FMC M2 Bradley - Боевая машина пехоты (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
FMC M2 Bradley 1981 / США
FMC M2 Bradley
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В США велись и работы над проектом перспективной MICV, предназначенной уже для
конфликтов большей интенсивности, нежели во Вьетнаме. В 1971 г. армия выдала
«приглашение к разработке» упрощенной (по сравнению с MICV-70) БМП под индексом
ХМ723 с автоматической пушкой «Бушмастер» (разрабатывалась фирмой «Хьюз
Хеликоптерс», а затем «МакДоннел Дуглас Хеликоптер» в рамках проекта «Чэйн Ган»)
и подвижностью, равной с опытным танком ХМ803. К вооружению предъявлялись
требования стабилизации в двух плоскостях для ведения прицельного огня с ходу.
С фирмой FMC (ныне - «Юнайтед Дефенс») был заключен контракт на 4 года на
постройку 17 опытных БМП ХМ723. Уже к ноябрю 1974 г. были построены 11 образцов,
бывшие развитием ХМ765 с усиленным бронированием. Машина массой 19 т была
вооружена стабилизированной спаренной установкой 20-мм M139 (предлагалась и
30-мм) и 7,62-мм пулемета в одноместной башне, снабжалась дизелем VT903 «Камминз»
с турбонаддувом и гидромеханической трансмиссией НМРТ-500 «Дженерал Электрик»,
бронирование выполнялось комбинированным по схеме «алюминиевый сплав - сталь
высокой твердости» с заполнением промежутков полиуретановой пеной.
Постоянные дополнения в проекта далеко увели его от первоначального требования
сделать машину дешевле - ХМ723 оказывалась в 4 раза дороже М113А1 и лишь вдвое
дешевле танка М60А1. После испытаний ХМ723 были сформулированы рекомендации для
дальнейших работ: - основное вооружение БМП должно включать 25-мм пушку ХМ242 «Бушмастер»
и пусковую установку ПТРК «Toy» (TOW - Tube-launched, Optically-tracked,
Wire-guided) и устанавливаться в двухместной башне с круговым обзором для
командира. Таким образом, машине придавали все более «боевой» характер за счет
«транспортных» возможностей; - доработать бортовые амбразуры; - создать
разведывательный вариант БМП. Соответственно отдельная программа боевой
разведывательной машины ARSV (ХМ800) свертывалась и объединялась с MICV (XM723),
- это позволяло хоть как-то снизить расходы на них. Объединенная программа
получила обозначение FVS (Fighting Vehicle System) и включала две машины БМП IFV
(Infantry Fighting Vehicle) на мотопехотное отделение и БРМ CFV (Cavalary
Fighting Vehicle) с экипажем 3 человека плюс 2 разведчика.
В 1977 г. программу FVS пополнило шасси для новой реактивной системы залпового
огня (РСЗО) GSRS. Изготовление опытной партии задержалось до 1979 г. Опытные БМП
и БРМ получили обозначение ХМ2 и ХМ3 (программа основного боевого танка
именовалась ХМ1). Планировалось построить для армии 3600 ХМ2 и 3300 ХМ3. Заказ
на первые 100 машин был выдан FMC в 1980 г. В 1981 г. - через год после танка M1
«Абрамс» - они были приняты на вооружение как система M2/ М3 «Брэдли» (Bradley -
в честь генерала армии Омара Нелсона Брэдли). Заметим, что до 80-х годов
«генеральские» имена в армии США получали только танки, и присвоение его БМП
означало признание именно «боевого» характера новой машины.
М2 «Брэдли» стала первой принятой на вооружение БМП второго поколения.
Одновременно с М2/М3 на вооружение поступила РСЗО MLRS. Заказ на производство
«Брэдли» был выдан «FMC Граунд СистеМ3» в г. Сан-Хосе (Калифорния).
Схема компоновки «Брэдли» выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от
МТО находится место механика-водителя с регулируемым сиденьем и люком в крыше. В
средней части корпуса находится двухместная бронебашня, несколько смещенная к
правому борту. В ней слева от орудия располагается наводчик, справа - командир.
Командир и наводчик имеют люки в крыше башни. Крышка люка командира крепится на
особой рамке и может приподниматься прямо вверх для обеспечения командиру
кругового обзора. Башня имеет подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от
десантного перегородкой с проходом позади. Десант из шести человек размещается
по два по необычной схеме: два стрелка в средней части у левого борта (позади
механика-водителя), двое - в задней части у правого борта и двое - у кормовой
аппарели. Соответственно размещены стрелковые установки в бортах и корме
корпуса. Десантники располагаются на индивидуальных амортизированных
регулируемых по высоте и положению сиденьях. Быструю посадку и высадку десанта
обеспечивает откидная аппарель, при этом задние сиденья откидываются вверх к
центральной стойке. В обычных условиях доступ в десантное отделение - через
выполненную слева в аппарели дверь. В крыше десантного отделения выполнен люк.
Башня несет сложный комплекс вооружения из автоматической пушки, пулемета и
пусковой установки (ПУ) ПТРК «Toy». 25-мм пушка М242 «Бушмастер» (типа «Чэйн Ган»)
имеет внешний цепной привод автоматики и двухленточное питание, допускающее
быстрый переход с одного типа выстрелов на другой. Электродвигатель приводит в
движение роликовую цепь, перекинутую через четыре ролика. Одно из звеньев цепи
имеет ведущие выступы, захватывающие и приводящие в движение затворную раму с
затвором и шток выбрасывателя. Возможны три режима огня - одиночными выстрелами
и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр./мин, максимальная
скорострельность - 500 выстр./мин. Боекомплект составляют 900 унитарных
выстрелов 25 х 137, из которых 300 (обычно 225 с осколочно-фугасными и 75 с
бронебойными снарядами) снаряжены и уложены в башне, а 600 находятся в
боеукладке в корпусе. Бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд с отделяемым
поддоном (APDS-T) выстрела М791 на дальности 1000 м пробивает броню толщиной до
66 мм, а бортовую броню советской БМП-1 способен поразить на дальности до 2500
м. Позднее был принят выстрел М919 с большей бронепробивае-мостью снаряда.
Осколочно-фугасный трассирующий снаряд (HEI-T) выстрела М792 имеет менее
настильную траекторию. Для обучения используется выстрел М793 с практическим
снарядом (ТР-Т). Могут применяться 25-мм выстрелы швейцарской «Эрликон». Угол
наведения орудия по вертикали - от -10 до +60 град., т.е. возможна стрельба по
воздушным целям. Прицельная дальность стрельбы - до 1800-2000 м. Маска пушки
«утоплена» в теле башни, в ней справа от пушки и чуть выше установлен 7,62-мм
спаренный пулемет М240С (модернизированный вариант бельгийского MAG) с
боекомплектом 2340 патронов, из них 800 снаряжены в ленты, уложенные в башне. Во
время стрельбы из пушки и пулемета стреляные гильзы удаляются за пределы башни
Есть система стабилизации в двух плоскостях (качающейся части - в вертикальной,
башни - в горизонтальной) с электрогидравлическим механизмом поворота башни и
электрическим приводом вертикального наведения. Перебросочная скорость наведения
- до 60 град./с.
Пусковая установка ПТУР представляет собой бронекожух с верхней крышкой, в
котором смонтированы две пусковые трубы. ПУ шарнирно укреплена на левом борту
башни, в походном положении прижата к борту и прикрыта с переднего торца щитком,
в боевом поднимается электроприводом в горизонтальное положение на уровень
прицела. По вертикали ПУ поворачивается специальным механизмом от -20 до +30
град. ПТУР BGM-71 «Хьюз Эйркрафт» имеет полуавтоматическое наведение с передачей
команд по двужильному кабелю, массу 24 кг, скорость полета 200 м/с, время полета
на 3000 м около 20 с, минимальную дальность стрельбы 65 м, бронепробиваемость
500-600 мм.
Модификация ПТУР BGM-71C получила выдвижной телескопический штырь, увеличенную
до 300 м/с скорость и до 3750 м дальность полета. Перезаряжание ПУ
осуществляется вручную через верхний люк десантного отделения - это главное
назначение люка, и потому его крышка откидывается назад. Две ПТУР находятся в
ПУ, еще 5 размещены в десантном отделении у левого борта сзади.
СУО включает комбинированный прицел наводчика типа «день - ночь» с кратностью
увеличения 4х и 12х. Прицел наводчика имеет оптическую связь с прибором-прицелом
командира. Вооружением наводчик и командир управляют с помощью рукояток типа
«джойстик» с кнопками спускового механизма. При выходе из строя электропривода
предусмотрено ручное управление вооружением командиром. Для стрельбы по
воздушным целям служит внешний кольцевой зенитный прицел с сеткой на прозрачной
пластине, позади которой расположена стойка с мушкой. Прицел используется
командиром, имеет шарнирную связь со стволом пушки.
Еще одной оригинальной чертой М2 «Брэдли» являются стрелковые установки десанта
- в них укреплены несъемные 5,56-мм автоматы М231 FPW, созданные на базе
штурмовой винтовки М16А1. Боекомплект автоматов - 4200 патронов. Для
прицеливания служат призменные смотровые блоки. Тяжелый ствол М231 позволяет
вести огонь длинными очередями с темпом до 1100-1200 выстр./мин, что повышает
вероятность попадания по точечным целям на дальностях до 250 м. Несъемные
автоматы постоянно готовы к открытию огня, повышают степень герметизации
корпуса, несколько ускоряют спешивание десанта.
Для лучшей обитаемости М231 снабжены системой отвода пороховых газов, а
спаренный пулемет М240С изолирован от боевого отделения герметичной
перегородкой.
Обзор механика-водителя обеспечивают четыре призменных блока по краю крышки его
люка, передний блок может заменяться перископическим бинокулярным прибором
ночного видения AN/WS-2. Обзор с правой стороны практически полностью перекрыт
крышей МТО. Командир имеет семь блоков по периметру своего люка, наводчик - три.
Корпус и башня сварены из листов катанной брони из алюминиевого сплава с
содержанием марганца, хрома, магния и цинка. По сравнению со стальной броней
алюминиевые сплавы позволяют при равной или чуть большей защите снизить вес на
10-15%, а за счет увеличения толщины листов - повысить жесткость корпуса.
Бортовые, лобовые и кормовые листы корпуса и башни выполнены из сплава 7039,
крыша - 5083, днище корпуса - 5089. Бронелисты корпуса и башни установлены под
наклоном. Впереди и по бортам выполнено разнесенное комбинированное бронирование
«сталь-алюминий» с заполнением промежутков полиуретановой пеной. Такая
конструкция эффективна против высокоскоростных снарядов малокалиберных пушек, а
также усиливает защиту от радиоактивного излучения (разработка американской БМП
совпала по времени с принятием ядерного оружия с повышенным выходом нейтронов).
Днище усилено стальным листом для защиты от мин. Дополнительную защиту верхней
лобовой части корпуса обеспечивает откидной волноотбойный щит. Бортовые
бронеэкраны прикрывают ходовую часть до опорных катков.
На передних углах башни установлены блоки по четыре дымовых гранатомета. Для
постановки дымовой завесы может использоваться и ТДА с впрыском дизельного
топлива в выхлопной тракт двигателя.
В МТО установлен четырехтактный дизельный двигатель VTA-903T «Камминз» мощностью
500 л.с. - «военный» вариант гражданского 8-цилиндрового V-образного дизеля с
жидкостной системой охлаждения. Общая емкость топливных баков - 662 л. Впереди
двигателя в едином блоке с ним смонтирована гидромеханическая трансмиссия
НМРТ-500-3, обеспечивающая три фиксированные передачи вперед и одну назад.
Гидростатическая передача используется здесь как в дополнительном, так и в
основном потоке мощности, что обеспечивает бесступенчатое автоматическое
изменение тягового усилия и радиуса поворота на каждой передаче.
В механическую часть трансмиссии входят пять планетарных рядов, три фрикционные
муфты (одна из них разъединяет двигатель и трансмиссию при пуске в холодную
погоду), пять тормозов, включая два остановочных. Подвод мощности к бортовым
редукторам производится через гидрообъемную передачу. Автоматическое
переключение передач производит электро-механо-гидравлическая система. Механизм
поворота - дифференциального типа.
Механик-водитель использует U-образный штурвал, педали с усилителями, а также
ряд рычагов и переключателей, расположенных вблизи штурвала. МТО отделено от
места механика-водителя перегородкой, доступ к МТО обеспечивает большой люк в
верхнем лобовом листе корпуса с откидной назад крышкой, под которой расположено
большинство разъемных соединений.
Ходовая часть включает на борт шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков с
алюминиевыми дисками и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков -
индивидуальная двухвальная торсионная с торсионами в упругих трубах. Схема
«труба - торсион», характерная для ряда американских машин (М2/М3, БТР морской
пехоты LVTP-7, танк M1), дает высокую энергоемкость упругих элементов при
сравнительно небольших габаритах. Опорные катки установлены двумя группами по
три, смещенными к носу и корме машины. На 1-м, 2-м, 6-м катках установлены
гидравлические амортизаторы. Поддерживающие ролики также обрезинены, передний и
задний - одинарные, средний - сдвоенный. Ведущее колесо - переднего
расположения. Металлическая мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления шириной
533 мм имеет резино-металлическис шарниры, внутреннюю обрезиненную беговую
дорожку и съемные резиновые асфальтоходные подушки. Механизм натяжения гусениц -
гидравлический. Сравнительно высокая (21,3 л.с./т) удельная мощность, небольшое
(0,52 кг/см2) удельное давление и большой ход опорных катков обеспечивают БМП
высокую проходимость и хорошие динамические качества.
Машина способна преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 7,2 км/ч за
счет перематывания гусениц (от водометных движителей отказались в процессе
разработки). Однако водоизмещения корпуса достаточно только для движения по
ровной воде. При волнении необходимо повышение запаса плавучести БМП, для чего
используется разворачиваемый на корпусе брезентовый кожух, - решение,
опробованное еще в июне 1944 г. при высадке союзников в Нормандии. Волноотбойный
щит в этом случае обеспечивает жесткость конструкции. Свернутый кожух
укладывается по периметру корпуса.
Внешнюю связь линейной БМП М2 обеспечивает радиостанция AN/GRC-160, машин
командиров взводов - две такие радиостанции, командиров рот - одна AN/GRC-160 и
одна AN/GRC-46. Уже при принятии «Брэдли» на вооружение планировалась установка
радиостанций нового семейства SINCGARS-V. Связь внутри БМП обеспечивает ТПУ,
объединяющее экипаж и командира десанта.
