АТ-П - Артиллерийский тягач (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
АТ-П
8-я илл.
Полубронированный тягач АТ-П
Война еще раз показала, что для буксировки противотанковой, дивизионной и
малокалиберной зенитной артиллерии, а также тяжелых минометов, обычно
действующих на переднем крае под обстрелом противника, нужен малогабаритный,
быстроходный гусеничный тягач с пулеметом для самообороны, типа довоенного
«Комсомольца», но более подвижный, надежный, с бронезащитой в походном положении
не только экипажа, но и всего орудийного расчета. Его маневренность при смене
огневых позиций в условиях быстротекущего боя не должна уступать противостоящим
танкам и САУ. Над таким полубронированным четырехкатковым тягачом АТП-1 на базе
легкого танка Т-70М для обслуживания в первую очередь наиболее уязвимой
противотанковой артиллерии работало в 1944 году ОКБ-40 в Мытищах, но изготовить
машину не успели - в конце войны завод получил другое задание. Вернулись к этой
идее только на пороге 1950-х годов, когда поступление на вооружение Советской
Армии новых 85- и 100-мм противотанковых, 57-мм зенитных пушек и 160-мм
минометов потребовало и соответствующих условиям их применения мобильных и
хорошо защищенных средств тяги. И снова эту работу поручили ММ3, главный
конструктор которого Н.А.Астров, создатель аналогичного по назначению тягача
«Комсомолец», хорошо знал специфику проектирования и использования машин такого
типа.
К работе над новым артиллерийским тягачом с максимальным использованием
автомобильных агрегатов, получившим заводской индекс «561», приступили в начале
1951 года. Общую идеологию машины и ее компоновку создал Н.А.Попов - начальник
СКВ по тягачам. Моторную группу вел Н.Г.Чеканов, трансмиссию - И.Я.Цвейбель,
ходовую часть - Р.А.Аншелевич, бронекорпусом занимался А.В.Богачев. Главным
конструктором проекта был Н.В.Чукалевский, ведущим конструктором - Д.И.Сазонов
(впоследствии - И.Д.Картын).
9-я илл.
Схема общей компоновки тягача АТ-П: 1 - направляющее колесо; 2 - опорный каток;
3 - поддерживающий каток; 4, 5, 16 и 22 - сиденья; 6 - бортовая передача; 7 -
ведущее колесо; 8 - рычаги управления бортовыми фрикционами и тормозами; 9 -
педаль главного фрикциона; 10 - педаль управления дроссельными заслонками
карбюратора; 11 - полуось; 12 - главная передача; 13 - коробка передач; 14 -
главный фрикцион; 15 - пулемет; 17 - двигатель; 18 - вентилятор; 19 - водяной
радиатор; 20 - масляный радиатор; 21 - топливный бак; 23 - тягово-сцепной прибор
Тягач компоновался по принятой в ОКБ рациональной схеме: переднее расположение
трансмиссии и ведущих звездочек, с центральным размещением маховиком вперед
двигателя, по левую сторону от которого находился водитель и вслед за ним
командир расчета, а по правую - стрелок. В кормовой части, на двух продольных
сиденьях над обоими бензобаками (270 л бензина Б-70) за бронебортами размещался
орудийный расчет. Автомобильный силовой агрегат ЗИС-123Ф - 6-цилиндровый рядный
бензиновый двигатель (с 1955 года - с алюминиевой головкой блока и карбюратором
К-84), двухдисковый главный фрикцион и пятиступенчатая коробка передач -
использовался (с некоторыми изменениями) от колесного бронетранспортера БТР-152,
что позволяло сделать тягач легким и недорогим.
Комбинированный воздухофильтр имел две ступени очистки - предварительную
центробежную («циклон») и тонкую инерционно-масляную. Радиатор и вентилятор
герметичной системы охлаждения располагались справа от двигателя с выходом
нагретого воздуха через регулируемые бронезаслонки вбок. Вентилятор приводился
от двигателя через ременную передачу с изменяемым передаточным числом
(«зима-лето») и угловую пару шестерен. Перегрев масла предотвращали два
воздушно-масляных радиатора. Ставился и парожидкостный предпусковой
подогреватель [Система электрооборудования с 1956 г. была радиоэкранирована, как
это положено в армейской технике, а распределитель зажигания был герметизирован
и в своем приводе снабжен дополнительной конической парой для лучшего доступа.].
Из-за случавшихся в эксплуатации поломок коленчатого вала (вследствие крутильных
колебаний) в 1956 году поставили ограничитель оборотов - сначала пневматический,
потом центробежный, последний работал надежнее. В коробку передач ввели, как это
принято на гусеничных машинах, блокировку от самовыключения, с целью расширения
силового диапазона трансмиссии (до 8,29) уменьшили передаточное число 5-й
(ускоряющей) передачи до 0,753.
Силовой агрегат жестко стыковался с конической главной передачей (передаточное
число 1,6) и многодисковыми «сухими» бортовыми фрикционами с ленточными
тормозами, хорошо отработанными на предыдущих моделях ММ3: СУ-15, М-2, АСУ-76
(объект 570). Их применение было вполне оправдано на легких гусеничных машинах
такого класса, где потери мощности при повороте сравнительно невелики, а
простота и технологичность массового производства имеют большое значение.
10-я илл.
Корпус тягача: 1 - передний подкрылок; 2 - переднее крыло; 3 - крышка лючка; 4 -
крышка люка механика-водителя; 5 - крыша кабины; 6 - ниша пулемета; 7 - крышка
люка стрелка; 8 - воздухоприток; 9 - съемный лист над радиатором; 10 - крышка
лючка горловины радиатора; 11 - защитная сетка; 12 - поперечная перегородка; 13
- дверь перегородки; 14 - кронштейн для крепления дуги тента; 15 - борт
платформы; 16 - верхняя поперечная балка; 17 - крышка люка; 18 - вертикальный
лист кормы; 19 - кормовые двери; 20 - кормовая балка; 21 - тяговосцепной прибор;
22 - крышка лючка для розетки освещения прицепа; 23 - ограждение для габаритного
фонаря и фонарей стоп-сигнала; 24 - ребро жесткости; 25 - задний подкрылок; 26 -
желоб крепления тента; 27 - направляющий угольник; 28 - рейка переднего замка
цепи; 29 - скоба заднего замка цепи; 30 - заднее крыло; 31 - ящик для ЗИП; 32 -
укладка для грунтозацепов; 33 - задний боковой лист; 34 - крышка люка командира;
35 - смотровое окно; 36 - передний боковой лист
11-я илл.
Артиллерийское подразделение на марше. Характерной особенностью тягача АТ-П было
крепление ящиков с боеприпасами на крыльях корпуса. На лобовой броне корпуса
размещен чехол с защитным колпаком механика-водителя; на крыше - укрывочный
брезент
12-я илл.
АТ-П
13-я илл.
Вид спереди
14-я илл.
Вид сзади
Собранный и отлаженный силовой агрегат с главной передачей и механизмами
поворота монтировался на общем подрамнике, установленном в корпусе машины на
резиновых подушках, и мог быстро заменяться. Соединение выходного вала с
бортовыми передачами (пара цилиндрических шестерен с передаточным числом 5,444)
осуществлялось с помощью полуосей и зубчатых муфт. Ходовая часть каждого борта
состояла из пяти обрезиненных дисковых опорных катков диаметром 550 мм (задний,
пятый, одновременно направляющий, имел диаметр 600 мм), установленных на
балансирах с индивидуальной торсионной подвеской, и двух металлических (необрезиненных)
поддерживающих роликов диаметром 190 мм. Многие элементы ее были заимствованы от
машины «570», в частности, натяжной механизм, размещенный в балансире подвески
направляющего колеса.
При движении с большой скоростью по неровностям наблюдалась раскачка корпуса
тягача - сказывалась недостаточная эффективность рычажных гидроамортизаторов
автомобильного типа, стоявших в подвесках только передних катков.
Крупнозвенчатые гусеницы (это повышало проходимость) с шагом 128 мм, открытым
шарниром и съемными дополнительными грунтозацепами (по семь на борт) были
связаны с двойными ведущими звездочками (с термообработанными штампованными
венцами) цевочного зацепления.
На корме размещалось пружинное буксирное устройство с механизмом быстрой сцепки
и расцепки. Высота оси крюка - 680 мм.
Для получения требуемых жестких габаритно-весовых характеристик все агрегаты
были продуманными и выполнены конструктивно несложными, компактными и предельно
облегченными.
Несущий бронекорпус с противопульной защитой позволял на марше полностью укрыть
весь орудийный расчет, что уменьшало потери личного состава от
ружейно-пулеметного огня, и одновременно перевозить боекомплект к буксируемой
артсистеме. В правой стороне верхнего лобового листа на шарнирной подвеске
размещался 7,62-мм курсовой пулемет СГМ, закрытый бронемаской (как на
«Комсомольце»), с горизонтальным сектором обстрела 30° и боезапасом 1000
патронов (4 коробки) и гильзоуловителем[* Кстати, на опытном образце «561»,
чтобы не отвлекаться от решения главных проблем, была установлена открытая
пулеметная турель.]. Для обеспечения обзора механика-водителя и стрелка служили
передние смотровые приборы (стандартные стеклоблоки Б-1) и боковые щели с
триплексами и заслонками, кроме того, в верхнем люке командира расчета
размещался призматический перископ с круговым наблюдением МК-4. Кроме того, у
водителя имелся прибор ночного видения ТВН-2, а на его открытый верхний люк при
движении на марше мог надеваться защитный брезентовый колпак с обогреваемым
стеклом и стеклоочистителем. Все члены экипажа располагались на подъемных (на
215 мм) сиденьях для удобства обзора в небоевой обстановке через свои открытые
люки на крыше.
15-я илл.
Установка пулемета СГМ: 1 - замок для установки гильзоулавливателя; 2 - щеки
станка; 3 - держатель крышки приемника пулемета; 4 - рамка; 5 - крышка; 6 -
шарнирный подшипник; 7 - верхний кронштейн опоры; 8 - защита; 9 - передний
ползун; 10 - цапфа; 11 - нижний кронштейн опоры; 12 - рукоятка стопора по
горизонтали; 13 - нижняя подушка рамки; 14 - рукоятка стопора по вертикали; 15 -
мешок гильзоулавливателя; 16 - рама станка; 17 - задний ползун
16-я илл.
Батарея 85-мм противотанковых пушек Д-48, буксируемых тягачами АТ-П, на марше
Отделение расчета (площадь платформы 2,4 м2 при длине 1,52 м) сообщалось через
двери с отделением управления и мотоотсеком и имело бронированные (с февраля
1956 года) кормовые выходы с низкой (815 мм) погрузочной высотой. Сверху оно
закрывалось брезентовым тентом, а после венгерских событий полностью
бронировалось. На задних боковых крыльях предусматривались штатные места для
крепления 6-8 ящиков с боеприпасами (600 кг), которые при отсутствии расчета
размещались внутри корпуса.
Опытные образцы нового артиллерийского тягача, получившего армейское обозначение
АТ-П («полубронированный»), построили в 1952 году. Успешно закончившиеся
испытания (ведущий инженер - Г.К.Федоров; начальник бюро испытаний - Н.С.Турбин)
показали его соответствие предъявленным требованиям: средняя скорость движения с
прицепом по грунту - 25...26 км/ч, не уступающая современной бронетанковой
технике, и максимальная тяга - 4750 кгс при движении с «ползучей» скоростью 2,6
км/ч. Преодолеваемый подъем с грузом и прицепом массой 3,65 т - 24°,
преодолеваемый ров - 1,2 м, брод - 0,7 м, минимальный радиус поворота («на
месте») - всего 2,55 м. В начале 1954 года на ММ3 началось серийное производство
АТ-П, продолжавшееся по 1962 год. Бронекорпуса для него по традиции поставлял в
основном Выксунский завод, хотя часть программы обеспечивали заводы Подольска,
Мурома, Икши.
Для расширения производства столь нужного армии тягача предполагалось также
освоение его на спецпроизводстве ХТЗ (главный конструктор А.Ф.Белоусов), куда и
передали всю техническую документацию на «561». Однако из-за перегрузки завода
производством других изделий оно не состоялось.
17-я илл.
Тягач АТ-П, возвращающийся с Красной площади. 7 ноября 1965 года. Обращает на
себя внимание нештатное («парадное») размещение расчета и, естественно,
отсутствие наружных укладок боеприпасов, грунтозацепов, брезента и т.п.
18-я илл.
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1
Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача АТ-П
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг / 5530
Грузоподъемность платформы, кг / 1200
Масса буксируемого
прицепа, кг / 3700
с перегрузкой / 4875
Мест в кабине (экипаж) / 3
Мест в кузове для сидения (расчет) / 6
Габариты, мм:
длина (с пулеметом) / 4450
ширина / 2500
высота по кабине / 1660
высота по платформе с тентом (без нагрузки) / 1845
высота линии огня пулемета / 1173
База опорных катков и направляющего колеса (в среднем), мм / 2670
Колея (по серединам гусениц), мм / 2040
Ширина гусениц, мм / 268
Дорожный просвет, мм / 230
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см2 / 0,47
Максимальная мощность
двигателя по ГОСТу, л.с. / 110-117
при частоте вращения, об/мин / 2900-3000
Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч / 53
Запас хода по шоссе с прицепом, км / 250-315
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа,
град. / 38
В армии эта машина в основном использовалась в качестве быстроходного тягача для
100-мм полевой пушки БС-3 обр. 1944 г., которая достаточно эффективно
применялась как противотанковая. Полубронированный, а потом и полностью
бронированный, с оборонительным вооружением и высокой подвижностью АТ-П для ее
буксировки подходил как нельзя лучше. Кроме того, в 1954 году был разработан
(главный конструктор проекта И.Д.Картын) и в 1957-1961 годах выпускался
«командирский» вариант машины - артиллерийский подвижный наблюдательный пункт
(АПНП-1, изделие «563») - полностью бронированный, с мощной рацией и с
курсопрокладчиком. Несколько позже на базе АТ-П была построена мощная
прожекторная установка для освещения переднего края - АПНП-2 (изделие «565»,
главный конструктор проекта И.Д.Картын). Серийно она не выпускалась. На
последние серии АТ-П ставился силовой агрегат ЗИЛ-152ФМ - с однодисковым главным
фрикционом и синхронизированной (на второй - пятой передачах) коробкой передач,
спроектированных для будущего ЗИЛ-130. Был также разработан и испытан
двухступенчатый планетарный механизм поворота, но его не осваивали, да и вряд ли
он был очень нужен. В целом тягач АТ-П завоевал хорошую репутацию и нашел
широкое применение в Советской Армии в 1950-1960-х годах как многоцелевое
тяговое, транспортное и боевое средство. Машину сняли с вооружения только в
сентябре 1998 года.
Бронеколлекция, №5, 2005, Е. И. Прочко - Артиллерийские тягачи Советской Армии. Часть 2