DTA M46 Patton I - Средний танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

DTA M46 Patton I 1949 / США
DTA M46 Patton I
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
С момента стандартизации М26 как среднего танка, военных беспокоила его меньшая, по сравнению с «Шерманом», удельная мощность (этот недостаток подтвердился в Корее). Бюджетные ограничения требовали экономичного решения этой проблемы. Однако с началом испытаний Т30 с новым двигателем «Континенталь» решение стало очевидным - оснастить этим двигателем и М26. Эта модификация получила обозначение М26Е2. Танк оснастили двигателем «Континенталь» AV-1790-1 мощностью 810 л.с. и трансмиссией типа «кросс-драйв» «Аллисон» CD-850-1. Для этого пришлось полностью поменять крышу моторного отделения. Как и на ТЗО, выхлопные газы теперь выходили через глушители, установленные на крыльях. На кормовом листе корпуса появились люки для обслуживания трансмиссии.

Испытания на Абердинском полигоне начались в мае 1948 года и показали резко возросшую удельную мощность танка. Кроме того, управление новой трансмиссией и тормозами, сведенное к одной ручке, значительно упростило этот процесс. Одинаковые органы управления имелись теперь у водителя и его помощника, давая им равные возможности по управлению машиной. Ликвидировать место помощника и за счет этого увеличить боекомплект американцы не решились. Испытания проходили очень удачно, пожалуй, имелись лишь проблемы с двигателем и трансмиссией, размещенными более тесно, чем на Т30.

Вооружение М26Е2 сначала хотели усилить, установив пушку Т54, однако анализ ситуации показал, что необходимости в этом нет, так как в Советском Союзе (с началом «холодной» войны ставшим главным потенциальным противником) основными «рабочими лошадками» в армии продолжали оставаться Т-34 и ИС-2. Поэтому было решено модернизировать пушку М3. Ее оснастили дульным тормозом от Т54 и эжектором, как на пушке Т53. Пушка, получившая индекс М3А1, оснащалась и новым телескопическим прицелом М38.

Успешные испытания М26Е2 инициировали заказ на переделку еще 10 танков (индекс Т40). Кормовую часть корпуса удлинили и установили, как и на Т30, натяжные ролики между последним опорным катком и ведущим колесом. Задний лист корпуса слегка отличался от М26Е2. Танки вооружались пушкой М3А1. Девять Т40 прошли испытания на Абердинском полигоне, а один подвергся переделке в инженерную машину Т39.

В дальнейшем восемь танков Т40 довели до стандарта М46А1, а один использовали при разработке танка Т42. Уже в июле Т40 был стандартизован как средний танк М46 «Генерал Паттон», или просто «Паттон». Одновременно с этим М26 был классифицирован как ограниченно стандартный средний танк.

Первоначальный заказ на выпуск М46 составлял в течение 1949 года 800 танков. Эта машина отличалась от Т40 лишь кормовым листом, где имелись три круглых лючка доступа к трансмиссии. Танк оборудовался двигателем «Континенталь» AV-1790-5 мощностью 810 л.с. и трансмиссией «Аллисон» CD-850-3.

В 1950 году планировалось прекратить выпуск М46 и модернизировать 1215 танков М26 по типу М26Е2, но с установкой пушки М3А1. Таким образом, предполагалось к 1951 году получить около 2 тысяч танков стандарта М46. Однако война в Корее привела к тому, что выпуск М46 продолжился, а программа модернизации М26 так никогда и не осуществилась. Лишь немногие М26 (индекс М26А1), начиная с 1948 года, переоснащались пушкой М3А1.

Начиная с 1950 года проводились работы по установке на М46 башни Т42, в дальнейшем приведшие к появлению танка М47. Кроме установки новой башни, вносились изменения во внутреннее устройство машины. В результате процесса перехода к выпуску нового танка последняя серия М46, завершенная производством в феврале 1951 года, имела начинку корпуса от М47. На танк устанавливался двигатель «Континенталь» AV-1790-5B и трансмиссия «Аллисон» CD-850-4. К тому же танк имел усовершенствованную маслосистему двигателя, новый огнетушитель и улучшенные тормоза. Изменили и электропроводку, а водитель и его помощник получили новые приборные панели. Эта модификация (индекс М46А1) была выпущена в количестве 360 единиц. Внешних различий М46 и М46А1 не имели.

Единственной опытной машиной, созданной на базе М46 (не считая М46Е1 - прототипа М47), был инженерный танк Т39, переоборудованный из Т40. В носовой части корпуса был смонтирован бульдозерный отвал, а на крыше кормовой части моторного отделения 18-тонная лебедка в бронированном кожухе. Вместо 90-мм пушки установили 165-мм английское орудие для подрыва инженерных заграждений. Доводка этой машины заняла довольно много времени. К моменту ее окончания уже велось производство танка М47, и от выпуска инженерного танка на базе М46 отказались.

Характеристики M46 Patton I
Экипаж, чел. / 5
Длина c пушкой вперёд, мм / 8400
Ширина общая, мм / 3510
Высота по крыше башни, мм / 2900
Масса боевая, кг / 44000
Бронирование башни: лоб, мм / 102
Бронирование корпуса: лоб, мм / 102
Бронирование корпуса: борт, мм / 76
Бронирование корпуса: корма, мм / 51
Преодолеваемая стенка, м / 1,17
Преодолеваемый ров, м / 2,44
Преодолеваемый брод, м / 1,22
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 90 / М3А1 / 1 / 70
Пулемёт соосный / 7,92 / М1919А4 / 2 / 4550
Пулемёт зенитный / 12,7 / M2 / 1 / 1000
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / Contenental AV-1790-5 / 1 / 810
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) / Тяжёлый танк
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD