M60A1 - Основной боевой танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М60А1
Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием
увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: испытания показали -
бронезащита башни М48 не способна противостоять снарядам 100-мм советской
танковой пушки. Сказавши «А» (новый корпус), требовалось сказать и «Б» (новая
башня). В 1962 году с конвейера арсенала фирмы «Крайслер» в Детройте начали
сходить танки М60А1. Одинаковый погон старой и новой башен позволил провести
смену моделей на сборочной линии безболезненно.
В конструкцию танка М60А1 был введен ряд усовершенствований, а именно:
- установлена новая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной, по
сравнению с башней танка М60, снарядостойкостью (толщина лобовой брони - 180
мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении;
- применена усовершенствованная система управления огнем, в которую включен
комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение
стрельбы ночью. Для механика-водителя предусмотрен инфракрасный перископический
прибор М24, для наводчика - инфракрасный перископический прицел М32
восьмикратного увеличения, который устанавливается на месте дневного прицела
М31; для командира - инфракрасный прицел М36 восьмикратного увеличения и
инфракрасный бинокль ХМ 18, для заряжающего - перископический прибор ночного
видения М37. Подсветка инфракрасных приборов ночного видения осуществлялась
многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным
прожектором AN/VSS-1 мощностью 2,2 кВт, смонтированным на маске пушки. Включение
и выключение лампы прожектора, выбор фильтра и угла рассеивания производятся
наводчиком или командиром танка с помощью пульта управления, расположенного
около их сидений. Эти приборы стали устанавливать и на ранее выпущенных танках
М60.
На танках М60А1, выпущенных после 1965 года, в систему управления огнем введен
новый электрический баллистический вычислитель М16, учитывающий данные
прицела-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа
канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии
прицеливания. Суммарная поправка вычислителем М16 автоматически вводится в
перископический прицел наводчика и прицел-дальномер командира танка.
Кроме того, улучшены условия работы механика-водителя за счет усовершенствования
механизмов управления танком: рулевое колесо заменено Т-образным рычагом,
изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов,
применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический
остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и
шестой опорные катки ходовой части.
В конце 1960-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских
танков (Т-62 и Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков
М60А1. Так, начиная с 1971 года на танки М60А1 стали устанавливать
двухплоскостную электрогидравлическую систему стабилизации орудия (Add-On
Stabilization - AOS) фирм «Кадиллак Гейдж» и «Ханиуэлл», новые гусеницы с
траками Т142, имевшие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс
гусениц с траками Т142 достиг 5-6 тыс. км). Боекомплект пушки увеличился на три
выстрела. Несмотря на наличие стабилизатора, возможность ведения прицельного
огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключалась из-за наличия
механической связи прицела-дальномера с орудием.
23-я илл.
24-я илл.
Компоновка танка М60А1: 1 - 105-мм пушка М68; 2 - спаренный с пушкой 7,62-мм
пулемет; 3 - ксеноновый прожектор с видимым или инфракрасным освещением; 4 -
окуляр телескопического прицела; 5 - комбинированный перископический прицел
наводчика; 6 - 12,7-мм зенитный (командирский) пулемет; 7 - дальномер; 8 -
комбинированный перископический прицел командира; 9 - люк башенки; 10 -
смотровая призма; 11 - вентилятор башни; 12 - двигатель дизеля; 13 -
гидромеханическая трансмиссия «Кросс-Драйв»; 14 - кронштейн крепления пушки
по-походному; 15 - ведущее колесо; 16 - гусеница с резино-металлическим
шарниром; 17 - обрезиненный опорный каток; 18 - клапан для слива; 19 - торсион;
20 - вращающееся контактное устройство; 21 - боеукладка на 11 выстрелов; 22 -
аккумуляторные батареи; 23 - обогреватель экипажа; 24 - перископ водителя; 25 -
крышка люка водителя; 26 - силовой цилиндр наведения пушки по вертикали; 27 -
баллистический вычислитель; 28 - укладка трубы-лаза ОПВТ по-походному; 29 -
боеукпадка на 13 выстрелов; 30 - левая боеукпадка на 15 выстрелов; 31 - коробки
с патронами к пулеметам калибров 7,62 мм и 12,7 мм; 32 - правая боеукпадка на 11
выстрелов; 33 - ящик для инструмента; 34 - правый воздухофильтр; 35 - люк
заряжающего с перископическим прибором наблюдения; 36 - обрезиненный
поддерживающий каток; 37 - башенная боеукпадка на 12 выстрелов
Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 году.
Усовершенствованию подверглись силовая установка танка и электрооборудование.
Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipment)
являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля -
AVDS-1790-2D - имел, кроме того, больший ресурс. После замены 300-амперного
электростартера на 650-амперный дизель получил обозначение AVDS-1790-2C. В
вариант М60А1 (RISE) переделывались машины модели М60А1 (AOS).
Переоборудование танков по последнему, третьему, этапу долгосрочной
модернизационной программы началось в 1977 году. На этом этапе предусматривалось
оснащение машин пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических
усилителях изображения. Такие приборы - М36Е1 - устанавливались на командирской
башенке и у механика-водителя вместо среднего перископа. Прибор ночного видения
М36Е1 представляет собой модификацию прибора М36, в котором активный ИК-модуль
ночного видения заменен на пассивный электронно-оптический. Активный и пассивный
модули взаимозаменямы, поэтому сохранялась возможность использования
тепловизионного канала, для чего на танке был сохранен ксеноновый прожектор.
Помимо этого, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления
водных преград по дну. В состав оборудования для подводного вождения входила
воздухопитающая труба-лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление
движения под водой выдерживалось с помощью гирополукомпаса. Эти машины получили
обозначение М60А1 (RISE/PASSIVE).
25-я илл.
М60А1
26-я илл.
Вид спереди
27-я илл.
Вид сзади
28-я илл.
Один из прототипов танка М60А2, оснащенный башней типа D. 20-мм автоматическая
пушка установлена на левом борту башни
29-я илл.
Прототип М60А1Е2. Машина оснащена поздним образцом 152-мм орудия/пусковой
установки, не имеющим эжектора
Бронеколлекция, №4, 2005, М. ?. Никольский - Основной боевой танк М60