M8 AGS - Легкий танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М8 AGS
В начале 1980-х годов армия США разработала предварительные технические
требования к танку, предназначенному для замены М551. Танк обозначался как
бронированная система оружия - AGS. Американская фирма FMC в инициативном
порядке начала проектирование легкого танка, отвечающего требованиям
спецификации AGS. В 1985 году было построено два прототипа, имеющих фирменное
обозначение CCVL - машина ближнего боя легкая. После международного соревнования
(кроме CCVL, участвовали Stingray и IKV-91-105) победителем объявили прототип
ХМ8, созданный на основе CCVL. Танк ХМ8 был стандартизован армией США как М8 в
октябре 1985 года. Однако контракт на серийное производство не был подписан, и в
1996 году армия объявила об отказе от AGS из-за сокращения финансирования.
33-я илл.
Легкий танк CCVL-2
34-я илл.
CCVL-2
Серийные модификации:
CCVL-1 прототип (1985 г.) - двигатель мощностью 330 л.с. расположен в передней
части корпуса рядом с водителем. Башня размещена в задней части танка.
Изготовлен 1 образец.
CCVL-2 прототип (1985 г.) - легкий танк классической компоновки. Боевая масса
19,414 т. Экипаж 3 чел. Бронирование выполнено из алюминиевого сплава. Пушка
М68А1 (создана на базе немецкой пушки «Рейнметалл») оснащена автоматом заряжания
на 19 выстрелов (общий боекомплект - 43 снаряда). С пушкой спарен пулемет
калибра 7,62 мм. На башне установлено необычно большое количество дымовых
гранатометов - 2 пакета по 16 штук. У наводчика и командира установлены
независимые стабилизированные тепловизионные прицелы с дневным и ночным
каналами. Прицел командира позволяет вести независимый поиск цели и поражать ее
самому или передавать наводчику. Габариты: 9370x2692x2349 мм. Изготовлен 1
образец.
VFM-5-V (1985 г.) - совместная разработка фирм FMC и Vickers. Боевой танк,
предназначенный для продажи за рубеж. Представляет собой шасси CCVL с
установленной на нем башней фирмы Vickers. В новой башне (изготовленной из
алюминиевой брони, усиленной стальными пластинами) установлена английская пушка
L7A1 (боекомплект 41 выстрел) без автомата заряжания, поэтому в экипаж танка
введен заряжающий. С пушкой спарен английский пулемет L8 калибра 7,62 мм. На
крыше башни размещен 12,7-мм пулемет. Имеется 12 дымовых гранатометов. Экипаж 4
человека. Боевая масса 19,75 т. Габариты: 8610x2690x2350 мм. Изготовлен 1
экземпляр.
М8 (1994 г.) - модификация CCVL, созданная с целью понижения стоимости и
усиления бронезащиты. Пушка М68А1 заменена на М35. У командира изъят независимый
прицел. Установлена новая система управления огнем. Изменена форма корпуса и
башни для возможности установки навесной брони. В конструкции широко
используются узлы и агрегаты от серийных машин. Изготовлено 8 единиц.
35-я илл.
Легкий танк VFM-5-V
36-я илл.
Легкий танк М8 с броневой защитой 1-го уровня во время полигонных испытаний.
1994 год
Танк CCVL (М8) с самого начала проектировался фирмой FMC по требованиям
спецификации AGS как танк, предназначенный для переброски на самолетах и для
десантирования со сверхмалой высоты. Это обеспечило ему довольно легкую победу в
международном конкурсе, но стало препятствием для продажи за границу после
отмены серийного производства для армии США, поскольку другим странам
авиадесантный танк не требовался, а как легкий танк М8 уступал Stingray.
В то же время в танке было применено много интересных технических решений.
Например, кормовой лист корпуса выполнен в виде откидывающейся рампы, на которую
при ремонте может выкатываться двигатель. Для уменьшения габаритов танка крыша
корпуса над МТО сделана высокой и пушка при стрельбе назад не имеет угла
снижения. Впервые в американском танкостроении на танке, подготовленном к
серийному производству, применен автомат заряжания. Довольно интересно выполнена
модульная конструкция навесной брони, позволяющая в зависимости от характера
боевой задачи сокращать или увеличивать ее объем на танке. Последнее
обстоятельство позволяет привлекать для транспортировки М8 самолеты разных
типов. В случае необходимости навесная броня может перевозиться отдельно.
Танк предлагался на вооружение Тайваню и Турции, но по разным причинам был
отклонен.
На базе М8 планировалось выпустить противотанковый ракетный комплекс, но из-за
отмены серийного производства М8 не был изготовлен даже прототип.
В последнее время в США проходила кампания по принятию М8 на вооружение или
разработке на его базе новых легких танков для операций, подобных проведенным в
Боснии.
37-я илл.
М8
38-я илл.
Легкий танк М8 с броневой защитой 3-го уровня
39-я илл.
Схема размещения на танке М8 элементов броневой защиты 3-го уровня
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М8 AGS
БОЕВАЯ МАССА, т: 1-й уровень защиты - 16,73, 2-й уровень защиты - 18,05, 3-й
уровень защиты - 23,586.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8970, ширина - 2690, высота - 2550, клиренс -
410.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М35 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет М240 калибра 7,62
мм, 1 пулемет М2 калибра 12,7 мм или 1 пулемет М240 калибра 7,62 мм или
гранатомет Мк19 калибра 40 мм на турели люка командира, 16 дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 мм у спаренного пулемета,
600 патронов калибра 12,7 мм, 32 дымовые гранаты.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: стабилизированный в двух плоскостях тепловизионный (с
дневным и ночным каналами) прицел фирмы Hughes Aircraft Company, с
интегрированным лазерным дальномером и датчиком ветра от танка М1А1,
баллистический вычислитель MIL-STD-1553.
БРОНИРОВАНИЕ: 1-й уровень защиты - противопульное, 2-й уровень - усиленное
противопульное, 3-й уровень - защищает от выстрелов гранатомета РПГ-7.
ДВИГАТЕЛЬ: Detroit Diesel 6V-92TA, дизель; мощность 550 л.с. при 2400 об/мин,
мощность 580 л.с. при использовании топлива FL-2.
ТРАНСМИССИЯ: General Dynamics НМРТ-500-ЗЕС, автоматическая гидромеханическая.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее
колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное),
необрезиненное направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная,
гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2-, 5- и
6-го опорных катков; гусеницы ХТ154 с РМШ, обрезиненными беговыми дорожками; шаг
трака 152 мм, ширина трака 381 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 483.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,133;
высота стенки, м - 0,812; глубина брода, м - 1,02.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Бронеколлекция, №6, 2002, В. ?. Мальгинов - Легкие танки зарубежных стран (1945-2000 гг.)