M113 - Гусеничный бронетранспортер (США)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Самый массовый гусеничный бронетранспортер в мире. Боевая лошадка М113
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 21 июля 2020 г. // Наука и Техника - Февраль 2014 г.
Старая «рабочая лошадка» НАТО - бронетранспортер М113, разработанный еще в 50-х годах прошлого века, до сих пор «не портит борозды», продолжая свою службу не только в родной армии США, но и в армиях десятка других стран. На сегодняшний день это самый массовый гусеничный бронетранспортер в мире. За десятилетия их производства в самих США и за рубежом их было построено около 80 тыс. Учитывая окончание холодной войны и соответствующее свертывание широкомасштабного производства обычных сухопутных вооружений, М113 может так и остаться самым массовым гусеничным бронетранспортером в мировой истории.
За время своей карьеры М113 применялся во множестве вооруженных конфликтов и несколько раз серьезно модернизировался. Конечно, сегодня «старичка» М113 постепенно вытесняют более современные машины, но о завершении его боевой карьеры говорить пока еще рано.
Кстати, несмотря на то, что большинство образцов американской бронетехники получали названия в честь известных военачальников, - например, танк М48 «Patton» - в честь знаменитого американского генерала Второй мировой войны Джорджа Смита Патона, БМП M2 «Bradley» - в честь Омара Бредли, прозванного «солдатским генералом», - бронетранспортер М113 долгое время не имел собственного имени, и только в середине 90-х годов ему присвоили имя «Гавин» в честь героя Второй мировой войны, воздушного десантника, генерала Джеймса Гавина (правда, оно практически не употреблялось).
Накануне и в годы Второй мировой войны в армиях всех противоборствующих сторон активно шло формирование подразделений мотопехоты. А для их оснащения требовались бронетранспортеры - новая бронированная техника, повышающая защищенность и мобильность пехотинца. Бронетранспортеры стали своеобразным «бронированным такси», доставляющим пехоту на поле боя, где она спешивалась и шла в атаку.
Для американской армии значимым шагом в создании собственной моторизованной пехоты стала разработка и организация массового производства полугусеничных бронетранспортеров М2 и МЗ. До 1945 года в США было выпущено боле 40 тыс. машин этого типа. Однако к концу войны стало ясно, что возможности этих открытых полугусеничных машин исчерпаны. Опыт боевых действий выявил их принципиальные недостатки - ограниченную подвижность на пересеченной местности и слабую защищенность (ее существенное улучшение было невозможно без потери проходимости из-за увеличения массы машины). Со всей очевидностью встала задача создания нового массового бронетранспортера для перевозки пехотного отделения - полностью гусеничного и с закрытым корпусом. Однако эта задача оказалась непростой даже для квалифицированных американских специалистов - процесс поиска оптимальной конструкции затянулся более чем на десять лет.
После окончания войны в США было спроектировано несколько не слишком удачных гусеничных бронетранспортеров - сначала M75, которые успели повоевать в Корее на завершающем этапе военных действий, а затем М59. М75 оказался слишком дорогим, а М59 слишком тяжелым и недостаточно тяговооруженным. Компания-разработчик М59 предлагала провести его модернизацию, но данная идея была отвергнута - к этому времени умы военных уже будоражила идея новой машины, которая в конечном итоге и была принята на вооружение как М113.
Началом работ над М113 можно считать исследования, проведенные в рамках концепции создания семейства легких боевых машин на едином универсальном шасси, в Детройтcком арсенале в 1954 году. Основными требованиями к перспективной машине были:
- аэротранспортабельность: машины должны были не только перевозиться по воздуху, но и сбрасываться на парашютах;
- большой оперативный запас хода;
- возможность преодоления глубоких водных преград;
- хорошее бронирование;
- возможность транспортирования пехотного отделения;
- высокая проходимость;
- легкая адаптация к выполнению широкого диапазона задач посредством модификации структуры несущего корпуса.
На основании проведенного анализа, 30 сентября 1954 года были утверждены технические характеристики двух перспективных бронетранспортеров массой примерно 7 и 3,5 т. Тяжелая машина предназначалась для перевозки пехотного отделения (десять человек), а также должна была послужить шасси для самоходного орудия, грузового и медицинского транспортера. Более легкая машина имела экипаж из четырех человек и планировалась как машина управления и разведки. Оба бронетранспортера были плавающими с полностью бронированным корпусом и могли перевозиться самолетами военно-транспортной авиации.
Эскизные проекты обоих вариантов бронетранспортера были готовы к июню 1955 года. В ходе проектирования тяжелый бронетранспортер был доработан, чтобы вмещать уже 12 человек, помимо водителя. После рассмотрения проектов, 5 января 1956 года, были приняты уточненные тактико-технические требования для трех следующих машин: тяжелого гусеничного бронетранспортера T113 (экипаж 3 чел.), легкого гусеничного бронетранспортера T114 (экипаж 4 чел.), а также колесного T115 (экипаж 4 чел.). Индекс Т получали опытные машины, а в случае принятия их на вооружение индекс заменялся на М.
В мае 1956 года в Пентагоне состоялось совещание с представителями корпорации FMC, которая уже имела опыт проектирования и производства бронетранспортеров (M59 и M75). С ней был заключен контракт на проектирование нового бронетранспортера и строительство 16 прототипов. В их число входило - десять бронетранспортеров, два 82-мм самоходных миномета (T257), три носителя противотанковых ракет «Дарт» (T149) и одно шасси для экспериментальной эксплуатации.
Чтобы выжать из процесса испытаний максимум информации, военные потребовали, чтобы восемь прототипов получили алюминиевую броню (плиты из специального алюминиевого сплава, не уступающего по прочности стали) и стандартные армейские двигатели воздушного охлаждения, тогда как остальные - стальную броню и коммерческие автомобильные двигатели жидкостного охлаждения.
Оба варианта бронетранспортера были завершены постройкой в 1957 году. Первый, обозначенный как T113, имел броню из алюминиевого сплава и оснащался двигателем воздушного охлаждения AOSI-314. Второй, который во избежание путаницы получил обозначение T117, имел корпус из обычной броневой стали и V-образный восьмицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Ford Model 368. Внешне прототипы T113 и T117 были очень похожи, но их масса существенно разнилась - 7970 кг и 8850 кг соответственно.
Испытания T113 и T117 начались осенью 1957 года. В их ходе выявились проблемы с обоими вариантами силовой установки - двигатель AOSI-314 не развивал заявленной мощности, а фордовский движок проявлял склонность к перегреву. Ненадежными в эксплуатации оказались и гусеничные ленты. Алюминиевая броня показала себя несколько менее стойкой по сравнению со стальной той же толщины, к тому же алюминий был дороже стали. С другой стороны, алюминиевый корпус оказался более технологичным в производстве, и, при одинаковых со стальным размерах, имел больший внутренний объем из-за отсутствия силового набора. Но для военных определяющим фактором стала масса - T113 был на 880 кг легче T117, это и обусловило их выбор.
Правда, в конце 1957 года, когда испытания прототипов уже подходили к концу, приоритеты снова были скорректированы - первостепенное значение стало придаваться максимально возможному удешевлению машины. Кроме того, военные потребовали усиления бронезащиты, причем даже ценой утяжеления бронетранспортера. Соответственно конструкторы FMC предложили два новых проекта бронетранспортера - «легкий» (7927 кг) с более слабым бронированием, предназначался для вооружения воздушно-десантных подразделений, и «тяжелый» (10870 кг) - для оснащения бронетанковых войск, по уровню броневой защиты он не уступал M59.
В соответствии с протоколом от 9 октября 1958 года, «легкому» и «тяжелому» бронетранспортеру были присвоены обозначения T113E1 и T113E2 соответственно. Постройка прототипов T113E1 и T113E2 была завершена в ноябре 1958 года. Они получили доработанную подвеску, более широкие гусеницы, увеличенный волноотражательный щиток. Новый двигатель Chrysler был объединен с трансмиссией Allison TX-200, использовавшейся на грузовых автомобилях. Основное различие между T113E1 и T113E2 заключалось в толщине бронирования, а от предыдущего T113 новые машины внешне отличались измененной конфигурацией носовой части корпуса - тупая носовая часть с нижним вертикальным броневым листом у T113 уступила место более «обтекаемой», со сплошным наклонным листом, тянущимся от уровня верхних ветвей гусеничных лент до крыши машины.
Испытания T113E1 и T113E2 завершились в январе 1959 года. По их результатам армейское командование пришло к выводу, что T113E2 может удовлетворить требованиям обеих спецификаций («тяжелого» и «легкого» бронетранспортера) при условии, что его масса будет снижена на 180 кг. Конструкторы критически оценили развесовку машины и сэкономили требуемые килограммы за счет уменьшения толщины листов брони днища, кормы и нижней части спонсонов над гусеницами. В таком виде модифицированный T113E2 протоколом комитета материально-технического снабжения №37037 от 2 апреля 1959 года был принят на вооружение под обозначением M113.
Подготовка серийного производства нового бронетранспортера началась на заводе FMC в Сан-Хосе в январе 1960 года. В ее рамках были изготовлены две предсерийные машины, а серийные стали покидать сборочную линию в июне того же года. Первый заказ предусматривал поставку 900 бронетранспортеров M113. Без сколько-нибудь значительных изменений в конструкции серийное производство M113 продолжалось до 1968 года. Всего было выпущено 14813 этих машин, из них 4974 получила Армия США, а остальные были переданы иностранным заказчикам.
Описание конструкции M113
Бронетранспортер M113 имеет стандартную переднемоторную компоновку. Моторное отделение расположено в передней части корпуса справа, слева находится отделение управления, между ними - трансмиссионное. Заднюю часть машины занимает объединенное боевое и десантное отделение. Моторно-трансмиссионное отделение отделено от остальных противопожарной перегородкой, сообщение между десантным отделением и отделением управления свободное. Экипаж M113 состоит из двух человек: механика-водителя и командира, помимо них бронетранспортер может штатно перевозить одиннадцать десантников с полным вооружением.
