FMC M110 - Самоходная артиллерийская установка (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
FMC M110 1962 / США
FMC M110
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Сделав выводы из боевого опыта, накопленного в период второй мировой и корейской
войн, американские специалисты в начале 60-х гг. принялись постепенно заменять в
некоторых соединениях вооруженных сил традиционную буксируемую артиллерию
самоходной. В механизированных и бронетанковых дивизиях все пушки и гаубицы
стали только такими, тогда как в пехотных и воздушно-десантных имелись и
самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. В дивизионной
артиллерии подразделения также были смешанными. Одновременно в США приступили к
проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения. Если первые
образцы, появившиеся в послевоенный период, обычно выполнялись на базе ходовых
частей серийных танков и гусеничных бронетранспортеров, то теперь для подобной
техники подготавливали специальное шасси высокой проходимости.
Это относилось и к 203,2-мм гаубице М110, опытный образец которой впервые
демонстрировался в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после проведения
войсковых испытаний и доводки машина была стандартизована под обозначением М110,
а спустя год первые серийные самоходные гаубицы М110 начали поставляться в
войска.
Как и самоходная пушка М107, самоходная гаубица М110 была изготовлена на
универсальном шасси Т249 с пятью большими опорными катками на борт, без
поддерживающих роликов и с расположенными впереди направляющими колесами. М110
можно было легко отличить от М107 по значительно более короткому и толстому
орудийному стволу. Корпус самоходной гаубицы сварен из листов брони
дифференцированной толщины и разделен перегородками на три отделения. Впереди и
слева в особой башенке с люком и перископом для наблюдения за местностью
размещается механик-водитель. Другой люк предусмотрен над
моторно-трансмиссионным отделением, чтобы облегчить обслуживание силовой
установки.
Над самим корпусом нет бронированной рубки или надстройки, поэтому расчет из
пяти человек ничем не прикрыт от пуль и осколков, что, в принципе, не столь
принципиально, учитывая дальность, с которой обычно вела огонь М110. В центре
самоходки на тумбовом лафете типа М558 открыто смонтирована качающаяся часть
полевой буксируемой гаубицы М1, снабженная стволом-моноблоком с навинтным
казенником с поршневым затвором. Для облегчения и ускорения раздельного
заряжания на М110 конструкторы внедрили подъемник и досылатель снарядов и
зарядов, оборудованные приводами, которые действовали от единой гидравлической
системы.
203-мм гаубица оснащена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим
накатником. Гидравлические и ручные приводы входят в состав механизмов наведения
орудия, которое может разворачиваться на угол ±30° относительно продольной оси
машины. Максимальный угол возвышения ствола достигает 65°, как у полевой
гаубицы, угол склонения составляет -2°. В возимый боекомплект входят выстрелы
нескольких типов. Они обладают начальной скоростью 595 м/с и весят по 90,7 кг,
что вынудило конструкторов механизировать процесс заряжания. Максимальная
дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 21300 м. В 1964 году
для М110 был принят на вооружение снаряд М442 с ядерным боеприпасом W-33
мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.
Устойчивость М110 при ведении огня обеспечивается отключением подвески и двумя
сошниками, откидывающимися на землю с помощью гидравлических приводов. Кроме
того, в кормовой части машины имеется опускаемый бульдозерный нож, служащий для
самоокапывания на огневой позиции.
В качестве силовой установки самоходная гаубица М110 оснащается двухтактным
восьмицилиндровым дизелем жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T фирмы
«Детройт дизель», который развивает мощность 299 кВт при 2300 об/мин и
обеспечивает движение самоходки по дорогам с твердым покрытием с максимальной
скоростью 56 км/ч. Для доставки боеприпасов к огневой позиции используется
гусеничный грузовой транспортер М548 или транспортно-заряжающая машина М992.
Ходовая часть для нее позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108 и имеет
семь сравнительно небольших опорных катков на борт и ведущие колеса переднего
расположения. В передней части М992 устроено отделение управления и поставлен
кран, который перегружает в самоходку через верхний люк снаряды и полузаряды. Те
и другие перевозятся в закрытом сверху и с боков кузове. Перед загрузкой у М992
открывается вверх задняя стенка кузова и выдвигается транспортер, на ленту
которого поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины их с помощью
штабель-укладчика распределяют по стеллажам в определенном порядке: впереди -
снаряды, под ними у бортов - взрыватели, а в центральной и задней части кузова,
на боковых стеллажах - переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном
транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.
Перед перевозкой М110 по воздуху машину демонтировали, и артиллерийскую часть
загружали в грузовой отсек военно-транспортного самолета отдельно от ходовой.
САУ М110 способна преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной 2,3 м, броды глубиной
1,2 м и вертикальные препятствия высотой до 1 м.
С 1968 г. в США приступили к созданию следующего поколения боевых машин и,
одновременно, к обновлению уже состоявших на вооружении. Одной из первых решили
усовершенствовать М110, поскольку, по мнению военных и разработчиков, это можно
было сделать достаточно быстро с относительно небольшими затратами.
В декабре 1969 г. Управление перспективных военных исследований министерства
обороны США утвердило задание на первый этап ее модернизации. Согласно заданию,
предстояло увеличить дальность стрельбы и эффективность действия снарядов по
целям, а также повысить надежность узлов и агрегатов.
Работы над усовершенствованием М110 привели к появлению модифицированной версии
М110Е2, которая постепенно вытеснила из сухопутных войск армии США и корпуса
морской пехоты как М110, так и М107. 203,2-мм гаубица, установленная на модели
М110Е2, имела ствол, который был длиннее, чем у стандартной самоходной гаубицы
М110, и доработанные механизмы заряжания. Модернизированная самоходка могла
вести огонь любыми боеприпасами: фугасными, химическими, бинарными, ядерными и
активно-реактивными.
В январе 1977 г. на вооружение приняли следующую модернизацию самоходной гаубицы
- М110А1. Ее оборудовали новым стволом М210, длину которого увеличили на 2,4 м
и, таким образом, довели до 40 калибров, в его канале проделали больше нарезов,
нарастили размеры и объем зарядной каморы. В результате этих работ улучшились
баллистические характеристики гаубицы, в том числе наибольшая дальность стрельбы
обычными снарядами достигла 24300 м, а активно-реактивными и того больше - 29100
м. Доработкам снова подверглись механизмы, облегчавшие заряжание, и
противооткатные устройства.
В боекомплекте М110А1 имелись фугасные, активно-реактивные, бинарные химические
и ядерные боеприпасы, что заметно расширило ее боевые возможности. Однако
военные не остановились на достигнутом, и в 1978 г. появилась модель М110А2. На
стволе гаубицы смонтировали высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз.
Применение усиленных зарядов марки М188А1 позволило довести максимальную
дальность стрельбы обычными снарядами до 24300 м. В 1981 году для М110А2 был
разработан снаряд М753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4
клб и массой 98 кг.
Расчет модернизированной самоходной гаубицы мог применять выстрелы нескольких
типов. В их числе были осколочно-фугасные со снарядами М650Е2, кассетные,
содержавшие по 195 осколочно-фугасных элементов М42, новые осколочно-фугасные
выстрелы М711. При определенных условиях предусматривалось использование
химических боеприпасов М736 и ядерных М753.
Заряжание гаубицы было картузным, которое американские специалисты находили
более простым и дешевым (порох содержится в картузах - пакетах из специальной
ткани, для воспламенения которых служат ударные, электрические или вытяжные
трубки). Перед выстрелом в казенник досылали снаряд, за ним боевой заряд (число
картузов определялось дальностью до цели), после чего казенник закрывался
поршневым затвором. Затем в камору его грибовидного стержня вставляли одно из
средств воспламенения. Естественно, при таком способе заряжания скорострельность
оружия не столь высокая, как при применении унитарных выстрелов, у которых
пороховой заряд находится в металлической гильзе.
Серьезную проблему представлял износ ствола: высокая начальная скорость снаряда
приводила к тому, что приблизительно после 400 выстрелов ствол гаубицы подлежал
замене, но эта процедура занимала не больше двух часов, а запасные стволы всегда
были под рукой.
В ряде стран, например Великобритании и США, М110 всех модификаций сняты с
вооружения и заменены самоходными системами залпового огня MLRS.
Серийное производство всех модификаций 203-мм самоходной гаубицы М110 завершено.
Машины данного типа состоят на вооружении Бахрейна, Бельгии, Германии, Греции,
Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Испании, Пакистана, Республики Корея, Тайваня,
Турции, Японии (производилась по лицензии). В большинстве случаев самоходные
гаубицы М110 доводились до уровня М110А2.
Характеристики M110
Экипаж, чел. / 5
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 15,26
Макс. угол возвышения пушки, град / 65
Макс. угол склонения пушки, град / -2
Длина c пушкой вперёд, мм / 7467
Длина корпуса, мм / 5720
Ширина общая, мм / 3149
Высота по крыше башни, мм / 2930
Масса боевая, кг / 26534
Преодолеваемая стенка, м / 1,016
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 2,362
Преодолеваемый брод, м / 1,066
Ширина колеи, мм / 2692
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3936
Ширина гусеницы, мм / 457
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 203 / M2A2 / 1 / 2
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Detroit Diesel Model 8V-71T / 8 / 1 / 405
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Бельгия; Греция; Испания; Турция
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Самоходка
Субкатегория самоходки / САУ
Субкатегория самоходки (САУ) / Самоходная гаубица
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD