M48A1 - Средний танк (США) | |
45000
|
M48A1 Історія створення M48A1 Виробництво M48A1 Конструкція M48A1 Броньовий корпус M48A1 Башта M48A1 Озброєння M48A1 Засоби спостереження і зв'язку M48A1 Двигун M48A1 Трансмісія M48A1 Ходова частина M48A1 Бойове застосування M48A1 Оцінка бойової машини M48A1 Модифікації M48A1 |
М48А1
Однако промышленникам, по-видимому, удалось добиться пересмотра уже почти
принятого решения и склонить чашу весов в свою сторону: производство
продолжилось. К апрелю 1953 года было изготовлено более 900 танков М48. Едва
сойдя со сборочных линий, новенькие «паттоны» тут же направлялись в
модернизационные центры для переоборудования.
М48 имел удивительно малый запас хода - всего 75 миль (примерно 120 км). Дабы
хоть как-то улучшить эту характеристику, в кормовой части корпуса танка стали
монтировать сбрасываемую консольную конструкцию, к которой крепились четыре
55-галонные (208 л) бочки, подключенные к его топливной системе. Данное
устройство не имело абсолютно никакой брони и в зоне боевых действий
демонтировалось, а в случае неожиданно возникавшей опасности - сбрасывалось.
Танк с такими бензобаками был чрезвычайно уязвим даже от огня легкого
стрелкового оружия. На некоторых машинах на бочки ставились металлические
кожухи, однако они все равно не спасали от бронебойно-зажигательных пуль.
В процессе серийного производства на М48 начали устанавливать пушки с Т-образным
дульным тормозом: использовавшийся ранее цилиндрический тормоз приводил при
выстреле к образованию большого количества пыли, демаскирующей танк. Новый
дульный тормоз стал типовым для всех 90-мм танковых пушек, однако, как
выяснилось на практике, его эффективность не намного превосходила старый,
цилиндрический.
Пришлось также внести изменения в ходовую часть - поставить дополнительное
колесо между последним опорным катком и ведущей звездочкой. Колесо
препятствовало сбросу гусеницы при резких разворотах. Среди других
усовершенствований - модификация люка механика-водителя, теперь он имел большую
площадь, и сначала его крышка приподнималась, а потом сдвигалась; таким образом,
необходимость в убираемых перископах отпала.
7-я илл.
М48
С августа 1953 года на башни М48 стали устанавливать низкопрофильные
командирские башенки М1 фирмы «Эйркрафт Армамент» с 12,7-мм пулеметом. Приводы
разворота башенки и наведения пулемета в вертикальной плоскости были
электрогидравлическими, время одного полного оборота - 15 с. Башенка имела по
периметру пять наблюдательных блоков. Установка в ней пулемета ограничивала
внутреннее свободное пространство и затрудняла работу командира, а неудачное
расположение соленоида дистанционного электроспуска приводило к тому, что
соленоид регулярно «сносился» ногами танкистов при спешном «нырянии» в башню.
Кроме того, командирская башенка увеличивала и без того немалую высоту «Паттона».
Мнения относительно необходимости введения на танках подобных башенок
разделились. На американских машинах они остались и получили дальнейшее развитие
на М60, а в ряде стран, куда поставлялись М48, их модернизировали или
демонтировали. Кстати сказать, сами американцы на модели М48А5 также отказались
от башенки с пулеметом.
После выпуска 3000 единиц М48 армия США присвоила танку со всеми внедренными в
конструкцию изменениями индекс М48А1. Наряду с вышеперечисленными нововведениями
на М48А1 появилась модернизированная трансмиссия CD-850-4B, на заднем бронелисте
башни наваривалась корзина из металлических прутьев, а на решетке МТО ставился
дефлектор для отвода горячих газов двигателя. До его установки при развороте
башни в походное положение от работающего мотора сильно грелся ствол орудия, что
приводило к его изгибу и влияло на точность стрельбы.
8-я илл.
9-я илл.
Закрепленная на корме танка консольная платформа с четырьмя 200-л топливными
бочками позволила увеличить запас хода, но была крайне уязвимой для огня даже
легкого стрелкового оружия
10-я илл.
На танке М48 крупнокалиберный зенитный пулемет устанавливался над люком
командира
11-я илл.
Установка 12,7-мм пулемета на танке М48
12-я илл.
Командирская башенка М1 с 12,7-мм пулеметом танка М48А1
Бронеколлекция, №1, 2004, М. ?. Никольский - Средний танк М48