Броневой корпус M113 представляет собой жесткую коробчатую конструкцию, собирающуюся при помощи сварки из катаных плит алюминиевой брони толщиной 12, 29, 32, 38 и 44 мм, изготовленной из алюминий-магниевых сплавов. Для уменьшения массы машины из алюминиевых сплавов выполнялся не только корпус, но и многие другие узлы и детали, в результате на них приходится до 40% общей массы М113.
Для посадки и высадки механик-водитель и командир имеют в крыше корпуса над своими местами круглые индивидуальные люки. Для обзора в боевых условиях механик-водитель имеет четыре перископических смотровых прибора M17. Для вождения ночью в крышке люка может устанавливаться активный инфракрасный перископический прибор ночного видения M19. Инфракрасные фары для подсветки местности установлены в передней части машины, в блоке с фарами видимого света. Командир бронетранспортера имеет в своем распоряжении пять смотровых приборов M17, которые обеспечивают ему круговой обзор. Они установлены в командирской башенке, которая может вращаться при помощи ручного привода. Остальные члены экипажа какихлибо средств наблюдения не имеют.
Десять десантников размещаются на двух складных скамьях вдоль бортов корпуса, лицом к центру, а одиннадцатый - на отдельном откидном сиденье в центре отделения, за сиденьем командира, лицом к корме. Они не имеют возможности вести огонь из личного оружия изнутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта служит большая, откидывающаяся вниз аппарель в корме машины, через которую пехотинцы могут оперативно покидать бронетранспортер сразу по двое. Аппарель опускается и поднимается при помощи гидравлического привода, управляемого с места водителя, в ней предусмотрена и обычная аварийная дверь небольшого размера, открывающаяся вбок. В крыше корпуса над десантным отделением имеется квадратный грузовой люк, крышка которого откидывается назад. Для обеспечения герметичности корпуса на плаву, все люки и лючки снабжены резиновыми уплотнениями.
Вооружение M113 в варианте бронетранспортера состоит из одного 12,7-мм пулемета Browning M2HB. Этот широко распространенный пулемет ведет свою историю с 1921 года, когда он поступил на вооружение сухопутных войск США. С тех пор М2 неоднократно модернизировался, так он получил тяжелый ствол (heavy barrel - обозначение НВ), а с 80-х годов для него выпускаются и быстросменные стволы QCB. Техническая скорострельность пулемета составляет 450-600 выстр./мин, начальная скорость пули - около 900 м/с, прицельная дальность стрельбы - 2000 м, по воздушным целям - менее 1500 м. Несмотря на почтенный возраст, М2НВ остается надежным и мощным оружием. Пулемет размещается на командирской башенке, в турельной установке, позволяющей вести круговой обстрел. Боекомплект пулемета состоит из 2000 патронов в лентах по 100 штук, которые хранятся в ящиках под сиденьями десанта. Обслуживает пулемет командир машины.
Силовой блок включает V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения Chrysler Model 75М и трансмиссию Allison TX200-2. Двигатель развивает мощность 215 л.с. при 4000 об/мин. Трансмиссия обеспечивает шесть передач вперед и одну назад, с автоматическим переключением передач в четырех поддиапазонах (1-2, 3-4, 3-5, 5-6 передачи). Для обеспечения управления машиной мощность двигателя передается на ведущие звездочки гусеничных лент через управляемый дифференциал. Благодаря использованию легкоразъемных соединений трубопроводов топливной, масляной и гидравлической систем, силовой блок можно быстро демонтировать. Бак топливной системы емкостью 303 л размещается в десантном отделении на левом борту.
Ходовая часть M113 применительно к одному борту включает пять двойных обрезиненных катков диаметром 610 мм, один двойной обрезиненный ленивец диаметром 533 мм и ведущую звездочку. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, первый и последний снабжены гидравлическими амортизаторами. Стандартные гусеницы M113, модели T130E1, - стальные, одногребневые, со съемными асфальтоходными резиновыми подушками, шириной 381 мм. Левая гусеница M113 состоит из 63 траков, а правая - из 64. Ресурс траков составляет 4500 км. Натяжение гусеничной ленты регулируется изменением положения ленивца при помощи гидравлического привода.
М113 способен форсировать водные преграды без предварительной подготовки. В качестве водоходного движителя служат гусеницы. На плаву M113 перемещается за счет их перемотки, при этом для увеличения силы тяги верхняя ветвь гусеничного движителя помещена в гидродинамический кожух. Для предотвращения зарывания машины носом при движении на плаву, в передней части корпуса установлен откидной волноотбойный щиток, в сложенном положении он служит дополнительной защитой корпуса. В воде, с боевой нагрузкой, высота надводного борта М113 составляет около 35 см.
Боевая масса М113 составляла 10374 кг, но при сбросе с парашютом масса ограничивалась 8425 кг. С залитым «под пробку» 303-литровым баком, запас хода бронетранспортера составлял около 320 км. На ровной дороге М113 развивал скорость до 64 км/час, а максимальная скорость движения на воде составляла 5,6 км/ч.