M47 General Patton II (Patton 47) - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Средний танк М47 General Patton II (Patton 47)
Самый массовый американский танк первой половины 1950-х годов. Представляет
собой глубокую модернизацию танка М46. На корпусе последнего установлена новая
литая башня от перспективного опытного танка Т42. Модернизированы вооружение и
система управления огнем. В начале 1952 года принят на вооружение армии США как
«ограниченно стандартный» (Limited Standard). Серийно выпускался с 1951 по 1953
год заводами Detroit Tank Arsenal и American Locomotive Company. Изготовлено
8676 единиц.
Серийная модификация:
- корпус, ходовая часть, двигатель и трансмиссия почти не претерпели изменений
по сравнению с М46. Установлена литая башня новой улучшенной конструкции с
развитой кормовой нишей. В башне танка смонтирована более совершенная
электрогидравлическая СУО. В механизм вертикальной наводки введена
гидравлическая передача, которая используется при наведении пушки на цель с
помощью силового и ручного приводов. Благодаря наличию двух систем управления
огнем, наводчик и командир танка могут самостоятельно вести прицельный огонь.
Автоматический компенсатор, размещенный в башне, восстанавливает первоначальное
положение орудия после каждого выстрела. Танк оборудован ИК-приборами
механика-водителя.
5-я илл.
М47
Еще в ходе испытаний и эксплуатации первой предсерийной партии танков М47 в
войсках выявилась ненадежная работа СУО. Поскольку в короткие сроки устранить
этот недостаток не удалось (а без СУО М47 никаких преимуществ перед М46 не
имел), танк и был признан «ограниченно стандартным», то есть принят на
вооружение, но с оговорками. Поэтому в американской армии танки «Паттон II»
широкого распространения не получили. Они поступили только в 1-ю и 2-ю танковые
дивизии армии США, дислоцированные в Европе, и вскоре были заменены более
современными М48.
С 1953 года начались интенсивные поставки «сорок седьмых» на экспорт, прежде
всего в страны НАТО. Около 7 тысяч машин было поставлено в Бельгию, ФРГ,
Францию, Грецию, Италию, Португалию и Турцию. Нейтральные европейские страны:
Австрия, Испания и Югославия получили еще около 800 «паттонов». За пределами
Европы боевые машины этого типа получили Эфиопия, Иран, Иордания, Южная Корея,
Пакистан, Саудовская Аравия и Тайвань
Под американским флагом М47 повоевать не пришлось, зато они активно
использовались в региональных конфликтах армиями других стран. Боевое крещение
«сорок седьмые» получили в 1956 году, когда в составе 8-го драгунского полка
французской армии высадились в Египте (операция «Мушкетер»). В 1965 году
Пакистан использовал эти танки в вооруженном инциденте с Индией. В 1974-м
турецкие М47 высадились на Кипре, причем имели место боевые столкновения этих
танков с кипрскими Т-34-85. В том же году испанские войска применяли М47 против
повстанцев в Западной Сахаре.
В начале 1970-х годов в ряде стран были предприняты попытки модернизации этих
недорогих и надежных в эксплуатации боевых машин. Среди прочих следует отметить
вариант М47М. Эта программа включала в себя оснащение танка ходовой частью,
двигателем, трансмиссией и электрогидравлической СУО танка М60А1. В 1970-1972
годах Иран закупил завод для доведения до этого стандарта почти 400 своих и 150
пакистанских танков М47.
Южная Корея также модернизировала свой парк танков М47 (550 с лишним машин),
оснастив их улучшенной ходовой частью, а также полным комплектом активных и
пассивных приборов ночного видения.
В середине 1970-х Испания переоснастила 376 танков М47: 330 в М47Е1 и 46 в
М47Е2. Последний вооружен 105-мм нарезной пушкой фирмы Rheinmetall.
В середине 1990-х годов танковые справочники еще сообщали о наличии танков М47
(в строю или на хранении) в Испании, Греции, Португалии, Иордании, Южной Корее и
Пакистане. К настоящему времени наличие их в европейских странах маловероятно. В
соответствии с Венскими соглашениями значительная часть танкового парка
европейских государств была уничтожена, а «под нож» в первую очередь пускают
устаревшие боевые машины.
6-я илл.
Средние танки М47 турецкой армии на параде в Анкаре. 1957 год
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М47
БОЕВАЯ МАССА, т: 46,1.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8460, ширина - 4500, высота - 2960, клиренс -
470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М36 калибра 90 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62
мм, 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 71 выстрел, 4125 патронов калибра 7,62 мм, 440 патронов калибра
12,7 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: стереоскопический горизонтальнобазный прицел-дальномер
М12, перископический прицел командира.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 102, борт - 50...76, корма - 50, крыша и днище -
12,7...30, башня - 12,7...102.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental AV-1790-5B, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный,
воздушного охлаждения; мощность 810 л.с. (596,16 кВт) при 2800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: GMC CD-850-4, гидромеханическая типа «Кросс-Драйв», включающая в
себя первичный редуктор, комплексный гидротрансформатор, гидромеханическую
планетарную трехскоростную коробку передач, механизм поворота дифференциального
типа с двойным потоком мощности, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных
поддерживающих катка, один дополнительный каток для натяжения гусеницы, ведущее
колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное),
направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические
амортизаторы на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м узлах подвески; гусеница резинометаллическая
шириной 590 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 130.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,6;
высота стенки, м - 1,15; глубина брода, м - 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.
Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2