АТ-П - Артиллерийский тягач (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

АТ-П

8-я илл.
Полубронированный тягач АТ-П

Война еще раз показала, что для буксировки противотанковой, дивизионной и малокалиберной зенитной артиллерии, а также тяжелых минометов, обычно действующих на переднем крае под обстрелом противника, нужен малогабаритный, быстроходный гусеничный тягач с пулеметом для самообороны, типа довоенного «Комсомольца», но более подвижный, надежный, с бронезащитой в походном положении не только экипажа, но и всего орудийного расчета. Его маневренность при смене огневых позиций в условиях быстротекущего боя не должна уступать противостоящим танкам и САУ. Над таким полубронированным четырехкатковым тягачом АТП-1 на базе легкого танка Т-70М для обслуживания в первую очередь наиболее уязвимой противотанковой артиллерии работало в 1944 году ОКБ-40 в Мытищах, но изготовить машину не успели - в конце войны завод получил другое задание. Вернулись к этой идее только на пороге 1950-х годов, когда поступление на вооружение Советской Армии новых 85- и 100-мм противотанковых, 57-мм зенитных пушек и 160-мм минометов потребовало и соответствующих условиям их применения мобильных и хорошо защищенных средств тяги. И снова эту работу поручили ММ3, главный конструктор которого Н.А.Астров, создатель аналогичного по назначению тягача «Комсомолец», хорошо знал специфику проектирования и использования машин такого типа.

К работе над новым артиллерийским тягачом с максимальным использованием автомобильных агрегатов, получившим заводской индекс «561», приступили в начале 1951 года. Общую идеологию машины и ее компоновку создал Н.А.Попов - начальник СКВ по тягачам. Моторную группу вел Н.Г.Чеканов, трансмиссию - И.Я.Цвейбель, ходовую часть - Р.А.Аншелевич, бронекорпусом занимался А.В.Богачев. Главным конструктором проекта был Н.В.Чукалевский, ведущим конструктором - Д.И.Сазонов (впоследствии - И.Д.Картын).

9-я илл.
Схема общей компоновки тягача АТ-П: 1 - направляющее колесо; 2 - опорный каток; 3 - поддерживающий каток; 4, 5, 16 и 22 - сиденья; 6 - бортовая передача; 7 - ведущее колесо; 8 - рычаги управления бортовыми фрикционами и тормозами; 9 - педаль главного фрикциона; 10 - педаль управления дроссельными заслонками карбюратора; 11 - полуось; 12 - главная передача; 13 - коробка передач; 14 - главный фрикцион; 15 - пулемет; 17 - двигатель; 18 - вентилятор; 19 - водяной радиатор; 20 - масляный радиатор; 21 - топливный бак; 23 - тягово-сцепной прибор

Тягач компоновался по принятой в ОКБ рациональной схеме: переднее расположение трансмиссии и ведущих звездочек, с центральным размещением маховиком вперед двигателя, по левую сторону от которого находился водитель и вслед за ним командир расчета, а по правую - стрелок. В кормовой части, на двух продольных сиденьях над обоими бензобаками (270 л бензина Б-70) за бронебортами размещался орудийный расчет. Автомобильный силовой агрегат ЗИС-123Ф - 6-цилиндровый рядный бензиновый двигатель (с 1955 года - с алюминиевой головкой блока и карбюратором К-84), двухдисковый главный фрикцион и пятиступенчатая коробка передач - использовался (с некоторыми изменениями) от колесного бронетранспортера БТР-152, что позволяло сделать тягач легким и недорогим.

Комбинированный воздухофильтр имел две ступени очистки - предварительную центробежную («циклон») и тонкую инерционно-масляную. Радиатор и вентилятор герметичной системы охлаждения располагались справа от двигателя с выходом нагретого воздуха через регулируемые бронезаслонки вбок. Вентилятор приводился от двигателя через ременную передачу с изменяемым передаточным числом («зима-лето») и угловую пару шестерен. Перегрев масла предотвращали два воздушно-масляных радиатора. Ставился и парожидкостный предпусковой подогреватель [Система электрооборудования с 1956 г. была радиоэкранирована, как это положено в армейской технике, а распределитель зажигания был герметизирован и в своем приводе снабжен дополнительной конической парой для лучшего доступа.]. Из-за случавшихся в эксплуатации поломок коленчатого вала (вследствие крутильных колебаний) в 1956 году поставили ограничитель оборотов - сначала пневматический, потом центробежный, последний работал надежнее. В коробку передач ввели, как это принято на гусеничных машинах, блокировку от самовыключения, с целью расширения силового диапазона трансмиссии (до 8,29) уменьшили передаточное число 5-й (ускоряющей) передачи до 0,753.

Силовой агрегат жестко стыковался с конической главной передачей (передаточное число 1,6) и многодисковыми «сухими» бортовыми фрикционами с ленточными тормозами, хорошо отработанными на предыдущих моделях ММ3: СУ-15, М-2, АСУ-76 (объект 570). Их применение было вполне оправдано на легких гусеничных машинах такого класса, где потери мощности при повороте сравнительно невелики, а простота и технологичность массового производства имеют большое значение.

10-я илл.
Корпус тягача: 1 - передний подкрылок; 2 - переднее крыло; 3 - крышка лючка; 4 - крышка люка механика-водителя; 5 - крыша кабины; 6 - ниша пулемета; 7 - крышка люка стрелка; 8 - воздухоприток; 9 - съемный лист над радиатором; 10 - крышка лючка горловины радиатора; 11 - защитная сетка; 12 - поперечная перегородка; 13 - дверь перегородки; 14 - кронштейн для крепления дуги тента; 15 - борт платформы; 16 - верхняя поперечная балка; 17 - крышка люка; 18 - вертикальный лист кормы; 19 - кормовые двери; 20 - кормовая балка; 21 - тяговосцепной прибор; 22 - крышка лючка для розетки освещения прицепа; 23 - ограждение для габаритного фонаря и фонарей стоп-сигнала; 24 - ребро жесткости; 25 - задний подкрылок; 26 - желоб крепления тента; 27 - направляющий угольник; 28 - рейка переднего замка цепи; 29 - скоба заднего замка цепи; 30 - заднее крыло; 31 - ящик для ЗИП; 32 - укладка для грунтозацепов; 33 - задний боковой лист; 34 - крышка люка командира; 35 - смотровое окно; 36 - передний боковой лист

11-я илл.
Артиллерийское подразделение на марше. Характерной особенностью тягача АТ-П было крепление ящиков с боеприпасами на крыльях корпуса. На лобовой броне корпуса размещен чехол с защитным колпаком механика-водителя; на крыше - укрывочный брезент

12-я илл.
АТ-П

13-я илл.
Вид спереди

14-я илл.
Вид сзади

Собранный и отлаженный силовой агрегат с главной передачей и механизмами поворота монтировался на общем подрамнике, установленном в корпусе машины на резиновых подушках, и мог быстро заменяться. Соединение выходного вала с бортовыми передачами (пара цилиндрических шестерен с передаточным числом 5,444) осуществлялось с помощью полуосей и зубчатых муфт. Ходовая часть каждого борта состояла из пяти обрезиненных дисковых опорных катков диаметром 550 мм (задний, пятый, одновременно направляющий, имел диаметр 600 мм), установленных на балансирах с индивидуальной торсионной подвеской, и двух металлических (необрезиненных) поддерживающих роликов диаметром 190 мм. Многие элементы ее были заимствованы от машины «570», в частности, натяжной механизм, размещенный в балансире подвески направляющего колеса.

При движении с большой скоростью по неровностям наблюдалась раскачка корпуса тягача - сказывалась недостаточная эффективность рычажных гидроамортизаторов автомобильного типа, стоявших в подвесках только передних катков. Крупнозвенчатые гусеницы (это повышало проходимость) с шагом 128 мм, открытым шарниром и съемными дополнительными грунтозацепами (по семь на борт) были связаны с двойными ведущими звездочками (с термообработанными штампованными венцами) цевочного зацепления.

На корме размещалось пружинное буксирное устройство с механизмом быстрой сцепки и расцепки. Высота оси крюка - 680 мм.

Для получения требуемых жестких габаритно-весовых характеристик все агрегаты были продуманными и выполнены конструктивно несложными, компактными и предельно облегченными.

Несущий бронекорпус с противопульной защитой позволял на марше полностью укрыть весь орудийный расчет, что уменьшало потери личного состава от ружейно-пулеметного огня, и одновременно перевозить боекомплект к буксируемой артсистеме. В правой стороне верхнего лобового листа на шарнирной подвеске размещался 7,62-мм курсовой пулемет СГМ, закрытый бронемаской (как на «Комсомольце»), с горизонтальным сектором обстрела 30° и боезапасом 1000 патронов (4 коробки) и гильзоуловителем[* Кстати, на опытном образце «561», чтобы не отвлекаться от решения главных проблем, была установлена открытая пулеметная турель.]. Для обеспечения обзора механика-водителя и стрелка служили передние смотровые приборы (стандартные стеклоблоки Б-1) и боковые щели с триплексами и заслонками, кроме того, в верхнем люке командира расчета размещался призматический перископ с круговым наблюдением МК-4. Кроме того, у водителя имелся прибор ночного видения ТВН-2, а на его открытый верхний люк при движении на марше мог надеваться защитный брезентовый колпак с обогреваемым стеклом и стеклоочистителем. Все члены экипажа располагались на подъемных (на 215 мм) сиденьях для удобства обзора в небоевой обстановке через свои открытые люки на крыше.

15-я илл.
Установка пулемета СГМ: 1 - замок для установки гильзоулавливателя; 2 - щеки станка; 3 - держатель крышки приемника пулемета; 4 - рамка; 5 - крышка; 6 - шарнирный подшипник; 7 - верхний кронштейн опоры; 8 - защита; 9 - передний ползун; 10 - цапфа; 11 - нижний кронштейн опоры; 12 - рукоятка стопора по горизонтали; 13 - нижняя подушка рамки; 14 - рукоятка стопора по вертикали; 15 - мешок гильзоулавливателя; 16 - рама станка; 17 - задний ползун

16-я илл.
Батарея 85-мм противотанковых пушек Д-48, буксируемых тягачами АТ-П, на марше

Отделение расчета (площадь платформы 2,4 м2 при длине 1,52 м) сообщалось через двери с отделением управления и мотоотсеком и имело бронированные (с февраля 1956 года) кормовые выходы с низкой (815 мм) погрузочной высотой. Сверху оно закрывалось брезентовым тентом, а после венгерских событий полностью бронировалось. На задних боковых крыльях предусматривались штатные места для крепления 6-8 ящиков с боеприпасами (600 кг), которые при отсутствии расчета размещались внутри корпуса.

Опытные образцы нового артиллерийского тягача, получившего армейское обозначение АТ-П («полубронированный»), построили в 1952 году. Успешно закончившиеся испытания (ведущий инженер - Г.К.Федоров; начальник бюро испытаний - Н.С.Турбин) показали его соответствие предъявленным требованиям: средняя скорость движения с прицепом по грунту - 25...26 км/ч, не уступающая современной бронетанковой технике, и максимальная тяга - 4750 кгс при движении с «ползучей» скоростью 2,6 км/ч. Преодолеваемый подъем с грузом и прицепом массой 3,65 т - 24°, преодолеваемый ров - 1,2 м, брод - 0,7 м, минимальный радиус поворота («на месте») - всего 2,55 м. В начале 1954 года на ММ3 началось серийное производство АТ-П, продолжавшееся по 1962 год. Бронекорпуса для него по традиции поставлял в основном Выксунский завод, хотя часть программы обеспечивали заводы Подольска, Мурома, Икши.

Для расширения производства столь нужного армии тягача предполагалось также освоение его на спецпроизводстве ХТЗ (главный конструктор А.Ф.Белоусов), куда и передали всю техническую документацию на «561». Однако из-за перегрузки завода производством других изделий оно не состоялось.

17-я илл.
Тягач АТ-П, возвращающийся с Красной площади. 7 ноября 1965 года. Обращает на себя внимание нештатное («парадное») размещение расчета и, естественно, отсутствие наружных укладок боеприпасов, грунтозацепов, брезента и т.п.

18-я илл.
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1

Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача АТ-П
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг / 5530
Грузоподъемность платформы, кг / 1200
Масса буксируемого
прицепа, кг / 3700
с перегрузкой / 4875
Мест в кабине (экипаж) / 3
Мест в кузове для сидения (расчет) / 6
Габариты, мм:
длина (с пулеметом) / 4450
ширина / 2500
высота по кабине / 1660
высота по платформе с тентом (без нагрузки) / 1845
высота линии огня пулемета / 1173
База опорных катков и направляющего колеса (в среднем), мм / 2670
Колея (по серединам гусениц), мм / 2040
Ширина гусениц, мм / 268
Дорожный просвет, мм / 230
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см2 / 0,47
Максимальная мощность
двигателя по ГОСТу, л.с. / 110-117
при частоте вращения, об/мин / 2900-3000
Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч / 53
Запас хода по шоссе с прицепом, км / 250-315
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град. / 38

В армии эта машина в основном использовалась в качестве быстроходного тягача для 100-мм полевой пушки БС-3 обр. 1944 г., которая достаточно эффективно применялась как противотанковая. Полубронированный, а потом и полностью бронированный, с оборонительным вооружением и высокой подвижностью АТ-П для ее буксировки подходил как нельзя лучше. Кроме того, в 1954 году был разработан (главный конструктор проекта И.Д.Картын) и в 1957-1961 годах выпускался «командирский» вариант машины - артиллерийский подвижный наблюдательный пункт (АПНП-1, изделие «563») - полностью бронированный, с мощной рацией и с курсопрокладчиком. Несколько позже на базе АТ-П была построена мощная прожекторная установка для освещения переднего края - АПНП-2 (изделие «565», главный конструктор проекта И.Д.Картын). Серийно она не выпускалась. На последние серии АТ-П ставился силовой агрегат ЗИЛ-152ФМ - с однодисковым главным фрикционом и синхронизированной (на второй - пятой передачах) коробкой передач, спроектированных для будущего ЗИЛ-130. Был также разработан и испытан двухступенчатый планетарный механизм поворота, но его не осваивали, да и вряд ли он был очень нужен. В целом тягач АТ-П завоевал хорошую репутацию и нашел широкое применение в Советской Армии в 1950-1960-х годах как многоцелевое тяговое, транспортное и боевое средство. Машину сняли с вооружения только в сентябре 1998 года.

Бронеколлекция, №5, 2005, Е. И. Прочко - Артиллерийские тягачи Советской Армии. Часть 2