Chrysler Defence M103 - Тяжелый танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Chrysler Defence M103 1957 / США
Chrysler Defence M103
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
К концу второй мировой войны американцы имели несколько тяжелых танков, находившихся в разной стадии разработки. Это такие машины, как Т28 (по сути дела, самоходное штурмовое орудие с боевой массой 90 т, которое впоследствии получило обозначение Т95, Т29, Т30, Т32 и Т34. Однако ни одна из этих машин так и не вышла из стадии прототипа. Конструкторские работы продолжались и после окончания войны до тех пор, пока не было принято решение приступить к разработке совершенно нового танка Т43. В 1948 году были готовы два прототипа, вслед за которыми появились еще четыре машины, отличавшиеся от первых двух рядом усовершенствований. В 1952 году эти танки пошли в серийное производство под обозначением Т43Е1, и до 1954 года фирма «Крайслер» выпустила 200 машин этого типа. В 1953 году танк был стандартизирован в американской армии под обозначением М103. Но после принятия на вооружение все его недостатки стали настолько очевидны, что командование танковых войск поспешило объявить М103 непригодным для участия в боевых операциях. Это решение было пересмотрено только в 1957-1958 годах после того, как в машину было внесено 150 изменений. В 1954 году тяжелый танк М103 стоил чуть больше 300000 долларов, спустя 20 лет основной боевой танк М60А1 обходился казне в 297000 долларов.

М103 предназначался для выполнения той же задачи, что и английский тяжелый танк «Конкерор» - ведения боя с дальней дистанции с советскими танками ИС-3 и Т-10. И нет ничего удивительного в том, что М103 имел тот же недостаток, что и «Конкерор»: слишком слабый двигатель, являвшийся причиной недостаточной подвижности танка. Моторно-трансмиссионная установка танка М103 была идентичной той, что использовалась на танке М47, но последний весил на 10 т меньше! Всевозможные неполадки были обычным делом, к тому же М103 обладал сильно ограниченным запасом хода по топливу - всего 129 км. Предпринимались попытки устанавливать на корме корпуса дополнительные топливные баки, но дальше экспериментов дело не пошло.

Тяжелый танк М103 не долго оставался на вооружении боевых частей первого эшелона армии США: с началом серийного производства основного боевого танка М60 он быстро сдал свои позиции.

Танк М103 вооружался длинноствольной 120-мм пушкой М58 с дульным тормозом и эжекционным устройством, двумя 7,62-мм пулеметами, установленными соосно с пушкой, и одним 12,7-мм зенитным пулеметом, который устанавливался открыто на командирской башенке и имел дистанционное управление. Стабилизаторов вооружения танк не имел. В состав боекомплекта М103 входили 38 выстрелов раздельного заряжания калибра 120-мм, 1000 патронов калибра 12,7 мм и 5250 патронов калибра 7,62 мм.

Корпус танка и башня полусферической формы выполнялись цельнолитыми. Кормовая часть башни значительно приподнималась над крышей корпуса.

Машина оснащалась дублированными приводами управления огнем, установленными у командира и наводчика. Основным прицельным устройством для ведения огня прямой наводкой являлся установленный у наводчика стереоскопический горизонтально-базный дальномер-прицел, а вспомогательным - перископический прицел с шестикратным увеличением.

В командирской башенке были смонтированы четыре перископических прибора наблюдения, обеспечивавших возможность кругового обзора. Один перископический прибор наблюдения был установлен у заряжающего.

Механик-водитель располагался в отделении управления, которое находилось в передней части корпуса, а остальные члены экипажа - в башне. В распоряжении механика-водителя имелись три дневных перископических прибора наблюдения, смонтированных в крыше отделения управления и обеспечивавших ему обзор местности в горизонтальной плоскости в пределах до 180°. При движении ночью механик-водитель пользовался инфракрасным перископом М19, который устанавливался вместо центрального дневного перископического смотрового прибора. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала, переключение передач производилось посредством рычага, имевшего пять фиксированных положений.

В корме танке в силовом отделении устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континентал» AV-1790-5B (или 7С), оборудованный аппаратурой непосредственного впрыска топлива и при 2800 об/мин, развивавший мощность 810 л. с. Там же размещалась и гидромеханическая силовая передача типа «Кросс-Драйв» аналогичная той, которой оснащались средние танки М47 и М48.

Конструкция ходовой части танка М103 была практически такой же, как и танка М48, с той лишь разницей, что у М103 с каждого борта было установлено не шесть, а семь опорных катков и шесть поддерживающих роликов. Три передних и два задних опорных катка с каждой стороны снабжались амортизаторами. Траки гусениц имели резинометаллические шарниры.

На танке устанавливалась одна из стандартных танковых радиостанций AN/ GRC-3 (4) или AN/VRC-7, внутрипереговорное устройство и радиостанция для связи с авиацией. Для связи пехоты с экипажем на корме машины имелся телефон.

Модернизированный образец танка М103 получил обозначение М103А1 и отличался от базового танка усовершенствованной системой управления огнем и наличием корзины для перевозки имущества, расположенной на корме башни.

В 1962 году в США была принята программа дальнейшей модернизации танка М103, в соответствии с которой в 1963 году на 156 машинах бензиновый двигатель заменили дизельным двигателем «Континентал» AVDS-1790-2AD, который устанавливался также на танке М60. Одновременно с этим увеличили емкость топливных баков, в результате чего запас хода танка возрос до 480 км. На смену стереоскопическому дальномеру пришел монокулярный с градуировкой шкал в метрах. На большинстве машин над пушкой установили инфракрасный прожектор, который мог работать и в видимом спектре. Модернизированные таким образом танки получили обозначение М103А2 и поступили на вооружение частей корпуса морской пехоты США.

Принятие на вооружение тяжелого танка М103 привело к необходимости создания новой ремонтно-эвакуационной машины, поскольку имевшиеся машины были недостаточно мощными, чтобы буксировать тяжелый танк. Эту задачу довольно быстро решила фирма «Крайслер», выпустив 200 БРЭМ, получивших обозначение М51. Новая ремонтно-эвакуационная машина весила 54 т, имела экипаж в составе 4 человек и оснащалась сошниками спереди и сзади, краном с грузоподъемностью 30 т и лебедкой с грузоподъемностью свыше 60 т. М51 состоял на вооружении до 1973-1974 годов.

Казалось, М103 станет последним тяжелым танком, разработанным для армии США, но это оказалось далеко не так. В последующие годы были разработаны такие машины, как Т54 (три различные модели), Т57 (шасси танка Т32 и 120-мм пушка), Т58 (шасси танка Т43 и 155-мм пушка в качающейся башне), Т69 (шасси танка Т42 и 105-мм пушка), Т96 (шасси танка Т95 и 105-мм пушка), но ни одна из этих машин так и не была принята на вооружение. Пока последними в этом ряду являются экспериментальные тяжелые танки Т77 и Т110, характеристики которых до сих пор держатся в секрете.

Характеристики M103
Экипаж, чел. / 5
Длина c пушкой вперёд, мм / 11394
Длина корпуса, мм / 6992
Ширина общая, мм / 3632
Высота по крыше башни, мм / 3559
Масса боевая, кг / 56700
Бронирование башни: лоб, мм / 130
Бронирование башни: борт, мм / 51
Бронирование башни: корма, мм / 38
Бронирование корпуса: лоб, мм / 110
Бронирование корпуса: борт, мм / 44
Бронирование корпуса: корма, мм / 25
Ширина гусеницы, мм / 711
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 120 / M58 / 1 / 33
Пулемёт соосный / 7,92 / M1919A4E1 / 2 / 8150
Пулемёт зенитный / 12,7 / M2HB / 1 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Continental AV-1790-5B / 12 / 1 / 690
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Танк
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) / Тяжёлый танк
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD