Cadillac M109 - Самоходная артиллерийская установка (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Cadillac M109 1961 / США
Cadillac M109
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ М44 и 105-мм
САУ М52, разработанные на базе легкого танка М41. Обе самоходные артиллерийские
установки имели ряд недостатков: ограниченный угол обстрела, незначительный
запас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху. По
этой причине в 1953 году американцы приступили к разработке новой, более мощной
самоходной установки Т195, лишенной недостатков, свойственных М44 и М52. Однако
лишь в 1961 году модифицированная версия Т195Е1 была стандартизирована и пошла в
серийное производство под обозначением М109. Такая задержка объясняется
изменениями, которые были внесены в первоначальный проект, предусматривавший
установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, а также использование узлов и агрегатов
плавающего бронетранспортера М113. Первые серийные машины появились в 1962 году,
всего же с тех пор было выпущено более 4000 самоходных гаубиц М109. Данная цифра
говорит о том, что самоходная гаубица этого типа и по сей день остается самой
распространенной в мире.
Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая
защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня
малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально,
верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной,
крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая
закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах
башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад.
В САУ М109 была принята компоновка с передним расположением
моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни кругового вращения
с установленной в ней 155-мм гаубицей размещалось в кормовой части корпуса. В
нем находились пять членов экипажа из шести: командир, наводчик и три
заряжающих. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от
двигателя. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый люк для загрузки
боеприпасов. Войти в машину или покинуть ее экипаж мог через люки в боковых
стенках и корме башни, а также через два люка в крыше башни. Над командирским
люком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет
«Браунинг» М2.
Основным вооружением самоходной гаубицы М109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный
ствол которой был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Наведение
гаубицы в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от -3° до
+75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта
входили 36 выстрелов. Машина оснащалась подъемником и досылателем с
гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и
увеличивали ее скорострельность. Кроме того, на корме машины находился мощный
откидной сошник с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины
при стрельбе. Двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовая часть М109 были такими
же, что и у самоходной гаубицы М108. В целях увеличения пулестойкости
конфигурация носовой части корпуса САУ М109 по сравнению с носовой частью М108
была изменена за счет придания броне больших углов наклона.
Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный
перископ. Некоторые количество машин было оснащено системой защиты от оружия
массового поражения. САУ М109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина
удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из
шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение
на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но
только с целью произведения «шумового эффекта» вследствие того, что
горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса
на ходу приводит к потере меткости стрельбы.
После первой модернизации самоходная установка получила обозначение М109А1. От
базовой модели она отличалась только более длинным стволом, снабженным
эжекционным устройством и дульным тормозом. Если максимальная дальность стрельбы
М109 составляла 14600 м, то М109А1 могла послать стандартный фугасный снаряд на
расстояние 18100 м.
В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М454 с
ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг.
Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная -
2 км.
В 1972 году американская армия выдала фирмам «Тексас Инстументс» и «Мартин
Мариетта» контракт на разработку и производство управляемого реактивного
снаряда, получившего название «Копперхэд» и предназначавшегося специально для
САУ М109А1. По результатам программы испытаний, проводившихся в 1974 году,
контракт на окончательную реализацию этого проекта получила фирма «Мартин
Мариетта». «Копперхэд» представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд,
оснащенный лазерной головкой наведения, электронным оборудованием и
крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола
гаубицы. Система работала следующим образом: наблюдатель засекал танк
противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной
установки, и вводил приблизительные координаты цели в систему управления огнем,
после чего гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдатель сразу же
«подсвечивал» цель своим лазером-идентификатором, и «Копперхэд» наводился на
цель для ее точного поражения.
В середине 70-х годов самоходная гаубица М109 была модернизирована еще раз и
получила индекс М109А2. Основной целью модернизации являлось улучшение
баллистических данных гаубицы. В обеих системах (М109 и М109А1) удлинили ствол и
увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм осколочно-фугасными
снарядами возросла до 22000 м. Кроме того, в боекомплект М109А2 вошли
активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла,
но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на
проходимости и маневренности САУ.
В последующие годы самоходная гаубица М109 еще не раз подвергалась модернизации,
в результате чего появились такие модификации, как М109АЗ (М109А1 с рядом
усовершенствований, включая новый способ крепления орудия в маске башни), М109А4
(М109А2 или М109А3 с усовершенствованной системой защиты от оружия массового
поражения и др.), М109А5 (усовершенствованная М109А4) и, наконец, М109А6
«Паладин», первые серийные образцы которой поступили на вооружение армии США в
1992 году. Эта машина имеет новую башню с длинноствольной гаубицей, оснащена
автоматической системой управления огнем, усовершенствованной подвеской и боле
мощным бронированием.
САУ М109 состояли на вооружении армий различных стран мира и подвергались
модификациям, которые соответствовали их специфическим потребностям:
• M109A3G - немецкая версия самоходки M109G, отличается рядом
усовершенствований, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по бокам башни
установлены дымовые гранатометы;
• Pz.HG.66 - швейцарская версия;
• M109L - итальянская модификация, гаубица приспособлена для стрельбы
боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70;
• M109AL - израильская версия М109;
• М109 Taiwan - на шасси М108/М109 открыто установлено 155-мм орудие;
• М992 - подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет полностью закрытый корпус,
приспособленный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109,
находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии,
Испании, Таиланда и США;
• FDC - самоходный пункт управления артиллерийским огнем, используется то же
шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий
Греции и Тайваня.
Характеристики M109
Экипаж, чел. / 6
Макс. угол возвышения пушки, град / 75
Макс. угол склонения пушки, град / -3
Длина c пушкой вперёд, мм / 9120
Длина корпуса, мм / 6190
Ширина общая, мм / 3150
Высота по крыше башни, мм / 2800
Масса боевая, кг / 24948
Преодолеваемая стенка, м / 0,53
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 40
Преодолеваемый ров, м / 1,83
Преодолеваемый брод, м / 1,07
Ширина колеи, мм / 2788
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3962
Ширина гусеницы, мм / 381
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Гаубица / 155 / M185 / 1 / 34
Пулемёт зенитный / 12,7 / / 1 / 500
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Detroit Diesel Model 8V-71T / 8 / 1 / 405
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / США
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Самоходка
Субкатегория самоходки / САУ
Субкатегория самоходки (САУ) / Самоходная гаубица
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD