M60A1 - Основной боевой танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М60А1

Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: испытания показали - бронезащита башни М48 не способна противостоять снарядам 100-мм советской танковой пушки. Сказавши «А» (новый корпус), требовалось сказать и «Б» (новая башня). В 1962 году с конвейера арсенала фирмы «Крайслер» в Детройте начали сходить танки М60А1. Одинаковый погон старой и новой башен позволил провести смену моделей на сборочной линии безболезненно.

В конструкцию танка М60А1 был введен ряд усовершенствований, а именно:

- установлена новая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной, по сравнению с башней танка М60, снарядостойкостью (толщина лобовой брони - 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении;

- применена усовершенствованная система управления огнем, в которую включен комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение стрельбы ночью. Для механика-водителя предусмотрен инфракрасный перископический прибор М24, для наводчика - инфракрасный перископический прицел М32 восьмикратного увеличения, который устанавливается на месте дневного прицела М31; для командира - инфракрасный прицел М36 восьмикратного увеличения и инфракрасный бинокль ХМ 18, для заряжающего - перископический прибор ночного видения М37. Подсветка инфракрасных приборов ночного видения осуществлялась многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1 мощностью 2,2 кВт, смонтированным на маске пушки. Включение и выключение лампы прожектора, выбор фильтра и угла рассеивания производятся наводчиком или командиром танка с помощью пульта управления, расположенного около их сидений. Эти приборы стали устанавливать и на ранее выпущенных танках М60.

На танках М60А1, выпущенных после 1965 года, в систему управления огнем введен новый электрический баллистический вычислитель М16, учитывающий данные прицела-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии прицеливания. Суммарная поправка вычислителем М16 автоматически вводится в перископический прицел наводчика и прицел-дальномер командира танка.

Кроме того, улучшены условия работы механика-водителя за счет усовершенствования механизмов управления танком: рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части.

В конце 1960-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских танков (Т-62 и Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков М60А1. Так, начиная с 1971 года на танки М60А1 стали устанавливать двухплоскостную электрогидравлическую систему стабилизации орудия (Add-On Stabilization - AOS) фирм «Кадиллак Гейдж» и «Ханиуэлл», новые гусеницы с траками Т142, имевшие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс гусениц с траками Т142 достиг 5-6 тыс. км). Боекомплект пушки увеличился на три выстрела. Несмотря на наличие стабилизатора, возможность ведения прицельного огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключалась из-за наличия механической связи прицела-дальномера с орудием.

23-я илл.
24-я илл.
Компоновка танка М60А1: 1 - 105-мм пушка М68; 2 - спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет; 3 - ксеноновый прожектор с видимым или инфракрасным освещением; 4 - окуляр телескопического прицела; 5 - комбинированный перископический прицел наводчика; 6 - 12,7-мм зенитный (командирский) пулемет; 7 - дальномер; 8 - комбинированный перископический прицел командира; 9 - люк башенки; 10 - смотровая призма; 11 - вентилятор башни; 12 - двигатель дизеля; 13 - гидромеханическая трансмиссия «Кросс-Драйв»; 14 - кронштейн крепления пушки по-походному; 15 - ведущее колесо; 16 - гусеница с резино-металлическим шарниром; 17 - обрезиненный опорный каток; 18 - клапан для слива; 19 - торсион; 20 - вращающееся контактное устройство; 21 - боеукладка на 11 выстрелов; 22 - аккумуляторные батареи; 23 - обогреватель экипажа; 24 - перископ водителя; 25 - крышка люка водителя; 26 - силовой цилиндр наведения пушки по вертикали; 27 - баллистический вычислитель; 28 - укладка трубы-лаза ОПВТ по-походному; 29 - боеукпадка на 13 выстрелов; 30 - левая боеукпадка на 15 выстрелов; 31 - коробки с патронами к пулеметам калибров 7,62 мм и 12,7 мм; 32 - правая боеукпадка на 11 выстрелов; 33 - ящик для инструмента; 34 - правый воздухофильтр; 35 - люк заряжающего с перископическим прибором наблюдения; 36 - обрезиненный поддерживающий каток; 37 - башенная боеукпадка на 12 выстрелов

Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 году. Усовершенствованию подверглись силовая установка танка и электрооборудование. Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipment) являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля - AVDS-1790-2D - имел, кроме того, больший ресурс. После замены 300-амперного электростартера на 650-амперный дизель получил обозначение AVDS-1790-2C. В вариант М60А1 (RISE) переделывались машины модели М60А1 (AOS).

Переоборудование танков по последнему, третьему, этапу долгосрочной модернизационной программы началось в 1977 году. На этом этапе предусматривалось оснащение машин пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических усилителях изображения. Такие приборы - М36Е1 - устанавливались на командирской башенке и у механика-водителя вместо среднего перископа. Прибор ночного видения М36Е1 представляет собой модификацию прибора М36, в котором активный ИК-модуль ночного видения заменен на пассивный электронно-оптический. Активный и пассивный модули взаимозаменямы, поэтому сохранялась возможность использования тепловизионного канала, для чего на танке был сохранен ксеноновый прожектор. Помимо этого, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления водных преград по дну. В состав оборудования для подводного вождения входила воздухопитающая труба-лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление движения под водой выдерживалось с помощью гирополукомпаса. Эти машины получили обозначение М60А1 (RISE/PASSIVE).

25-я илл.
М60А1

26-я илл.
Вид спереди

27-я илл.
Вид сзади

28-я илл.
Один из прототипов танка М60А2, оснащенный башней типа D. 20-мм автоматическая пушка установлена на левом борту башни

29-я илл.
Прототип М60А1Е2. Машина оснащена поздним образцом 152-мм орудия/пусковой установки, не имеющим эжектора

Бронеколлекция, №4, 2005, М. ?. Никольский - Основной боевой танк М60