Vickers Defence Vickers MBT - Основной боевой танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Vickers Defence Vickers MBT 1965 / Великобритания
Vickers Defence Vickers MBT
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Танк «Виккерс» является образцом одной из немногих удачных гусеничных боевых
машин, появившихся в результате инициативы одной фирмы, которая действовала
самостоятельно, без предварительного заказа и субсидий и вне конкурса,
объявленного армией. Успех «Виккерса» стал возможным только благодаря
многолетней традиции фирмы в конструировании и производстве танков различных
классов, а также ее присутствию на иностранных рынках вооружения. Именно с
мыслью о потенциальных иностранных заказчиках в 1960 году были разработаны
параметры нового танка. Он должен был быть относительно легким (боевая масса
около 24 т), хорошо вооруженным и подвижным. Первоначально на новую машину
предполагалось установить 83,8-мм пушку, которой вооружались основные английские
танки «Центурион». В дополнение к ней планировалось разместить в нише башни 8
противотанковых управляемых снарядов «Виджилент». Для ведения огня они должны
были по одному подниматься наверх через люк в крыше башни. Использование
530-сильного двигателя должно было обеспечить довольно высокую удельную
мощность, но, чтобы уложиться в разумную цену, сократить сроки проектирования и
свести к минимуму коммерческий риск, было принято решение использовать прежде
всего узлы и агрегаты, которые применялись на других боевых гусеничных машинах.
Однако жизнь очень быстро внесла свои поправки в эти планы. Прежде всего
пришлось отказаться от 83,8-мм пушки в пользу значительно более мощного 105-мм
орудия L7. Дальнейший анализ показал, что предложенная по проекту боевая масса
порядка 24 т является абсолютно непрактичной: для разведывательного танка она
чересчур велика, а для основного - непозволительно мала, поскольку не могла
гарантировать надежной броневой защиты. В конечном итоге конструкторы фирмы «Виккерс»
отказались от этого проекта и начали разработку другого танка с боевой массой 40
т, который мог бы заинтересовать иностранных заказчиков. В то время полным ходом
шли работы по созданию нового танка для английской армии («Чифтен»), и для
40-тонного танка было решено использовать ряд его агрегатов, в том числе
двигатель и трансмиссию. В этот же период представители фирмы «Виккерс» вели
многообещающие переговоры с посланниками правительства Индии, завершившиеся в
1961 году соглашением, в соответствии с которым английская сторона обязалась
разработать для армии Индии основной боевой танк и помочь со строительством в
Индии завода по производству этих танков.
В 1963 году был готов первый прототип, а в 1964 - второй. Одна из машин была
отправлена на испытания в Индию, вторая проходила испытания на полигоне «Виккерс»
в Англии. В результате испытаний заказчик выразил пожелание, чтобы боевая масса
танка была снижена до 38 т.
Поставки индусам первых серийных танков «Виккерс» Mk 1 начались в 1965 году, а
уже в 1966 году начался выпуск этих машин на заводе в Авади, что неподалеку от
Мадраса. Первоначально там проводилась сборка узлов, доставлявшихся из Европы, к
самостоятельному производству «Виккерсов» индусы собирались приступить несколько
позже - после того, как индийские специалисты приобретут необходимый для этого
опыт. В Индии танки «Виккерс» Mk 1 получили название «Виджаянта» («Победитель»).
Всего было выпущено 2200 танков этого типа. В начале 70-х годов 70 машин было
поставлено Кувейту.
«Виккерс» Mk 1 выполнен по классической схеме: отделение управления находится
впереди, боевое отделение расположено в средней части корпуса, а силовое
отделение - в корме. Корпус сваривался из листов катаной гомогенной броневой
стали. В отличие от других основных танков шестидесятых годов башня «Виккерса»
выполнялась по той же технологии, что и корпус, отсюда ее характерная форма.
Литой была только маска пушки. Преимущества такой технологии заключались в том,
что производить танки «Виккерс» Mk 1 могли даже страны третьего мира, не
обладающие технической базой для литья крупных форм сложной конфигурации.
Механик-водитель находится с правой стороны корпуса. Пространство слева от него
занимает часть боекомплекта - 25 выстрелов. Для наблюдения за местностью в
распоряжении механика-водителя имеется широкоугольный перископ. Для вождения
танка ночью вместо него устанавливается пассивный прибор ночного видения. Как и
в других танках, сиденье механика-водителя блокируется в верхнем положении,
благодаря чему вне поля боя он может вести машину высоко высунувшись из люка.
Три других члена экипажа располагаются в башне кругового вращения. Командир
танка и наводчик находятся справа от пушки, заряжающий - слева. На башне танка
имеется вращающаяся командирская башенка с шестью перископами, обеспечивающими
командиру круговой обзор, и основным прибором наблюдения с 10-кратным
увеличением. На башне танка имеются два люка, причем люк заряжающего выполнен из
двух частей, что является характерной особенностью большинства английских
танков.
В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка L7A1, для
которой разработаны два вида выстрелов: с противотанковым подкали-берным
снарядом и с фугасным снарядом с пластическим ВВ. Их начальная скорость равна
соответственно 1470 м/с и 730 м/с.
Для определения дальности до цели используется пристрелочный пулемет калибра
12,7 мм, установленный на башне танка.
Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и 12
дымовых гранатометов, которые блоками по 6 стволов монтируются на лобовой броне
башни по обе стороны от пушки. При необходимости на башне можно установить еще
один 7,62-мм пулемет.
Боекомплект танка состоит из 44 выстрелов, 600 патронов калибра 12,7 мм и 3000
патронов калибра 7,62 мм. Скорострельность 105-мм пушки достигает 12 выстрелов в
минуту.
«Виккерс» Mk 1 оснащен полностью электрической системой наведения и системой
стабилизации пушки в двух плоскостях ЕС517 производства фирмы «GEC-Marconi».
Благодаря ей «Виккерс» Mk 1 был в свое время одним из немногих танков, который
мог вести прицельный огонь с хода, при этом время, необходимое для произведения
выстрела, было относительно небольшим. Представители фирмы «Виккерс» с гордостью
подчеркивали, что во время испытаний танк поражал 10 целей, находящихся на
дальности 600-1000 м, за 55 секунд.
В качестве силовой установки на танке устанавливался 720-сильный двухтактный,
6-цилиндровый, 12-поршневой дизель L60 Mk 4B, которым оснащался также основной
боевой танк «Чифтен». В силу того, что «Виккерс» Mk 1 значительно легче танка
«Чифтен», его двигатель подвергался меньшей нагрузке и не доставлял столько
хлопот, сколько пришлось пережить в начальный период эксплуатации «Чифтена».
Максимальная скорость, которую развивал танк, составляла 48 км/ч, а прототипы
показывали даже 55 км/ч. Нельзя сказать, что это ошеломляющий показатель, но он
является большим шагом вперед по сравнению с соответствующими характеристиками
других английских танков, при разработке которых приоритет всегда отдавался
броневой защите.
В одном блоке с двигателем монтировалась трансмиссия TN12, в состав которой
входили главный фрикцион, планетарная коробка передач (шесть скоростей вперед и
две назад) и механизм поворота с тройным дифференциалом. Трансмиссии такого типа
устанавливались на английских танках, начиная с конца второй мировой войны.
На танке «Виккерс» Mk 1 применена индивидуальная торсионная подвеска с
гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых опорных катках.
Совершенно не типичным элементом являются ограничители полного хода подвески -
маленькие торсионы, соединенные с балансирами и взаимодействующие с
металлическими опорами, связанными с корпусом машины. «Виккерс» Mk 1 -
единственный в мире основной танк с таким решением подвески.
В состав ходовой части танка (на борт) входит 6 сдвоенных обрезиненных опорных
катков, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего
расположения, три поддерживающих ролика и гусеница, на траках которой с внешней
стороны крепятся по три резиновые подушки.
Танк оснащен индивидуальным плавсредством и при движении на воде развивает
скорость 6,5 км/ч. Движение машины осуществляется путем перематывания гусениц.
Помимо плавсредства в состав стандартного оборудования входит система
пожаротушения. По желанию заказчика устанавливается система защиты экипажа от
оружия массового поражения.
В 1966 году была предпринята попытка увеличить огневую мощь танка путем
установки по бокам его башни двух пусковых установок ПТУР «Свингфайр» с
дальностью стрельбы до 4000 м. Модификация с установками ПТУР получила
обозначение «Виккерс» Mk 2, но работы над этой версией так и не вышли из стадии
прототипа.
Характеристики Vickers MBT
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 16,83
Макс. угол возвышения пушки, град / 20
Макс. угол склонения пушки, град / -7
Длина c пушкой вперёд, мм / 9728
Длина корпуса, мм / 7920
Ширина общая, мм / 3168
Высота по крыше башни, мм / 2438
Масса боевая, кг / 38600
Бронирование башни: лоб, мм / 80
Бронирование башни: борт, мм / 40-60
Бронирование башни: крыша, мм / 25
Бронирование башни: корма, мм / 40
Бронирование корпуса: лоб, мм / 80
Бронирование корпуса: борт, мм / 40-60
Бронирование корпуса: корма, мм / 30
Бронирование корпуса: днище, мм / 17
Преодолеваемая стенка, м / 0,914
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,438
Преодолеваемый брод, м / 1,143
Ширина колеи, мм / 2533
Ширина гусеницы, мм / 520
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 105 / L7 / 1 / 44
Пулемёт соосный / 7,62 / MG / 1 / 3000
Пулемёт зенитный / 7,62 / MG / 1 /
Гранатомёт дымовой / / / 6 /
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / Leyland L60 Mk4B / 1 / 650
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Тип основного танка (после 1967) / ОБТ
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD