КМЗ БМП-2 - Боевая машина пехоты (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
КМЗ БМП-2 1980 / Россия
КМЗ БМП-2
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
БМП-2 создавалась на базе БМП-1 для дальнейшего повышения боевых характеристик
последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. (об. 769) и в КБ КМЗ с 1974 г.
(об. 680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского
завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была
показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию
на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230
ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии,
Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.),
Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110
ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена.
На машинах первых выпусков, как на опытном объекте 675, отсутствовали дымовые
гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего
стрелка.
Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый
комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие,
спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались
огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей - открытой, залегшей и
особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР
М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих
самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что
орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими
бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности
стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому
на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2-30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в
двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше
башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М
(9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести
борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим
характеристикам аналогично шасси БМП-1.
Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3
человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и
механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный
огонь из личного оружия через специальные амбразуры.
Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем
размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления
движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения,
средством связи ( аппаратом А-3 танкового переговорного устройства - ТПУ). За
сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно
оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса),
приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение
(МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения
разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для
доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы
поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы
смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель - в
блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.
Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и
подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное
вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и
оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с
патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки
бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР
установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).
Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения,
прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и
аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки
дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.
В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих
рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для
наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения
стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода
стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор
ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса
над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на
плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше,
аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и
левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором
размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель
десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются
аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее
ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными
трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы - малый (200-300
выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по
наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов
снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на
высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из
которых - бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.
Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета
ленточное, темп стрельбы - 700-800 выстрелов в минуту.
Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор
электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов
управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два
основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый
предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом
осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в
вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов
происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический
режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также
производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с
меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания,
предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с
перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.
Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной
перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в
ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность
видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела
БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими
характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3
перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1.
У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3
с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один
ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный
ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви
4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска
воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом
по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным
целям - с места.
Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника
предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном
и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в
выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и
выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.
Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие,
используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных
комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12
гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6
коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом
и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.
Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается
прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции - корпуса и башни,
а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину
и снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали
корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей
защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также
прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки
между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано
с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя
имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни
предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3
и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех
приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой
опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего
пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с
внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от
проникающей радиации.
Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и
бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и
подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и
химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и
закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое
включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия,
состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в
моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления.
Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия,
обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой
завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В
«Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг)
устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные
характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001
жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт.
Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460
литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее
дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет
238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3.
Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения
коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в
холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с
жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем
(БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом,
дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный
автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в
исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения,
постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен,
с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает
5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного
диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные,
двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые,
работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза
ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным
фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический);
переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й,
4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со
следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами -
гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический);
стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса
коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540
кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло
МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.
Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного
зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625
кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами.
Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на
кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с
обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков
используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими
амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески.
На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры
(ограничители хода катков).
Модификации
Модель / Описание / Год
БМП-2 / Установлен автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя». /
БМП-2Д / «Афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. / 1981
БМП-2К / Командирская БМП с дополнительными средствами связи. /
БМП-2 / Модернизированный вариант с автоматическим гранатометом, ТШУ-1 «Штора» и
другими. /
БМП-2М / Новый боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой. / 2000
БМП-2 / С ПТУР «Корнет», новая СУО, дополнительное вооружение. / 2000
BVP-2 / БМП-2 Чехословакского производства. /
«Sarath» / БМП-2, производившаяся в Индии. /
BMP-2 / Модификация для ВС Финляндии. /
БМО-1 / Боевая машина огнемётчиков. /
Характеристики (КМЗ БМП-2)
Экипаж, чел. / 3
Десант, чел. / 7
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 20,30
Длина c пушкой вперёд, мм / 6735
Длина корпуса, мм / 6735
Ширина общая, мм / 3150
Ширина по гусеницам, мм / 2850
Высота по крыше башни, мм / 2450
Масса боевая, кг / 14300
Преодолеваемая стенка, м / 0,7
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 2,5
Ширина колеи, мм / 2550
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 3600
Ширина гусеницы, мм / 300
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 30 / 2A42 / 1 / 500
Пулемёт соосный / 7,62 / ПКТ / 1 / 2000
Пусковая установка / / AT-5 / 1 / 4
Гранатомёт дымовой / 81 / / 2x3 /
Двигатель
Тип / Модель / Цилиндры / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / УТД-20 / 6 / 1 / 300
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Чехия
Статус / Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
Плавучесть / Плавающий
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное; Ракетное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD