После аннулирования программы в 1985 г. одна из ее участниц - фирма «Форд Мэшинери энд Кэмикл Корпорейшн» - решила продолжить разработку танка на свой страх и риск. Танк предназначался для экспорта в третьи страны, и американская фирма решила скооперироваться с фирмой «Виккерс», имевшей опыт разработки и маркетинга подобных изделий. В конце 1985 г. из США в Англию был доставлен корпус машины. К этому времени на фирме «Виккерс» спроектировали и изготовили башню новой конструкции. Совместными планами предусматривалось, что в дальнейшем корпуса танков станет изготавливать фирма «Форд», а башни - фирма «Виккерс». Окончательную сборку могла осуществлять любая из фирм.

50-я илл.
Англо-американский экспортный танк «Виккерс» Mk.5 (VFM.5)

51-я илл.
Танк «Виккерс» Mk.5 во время испытаний

Тактико-технические характеристики танка «Mk.5»
Экипаж, чел. / 4
Длина с пушкой вперед, м / 8,61
Длина по корпусу, м / 6,20
Высота по крыше корпуса, м / 2,62
Ширина, м / 2,69
Клиренс, м / 0,41
Боевая масса, кг / 19 750
Удельная мощность, кг/л.с. / 28
Удельное давление, кг/см² / 0,69
Запас хода по шоссе, км / 483
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / 70

Корпус танка «Виккерс» Mk.5 (американское обозначение VFM.5) практически идентичен корпусу танка CCV (L), разработанного инженерами «Форда» для американской армии. Отличия заключаются в доработках, связанных с установкой новой сварной трехместной башни, изготовленной из алюминиевых сплавов. Для усиления бронезащиты на башне и корпусе установлены стальные навесные бронелисты. Особенностью конструкции танка является наклон башни на 3° относительно плоскости погона с целью увеличения угла склонения орудия. Наводчик и командир размещаются справа от орудия (наводчик впереди командира), заряжающий - слева.

Основное вооружение - 105-мм нарезная пушка L7A1, имеющая углы вертикальной наводки от -10° до +20°. Боекомплект 42 выстрела, 19 из которых хранятся в боевом отделении ниже башенного погона, 22 - в отделении управления. Скорость разворота башни 40 град./с. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрические. С левой стороны от пушки установлен спаренный с ней пулемет L8A2 калибра 7,62 мм. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 мм или 12,7 мм. Боекомплект - 5000 патронов к пулемету винтовочного калибра и 1000 - к крупнокалиберному пулемету. В передней части башни, с бортов, монтируется по шесть дымовых гранатометов.

У командира установлены панорамный дневной/ночной прицел «Пилкингтон» РЕ «Рэвен» и пять неподвижных перископических наблюдательных приборов с суммарным круговым полем обзора. В качестве основного наводчик использует 10-кратный телескопический прицел с интегрированным в него лазерным дальномером и вспомогательный прицел GS-10 - оба производства фирмы «Виккерс Инструменте». Заряжающий имеет перископический наблюдательный прибор AFV № 10 Mk.1. Система управления огнем фирмы «Маркони» позволяет вести стрельбу из орудия и командиру, и наводчику. Пушка стабилизирована в двух плоскостях.

На танке установлены 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 550 л.с. и автоматическая трансмиссия, представляющая собой модернизированный вариант трансмиссии американской БМП М2 «Брэдли».

52-я илл.
Танк «Виккерс» Mk.5 на полигоне

«Вэлиэнт»

В середине 1970-х гг. в Великобритании была разработана комбинированная броня типа «чобхэм», имеющая лучшую снарядостойкость, чем традиционная стальная. Тогда же начались работы по перспективному танку МВТ-80, в конструкции которого предусматривалось широкое применение новой брони. Британские танки проекта МВТ-80, как и предыдущего, были ориентированы на использование в условиях Европейского ТВД, в силу этого фактора его экспортные возможности представлялись ограниченными. Решено было проектировать параллельно с основным танком для британской армии экспортный вариант, также с широким внедрением брони «чобхэм». Работы возглавила фирма «Виккерс».

На ранних этапах проектирования экспортный танк получил очередное порядковое обозначение Mk.4, позже ему дали имя собственное - «Вэлиэнт» («Доблестный»), Хотя эта машина и создавалась в соответствии с классической компоновкой, проект во многом стал революционным. Полномасштабная разработка началась в декабре 1977 г., а в сентябре 1978 г. уже изготовили первые корпус и башню; в июне следующего года приступили к испытанию ходовой части.

Первые испытания ходовой части закончились в сентябре 1979 г., после чего в конструкцию был внесен ряд изменений, вся ходовая часть для анализа состояния деталей подверглась переборке. В январе 1980 г. на корпусе смонтировали башню; теперь танк был готов к комбинированным испытаниям с боевыми стрельбами. Если предыдущие проверки машина проходила на полигонах фирмы, то теперь танк передали в руки военных. Весной того же года «Вэлиэнт» обкатывали в Лалуорсе и Бовингтоне по испытательной программе для танков, предназначенных армии Великобритании. Официальное его представление общественности состоялось на выставке военной техники армии Великобритании в Олдершоте, проходившей в июне 1980 г. Вскоре после этого на танк установили так называемую универсальную башню со 120-мм орудием L11. В таком варианте «Вэлиэнт» испытывался в ряде стран Среднего Востока. Система управления оружием и сама пушка зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, обозреватели оценили результат стрельб как блестящий. В то же время характеристики ходовой части не удовлетворили ни одного из возможных заказчиков танка. В результате эта очень интересная машина так и осталась в единственном экземпляре.

При разработке «Вэлиэнта» конструкторы поставили перед собой задачу совместить в одной машине бронезащиту, адекватную «европейскому» танку, относительно малую массу и высокую подвижность. Для уменьшения веса большую часть корпуса изготовили из алюминиевого сплава. Положительный опыт применения алюминиевой брони англичане накопили в ходе проектирования и постройки фирмой «Элвис» различных колесных и гусеничных машин. Алюминий, кроме экономии массы, обладает еще рядом положительных свойств: он гораздо в меньшей степени, чем сталь, подвержен коррозии; алюминиевые конструкции проще стальных в изготовлении. Последнее позволяет снизить стоимость танка, что особенно важно для машины, предназначенной на экспорт. Уменьшение снарядостойкости брони из алюминиевых сплавов компенсировалось использованием брони «чобхэм» на наиболее уязвимых участках - в 60-градусном секторе лобовой части корпуса и башни. По бортам башни и корпуса установлены секционные экраны из брони «чобхэм»; экраны ходовой части выполнены съемными. Алюминиевая броня днища предохраняет экипаж от взрыва противотанковой мины. В меньшей степени танк защищен от атак сверху - броня верхней части корпуса и крыши башни устойчива лишь к осколкам снарядов. Башня «Вэлиэнта» изготовлена из стальной брони.

53-я илл.
Первый опытный образец основного боевого танка «Вэлиэнт» на полигоне в Бовингтоне. Весна 1980 года

54-я илл.
Танк «Вэлиэнт» во время полигонных испытаний. Машина оснащена универсальной башней со 120-мм пушкой L11

Место механика-водителя смещено вправо от продольной оси корпуса танка. Для обзора окружающей местности механик-водитель пользуется комбинированным дневным/ночным перископическим наблюдательным прибором РРЕ «Баджер» со встроенным электронно-оптическим усилителем изображения. Механик-водитель в положении по-боевому располагается сидя, а не полулежа, как на танке «Чифтен».

Управление танком производится с помощью электрогидравлической системы ручного управления. У водителя установлен Т-образный руль мотоциклетного типа, на рукоятках которого сгруппированы органы управления подачей топлива и торможения.

Традиционно сложным для западных конструкторов стал вопрос об основном вооружении. Англичан-то как раз эта проблема волновала далеко не в первую очередь - британская армия вполне определилась с калибром и типом пушки: 120-мм, нарезная. Но танк ведь предназначался на экспорт. Британцы решили данную проблему: универсальная башня «Вэлиэнта» допускает установку 105-мм английской пушки L7, 120-мм нарезной пушки L11 и западногерманского 120-мм гладкоствольного орудия Rh-120 с минимальными доработками за счет использования достаточно большой по размерам маски пушки.

На прототип «Вэлиэнта» была установлена 105-мм нарезная пушка L7 с углами вертикальной наводки от -10° до +20°. Боекомплект из 60 выстрелов располагается в корпусе танка ниже башенного погона; 21 выстрел размещается в боекомплекте на полике башни, остальные - слева от места механика-водителя. Штатной считалась универсальная башня, установленная на танк вскоре после его официального представления. В случае установки 120-мм орудия боекомплект уменьшается до 44 выстрелов. Скорострельность 9-12 выстр./мин (у 120-мм пушки 8-10 выстр./мин). Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия электрические. Специально для танка «Вэлиэнт» фирмой «Маркони» разработаны новые электроприводы и система их управления на базе системы GCE-620 танка «Виккерс» Mk.3. Максимальная скорость разворота башни 50 град./с.

Вспомогательное вооружение состоит из двух 7,62-мм пулеметов. Один установлен в маске пушки и спарен с орудием,второй, дистанционно управляемый, - на командирской башенке. Предусмотрена установка вместо пулеметов винтовочного калибра крупнокалиберных. По бортам башни смонтировано по шесть дымовых гранатометов. Командирская башенка представляет собой незначительно модернизированную башенку № 15, устанавливаемую на танке «Чифтен». В ней расположено шесть наблюдательных приборов «Хелио» Х-1. Особенностью танка стало наличие двух независимых друг от друга панорамных прицелов со стабилизированной линией визирования: один - это дневной оптический прицел командира SFIM VS-580/10 с 3- или 10-кратным увеличением, в который интегрирован лазерный дальномер; другой - ночной прицел «Филипс» UA-9090 с 7-кратным увеличением. Изображение ночного прицела выводится на телевизионные мониторы, установленные и у командира, и у наводчика. «Вэлиэнт» - один из первых в мире танков, на котором ночной прицел имеет независимое круговое вращение, и может использоваться не только для наведения оружия, но и для наблюдения за местностью. Если прицел не используется для наблюдения, он автоматически устанавливается в положение, когда его линия визирования параллельна стволу орудия. К установке двух панорамных прицелов конструкторы пришли не сразу. Первоначально командир имел дневной/ночной прицел РРЕ «Кондор» с электронно-оптическим усилителем изображения в ночном канале, а ночной панорамный прицел отсутствовал. Другим отступлением от общепринятой практики стало применение в качестве основного прицела наводчика телескопического прицела, спаренного с орудием, обычно служащего в качестве вспомогательного. По мнению специалистов фирмы «Виккерс», подобное решение упрощает и удешевляет конструкцию, повышает снарядостойкость лобовой части башни за счет исключения большой амбразуры, необходимой для большинства основных перископических прицелов наводчиков и уменьшает погрешность от несовпадения оси визирования и оси канала ствола. В телескопический прицел «Барр энд Струд» LF-11 встроен лазерный дальномер; диапазон измеряемых дальностей от 500 до 10 000 м. У заряжающего установлен один перископический смотровой прибор. Все оптические приборы имеют противообледенительные устройства и системы очистки от грязи. Система управления оружием SFCS 600 разработана фирмой «Маркони» и адаптирована к конкретному изделию фирмой «Виккерс». СУО построена вокруг процессора «Интел 8085» и может быть быстро перепрограммирована под использование любого из трех танковых орудий (в комплект программного обеспечения входит игра «LHX», знакомящая танкистов с действиями боевых вертолетов). Данные об угле крена осей цапф пушки, угловой скорости цели по вертикали и азимуту, скорости и направлении ветра, расстоянии до цели (по данным лазерного дальномера прицела наводчика) вводятся автоматически; данные о температуре зарядов, износе канала ствола и типе боеприпасов вводятся вручную командиром.

55-я илл.
Прицел РРЕ «Кондор»

56-я илл.
Основные боевые танки НАТО (слева направо): «Чифтен» Mk.11/1; «Челленджер» Mk.1; «Леопард-2»; «Абрамс-1А1» и «Виккерс» Mk.7

Снаружи башни, в кормовой части, установлена фильтровентиляционная установка с четырехступенчатой очисткой воздуха. В МТО и боевом отделении установлена автоматическая система пожаротушения фирмы Гравинер.

Под термином «подвижность» англичане понимают не столько достижение максимальной скорости по шоссе, сколько высокие приемистость и среднюю скорость. Дабы удовлетворить требования возможных заказчиков, предусмотрена установка в МТО, находящемся в кормовой части корпуса, любого из трех дизелей: английского «Кондор» 12V1000, американского «Дженерал Моторе» 12V71T и западногерманского MTU МВ-872.

На опытный образец танка ставился английский двигатель 12V1000, представлявший собой четырехтактный многотопливный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1000 л.с. Вариант этого дизеля 12V1200 применяется на танках «Челленджер». Трансмиссия TN-12-1000 механическая, имеет шесть передач переднего хода и две - заднего. Подобными трансмиссиями оснащаются танки «Чифтен» и «Виккерс» Mk.3. В случае применения более мощного германского мотора предусмотрена возможность установки трансмиссий «Ренк» RK-304 или HSWL-284 немецкой конструкции. Ходовая часть имеет по шесть катков на борт. Катки двускатные, обрезиненные, изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы стальные. Аналогичные опорные катки используются на танке «Чифтен». С каждого борта установлено по три поддерживающих двускатных катка. Подвеска торсионная. На двух передних и одном заднем узлах подвески, помимо основных торсионов, имеются дополнительные торсионы и телескопические гидроамортизаторы. Динамический ход опорного катка составляет 202 мм, статический - 101 мм. Гусеница металлическая, с открытым шарниром. Траки гусениц изготовлены из стали с высоким содержанием марганца. Ширина траков - 558 мм, то есть они на 380 мм шире, чем траки гусениц танка «Виккерс» Mk.3. Благодаря более широким тракам удельное давление на грунт танка «Вэлиэнт» осталось на уровне танка Mk.3, хотя масса машины возросла.

57-я илл.
Основной боевой танк «Виккерс» Mk.7 с башней, развернутой на «девять часов»

Тактико-технические характеристики танка «Вэлиэнт»
Экипаж, чел. / 4
Длина со 105-мм пушкой (вперед), м / 9,53
Длина по корпусу, м / 7,51
Высота по крыше башни, м / 2,64
Ширина, м / 3,3
Клиренс, м / 0,46
Боевая масса, кг / 43 600
Удельная мощность, кг/л.с. / 22,9
Удельное давление, кг/см² / 0,81
Емкость топливных баков, л / 1000
Запас хода по шоссе, км / 603
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / 59
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м / 0,91
ширина траншеи, м / 3,0
глубина брода, м / 1,1
угол подъема, % / 60

«Виккерс» Mk.7

Неудача с очередной моделью экспортного танка «Вэлиэнт» не дискредитировала в глазах руководства фирмы «Виккерс» саму идею. После неудачных испытаний 1982-1983 гг. сразу же начались работы над очередной моделью, предназначенной на экспорт. Неудовлетворительные качества ходовой части танка «Вэлиэнт» компенсировали сколь радикальным, столь и необычным способом, установив башню танка «Вэлиэнт» на корпус немецкого танка «Леопард-2». В результате «скрещивания» появился экспортный танк «Виккерс» Mk.7/1. Первоначальные испытания его опытного образца проходили в Англии весной 1985 г., а летом того же года машину отправили в Египет для более полного исследования ее поведения в условиях жаркого климата, ну и, конечно, в целях рекламы. Хотя танк прошел испытания и уже к концу 1985 г. было подготовлено его возможное серийное производство, заказчиков так и не нашлось.

Ходовая часть танка «Виккерс» Mk.7/1 полностью аналогична ходовой части танка «Леопард-2». Доработка немецкого корпуса заключалась, главным образом, в увеличении диаметра отверстия под башенный погон с 1982 мм до 2169 мм. Моторно-трансмиссионная установка аналогична примененной на «Леопарде-2». Башня практически идентична башне танка «Вэлиэнт». В башне установлена 120-мм нарезная пушка L11A5; боекомплект 40 выстрелов.

В 1987 г. на корпусе «Леопарда-2» разместили модернизированную башню от модели Mk.7/1; танк получил индекс Mk.7/2. Машина предназначалась для экспорта в страны Персидского залива, где в жесточайшей конкурентной борьбе сошлись все основные производители танков Западного мира. Интересно отметить, что англо-немецкая конструкция противостояла и английскому «Челленджеру», и немецкому «Леопарду-2».

58-я илл.
«Виккерс» Mk.7 преодолевает подъем во время полигонных испытаний. 1987 год

Тактико-технические характеристики танка «Виккерс» Mk.7/1
Экипаж, чел. / 4
Длина с пушкой вперед, м / 10,95
Длина по корпусу, м / 7,72
Высота по крыше башни, м / 2,54
Ширина без экранов, м / 3,42
Клиренс, м / 0,5
Боевая масса, кг / 54 640
Удельная мощность, кг/л.с. / 27,56
Удельное давление, кг/см² / 0,84
Емкость топливных баков, л / 1200
Запас хода по шоссе, км / 550
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / 72
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м / 1,1
ширина траншеи, м / 3
глубина брода, м / 1,2
угол подъема, % / 60

Англичане столкнулись с непредвиденными сложностями. Дело в том, что шасси танка считалось собственностью западногерманской фирмы «Краусс-Маффей». Пока в первой половине 1987 г. «Виккерс» Mk.7/2 обкатывали в Англии, никаких межгосударственных проблем не возникало, более того, политики подчеркивали крепнущее англо-германское сотрудничество в деле разработки и производства военной техники. Как только танк собрались перевезти в Абу-Даби и продолжить испытания там, правительство ФРГ тут же наложило запрет на вывоз германского «куска» модели Mk.7/2, а с одной башней много не навоюешь. Тем более, что на фирму «Виккерс» ополчилось родное британское правительство, считая отвлечение людей на испытания Mk.7/2 излишней роскошью в момент форсирования разработки «Челленджера-2». На деле оба правительства решали одну задачу - устранение конкурента; причем немцы, в конечном итоге, выступали в роли «собаки на сене» - от поставок своих танков в «горячий регион» они отказались по политическим соображениям.

По сравнению с предыдущей моделью, на Mk.7/2 были модернизированы башня и система управления оружием. Погон башни переделали в соответствии с диаметром погона башни танка «Леопард-2». Основная цель доработок СУО заключалась в увеличении вероятности поражения целей в движении. На танке Mk.7/1 прицел наводчика жестко связан со стволом орудия и, естественно, не имеет стабилизированной линии визирования. В результате наводчик располагает весьма ограниченными возможностями по наведению пушки на ходу. В доработанный прицел наводчика введена стабилизированная прицельная марка, при этом по своим возможностям прицел по-прежнему уступает приборам со стабилизированной линией визирования, но все-таки повышает вероятность поражения целей с ходу, к тому же стоимость такого прицела значительно меньше, чем стабилизированного. В поле зрения прицела может выводиться изображение, снимаемое с тепловизора, и наводчику, таким образом, не обязательно при поражении целей в темное время суток пользоваться изображением телевизионного монитора. Стрельбы, проводившиеся в Бовингтоне, показали, что одному и тому же экипажу для поражения цели с ходу на танке Mk.7/2 требуется в два раза меньше времени, чем экипажу «Челленджера». Другой доработкой стала установка нового термозащитного чехла на ствол орудия.

59-я илл.
Основной боевой танк «Чифтен» Mk.11/1 на выставке боевой техники в г. Чатэм (Великобритания) в 2002 году. Обращают на себя внимание двухцветный камуфляж машины, дополнительное бронирование лобовой части башни «Стиллбрю» и более компактный, чем у танков ранних выпусков, ИК-прожектор

60-я илл.
Фото С. Балакина

61-я илл.
«Чифтен» Mk.9 Британской Рейнской армии в «центральноевропейском» камуфляже, 1990 год

62-я илл.
«Чифтен» Mk.7 в специальном «городском» камуфляже, Западный Берлин, 1988 год

63-я илл.
«Чифтен» Mk.5 вооруженных сил Кувейта, операция «Буря в пустыне», 1991 год

64-я илл.
«Виккерс» Mk.3 сухопутных войск Кении, 1995 год

Бронеколлекция, №1, 2006, М. ?. Никольский - Основные боевые танки «Чифтен» и «Виккерс»