Cadillac MCD M41 Walker Bulldog - Легкий танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Cadillac MCD M41 Walker Bulldog 1951 / США
Cadillac MCD M41 Walker Bulldog
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В 1950-1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки
легкий танк М 24 «Чаффи», принятый на вооружение в 1944 году. Танк обладал
весьма высокой скоростью - 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности
двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого
бронирования (25 мм - толщина лобовой брони корпуса и 37 мм - башни) М 24 был
очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей
маневренностью и усиленными вооружением и защитой. Незадолго до конца войны
началась разработка нового легкого танка, получившего обозначение Т37. Первый
прототип - Т37 Фаза I - был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II
отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта
модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант -
Т41Е1 - был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище «Литтл
Бульдог» («Маленький Бульдог»), но чуть позже его поменяли на «Уокер Бульдог»
(«Бульдог Уокера») в память о генерале У. У. Уокере, который трагически погиб в
Корее в 1951 году. Производство танков М41 было поручено фирме «Кадиллак» из
корпорации «Дженерал моторс», и в 1951 году первые серийные машины сошли с
конвейера танкового завода фирмы в Кливленде. Вслед за базовым танком М41
последовали его модификации М41А1, М41А2 и М41А3. «Уокер Бульдог» был одним из
трех основных танков, разработанных для армии США в 50-е годы. Два остальных -
это средний танк М47 и тяжелый танк М103.
Танк М41, несмотря на значительные отличия, можно считать дальнейшим развитием
разведывательного танка М 24. По сравнению с последним на нем была применена
современная компоновка с кормовым расположением моторно-трансмиссионного
отделения, устранен помощник механика-водителя, усилена огневая мощь за счет
применения новой пушки и усовершенствованных механизмов управления огнем и
повышена подвижность благодаря использованию нового двигателя и новой
трансмиссии. Несмотря на более совершенные конфигурацию и конструкцию корпуса и
башни, броневая защита сохранилась на прежнем уровне.
Перечисленные изменения привели к увеличению веса машины до 23 т, что сделало
весьма затруднительным использование танка М41 в воздушно-десантных войсках.
Носовая часть сварного корпуса танка была выполнена с рациональным наклоном
броневых листов. Бортовые броневые листы располагались с незначительным
наклоном, днище имело корытообразную форму. Литая башня модификаций М41А1 и
М41А2 обладала улучшенной конфигурацией, но и на ней сохранились вытянутая назад
ниша и обратные уклоны. На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская
башенка с пятью стеклоблоками, которые обеспечивали командиру танка круговой
обзор.
В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а
механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье
регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем
мог выброситься через люк в днище танка на землю.
По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую
76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек,
оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и
эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась
непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки
составлял -9°, а угол возвышения - +19°. Наведение по вертикали и горизонтали
осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для
наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На
некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер. Командир
располагал своей системой управления огнем. На танках модификации М41А1
установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В
качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с
пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни танка.
Курсового пулемета на «Уокер Бульдоге» не было. На стадии разработки
предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных
машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали
90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа
эксперимент не пошел.
Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта
располагалась в носовой части корпуса справа от механика - водителя.
На танке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения
«Континентал», оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике
коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался
горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были
смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии.
Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной
перегородки. На танках модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на
непосредственный впрыск бензина.
На «Уокер Бульдоге» применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую
трансмиссию «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон», которая включала комплексную
гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна - назад) планетарную
коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм
поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с
помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные
элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок.
В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и
резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего
диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки. В независимой подвеске
применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические
амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса
связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть танка М41
имела много общего с соответствующими узлами танка М 24 «Чаффи».
С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5
м.
Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых
использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на
довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С
вооружения армии США он давно снят, но до настоящего времени используется в
армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили,
Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.
В Бразилии около 300 танков М41 прошли модернизацию, после чего получили
обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и
новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т.
Датчане оборудовали 50 своих танков М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным
прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и
фильтровентиляционной установкой.
На 150 танках испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с
израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду
начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель.
На базе танка М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная
гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. К танку М41 разработан навесной
бульдозер с гидравлическими механизмами управления.
Характеристики M41 Walker Bulldog
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 21,26
Макс. угол возвышения пушки, град / 19,7
Макс. угол склонения пушки, град / -9,7
Длина c пушкой вперёд, мм / 8212
Длина корпуса, мм / 5819
Ширина общая, мм / 3198
Высота по крыше башни, мм / 2726
Масса боевая, кг / 23495
Бронирование башни: лоб, мм / 25,4
Бронирование башни: борт, мм / 25
Бронирование башни: крыша, мм / 12,7
Бронирование башни: корма, мм / 25
Бронирование корпуса: лоб, мм / 31,75
Бронирование корпуса: борт, мм / 12-15
Бронирование корпуса: корма, мм / 19
Бронирование корпуса: днище, мм / 9,25-31,75
Преодолеваемая стенка, м / 0,711
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 1,828
Преодолеваемый брод, м / 1,016
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м / 2,44
Ширина колеи, мм / 2602
Ширина гусеницы, мм / 533
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 76 / M32 / 1 / 57
Пулемёт соосный / 7,62 / M1919A4E1 / 1 / 5000
Пулемёт зенитный / 12,7 / M2 / 1 / 2150
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / Continental AOS-895-3 / 1 / 500
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) / Лёгкий танк
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD