Chrysler Defense M48 Patton III - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Chrysler Defense M48 Patton III 1953 / США
Chrysler Defense M48 Patton III
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Танк М48 «Паттон-III» (название дано танку в честь американского генерала
Джорджа Паттона, в годы второй мировой войны командовавшего 3-й армией США в
Европе) был принят на вооружение армии США в 1953 г. Конструктивно он продолжает
линию развития танков М46 «Паттон-І» и М47 «Паттон-ІІ» и отличается от них
прежде всего броневой защитой и вооружением.
Корпус танка представляет собой одну отливку весом 13 тонн. Толщина лобовой и
бортовой брони составляет соответственно 120 и 75 мм. В соответствии с принятой
на танке традиционной схемой компоновки в передней части корпуса на регулируемом
сиденье располагается механик-водитель, управляющий танком с помощью штурвала,
рычага переключения передач и педали тормоза. Для ведения наблюдения он имеет
перископические приборы, a также инфракрасный перископ.
За отделением управления находится боевое отделение, в котором установлена
полусферическая башня с вооружением. Как и корпус танка, башня выполнена из
одной отливки. Ее вес составляет 6,3 т. Максимальная толщина лобовой брони башни
152 мм.
Основное вооружение состоит из 90-мм танковой пушки M41. Ствол пушки имеет
вставную трубу (лейнер), которую можно заменить в полевых условиях. Для удаления
газов из канала ствола пушка снабжена эжекционным устройством. Для наведения
пушки на цель используется электрогидравлический и ручной приводы. Стрельбу из
пушки может вести как командир танка, так и наводчик. Командир пользуется
стереоскопическим прицелом-дальномером Т-46, a наводчик имеет перископический и
телескопический прицелы. Прицел-дальномер, пушка и перископический прицел
наводчика через баллистический привод связаны между собой с баллистическим
вычислителем. Определенное дальномером расстояние автоматически вводится в сетки
самого прицела-дальномера и прицела наводчика, т. е. они автоматически
устанавливаются в положение, соответствующее замеренной дальности.
В системе управления огнем имеется специальный датчик, который вносит поправки
на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа
ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры.
Для ведения огня по воздушным целям на крыше башни установлен 12,7-мм пулемет.
Турель пулемета имеет дистанционное управление, с помощью которого командир
танка может вести стрельбу из пулемета, находясь внутри башни. На первых сериях
танка М48 соосно с пушкой устанавливались два 7,62-мм пулемета. Впоследствии от
одного из них отказались.
На танке установлен двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель
воздушного охлаждения АV-1790-5В/7/7В/7С фирмы «Континенталь». Мощность
двигателя 810 л.с. при 2800 об/мин. От двигателя крутящий момент передается на
расположенные сзади ведущие колеса через гидромеханическую силовую передачу
«Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон» и одноступенчатые бортовые редукторы.
В танке использована индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими
амортизаторами.
С каждой стороны корпуса имеется по шесть спаренных опорных катков, снабженных
обрезиненным ободом. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается пятью катками.
Гусеница стальная с резинометаллическим шарниром.
Проходимость танка характеризуется следующими показателями: максимальный угол
подъема 30°, высота вертикальной стенки 0,9 м, ширина рва 2,59 м, глубина
преодолеваемого без подготовки брода 1,2 м. После подготовки танк может
преодолевать броды глубиной до 2,6 м.
Из-за использования карбюраторного двигателя запас хода по топливу относительно
невелик - 112 км. Поэтому для танка разработан комплект из четырех
дополнительных наружных баков общей емкостью 830 л. С помощью быстроразъемных
соединений эти баки подключаются к топливопроводу, подающему бензин к
топливоподкачивающему насосу двигателя.
В состав внутреннего оборудования танка входят средства защиты от ОМП,
обогреватель для обогрева боевого отделения и отделения управления в зимнее
время, a также необходимые средства связи и танковое переговорное устройство.
Для поддержания боевых характеристик танка на приемлемом уровне было реализовано
несколько программ его модернизации.
Танк M48A1 в 1954 г. оборудован стабилизаторами пушки в двух плоскостях
наведения. Зенитный пулемет установлен в специальной командирской башенке.
В 1956 г. выпущен танк М48А2 с увеличенной до 46 т боевой массой за счет
изменения его габаритов и усиления броневой защиты башни. В силовой установке
вместо карбюраторного двигателя использован более экономичный двигатель
АV-1790-8 с системой непосредственного впрыска топлива, что позволило увеличить
запас хода до 260 км, a c использованием дополнительных баков - до 310 км. Пушка
танка снабжена новым односекционным дульным тормозом. Для снижения инфракрасного
излучения предусмотрены меры по охлаждению отработавших газов двигателя перед
выбросом их в атмосферу. На варианте М48А2С отсутствует натяжной ролик между
ведущим колесом и задним опорным катком.
В ФРГ в конце 70-х годов 650 танков М48А2С были модернизированы в вариант
M48A2GA2. На нем установлена английская 105-мм пушка L7A3, что позволяет
применять унифицированные боеприпасы танков «Леопард-1», «Центурион» и М60. Его
пулеметное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и
зенитного пулемета того же калибра, имеющего круговой сектор обстрела с углами
возвышения от -10° до +75°. Последний можно размещать на турельной установке
командирской башни новой конструкции, в которую встроено 8 смотровых перископов.
Для ведения боевых действий ночью танк оснащается комбинированным
бесподсветочным прибором наблюдения ВМ8005 для механика-водителя и командира, a
также бесподсветочным ночным прицелом PZB200 для командира и наводчика.
Танк М48А3 представляет собой прошедший модернизацию в 1967 г. танк M48A1, на
котором установлены двигатель с непосредственным впрыском топлива AVDS-1790-2A и
новая трансмиссия. На танке смонтирована новая командирская башенка, в систему
управления огнем введены новые оптический дальномер наводчика M17B1C и
телескопический прицел M105. По этой программе модернизованы 1600 танков.
Танк М48А4 серийно не выпускался. Он представляет собой комбинацию шасси танка
М48 и башни танка М60А2 со 152-мм орудием-пусковой установкой.
Танк М48А5 создан в соответствии с начатой в 1975 г. программой модернизации
танков M48A1 и М48А3. Танк вооружен нарезной 105-мм пушкой М68 с системой
управления ог-нем танка М60. На башне установлены дымовые гранатометы. В
моторно-трансмиссионном отделении смонтированы новый дизельный двигатель
AVDS-1790-2D и гидромеханическая трансмиссия GMC-CD-850-6A.
Танковой промышленностью США было выпущено 11708 танков М48. Кроме армии США,
крупные партии этих танков получили вооруженные силы Турции (3000), Греции
(1100), Республики Корея (1000), Израиля (600), Пакистана (345) и других стран.
Значительная часть танков эксплуатируется до сих пор, некоторые из них прошли
модернизацию по национальным программам модернизации танков.
На базе М48 создан целый ряд боевых и специальных машин, в том числе огнеметный
танк М67, БРЭМ M51, БРЭМ М88, танк-мостоукладчик AVLB.
Модификации
Модель / Описание / Год
M48 / Первая промышленная серия. /
M48C / Учебный танк. /
M48A1 / Увеличен люк механика-водителя. / 1954
M48A2 / Введена система впрыска топлива, увеличен топливный бак, улучшена
система пожаротушения. / 1956
M48A2C / M48A2 с улучшенным оптическим и пожарно-управляющим оборудованием. /
M48A3 / Произведена замена бензинового двигателя на дизельный, улучшена
пожарно-командная система. / 1967
M48A4 / Неосуществленный проект. /
M48A5 / Модернизация M48A1/M48A3s в конфигурацию M48A5. / 1975
Характеристики M48 Patton III
Экипаж, чел. / 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 15,89
Макс. угол возвышения пушки, град / 19
Макс. угол склонения пушки, град / -9
Длина c пушкой вперёд, мм / 8686
Длина корпуса, мм / 6882
Ширина общая, мм / 3631
Высота по крыше башни, мм / 3124
Масса боевая, кг / 47173
Бронирование башни: лоб, мм / 110
Бронирование башни: борт, мм / 76
Бронирование башни: крыша, мм / 25
Бронирование башни: корма, мм / 50
Бронирование корпуса: лоб, мм / 101-120
Бронирование корпуса: борт, мм / 51-76
Бронирование корпуса: корма, мм / 44
Бронирование корпуса: днище, мм / 12,7
Преодолеваемая стенка, м / 0,915
Макс. угол подъёма, % / 60
Преодолеваемый ров, м / 2,59
Преодолеваемый брод, м / 1,219
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м / 2,438
Ширина колеи, мм / 2921
Ширина гусеницы, мм / 711
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 90 / M41 / 1 / 62
Пулемёт соосный / 7,62 / MG / 1 / 6000
Пулемёт зенитный / 12,7 / MG / 1 / 630
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / AVDS-1790-2A / 12 / 1 / 750
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) / Средний танк
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD