M48A2 - Средний танк (США) | |
90000
|
М48А2
Очевидно, что увеличение запаса хода М48 требовало замены двигателя и
трансмиссии. Работы по установке нового мотора AVI-1970-8 и трансмиссии ХТ-1400
на три опытных образца начались на арсенале в Детройте осенью 1953 года.
Первый танк с альтернативной силовой установкой прибыл на полигон Форт-Нокс для
испытаний в ноябре того же года. В связи с заменой мотора и трансмиссии пришлось
перепроектировать кормовую часть корпуса. Чтобы разместить трансмиссию ХТ-1400,
днище МТО опустили относительно днища корпуса, что привело к уменьшению
дорожного просвета и, как следствие, ухудшению проходимости. Военные потребовали
сохранить прежний клиренс и подвижность на уровне М48А1 - в результате от
трансмиссии ХТ-1400 пришлось отказаться, вернувшись к старой CD-850-4B. Танк с
мотором AVI-1970-8 и трансмиссией CD-850-4B получил обозначение Т48А2.
Усовершенствованный вариант двигателя был перекомпонован. За счет установки на
него системы непосредственного впрыска удалось уменьшить занимаемый мотором
объем и увеличить емкость топливных баков танка почти вдвое - с 757 до 1440 л.
Изменения коснулись и формы крыши МТО: ее высоту пришлось увеличить, а для
лучшего охлаждения двигателя была перепроектирована кормовая часть корпуса,
ставшая типовой для всех последующих вариантов не только М48, но и М60. Старая
корма М48 практически не подавляла инфракрасное излучение силовой установки,
делавшее танк очень заметным даже при использовании примитивного тепловизионного
оборудования 1950-х годов. Установка же выхлопных труб под теплоизоляционной
крышей заметно снизила уровень ИК-излучения.
Среди других отличий от машин предыдущих вариантов можно отметить новое
ограждение фар. На танках, предназначенных для армии, устанавливалось по три, а
не по пять поддерживающих роликов на борт, танки корпуса морской пехоты, как и
прежде, имели по пять роликов. В конструкцию Т48А2 были внесены и все изменения,
внедренные на предыдущих моделях. В октябре 1955 года его под обозначением М48А2
запустили в серийное производство. Стоит отметить, что на разработку и запуск в
серию этой модификации потребовалось два года, в то время как работы по Т48
заняли всего год.
13-я илл.
Интерьер отделения управления танка М48
14-я илл.
Танк М48А1 во время боевых стрельб на территории Германии. Обращают на себя
внимание командирская башенка М1, дополнительный каток в ходовой части,
платформа для крепления бочек с топливом и башенная корзина для амуниции
Бронеколлекция, №1, 2004, М. ?. Никольский - Средний танк М48