ТГ - Артиллерийский тягач (СССР) 1959 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Тяжелый гусеничный эвакуационный тягач, мод. ТГ
ГрузовикПресс - А. Протасов / 10-2005
46 лет назад был создан этот эвакуационный тягач. Разработали и изготовили его
на 38-м Опытном заводе Министерства обороны СССР. Тягач был смонтирован на базе
тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, имел одну лебедку, обеспечивал
транспортировку поврежденных машин на жесткой сцепке буксиром, закреплялся на
грунте при работе лебедки с помощью заторможенных гусениц, сошника и якорей.
Конструкторская документация тягача была разработана в конструкторском бюро
завода под руководством военных инженеров В.А. Михина и А.Л. Шебарова. Он имел
особенности устройства, представляющие интерес для читателей-автомобилистов,
увлекающихся историей создания отечественной военной автомобильной техники.
Тягач предназначался для вытаскивания застрявшей, опрокинутой или затонувшей
гусеничной и колесной автомобильной техники (массой до 25 т) и перевозки на
сборный пункт поврежденных машин (СППМ).
Кабина тягача была капотного типа, закрытой 4-местной 2-дверной
цельнометаллической, заимствованной у грузового автомобиля ЗИС-150. Она
отличалась от кабины-прототипа центральной вставкой для размещения в ней личного
состава из четырех человек и командирским люком на крыше для наблюдения и
управления колонной машин на марше. Кабина имела системы отопления и вентиляции,
стеклоочистители, солнцезащитные козырьки, резиновый коврик и другое имущество.
Грузовая платформа была металлической сварной с ровным полом и лючками в полу
для доступа к лебедке, откидным задним бортом и продольно расположенными
сиденьями и тентом с дугами. Грузоподъемность платформы составляла 5 т,
внутренние размеры 3576x2950x360 мм, а площадь пола 10,5 м2.
Тяжелый гусеничный эвакуационный тягач, мод. ТГ
В тягаче устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного
охлаждения двигатель типа В-401 с максимальной мощностью 305 кВт (415 л.с.) при
1600 мин-1, позволявший двигаться по шоссе с полной нагрузкой с неплохой для
того времени максимальной скоростью 35,5 км/ч. Он располагался в передней части
машины. Двигатель отличался неплохой надежностью в работе и хорошей топливной
экономичностью. В качестве топлива применялось недорогое и недефицитное
дизельное топливо.
Запуск двигателя был дублированный - с помощью электрического стартера мощностью
11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервная система). Необходимо отметить,
что двигатель имел известный прототип - модификацию хорошо зарекомендовавшего
себя танкового дизеля типа В-2, который устанавливали в предвоенное и военное
время в прославленных Т-34 и самоходных артиллерийских установках, созданных на
их базе, СУ-85 и СУ-100.
Трансмиссия тягача механическая состояла из многодискового главного фрикциона
сухого трения, 5-ступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 2, 3 и 4-й
передачах, двух 2-ступенчатых планетарных механизмов поворота и двух
одноступенчатых бортовых передач. Применение 2-ступенчатых планетарных
механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании
и обеспечивало получение минимального радиуса поворота на месте, равного ширине
колеи машины 2,64 м.
Гусеничный движитель тягача, применительно к одному борту, состоял из
мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти
сдвоенных опорных катков большого диаметра (830 мм) с наружной амортизацией в
виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным
механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со
съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 78 траков (шириной 500
мм) с направляющим гребнем, с развитыми грунтозацепами, допускавшими крепление к
ним дополнительных грунтозацепов (шпор) для движения по глубокому снегу, грязи
или песку.
Подвеска независимая торсионная с поперечным расположением торсионных валов над
днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не
устанавливались. Она обеспечивала тягачу возможность движения по грунтовым
дорогам и шоссе с неплохим средними скоростями 18 и 30 км/ч соответственно.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети
24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей
электроэнергии на корпус. В качестве источников и потребителей электроэнергии
применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре
стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6-СТЭН, соединенные
последовательно-паралельно.
Тягач был оснащен лебедкой для проведения эвакуационных работ с гусеничными и
колесными машинами, потерявшими ход. У нее был шестеренчатый редуктор для
приведения в действие барабана с тросом; тросоукладчик; тяговые ролики,
разгружавшие трос, уложенный на барабане; механизм, защищавший ее от перегрузок,
и тормоз, удерживавший вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке
лебедки. Лебедку разместили под настилом пола грузовой платформы, она
приводилась в действие от трансмиссии тягача при работающем двигателе. Чтобы
обеспечить работу лебедки с такелажным оборудованием, требующим значительной
длины троса, длина троса была увеличена от 100 до 200 м за счет уменьшения его
диаметра с 28 до 21,5 мм и уменьшения тягового усилия лебедки с 200 до 180 кН
(18 тс).
Такелажное оборудование тягача позволяло составить пять схем полиспастов и
получить усилия вытаскивания от 350 до 1000 кН (от 35 до 100 тс) при надежном
закреплении его на грунте. В состав такелажного оборудования входил комплект,
включавший анкеры, штыри, блоки, соединительные детали и инструмент.
По эффективности закрепления тягача на грунте при работе лебедки сошник занимал
промежуточное положение между заторможенными гусеницами и якорями. Он
располагался в кормовой части корпуса тягача и приводился в действие тросом
лебедки. Тягач был укомплектован оборудованием, с помощью которого можно было
производить работы по приведению поврежденных машин в транспортабельное
состояние перед их буксировкой. К нему относился комплект инструмента
слесаря-монтажника, набор специальных ключей и оборудование для резки металла.
Кроме того, тягач был укомплектован элементами крепления оружия экипажа,
медицинской аптечкой, огнетушителями и шанцевым инструментом, включавшим лом,
лопаты, топор и поперечную пилу.
Краткая техническая характеристика тяжелого гусеничного эвакуационного тягача,
мод. ТГ
Параметр . Характеристика, величина
Назначение - Вытаскивание застрявших, опрокинутых и затонувших машин,
транспортировка поврежденных машин к месту их ремонта
Тип - Гусеничный эвакуационный тягач тяжелый ГЭТТ
Год выпуска - 1959
Экипаж, человек - 2
Базовое шасси - АТТ
Удельная мощность, кВт/ (л.с./т) - 13,1 (17,8)
Максимальная скорость, км/ч - 35,5
Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см ) - 0,065 (0,65)
Дорожный просвет, мм - 425
Глубина преодолеваемого брода, м - 1,5
Максимальная масса буксируемой машины, т - 25
Основное оборудование и имущество: для вытаскивания застрявших, опрокинутых и
затонувших машин, для закрепления на грунте при работе лебедки для буксировки
поврежденных машин - Лебедка, развивающая максимальное тяговое усилие 180 кН (18
тс), заторможенные гусеницы, сошник и якоря, жесткий буксир
Такелажное - Комплект, состоящий из анкеров, штырей, блоков, соединительных
деталей и инструмента
Грузоподъемность - Отсутствует
Слесарный инструмент - Комплект инструмента слесаря-монтажника, набор
специальных ключей
Для резки металла - Керосинорез, три кислородных баллона емкостью 27 л,
редуктор, бидоны для керосина
Время, необходимое для приве дения тягача из походного в ра бочее положение, мин
- 8...10
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм - 7175x3165x2985
Вписываемость в габариты подвижного состава железных дорог - Вписывается
Масса в снаряженном состоянии, т - 23
Полная масса, т - 23,2
Время, необходимое для приведения тягача в рабочее состояние усилиями экипажа,
состоявшего из двух человек, составляло 8...10 минут. Проходимость тягача на
местности была хорошей для его типа. Он мог преодолевать с полной нагрузкой на
сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом - 25°), ров (канаву)
шириной 1,9 м, эскарп с высотой стенки 0,85 м, брод с твердым грунтом глубиной
1,5 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт
невелико и составляло не более 0,065 МПа (0,05 кгс/см2). Дорожный просвет был
425 мм, что позволяло тягачу двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями
и не садиться днищем корпуса на грунт. По этому показателю он превосходил
средний танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, у которого
клиренс был 400 мм. Запас хода по топливу у тягача большой - 725 км. Полная
масса тягача составляла 23,2 т , габаритные размеры сравнительно небольшие -
7175х3165х2985 мм (по кабине). Они позволяли двигаться по деревянным мостам в
сельской местности, маскироваться и вписываться в габариты подвижного состава
железных дорог, что не создавало трудностей при организации воинских перевозок
по железным дорогам.
Тягач использовался в составе эвакуационных подразделений в войсках, хорошо
показал себя на многочисленных учениях войск, отличался простотой устройства,
надежностью в работе, неприхотливостью в эксплуатации.