M113 - Гусеничный бронетранспортер (США) | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
Самый массовый гусеничный бронетранспортер в
мире. Боевая лошадка М113
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 21 июля 2020 г. //
Наука и Техника - Февраль 2014 г.
Старая «рабочая лошадка» НАТО - бронетранспортер М113, разработанный еще в 50-х
годах прошлого века, до сих пор «не портит борозды», продолжая свою службу не
только в родной армии США, но и в армиях десятка других стран. На сегодняшний
день это самый массовый гусеничный бронетранспортер в мире. За десятилетия их
производства в самих США и за рубежом их было построено около 80 тыс. Учитывая
окончание холодной войны и соответствующее свертывание широкомасштабного
производства обычных сухопутных вооружений, М113 может так и остаться самым
массовым гусеничным бронетранспортером в мировой истории.
За время своей карьеры М113 применялся во множестве вооруженных конфликтов и
несколько раз серьезно модернизировался. Конечно, сегодня «старичка» М113
постепенно вытесняют более современные машины, но о завершении его боевой
карьеры говорить пока еще рано.
Кстати, несмотря на то, что большинство образцов американской бронетехники
получали названия в честь известных военачальников, - например, танк М48 «Patton»
- в честь знаменитого американского генерала Второй мировой войны Джорджа Смита
Патона, БМП M2 «Bradley» - в честь Омара Бредли, прозванного «солдатским
генералом», - бронетранспортер М113 долгое время не имел собственного имени, и
только в середине 90-х годов ему присвоили имя «Гавин» в честь героя Второй
мировой войны, воздушного десантника, генерала Джеймса Гавина (правда, оно
практически не употреблялось).
Накануне и в годы Второй мировой войны в армиях всех противоборствующих сторон
активно шло формирование подразделений мотопехоты. А для их оснащения
требовались бронетранспортеры - новая бронированная техника, повышающая
защищенность и мобильность пехотинца. Бронетранспортеры стали своеобразным
«бронированным такси», доставляющим пехоту на поле боя, где она спешивалась и
шла в атаку.
Для американской армии значимым шагом в создании собственной моторизованной
пехоты стала разработка и организация массового производства полугусеничных
бронетранспортеров М2 и МЗ. До 1945 года в США было выпущено боле 40 тыс. машин
этого типа. Однако к концу войны стало ясно, что возможности этих открытых
полугусеничных машин исчерпаны. Опыт боевых действий выявил их принципиальные
недостатки - ограниченную подвижность на пересеченной местности и слабую
защищенность (ее существенное улучшение было невозможно без потери проходимости
из-за увеличения массы машины). Со всей очевидностью встала задача создания
нового массового бронетранспортера для перевозки пехотного отделения - полностью
гусеничного и с закрытым корпусом. Однако эта задача оказалась непростой даже
для квалифицированных американских специалистов - процесс поиска оптимальной
конструкции затянулся более чем на десять лет.
После окончания войны в США было спроектировано несколько не слишком удачных
гусеничных бронетранспортеров - сначала M75, которые успели повоевать в Корее на
завершающем этапе военных действий, а затем М59. М75 оказался слишком дорогим, а
М59 слишком тяжелым и недостаточно тяговооруженным. Компания-разработчик М59
предлагала провести его модернизацию, но данная идея была отвергнута - к этому
времени умы военных уже будоражила идея новой машины, которая в конечном итоге и
была принята на вооружение как М113.
Началом работ над М113 можно считать исследования, проведенные в рамках
концепции создания семейства легких боевых машин на едином универсальном шасси,
в Детройтcком арсенале в 1954 году. Основными требованиями к перспективной
машине были:
- аэротранспортабельность: машины должны были не только перевозиться по воздуху,
но и сбрасываться на парашютах;
- большой оперативный запас хода;
- возможность преодоления глубоких водных преград;
- хорошее бронирование;
- возможность транспортирования пехотного отделения;
- высокая проходимость;
- легкая адаптация к выполнению широкого диапазона задач посредством модификации
структуры несущего корпуса.
На основании проведенного анализа, 30 сентября 1954 года были утверждены
технические характеристики двух перспективных бронетранспортеров массой примерно
7 и 3,5 т. Тяжелая машина предназначалась для перевозки пехотного отделения
(десять человек), а также должна была послужить шасси для самоходного орудия,
грузового и медицинского транспортера. Более легкая машина имела экипаж из
четырех человек и планировалась как машина управления и разведки. Оба
бронетранспортера были плавающими с полностью бронированным корпусом и могли
перевозиться самолетами военно-транспортной авиации.
Эскизные проекты обоих вариантов бронетранспортера были готовы к июню 1955 года.
В ходе проектирования тяжелый бронетранспортер был доработан, чтобы вмещать уже
12 человек, помимо водителя. После рассмотрения проектов, 5 января 1956 года,
были приняты уточненные тактико-технические требования для трех следующих машин:
тяжелого гусеничного бронетранспортера T113 (экипаж 3 чел.), легкого гусеничного
бронетранспортера T114 (экипаж 4 чел.), а также колесного T115 (экипаж 4 чел.).
Индекс Т получали опытные машины, а в случае принятия их на вооружение индекс
заменялся на М.
В мае 1956 года в Пентагоне состоялось совещание с представителями корпорации
FMC, которая уже имела опыт проектирования и производства бронетранспортеров
(M59 и M75). С ней был заключен контракт на проектирование нового
бронетранспортера и строительство 16 прототипов. В их число входило - десять
бронетранспортеров, два 82-мм самоходных миномета (T257), три носителя
противотанковых ракет «Дарт» (T149) и одно шасси для экспериментальной
эксплуатации.
Чтобы выжать из процесса испытаний максимум информации, военные потребовали,
чтобы восемь прототипов получили алюминиевую броню (плиты из специального
алюминиевого сплава, не уступающего по прочности стали) и стандартные армейские
двигатели воздушного охлаждения, тогда как остальные - стальную броню и
коммерческие автомобильные двигатели жидкостного охлаждения.
Оба варианта бронетранспортера были завершены постройкой в 1957 году. Первый,
обозначенный как T113, имел броню из алюминиевого сплава и оснащался двигателем
воздушного охлаждения AOSI-314. Второй, который во избежание путаницы получил
обозначение T117, имел корпус из обычной броневой стали и V-образный
восьмицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Ford Model 368. Внешне
прототипы T113 и T117 были очень похожи, но их масса существенно разнилась -
7970 кг и 8850 кг соответственно.
Испытания T113 и T117 начались осенью 1957 года. В их ходе выявились проблемы с
обоими вариантами силовой установки - двигатель AOSI-314 не развивал заявленной
мощности, а фордовский движок проявлял склонность к перегреву. Ненадежными в
эксплуатации оказались и гусеничные ленты. Алюминиевая броня показала себя
несколько менее стойкой по сравнению со стальной той же толщины, к тому же
алюминий был дороже стали. С другой стороны, алюминиевый корпус оказался более
технологичным в производстве, и, при одинаковых со стальным размерах, имел
больший внутренний объем из-за отсутствия силового набора. Но для военных
определяющим фактором стала масса - T113 был на 880 кг легче T117, это и
обусловило их выбор.
Правда, в конце 1957 года, когда испытания прототипов уже подходили к концу,
приоритеты снова были скорректированы - первостепенное значение стало
придаваться максимально возможному удешевлению машины. Кроме того, военные
потребовали усиления бронезащиты, причем даже ценой утяжеления
бронетранспортера. Соответственно конструкторы FMC предложили два новых проекта
бронетранспортера - «легкий» (7927 кг) с более слабым бронированием,
предназначался для вооружения воздушно-десантных подразделений, и «тяжелый»
(10870 кг) - для оснащения бронетанковых войск, по уровню броневой защиты он не
уступал M59.
В соответствии с протоколом от 9 октября 1958 года, «легкому» и «тяжелому»
бронетранспортеру были присвоены обозначения T113E1 и T113E2 соответственно.
Постройка прототипов T113E1 и T113E2 была завершена в ноябре 1958 года. Они
получили доработанную подвеску, более широкие гусеницы, увеличенный
волноотражательный щиток. Новый двигатель Chrysler был объединен с трансмиссией
Allison TX-200, использовавшейся на грузовых автомобилях. Основное различие
между T113E1 и T113E2 заключалось в толщине бронирования, а от предыдущего T113
новые машины внешне отличались измененной конфигурацией носовой части корпуса -
тупая носовая часть с нижним вертикальным броневым листом у T113 уступила место
более «обтекаемой», со сплошным наклонным листом, тянущимся от уровня верхних
ветвей гусеничных лент до крыши машины.
Испытания T113E1 и T113E2 завершились в январе 1959 года. По их результатам
армейское командование пришло к выводу, что T113E2 может удовлетворить
требованиям обеих спецификаций («тяжелого» и «легкого» бронетранспортера) при
условии, что его масса будет снижена на 180 кг. Конструкторы критически оценили
развесовку машины и сэкономили требуемые килограммы за счет уменьшения толщины
листов брони днища, кормы и нижней части спонсонов над гусеницами. В таком виде
модифицированный T113E2 протоколом комитета материально-технического снабжения
№37037 от 2 апреля 1959 года был принят на вооружение под обозначением M113.
Подготовка серийного производства нового бронетранспортера началась на заводе
FMC в Сан-Хосе в январе 1960 года. В ее рамках были изготовлены две предсерийные
машины, а серийные стали покидать сборочную линию в июне того же года. Первый
заказ предусматривал поставку 900 бронетранспортеров M113. Без сколько-нибудь
значительных изменений в конструкции серийное производство M113 продолжалось до
1968 года. Всего было выпущено 14813 этих машин, из них 4974 получила Армия США,
а остальные были переданы иностранным заказчикам.
Описание конструкции M113
Бронетранспортер M113 имеет стандартную переднемоторную компоновку. Моторное
отделение расположено в передней части корпуса справа, слева находится отделение
управления, между ними - трансмиссионное. Заднюю часть машины занимает
объединенное боевое и десантное отделение. Моторно-трансмиссионное отделение
отделено от остальных противопожарной перегородкой, сообщение между десантным
отделением и отделением управления свободное. Экипаж M113 состоит из двух
человек: механика-водителя и командира, помимо них бронетранспортер может штатно
перевозить одиннадцать десантников с полным вооружением.
Броневой корпус M113 представляет собой жесткую коробчатую конструкцию,
собирающуюся при помощи сварки из катаных плит алюминиевой брони толщиной 12,
29, 32, 38 и 44 мм, изготовленной из алюминий-магниевых сплавов. Для уменьшения
массы машины из алюминиевых сплавов выполнялся не только корпус, но и многие
другие узлы и детали, в результате на них приходится до 40% общей массы М113.
Для посадки и высадки механик-водитель и командир имеют в крыше корпуса над
своими местами круглые индивидуальные люки. Для обзора в боевых условиях
механик-водитель имеет четыре перископических смотровых прибора M17. Для
вождения ночью в крышке люка может устанавливаться активный инфракрасный
перископический прибор ночного видения M19. Инфракрасные фары для подсветки
местности установлены в передней части машины, в блоке с фарами видимого света.
Командир бронетранспортера имеет в своем распоряжении пять смотровых приборов
M17, которые обеспечивают ему круговой обзор. Они установлены в командирской
башенке, которая может вращаться при помощи ручного привода. Остальные члены
экипажа какихлибо средств наблюдения не имеют.
Десять десантников размещаются на двух складных скамьях вдоль бортов корпуса,
лицом к центру, а одиннадцатый - на отдельном откидном сиденье в центре
отделения, за сиденьем командира, лицом к корме. Они не имеют возможности вести
огонь из личного оружия изнутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта
служит большая, откидывающаяся вниз аппарель в корме машины, через которую
пехотинцы могут оперативно покидать бронетранспортер сразу по двое. Аппарель
опускается и поднимается при помощи гидравлического привода, управляемого с
места водителя, в ней предусмотрена и обычная аварийная дверь небольшого
размера, открывающаяся вбок. В крыше корпуса над десантным отделением имеется
квадратный грузовой люк, крышка которого откидывается назад. Для обеспечения
герметичности корпуса на плаву, все люки и лючки снабжены резиновыми
уплотнениями.
Вооружение M113 в варианте бронетранспортера состоит из одного 12,7-мм пулемета
Browning M2HB. Этот широко распространенный пулемет ведет свою историю с 1921
года, когда он поступил на вооружение сухопутных войск США. С тех пор М2
неоднократно модернизировался, так он получил тяжелый ствол (heavy barrel -
обозначение НВ), а с 80-х годов для него выпускаются и быстросменные стволы QCB.
Техническая скорострельность пулемета составляет 450-600 выстр./мин, начальная
скорость пули - около 900 м/с, прицельная дальность стрельбы - 2000 м, по
воздушным целям - менее 1500 м. Несмотря на почтенный возраст, М2НВ остается
надежным и мощным оружием. Пулемет размещается на командирской башенке, в
турельной установке, позволяющей вести круговой обстрел. Боекомплект пулемета
состоит из 2000 патронов в лентах по 100 штук, которые хранятся в ящиках под
сиденьями десанта. Обслуживает пулемет командир машины.
Силовой блок включает V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель
жидкостного охлаждения Chrysler Model 75М и трансмиссию Allison TX200-2.
Двигатель развивает мощность 215 л.с. при 4000 об/мин. Трансмиссия обеспечивает
шесть передач вперед и одну назад, с автоматическим переключением передач в
четырех поддиапазонах (1-2, 3-4, 3-5, 5-6 передачи). Для обеспечения управления
машиной мощность двигателя передается на ведущие звездочки гусеничных лент через
управляемый дифференциал. Благодаря использованию легкоразъемных соединений
трубопроводов топливной, масляной и гидравлической систем, силовой блок можно
быстро демонтировать. Бак топливной системы емкостью 303 л размещается в
десантном отделении на левом борту.
Ходовая часть M113 применительно к одному борту включает пять двойных
обрезиненных катков диаметром 610 мм, один двойной обрезиненный ленивец
диаметром 533 мм и ведущую звездочку. Подвеска опорных катков - индивидуальная,
торсионная, первый и последний снабжены гидравлическими амортизаторами.
Стандартные гусеницы M113, модели T130E1, - стальные, одногребневые, со съемными
асфальтоходными резиновыми подушками, шириной 381 мм. Левая гусеница M113
состоит из 63 траков, а правая - из 64. Ресурс траков составляет 4500 км.
Натяжение гусеничной ленты регулируется изменением положения ленивца при помощи
гидравлического привода.
М113 способен форсировать водные преграды без предварительной подготовки. В
качестве водоходного движителя служат гусеницы. На плаву M113 перемещается за
счет их перемотки, при этом для увеличения силы тяги верхняя ветвь гусеничного
движителя помещена в гидродинамический кожух. Для предотвращения зарывания
машины носом при движении на плаву, в передней части корпуса установлен откидной
волноотбойный щиток, в сложенном положении он служит дополнительной защитой
корпуса. В воде, с боевой нагрузкой, высота надводного борта М113 составляет
около 35 см.
Боевая масса М113 составляла 10374 кг, но при сбросе с парашютом масса
ограничивалась 8425 кг. С залитым «под пробку» 303-литровым баком, запас хода
бронетранспортера составлял около 320 км. На ровной дороге М113 развивал
скорость до 64 км/час, а максимальная скорость движения на воде составляла 5,6
км/ч.