М41 - Легкий танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

США

Легкий танк М41

Разрабатывался с 1946 года фирмой General Motors для замены танка М24 Chaffee. Было изготовлено 3 опытных танка Т37 (носивших обозначение фаза 1, фаза 2 и фаза 3). Они отличались между собой башнями и оборудованием. Для дальнейшей разработки был принят Т37 фаза 2. Его упрощенный вариант - Т41 - изготовили в 1949 году в трех экземплярах. Модифицированный образец Т41Е1 был принят на вооружение армией США в середине 1950 года как М41 Little Bulldog. Позже обозначение сменили на М41 Walker Bulldog.

Производство велось подразделением фирмы General Motors Cadillac на Кливлендском танковом арсенале до конца 1950-х годов. Всего построено около 5500 танков.

Серийные модификации:

М41 - первая серийная модификация. Компоновка классическая. Корпус сварной, башня имеет сварные и литые детали. Бронирование дифференцированное. 76-мм пушка М32 в установке М76. Боекомплект 57 выстрелов. Двигатель бензиновый карбюраторный Continental AOS-865-3. Изготовлено 1802 единицы.

М41А - вооружен пушкой М32А1 в установке М76А1.

М41А2 - упрощенная конструкция башни. Электрический привод поворота башни заменен гидравлическим. Более компактный привод позволил разместить в танке 65 выстрелов к орудию. Двигатель Continental AOSI-895-5 с непосредственным впрыском топлива.

М41А3 - доработана система выхлопа двигателя для уменьшения заметности танка в инфракрасном диапазоне.

25-я илл.
М41

Танки М41 стали поступать на вооружение армии США в 1953 году. Однако уже в начале 1960-х стали сниматься с вооружения и передаваться в резерв и Национальную гвардию. Несмотря на техническую надежность, боевое применение этих танков вызывало сомнения. Танк оказался достаточно тяжелым для легкого (надолго задав верхнюю границу массы легких танков в 25 т), не был авиатранспортабельным для тогдашних самолетов, имел плохую проходимость по бездорожью и слабым грунтам. Все это делало возможным его применение только там, где могли использоваться и средние танки, которым он уступал по огневой мощи и бронированию.

Снятые с вооружения танки активно передавались и продавались союзным и зависимым режимам. Танк М41 состоял на вооружении в Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Северном (трофейные) и Южном Вьетнаме, Гватемале, Греции, Дании, Доминиканской Республике, Иордании, Испании, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии, Таиланде, Тайване, Тунисе, Уругвае, Филиппинах, Франции, ФРГ, Чили, Эфиопии, Японии.

М41 (уже не в составе армии США) принимали участие во множестве региональных конфликтов. При высадке в 1961 году кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон на берег доставили 5 танков М41. Они не сумели подбить ни одного кубинского танка Т-34-85 (единственная «тридцатьчетверка» подбита выстрелом «Базуки») и были уничтожены.

Состояли М41 и на вооружении армии Южного Вьетнама во время вьетнамской войны, где также подтвердилось, что попытки применить их в качестве линейных приводят к большим потерям, а использованию М41 как разведчиков мешали плохая проходимость и отсутствие возможности плавать.

К концу 1970-х годов с целью продлить срок службы М41 появилось много предложений по модернизации танка как по вооружению, так и моторно-трансмиссионной группе.

Модернизации, проведенные Бразилией, Данией и Тайванем, рассмотрены в соответствующих разделах. Танки, модернизированные Бразилией для Уругвая, рассмотрены в разделе «Бразилия».

Собиралась проводить модернизацию своего парка М41 и Испания. Предлагалось заменить двигатель на дизель и установить новую систему управления огнем. Часть машин хотели переделать в носители управляемого ракетного оружия. Но позже эту программу отменили, а танки списали.

Комплексные программы модернизации предлагались американскими, германскими и израильскими фирмами. На М41 готовы были поменять как двигатель с трансмиссией (новый двигатель - дизель разных фирм, трансмиссия - автоматическая), так и вооружение - предлагались пушки калибра 105, 90 и 60 мм (автоматические). Изготавливались демонстрационные образцы, так и оставшиеся демонстрационными.

На базе М41 в США были разработаны и выпускались серийно следующие образцы бронетехники: ЗСУ М42, БТР М75, 105-мм самоходная пушка М52, 155-мм самоходная пушка М44, танк-мишень QM41. Были разработаны, но не пошли в серию: ЗСУ Т18, ЗСУ Т100, 155-мм самоходная пушка Т99. Шасси М41 использовалось для испытания башни танка Stingray со 105-мм пушкой.

В настоящее время М41 все еще находится на вооружении следующих стран:

Страна / Кол-во / Примечания
Бразилия / 287 / М41В и М41С
Гватемала / 10 / _
Дания / 53 / M41DK1
Доминиканская республика / 12 / М41А1
Тайвань / 650 / Туре 64 и М41
Таиланд / 250 / _
Уругвай / 22 / перевооружены 90-мм пушкой Cockerill

26-я илл.
Легкий танк М41 австрийской армии

27-я илл.
Легкий танк М41 армии США во время боевых стрельб на одном из полигонов в Западной Германии. 1955 год

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М41
БОЕВАЯ МАССА, т: 23,495.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8210, ширина - 3620, высота - 2726 (по башне), клиренс - 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М32 калибра 76 мм, 1 спаренный пулемет Browning М1919А4Е1 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет Browning М2 НВ калибра 12,7 мм, 8 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 57 выстрелов, 5000 патронов калибра 7,62 мм, 2175 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический 8-кратный прицел наводчика М97А1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 31,75, борт корпуса - 25,4, корма корпуса - 19, крыша - 5.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental AOS-895-3, 6-цилиндровый рядный карбюраторный воздушного охлаждения; мощность 500 л.с. при 2800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: GMC Allison CD-500-3, гидромеханическая.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, механически связанное с передним опорным катком, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2- и 5-го опорных катков; гусеницы с РМШ, возможна установка асфальтоходных подушек; в каждой гусенице 74-76 траков шириной 533 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 161.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,828; высота стенки, м - 0,71; глубина брода, м - 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Бронеколлекция, №6, 2002, В. ?. Мальгинов - Легкие танки зарубежных стран (1945-2000 гг.)