MPM-3803A - Машина снабжения (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Ремонтно-механическая мастерская MPM-3803A на
шасси грузового автомобиля ЗИЛ-157КЕ
ГрузовикПресс - А. Коберниченко, В. Новосельцев, А. Протасов, В. Протасов /
08-2008
Мастерская МРМ создана 45 лет назад на 38‑м Опытном заводе Министерства обороны
СССР в Бронницах. Конструкторская документация разработана под руководством
инженеров‑фронтовиков Д. С. Шапкайца и А. Л. Шебарова, хорошо знакомых с
особенностями проведения ремонта автомобилей в военное время. Ведущим
конструктором был военный инженер‑фронтовик В. А. Сипин.
MPM-3803A
Прототипом была слесарно-механическая мастерская СММ, смонтированная в
кузове-фургоне типа СН, установленном на шасси грузового полноприводного
автомобиля ЗИС-151. Мастерская МРМ (3803А) отличалась от прототипа современным
по тому времени базовым шасси ЗИЛ-157, кузовом-фургоном, оборудованием,
приспособлениями и инструментом.
Грузоподъемность базового шасси грузового автомобиля ЗИЛ-157КЕ (6х6) осталась
практически без изменений. При движении по шоссе и грунтовым дорогам она
составляла 4,5 и 2,5 т, а при буксировке прицепа с грузом - соответственно 4,4 и
3,6 т. При полной нагрузке по шоссе 110-сильный двигатель позволял развить
скорость 65 км/ч.
У мастерской были неплохие по тому времени показатели проходимости. Она могла
преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30°, ров (канаву)
шириной 0,85 м, эскарп с высотой стойки 0,45 м, брод с твердым грунтом глубиной
0,8 м и двигаться по косогору с креном до 15°. Клиренс 310 мм позволял
мастерской двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями. Запас топлива по
шоссе составлял 600 км.
Каркасно-металлический кузов имел надколенные ниши, скосы на крыше,
термоизоляцию, окна с двойным остеклением и светомаскировочные шторы.
Предусмотрено двойное отопление - от отопительной установки 0-30, работающей на
бензине, и отопительной установки с использованием тепла от системы охлаждения
двигателя базового шасси. Внутренние размеры кузова составляли 3680х2250х1800
мм. Сравнительно небольшие массогабаритные показатели - 8000 кг (снаряженная
масса) и 7115х2410х3060 мм позволяли свободно преодолевать деревянные мосты в
сельской местности, вписываться в складки местности и маскироваться. Кузов к
раме ЗИЛ-157КЕ крепился с помощью стремянок. Запасное колесо устанавливали в
задней части кузова-фургона на специальном кронштейне.
Мастерская МРМ (3803А): 1 - щит управления генератором; 2 - токарновинторезный
станок мод. ЛТ-10М; 3 - правое сиденье; 4, 20 - слесарные тиски; 5, 19 -
слесарные верстаки; 6 - настольная лампа местного освещения; 7 -
настольно-сверлильный станок мод. НС-12А; 8 - бачок для питьевой воды; 9 -
крепление оружия; 10 - щит с автоматической защитой; 11 - выпрямитель
автономного отопителя О-30 мод. ВСА-10; 12 - трап; 13 - щиток управления
автономным отопителем О-30; 14 - огнетушитель; 15 - вешалка; 16 - шанцевый
инструмент; 17 - ящик для документов; 18 - электрозаточный станок мод. ЭЗС-2; 21
- левое сиденье; 22 - вентилятор.
Оборудование, приспособления и инструмент предназначены для проведения слесарных
работ (в том числе заточки инструмента); механической обработки деталей
(обточка, расточка и развертывание отверстий; фрезерование плоскостей, пазов и
шпоночных канавок, круглое шлифование; сверление отверстий, нарезку резьбы).
Основное оборудование и инстумент:
генератор ЕС-52-4 мощностью 5 кВт, напряжением 230 В с приводом от двигателя
базового шасси;
токарно-винторезный станок ЛТ-10М с фрезерным и шлифовальным приспособлениями;
настольный сверлильный станок НС-12А и электрозаточный станок ЭЗС-2У. Станок
ЛТ-10М имел неплохие технические показатели: высота центров 200 мм, расстояние
между центрами 960 мм, мощность электродвигателя 1,7 кВт, масса 1000 кг;
контрольно-измерительный - измерительная линейка, складной метр, штангенциркуль,
микрометр, индикатор; набор щупов, шаблонов для метрической и дюймовой резьбы;
шаблон для заточки резьбовых резцов, радиусные шаблоны, угольник, ампервольтметр
Ц-56/1;
слесарный - слесарные тиски, ручная дрель, комплект приспособлений и инструмента
слесаря; набор сверл, разверток, резьбонарезного инструмента, воротков и
напильников; набор разметочного инструмента, приспособлений для вывёртывания
сломанных болтов и шпилек;
производственная палатка П-20.
Мощность электропотребителей в мастерской составляла 4,5 кВт, а потребляемая
мощность - 1,78. Электропитание осуществлялось от генератора, электросиловой
установки или от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или
380 В частотой 50 Гц. В мастерской была автоматическая система защиты личного
состава от поражения электрическим током. Наличие собственных оборудования,
инструмента, электросиловой установки и палатки для ремонта машин позволяло
использовать мастерскую для ремонта автомобильной техники в отрыве от подвижных
ремонтных средств своего подразделения силами токаря (водителя) и двух слесарей.
Время, необходимое для перевода мастерской из походного положения в рабочее (и
обратно), не превышало 40-50 мин.