Машина оборудована автоматическим ППО, для действий на зараженной местности
снабжена ФВУ, обслуживающей только места экипажа - десант снабжается
индивидуальными средствами защиты, поскольку при спешивании все равно происходит
разгерметизация десантного отделения.
В конструкции «Брэдли» заметно стремление максимально удовлетворить многим
противоречивым требованиям - универсальное вооружение и хорошая защищенность при
высокой подвижности, плавучести и аэротранспортабельности. В результате эти
требования выдержаны фактически на пределе. Вес серийных машин превысил
первоначальные 18,2 т на 2,1 т. Как и многие американские машины, «Брэдли»
отличает большая высота. Перевозиться они могут только тяжелыми транспортными
самолетами С-5 «Гэлэкси» и С-141 «Старлифтер». «Противотанковые» свойства БМП
связаны с общим стремлением насытить подразделения ПТ средствами для борьбы с
пресловутыми «советскими танковыми армадами». Стоимость серийной «Брэдли»
оказалась в 10 раз выше М113А1. Башня «Брэдли» и пушка «Бушмастер» были
использованы в 1984 г. FMC для создания «экспортного» варианта БМП на шасси M1
13A1, английской фирмой «Виккерс» при разработке собственной БМП.
Главными внешними отличиями БРМ М3 «Брэдли» служат заглушенные (крышками на
клепке) амбразуры, отсутствие смотровых блоков на правом борту и дополнительные
антенны. Основное вооружение не изменилось, но боекомплект пушки увеличен до
1500 выстрелов (900 - в башне в лентах и на полике), спаренного пулемета - до
4300 патронов, а ПТРК - почти вдвое. Для облегчения машины убрано усиление
днища. Изменена компоновка десантного отделения - в нем размещаются два
наблюдателя, пулемет М60, пять винтовок, десять ПТУР «Toy» в боеукладке, а также
мотоцикл (у левого борта). Для связи установлены радиостанции AN/VRC-12 (920
рабочих частот в диапазоне 30-75,95 МГц, дальность связи на стоянке до 35 км, в
движении - 24 км) и AN/PRC-77. БРМ оснащена портативной РЛС разведки наземных
движущихся целей AN/PRS-1 5 (дальность обнаружения человека - 1500 м, машины -
3000 м), приборами ночного видения, включая переносные. Разведка может вестись
как на машине, так и комбинированно - БРМ и спешенной группой из двух-трех
человек.
Армия США получила 2300 машин М2 и М3 «Брэдли» первой модификации. Работы по
модернизации «Брэдли» начались уже вскоре после принятия на вооружение. ПУ и
устройства для его заряжания были приспособлены для пуска модернизированных ПТУР
BGM-71D с улучшенными характеристиками двигателя и ИК-трассера (комплеке
«Тоу-2», рассчитанный на поражение советских танков Т-64 и Т-72 с динамической
защитой). Был изменен передний щиток ПУ. Вместе с введением в боекомплект пушки
выстрела с удлиненным бронебойным снарядом и усиленным зарядом пороха был
несколько удлинен ствол и усилена казенная часть пушки. Приняты меры для
предотвращения повреждения ствола внешним оборудованием корпуса. С лобовой части
башни убрали коробки с дымовыми гранатами, оставив на их месте брезентовые петли
для крепления ЗИП. В боекомплект была введена дымовая граната М76,
обеспечивающая защиту как в видимой, так и в ИК области спектра. Машины получили
усовершенствованную ФВУ М13А1 с газоотделительным фильтром. Приборы наблюдения
механика-водителя прикрыли защитным козырьком, дабы предотвратить повреждения
осколками из верхней полусферы и гильзами, выбрасываемыми из башни. В крышке
верхнего люка десантного отделения установлены два призменных смотровых блока.
Бак для воды емкостью 38 л заменен двумя по 19 л. Указанные изменения были
отработаны на опытной М2Е1, с 1986 г. начался серийный выпуск модификаций М2А1 и
М3А1.
В конструкцию БРМ, кроме того, были внесены следующие изменения: один из
разведчиков-наблюдателей перемещен в центр отделения и получил четыре смотровых
блока в крышке верхнего люка, вовсе исчезли амбразуры - бронелисты бортов стали
сплошными. ФВУ на М3А1 обслуживала как членов экипажа, так и
разведчиков-наблюдателей.
В том же 1986 г. была выработана программа «Брэдли высокой выживаемости»,
воплотившаяся в модификации А2 (многочисленные нарекания к системе «Брэдли»
побуждали к непрерывному процессу модернизации). В мае 1988 г. начался выпуск
М2А2 и М3А2 «первой фазы». Модификация А2 имеет бронирование по схеме «сталь -
сталь - алюминий - кевлар». Лобовая часть и борта корпуса и башни усилены
стальными листами (экранами) толщиной 30-32 мм. Экраны крепятся на болтах. Такое
бронирование должно было обеспечить защиту от снарядов 30-мм пушек. Ширина
машины возросла до 3,6 м. Бортовые экраны полностью перекрыли амбразуры, и
автоматы М231 бьши сняты. В связи с этим изменилась компоновка десантного
отделения: трое пехотинцев размещаются в ряд в его передней части лицом по ходу
движения, позади них еще трое-двое справа лицом к корме и один спиной к левому
борту. Кормовые амбразуры сохранены. В левом экране впереди сделан вырез, дабы
не перекрывать обзор механику-водителю. Лобовой экран заставил убрать
волноотбойный щит (тем более что плавучесть утяжеленной машины снизилась) и
изменить установку световых приборов: фары и сигнальные фонари монтировались
выше в специальных кожухах. Снятие кожуха спаренного пулемета позволило обойтись
узкой щелью в лобовом экране башни. Перископический прибор командира укрыт
бронекожухом. На нижней части маски пушки укреплены новые коробки для дымовых
гранат. На накладных экранах выполнены гнезда для установки элементов
динамической («реактивная броня») или пассивной защиты от кумулятивных
боеприпасов. Элементы динамической защиты (43 на одну машину) в виде коробок
размером 305 х 457 х 50,8 мм крепятся на бортах и лобовой части корпуса, образуя
сплошные панели. На марше эти панели могут укрываться чехлами, играющими также
роль своеобразного надбоя.
М2А2 остается пока единственной БМП, штатно оснащенной динамической защитой. Для
уменьшения воздействия взрыва ЭДЗ на саму машину они крепятся на прокладке из
ячеистого материала, разработанного совместно с израильскими специалистами. На
внутренних листах укрепили кевларовый подбой, снижающий вероятность поражения
осколками брони экипажа, десанта и ключевых элементов оборудования. Боеукладка в
корпусе изменена с целью изоляции боекомплекта от обитаемого отделения. Наводчик
получил комбинированный прицел с тепловизионным ночным каналом.
На М2А2 и М3А2 устанавливалась радиостанция системы SINCGARS. Она обеспечивает
одноканальную симплексную связь в телефонном режиме и передачу данных с
засекречениванием в режиме фиксированной настройки или скачкообразного изменения
частоты (около 2000 рабочих частот в диапазоне 30-88 МГц) при высоком уровне
помех. Дальность связи на стоянке до 30 км, в движении - до 25 км.
Модифицированы ППО, кожух плавучести, изменена прокладка кабельных,
гидравлических и топливных систем. При установке дополнительной системы
охлаждения или обогрева посредине бортовых экранов помещаются блоки радиаторов.
В мае 1989 г. поставили на производство машины А2 «второй фазы». В связи с
возросшим до 33 т весом машины дизельный двигатель был форсирован до 600 л.с.,
соответственно модифицирована трансмиссия, повышена пропускная способность
системы охлаждения, в подвеску ввели усиленные торсионные валы.
Работы по доведению М2А1 и М3А1 до уровня А2 включали установку специального
комплекта узлов. М2 и М3 ранних выпусков решили не модернизировать, учитывая их
состояние и выработку ресурса ряда узлов и агрегатов. В 1988 г. приняли также
новый практический выстрел М810, баллистика которого была аналогична М791 до
2000 м, а «опасная» дальность полета значительно ниже.
Всего армии США поставлено примерно по 1400 машин М2/М3 модификации A1 и А2 (из
них 600 - А2 «первой фазы» с 500-сильным двигателем). Кроме того, 600 машин было
передано Национальной гвардии США. Заказ на 200 М2А2 и М3А2 поступил из
Саудовской Аравии , отказавшейся ранее от закупки «Брэдли» после испытаний в
1983 г. базовой модификации. Этот заказ был увеличен после войны в зоне
Персидского залива, всего же Саудовская Аравия закупила 400 «Брэдли».
На шасси «Брэдли» был построен ряд машин, включая машину передовых
артиллерийских наблюдателей FIST , боевую машину для перевозки расчетов ПЗРК
FIM-92 «Стингер» («Брэдли-Стингер»). Было разработано шасси М987 с удлиненной
ходовой частью и измененной компоновкой: в передней части установлена откидная
4-местная бронированная кабина, под ней смонтированы двигатель и трансмиссия,
большую часть шасси занимает платформа для установки различных систем.
Грузоподъемность М987 - 10 т. На основе элементов М987 и танка M1 разработан
транспортер MASV грузоподъемностью 13,5 т. М987 послужил базой для 240-мм
12-ствольной РСЗО М933 MLRS. В отличие от «Брэдли» MLRS принята на вооружение
других стран НАТО - Великобритании, Италии, ФРГ (под обозначением MARS),
закуплена также Францией.
На шасси М987 были разработаны также опытные КШМ и машина радиоэлектронной
борьбы EFVS (Electronic Fighting Vechicle System). На платформе установлен
легкобронированный модуль, оснащенный средствами связи, приемниками сигналов от
различных дистанционных датчиков, компьютерным и навигационным оборудованием,
выдвижной антенной высотой до 21 м, агрегатом электропитания, Ф В У . Главной
задачей машины являются сбор и корреляционная обработка разведывательной
информации. Транспортер FAALS служит для доставки грузов в передовом районе, он
оснащен бронированным контейнером, подъемным краном, а при перевозке боеприпасов
- конвейерным устройством. На шасси М987 также построена опытная БРЭМ AMV.
В рамках программы «Блок III» была предложена машина управления контрбатарейной
борьбой для системы «Файр Файндер» - на М987 установлен модуль с РЛС фирмы
«Хьюз» (с плоской складной ФАР) для разведки артиллерийских позиций,
компьютерным, навигационным и связным оборудованием для быстрой подготовки и
передачи данных целеуказания. На том же шасси выполнен опытный вариант ПТ
системы LRAT (Long Range Anti-Tank) - на поднимаемой на высоту до 15 м платформе
смонтирована система наблюдения и прицеливания TADS «Мартин Мариетта» и ПУ ПТУР
«Хеллфайр» с наведением по отраженному лазерному лучу.
Шасси М987 использовано также в одном из самоходных вариантов французского ЗРК
малой дальности «Кроталь»-МС. На шасси М987 разработана и санитарная машина ATTV
(Armored Transport and Treatment Vehicle), призванная расширить возможности по
оказанию первой медицинской помощи непосредственно на поле боя. В закрытом
кузове можно разместить 12 раненых. Как и остальные образцы на этом шасси, ATTV
оснащается ФВУ, аппаратурой спутниковой связи (для передачи и приема голосовой и
графической информации), инерциальной навигационной аппаратурой и приемником
системы GPS.
Ряд опытных ПТ систем построен на шасси самой «Брэдли», в частности самоходный
зенитно-противотанковый ракетный комплекс ADATS швейцарско-американской
разработки («Эрликон-Бюркле» - «Мартин-Мариэтта»). Во вращающейся башне
монтировались РЛС обнаружения целей, ИК и телевизионная системы сопровождения и
8 направляющих высокоскоростных УР («Эрликон»), рассчитанных на кинетическое
поражение бронецелей (бронепробиваемость до 1000 мм) или осколочно-фугасное -
воздушных целей. С добавлением 25-мм пушки такая система предлагалась по проекту
FAADS-LOS-FH («тяжелая система ПВО переднего края»).
Другой вариант LOS-FH «Блэйзер» на том же шасси, предложенный фирмой
СЕ-»Аэротроникс», имел башню с двумя пакетами по 4 ЗУР «Стингер» и 25-мм
пя-тиствольной пушкой GAU-12/U системы «Гатлинг». Могут использоваться также
пакеты НУР «Гидра-70». Следующий опытный самоходный ПТРК на шасси М2А2 - машина
LOSAT построена с участием фирмы «Лорал Воут Система». На выдвигаемой из корпуса
платформе установлены система FLIR и 4 пусковые установки 162-мм гиперзвуковых
(скорость полета около 1500 м/с) УР кинетического поражения с лазерным
наведением. Кроме низкого силуэта для LOSAT предусмотрена усиленная бронезащита.
На М2 были испытаны также экспериментальное электромагнитное орудие с высокой
начальной скоростью снаряда, семейство газотурбинных двигателей GT-601 мощностью
от 560 до 715 л.с. Как и «Мардер», шасси «Брэдди» было использовано для создания
легкого танка. Но если германские конструкторы стремились сделать относительно
дешевый экспортный танк, то американцы строили основную машину для собственных
«сил быстрого реагирования».
В начале 80-х была объявлена программа танка для СВР США и замены авиадесантного
М551 «Шеридан», названная ACS (Armored Guns System). FMC построила свой прототип
CCVL (Close Combat Vehicle, Light) на основе элементов Ml 13 и «Брэдли». При
массе 20 т CCVL имеет экипаж 3 человека, вооружен 105мм низкоимпульсной пушкой
ЕХ-35 с автоматом заряжания и спаренным пулеметом, может перевозиться средним
транспортным самолетом С-130 «Геркулес», 30-мм броня с большими углами наклона
обеспечивает защиту от огня 12,7 и 14,5-мм пулеметов, а дизель мощностью 575
л.с. - скорость движения до 72 км/ч, запас хода 480 км.
Война в зоне Персидского залива подтвердила необходимость такой машины. После
рассмотрения конкурсных предложений в 1992 г. нынешняя компания «Юнайтед Дефенс
Эл-Пи» получила от армии США контракт на разработку «бронированной пушечной
системы» (AGS) XM8. Разработан и экспортный ее вариант VFM-5. С 1983 г. по
заказу армии США FMC вела исследования по замене металлической брони «Брэдли»
керамическими и композитными материалами. В 1986-1987 гг. были представлены
башни с заменой бортовых, кормовых листов и крыши единой деталью из
армированного стекловолокном композитного пластика S-2. В 1989 г. в Кэмп-Робертс
испытывались «Брэдли» с «неметаллическим» бронированием корпуса. При уровне
баллистической защиты, аналогичном М2А1, корпус имел на 27% меньший вес.
Использование композитов позволяет кроме того, повысить защиту от кумулятивных
боеприпасов, уменьшить образование внутренних отколов брони, снизить
радиолокационную, аккустическую и инфракрасную заметность машины, продлить срок
ее службы за счет высокой стойкости к коррозии и большей усталостной прочности,
снизить стоимость производства.
В начале 1990 г. испытывали установку на М3 «Брэдли» лазерной системы защиты
«Стингрэй», предназначенной для ослепления и засветки приборов наблюдения и
прицеливания противника. Хотя в 1991 г. началась полномасштабная разработка этой
системы, ее серийные модели на машинах пока не появлялись.
На БМП «Брэдли» может также устанавливаться ряд навесных инженерных
приспособлений. Так, прошла испытания установка израильского трала LIME для
расчистки маршрутов от дистанционно установленных мин. В 1992 г. на вооружение
армии США был принят электромагнитный трал VEMASID, формирующий сигнатуру боевой
машины и предназначенный для подрыва мин с магнитным взрывателем. Контур
излучателя, защищенный от повреждения пулями стрелкового оружия и осколками,
крепится на лобовом листе машины.
«Боевой опыт» машины «Брэдли» приобрели через десять лет после принятия на
вооружения - во время войны в зоне Персидского залива в составе 7-го армейского
корпуса, а также 1-й кавалерийской, 1-й механизированной, 1 и 3-й бронетанковых
дивизий, 197-й отдельной механизированной (пехотной) бригады, 2 и 3-го
бронекавалерийских полков. Со своими соединениями прибывали и дивизионы MLRS.
Экипажи стремились укрепить на борта корпуса и башни максимально возможное
количество канистр с водой, служивших к тому же дополнительной защитой,
уплотнить щели и жалюзи. Кроме того, на машины крепились мешки с имуществом,
складные походные койки, свернутые палатки. Опыт показал, что от песка и пыли
особенно страдали трансмиссии М2А2 и М3А2, «клинившие» на одной передаче.
В операции «Буря в пустыне» было задействовано более 2200 машин М2 и М3 всех
модификаций. И если до начала 90-х годов М2 «Брэдли» вызывала множество
критических замечаний, то теперь ее объявили едва ли не наиболее удачной.
Отчеты, составленные в духе победных реляций, вызвали немало скептических
замечаний. Огнем противника действительно было подбито лишь несколько машин: по
некоторым данным, несколько «Брэдли» были подбиты 100-мм снарядами пушек
иракских Т-55 и Т-59. Но большее количество было повреждено огнем своих
подразделений (по разным данным, от 10 до 15 «Брэдли» и LAV-25 было поражено
американскими штурмовиками и вертолетами) или вышло из строя по техническим
причинам. Во всяком случае, армейские специалисты предложили для БМП ряд
усовершенствований: введение в СУО нового лазерного дальномера, установку
приемника спутниковой системы навигации НАВСТАР, «цифрового» компаса на рабочих
местах механика-водителя и командира, системы обнаружения подлетающих ракет,
улучшение обзора механика-водителя, изменение укладки. Лазерный дальномер на СО,
благодаря большей длине волны безопасен для глаз и может служить осветителем для
тепловизионных систем. Эти дополнения должны были получить около 1400 машин
модификации А2 - вариант А2 ODS (Operation Desert Storm).
«Брэдли» М2А2 и М3А2 нашлась работа и на территории Югославии - в составе так
называемых сил НАТО по поддержанию мира. Для БМП и БРМ, отправленных в
Югославию, армия США специально закупила английские навесные катковые минные
тралы ARC-MR. «Брэдли» уже проехались и по территории бывшего СССР - точнее, по
Яворовскому полигону (40 км от г. Львова) - на совместных американо-украинских
учениях 1996 г.
Наконец, в июне 1999 г., потоптавшись несколько месяцев в Македонии и Албании,
американцы в роли «миртоворцев», вошли в югославскую область Косово, и «Брэдли»
обрели новый район действий.
В 1995 г. была выработана масштабная программа доведения «Брэдли» до уровня A3,
включающая ряд элементов:
- Vetronics (Vehicle Electronics) - две цифровые информационные шины 1539, к
которым подключены центральный процессор, модуль оперативной памяти,
многофункциональные дисплеи командира, механика-водителя и командира десанта,
приемник спутниковой системы навигации НАВСТАР (GPS) с монитором у
механика-водителя;
- новое программное обеспечение для систем навигации, командной и управляющей,
радиомодем с разделением информационных пакетов;
- программное обеспечение для решения вероятных баллистических задач с
«сопровождением» обнаруженных целей;
- режим автоматического «сопровождения целей оружием» с помощью приводов системы
стабилизации;
- новое проверочное оборудование, встроенная цифровая система автоматического
контроля.
Электроника БМП может использоваться и в качеств элемента электронного тренажера
для экипажей:
- независимый тепловизионный прибор наблюдения командира, монитор системы FLIR у
командира десанта;
- тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя;
- комбинированная защита от ОМП, динамическая защита, основанная на новых
принципах;
- система защиты от ИК приборов наблюдения противника и система опознавания
«свой-чужой».
По опыту боев в Персидском заливе предложено наклеивать на боевые машины
«термопленку», отражающую ПК излучение так, чтобы военнослужащие с ПНВ могли
отличать свои машины от машин противника. Такой пассивный вариант «свой - чужой»
должен снизить вероятность поражения своих подразделений в условиях низкой
освещенности.
На машины модификации A3 устанавливается модифицированная система ППО фирмы
«Хьюз» с датчиками «Дуал Спектрум» повышенной скорости реакции. СУО с новым
баллистическим вычислителем, лазерным дальномером на двуокиси углерода и
автоматическими датчиками, приемник НАВСТАР, дисплеи экипажа и центральный
процессор объединяются информационно-управляющей системой «Ивис». Цифровые
средства связи полностью совместимы с применяемыми на модернизированных танках
«Абрамс» и соответствуют перспективной программе С (Command, Control,
Communication, Computers). Модернизация началась с доведения до уровня A3 1370
машин модификации М2А1, с 1996 г. развернулись работы по модернизации 1800 М2А2.
Контракт на модернизацию получила «Юнайтед Дефенс» (бывшая FMC). Модернизация
«Брэдли» - как, кстати, и УКВ радиокомплекса SINCGARS - отнесена к числу
приоритетных программ для сухопутных войск США.
На базе М2А3 планировалось создание нового семейства «легких» машин, включающего
машину огневой поддержки ХМ7 (FLST), самоходный ЗРК и т.д. На 2000 г. в
вооруженных силах армии США состояло 4640 БМП М2А1 и А2 «Брэдли», а также 2080
БРМ М3А1 и А2.
На 2000 г. общее количество «Брэдли» всех модификаций изменилось незначительно -
6715.
Обсуждается возможность модификации A4 («Брэдли Блок IV»), вооруженной 45-мм
автоматической или 50-мм скорострельной пушкой и оснащенной дизелем,
форсированным до 750 или 1000 л.с. Вопрос повышения калибра пушки БМП стоит уже
давно. Еще в 1984 г. прошла испытания башня для «Брэдли» с 35-мм автоматической
пушкой «Талон» фирмы «Арес». По программе COMVAT разрабатывалась 45-мм
автоматическая пушка с высокой начальной скоростью снаряда.
В 1996 г. возобновились работы над перспективной «тяжелой» БМП массой 20-25 т,
явно рассчитанной на возможность использования в силах быстрого реагирования. А
параллельно продолжаются поиски путей создания «дешевых» легких БМП путем
модернизации имеющихся БТР - прежде всего широко распространенного МПЗ. Так,
«Юнайтед Дефенс» разработала БМП на основе МПЗ для экспорта в Новую Зеландию.
Ходовая часть удлинена на один каток с каждого борта. Это позволило разместить
внутри удлиненного корпуса мотопехотное отделение, установив одновременно башню
с 25-мм автоматической пушкой М242 и спаренным 7,62-мм пулеметом М240.
Защищенность повышена с помощью навесных бронеэлементов на бортах и лобовой
части корпуса. Механика-водителя снабдили четырьмя перископическими приборами
Ml7 и бесподстветным прибором ночного видения. Боевая масса БМП - 18 т, высота
по прицелу наводчика - 2,78 м, по крыше корпуса - 1,78 м, длина - 5,8 м, ширина
- 2,69 м, клиренс - 0,39 м. Дизельный двигатель 6V53 TIA, форсированный до 400
л.с., обеспечивает скорость хода по шоссе до 66 км/ч. Запас хода - 483 км,
преодолеваемый подъем - 30 град., высота стенки - 0,91 м, допустимый крен - до
20 град.
Характеристики (FMC M2 Bradley)
Экипаж, чел. / 3
Десант, чел. / 6
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 20,38
Макс. угол возвышения пушки, град / 60
Макс. угол склонения пушки, град / 10
Длина c пушкой вперёд, мм / 6,55
Длина корпуса, мм / 6,55
Ширина общая, мм / 3,61
Ширина по гусеницам, мм / 2,97
Высота по крыше башни, мм / 2,57
Масса боевая, кг / 22940
Преодолеваемая стенка, м / 0,91
Макс. угол подъёма, % / 40
Крен, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,54
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 25 / M242 / 1 / 900
Пулемёт соосный / 7,62 / M240C MG / 1 / 2200
Пусковая установка / / TOW / 2 / 7
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / Cummins VTA-903T / 8 / 1 / 600
Дополнительно
Статус / В производстве; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
Плавучесть / Плавающий
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное; Ракетное
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD