БТР-50 - Бронетранспортер (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Бронетранспортер БТР-50 (объект 750)
Гусеничный плавающий бронетранспортер, разрабатывавшийся одновременно с танком
ПТ-76, поскольку тактико-технические требования ГБТУ предусматривали
параллельное создание двух образцов на одной базе. Проектирование велось во
ВНИИ-100-ОГК в Ленинграде с 1949 года, опытные образцы в 1950-1954 годах
изготавливал ЧКЗ. Бронетранспортер принят на вооружение Советской Армии
постановлением СМ СССР № 175-89 от 30 января 1954 года. Серийное производство
осуществлялось на СТЗ с 1954 года.
Серийные модификации:
БТР-50П (объект 750) - базовый серийный вариант.
Нижняя и кормовая часть корпуса, ходовая часть, силовая установка и трансмиссия
- идентичны танку ПТ-76. В передней части корпуса расположена открытая сверху
бронерубка, в которой размещаются экипаж и десант. В отделении управления, кроме
места механика-водителя, находятся место командира БТР и командирская башенка с
тремя приборами наблюдения. Штатного вооружения нет. БТР обеспечивает перевозку
личного состава и вооружения в следующих вариантах: 1) 20 человек десанта; 2)
одна 57-мм пушка СД-57, или 4-26, или ЗИС-2, одна 76-мм пушка ЗИС-З или горная
пушка М-69 (2А2) с боекомплектом 20-25 выстрелов и 5 человек расчета; 3) 85-мм
пушки Д-44 или Д-48 и 2 человека расчета; 4) автомобиль ГАЗ-69 и 7 человек
десанта; 5) три 82-мм безоткатных орудия Б-10, 24 выстрела к ним и 12 человек
расчета; 6) три 82-мм миномета, 120 мин к ним и 12 человек расчета; 7) одно
107-мм безоткатное орудие Б-11 и 5 человек расчета; 8) один 120-мм миномет, 32
мины и 6 человек расчета.
Возможна перевозка других грузов массой не более 2 т. Из любого типа орудий
допускалось ведение огня в движении и на плаву. Для погрузки и выгрузки пушек,
автомобиля и пр. БТР оборудован специальным погрузочным устройством, состоящим
из направляющих балок, аппарелей и лебедки с приводом от двигателя. Боевая масса
бронетранспортера 14,3 т.
БТР-50ПА (объект 750М, 1956 г.) - 14,5-мм пулемет КПВТ на турельной установке на
погоне крыши командирской башенки. Боекомплект 800 патронов. Угол возвышения
пулемета +85", горизонтальный обстрел на 360°. Коллиматорный прицел ВК-4.
БТР-50ПК (объект 750ПК, 1958 г.) - бронированная крыша над десантным отделением
с тремя люками для посадки и высадки десанта. Система ПАЗ, ночной прибор
механика-водителя ТВН-2Б. Отсутствует лебедка и возможность перевозить пушки и
автомобиль.
БТР-50ПН (объект 905, 1958 г.) - КШМ на базе БТР-50П с герметичным закрытым
корпусом. Три радиостанции и зарядный агрегат.
БТР-50ПУ (объект 750К, 1958 г.) - КШМ на базе БТР-50П (с 1959 г. - на базе
БТР-50ПК). Радиостанции Р-112, Р-113 и Р-105 и Р-105У, радиорелейная станция
Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор
П-193А на 10 номеров. Навигационная аппаратура: гидрокурсоуказатель КМ-2,
курсопрокладчик КП-2М. Переносной зарядный бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30.
Системы ПАЗ и ППО, ТДА и отопитель штабного отделения. В средней части штабного
отделения установлен раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ - 9
чел.
БТР-50ПУМ - модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.
БТР-50ПУМ1 (1972 г.) - модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.
БТР-50ПК
МТП
Бронетранспортеры БТР-50П в начале 50-х годов поступали на вооружение
мотострелковых батальонов гвардейских танковых полков. Совместно с танками
ПТ-76, которыми комплектовались роты плавающих танков тех же полков, они
предназначались для быстрого форсирования водных преград с хода или с короткой
подготовкой в условиях неядерной войны. Именно для этой цели в возимый ЗИП
БТР-50П было включено такелажное оборудование, позволявшее ему перевозить на
себе все тяжелое вооружение мотострелкового полка. С установленным на нем
орудием калибра 57-85 мм БТР-50П превращался в легкую САУ, способную обеспечить
огневую поддержку пехоте. У БТР-50ПК такой возможности не было.
По западным данным, всего было изготовлено около 6500 БТР-50. Они состояли на
вооружении мотострелковых частей танковых дивизий вплоть до замены их боевыми
машинами пехоты БМП-1.
Помимо КШМ шасси БТР-50 использовалось в качестве базового при создании машины
технической помощи МТП и системы дистанционного разминирования УР-67. МТП имела
закрытый корпус с более высокой, по сравнению с БТР-50ПК, крышей и служила
подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений,
имеющих на вооружении боевые машины пехоты БМП-1. УР-67 представляла собой
обычный бронетранспортер БТР-50ПК, на крыше МТО которого размещалась ПУ с двумя
направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со
шнуровыми зарядами - при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях,
достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.
В конце 50-х годов лицензия на производство БТР-50П была продана Чехословакии.
Готовя машину к серийному выпуску, чехословацкие конструкторы несколько
модернизировали БТР: увеличили мощность двигателя, немного изменили корпус,
главным образом, форму и количество посадочных люков. В 1962 году БТР был принят
на вооружение Чехословацкой Народной армии под индексом ОТ-62. В Польше машина
выпускалась по лицензии под названием TOPAS. Поляки вскоре ее модернизировали,
установив башню собственной конструкции со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ, и
она получила название TOPAS-2АР. "Топазы" состояли на вооружении 7-й дивизии
береговой обороны Войска Польского. ОТ-62 и БТР-50 эксплуатировались, кроме
того, в Национальной Народной армии ГДР и Болгарской Народной армии.
Обе машины активно экспортировались. Они принимали участие в боевых действиях во
Вьетнаме и на Ближнем Востоке, причем захваченные у египетских войск
бронетранспортеры интенсивно использовались Армией обороны Израиля.
По состоянию на 1995 год БТР-50 разных модификаций и чехословацкие ОТ-62 имелись
в армиях Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Боснии и Герцеговины,
Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, КНДР,
Конго, Ливии, Сирии, Словении, Судана, Финляндии, Хорватии, Югославии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-50ПК
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 20.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7070, ширина - 3140, высота - 2030, клиренс -
370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ (или ПКБ) калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов. БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6...13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-6, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения;
мощность 240 л.с. (176 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 19 100 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка
передач, бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые
передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пустотелых обрезиненных опорных катков на борт, ведущее
колесо заднего расположения (зацепление цевочное), пустотелое направляющее
колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на 1-м и
6-м катках; в каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг трака 128 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше - 44,6, на плаву - 10,2.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше - 260, на плаву - 70.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 38; ширина рва, м - 2,8;
высота стенки, м - 1,1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
Бронеколлекция, №4, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 2
ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76. От Невы до Ганга и Суэцкого
канала / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы. Танковая
коллекция»)
070-е фото
История создания бронетранспортера БТР-50
Как уже упоминалось выше, тактико-техническим заданием, разработанным ГБТУ,
предусматривалось создание двух боевых машин - плавающего легкого танка и
бронетранспортера на его базе с максимально возможной степенью унификации.
Проектирование бронетранспортера «объект 750» велось ВНИИ-100 в Ленинграде
совместно с заводом «Красное Сормово» и Челябинским Кировским заводом
параллельно с танком ПТ-76 («объект 740»), но с небольшим отставанием. Это было
связано с тем, что многие конструктивные решения, например водометные движители,
должны были пройти проверку на ПТ-76. Успешные испытания танка вселили в
конструкторов уверенность, что бронетранспортер получится не менее удачным.
При создании машины особые затруднения вызвала разработка погрузочного
устройства, необходимого для перевозки на бронетранспортере тяжелого вооружения
вплоть до дивизионных пушек и автомобиля ГАЗ-69. Оно было предложено в двух
вариантах: лебедка с приводом от основного двигателя машины для погрузки по
откидным аппарелям и крановая установка с электроприводом. Последний вариант
отвергли из-за его чрезмерной конструктивной и эксплуатационной сложности.
071-е фото
Опытный образец бронетранспортера «объект 750».
072-е фото
Опытный образец плавающего бронетранспортера К-78.
073-е фото
Вид сзади сверху на десантное отделение бронетранспортера К-78. Кормовой лист
выполнялся откидным.
Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в
июне уже завершились его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км.
Во время одного из испытаний, связанных с проверкой грузоподъемности машины на
плаву, проводившихся в заброшенном карьере, едва не случилось несчастье. После
первого заплыва с грузом, соответствовавшим тех-заданию (2000 кг), и проведения
осмотра, показавшего исправность машины и отсутствие воды в корпусе,
руководитель испытаний решил повторить его с дополнительной нагрузкой. Для этого
на бронетранспортер забрались почти все присутствовавшие - около 20 человек.
Машина вошла в воду и поплыла, но на середине водоема вдруг стала погружаться в
воду. Хорошо, что глубина карьера оказалась небольшой и люди, находившиеся на
крыше МТО, стояли в воде только по колено. Выбрались на крышу и испытатели,
сидевшие на рабочих местах членов экипажа. Когда машину вытащили на берег, то
выяснилось, что при поспешной подготовке к повторному заплыву механики не
поставили на место все болты крепления нижних лючков и даже сливные пробки.
После такого «опыта» внимание к подготовке бронетранспортера для испытаний
значительно повысили и таких досадных эпизодов больше не повторялось.
074-е фото
Кормовая часть бронетранспортера К-78. Машина находится ныне в Центральном музее
бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
075-е фото
Бронетранспортеры БТР-50 на Красной площади. 7 ноября 1961 года. На крышах МТО
боевых машин хорошо видны наружные топливные баки и складные аппарели для
погрузки тяжелого вооружения.
Как уже упоминалось выше, одновременно с разработкой «объекта 750» в другом КБ,
руководимом А.Ф. Кравцевым, на базе плавающего танка К-90 был создан плавающий
бронетранспортер К-78. В 1952 году были изготовлены два опытных образца.
Боевая машина массой 10,76 т имела открытый сверху корпус, сваренный из катаных
броневых листов толщиной до 15 мм. В нем размещались 2 члена экипажа и 22
пехотинца-десантника, посадка и высадка которых производились через борта и
корму корпуса. Вооружение - пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм - устанавливалось на
кронштейне в передней части левого борта десантного отделения. Боекомплект
пулемета - 1000 патронов. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и водоходный
движитель были такие же, как и на танке К-90. Максимальная скорость при движении
по шоссе - 34,3 км/ч, на плаву - 9,7 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 180-200
км, на плаву - 80 км. Этот бронетранспортер мог создать конкуренцию «объекту
750», однако к тому времени танк К-90 проиграл сравнительные испытания «объекту
740», а потому все работы по К-78 прекратили.
Тем временем на ЧКЗ с учетом результатов заводских испытаний изготовили еще два
экземпляра «объекта 750» и в августе 1950 года предъявили их на государственные
испытания. Они проводились с 4 по 29 сентября в районе г. Бровары Киевской
области по программе, утвержденной 1-м заместителем военного министра Маршалом
Советского Союза В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Е.И.
Максаревым.
076-е фото
БТР-50ПК возвращается с парада на Красной площади. Прямоугольный люк в крыше
десантного отделения закрывался двухстворчатой крышкой. В правом переднем углу
крыши корпуса хорошо виден колпак нагнетательного вентилятора.
077-е фото
ЗТПУ-2 в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в
Кубинке.
Комиссия, проводившая их, посчитала, что бронетранспортер испытаний на
гарантийный километраж не выдержал. Поэтому, в соответствии с постановлением
Совета Министров СССР от 31 декабря 1950 года, Минтрансмаш, ЧКЗ и ВНИИ-100 были
обязаны изготовить к 1 мая 1951 года два бронетранспортера с устраненными
недостатками и предъявить их государственной комиссии.
Новые машины изготовили к июлю, а госиспытания они прошли в августе. На этот раз
успешно. По основным параметрам бронетранспортеры соответствовали ТТЗ, а по ряду
показателей, как и ПТ-76, даже превосходили их. К августу 1952 года были
изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые
состоялись в сентябре - октябре 1952 года. Во время их по инициативе КБ, вне
программных требований, были проведены стрельбы на суше и на плаву из 57-мм
пушки ЗИС-2 и даже из 85-мм Д-44 (по ТТЗ предусматривалась только их перевозка).
Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части не произошло. Запаса плавучести
хватило для ведения огня без опрокидывания или затопления, что лишний раз
подтвердило исключительные амфибийные качества машины. Вместе с тем программных
испытаний не выдержала штатная установка пулемета ДШК. При условии устранения
всех недостатков государственная комиссия рекомендовала бронетранспортер к
принятию на вооружение Советской армии. Постановлением Совета Министров СССР от
30 января 1954 года бронетранспортер - «объект 750» был принят на вооружение под
обозначением БТР-50П.
078-е фото
БТР-50ПК финской армии, 1974 год. Пулемет ПКБ начали устанавливать на серийных
бронетранспортерах после 1968 года. Устанавливали их и на машинах более раннего
выпуска в ходе капитального ремонта.
Как и в случае с ПТ-76, изготовителем новой машины был определен Сталинградский
тракторный завод, что было вполне логично. Согласно распоряжению Совмина СТЗ был
обязан в 1954 году изготовить первую партию из 10 БТР. В 1955 году начался
массовый выпуск БТР-50П.
Следует отметить, что в отличие от прототипов на серийных машинах штатное
вооружение состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ - турельную установку пулемета ДШК
на люке командира машины на вооружение не приняли. В 1956 году на том же месте
разместили другой крупнокалиберный пулемет - 14,5-мм КПВТ на турели с
бронеспинкой. Его боекомплект насчитывал 800 патронов. Угол возвышения пулемета
достигал +85°. Однако эта машина, получившая обозначение БТР-50ПА («объект
750М»), также не была принята на вооружение.
Остались опытными образцами еще две боевых машины, созданные в 1955 году на базе
БТР-50П. Речь идет о зенитных самоходных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4 (иногда эти
машины именуют БТР-50П2 и БТР-50П4). ЗТПУ-2, по сути, представляла собой
БТР-50П, у которого в десантном отделении устанавливалась тумба в форме
усеченного конуса, состоявшая из верхнего и нижнего кольцевых поясов,
соединенных между собой четырьмя симметрично расположенными стойками. Нижний
пояс тумбы болтами крепился к опорам, приваренным к днищу корпуса машины. К
верхнему поясу приваривалось основание нижнего погона зенитной пулеметной
установки. Для увеличения устойчивости тумбы при стрельбе ее передние стойки
соединялись с верхним лобовым листом корпуса съемными распорками. Углы
вертикального наведения двух пулеметов КПВТ составляли от -3°20′ до +91°.
Механизмы наведения имели ручные приводы. Максимальная скорость наведения: по
вертикали 37°20′ в секунду, по горизонту 46°30' в секунду. Для стрельбы по
наземным целям использовался телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным -
коллиматорный ВП-4. Боекомплект 1280 патронов. Боевая скорострельность 484
выстр./мин. Установка обслуживалась одним наводчиком и двумя заряжающими.
ЗТПУ-2 обеспечивала эффективное ведение огня по воздушным целям, летящим со
скоростью до 600 км/ч на высоте 500 - 1000 м. Горизонтальная дальность
эффективного огня 2000 м. ЗТПУ-4 отличалась от ЗТПУ-2 главным образом числом
пулеметов КПВТ, которых стало четыре. Это потребовало усиления постамента и
увеличения боекомплекта. Эффективность огня повысилась, остальные характеристики
остались практически теми же.
079-е фото
Схема КШМ БТР-50ПУ (вид сверху): 1 - волноотражательный щит; 2 - крышка люка
механика-водителя; 3 - антенный ввод радиостанции Р-403БМ; 4 - крыша штабного
отделения; 5 - вращающаяся башенка; 6 - антенный ввод радиостанций Р-112 и
Р-113; 7 - крышка правого посадочного люка; 8 - подножки; 9 - съемный лист над
двигателем; 10 - съемный лист над трансмиссионным отделением; 11 -
телескопическая мачта; 12 - антенный ввод радиостанции Р-105; 13 - броневая
крышка иллюминатора дневного света; 14 - антенный ввод радиостанции Р-105У; 15 -
крышка люка командира.
С 1959 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК
(«объект 750ПК»). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии
стала крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки
десанта. Установка бронированных крыш была осуществлена на всех плавающих и
неплавающих колесных и гусеничных бронетранспортерах по опыту событий в Венгрии
в 1956 году. Отсутствие крыш на отечественных бронетранспортерах привело к
ощутимым потерям в личном составе. Открытые сверху машины забрасывались из
верхних окон зданий гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Кроме того,
плавающие бронетранспортеры с полностью закрытыми корпусами обладают лучшими
характеристиками при плавании на волнении.
БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но доставлять на себе
технику и тяжелое вооружение он уже был не в состоянии.
В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те
же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. Так, в конце 1950-х годов на БТР-50ПК
начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113,
автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА. С 1962 года
бронетранспортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались
системой ПАЗ и УА ППО. Установка третьего топливного бака емкостью 140 л
позволила повысить запас хода бронетранспортера на 150 км по сравнению с БТР-50П
и БТР-50ПК ранних выпусков. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а
радиостанции Р-113 - на Р-123.
В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина
БТР-50ПУ («объект 750К»), предназначавшаяся для обеспечения управления в
танковых и мотострелковых частях и соединениях. Броневой корпус машины был
разделен на три отделения: управления, штабное и моторно-трансмиссионное.
Бортовые листы корпуса не имели обзорных лючков, а вентиляторы с них перенесли
на крышу штабного отделения, задняя стенка которого выполнялась сплошной, без
откидного листа. На ней в положении по-походному крепилась телескопическая мачта
антенны.
080-е фото
Командно-штабная машина БТР-50ПН.
На крыше штабного отделения находилась вращающаяся башенка для кругового обзора
с прибором ТПКУ-2Б. За ней располагались два посадочных люка с откидными
крышками и иллюминатор, также закрывавшийся броневой крышкой. Иллюминатор
обеспечивал возможность работы в машине днем без искусственного освещения.
В отделении управления размещались три сиденья: командира части (соединения),
механика-водителя и штурмана.
В штабном отделении машины находился узел связи, включавший в себя комплекс
радио-, радиорелейных и проводных средств. В состав его входили радиостанции
Р-112, Р-113, Р-105 или Р-105У, радиорелейная двухканальная телефонная станция
Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор
П-19ЗА на 10 номеров, 4 телефонных аппарата, 4 катушки с 600 м двухпроводного
кабеля на каждой. Для внутренней связи между членами экипажа БТР-50ПУ
использовались два комплекта переговорного устройства Р-120. На машине имелась и
навигационная аппаратура - датчик курса (гирокурсоуказатель КМ-2), датчик пути
ДП и курсопрокладчик КП-2М1. Для обеспечения работы радиостанций и навигационной
аппаратуры машина оснащалась четырьмя аккумуляторными батареями 6-СТЭН-140М
(вместо двух на БТР-50ПК), переносным зарядным бензоэлектрическим агрегатом
АБ-1-П/30, пятью запасными аккумуляторными батареями 2-НКН-24 и различными
вспомогательными электроприборами. КШМ БТР-50ПУ была оборудована
фильтровентиляционной установкой, термодымовой аппаратурой, автоматической
системой ППО и отопителем штабного отделения. В средней части штабного отделения
устанавливался раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ - 9
человек.
Командно-штабная машина БТР-50ПУ впоследствии неоднократно модернизировалась, в
основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в
войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972
году.
Одновременно с БТР-50ПУ была создана командно-штабная машина БТР-50ПН («объект
905»), с несколько иным составом оборудования. Основными отличиями БТР-50ПН от
БТР-50ПУ были: установка в правой части верхнего лобового листа корпуса
неподвижной рубки штурмана; более удобное размещение ящиков с ЗИП и
энергоагрегата снаружи машины; установка полевого телефонного коммутатора П-193М
с тремя телефонными аппаратами ТАИ-43Р или ТА-57.
081-е фото
Машина технической помощи МТП с кран-стрелой в рабочем положении.
082-е фото
Машина дистанционного разминирования УР-67.
Для обеспечения радиосвязи в оперативно-тактическом звене предназначалась КШМ
«объект 909». На вооружение она была принята в 1968 году и выпускалась на ВгТЗ.
Радиоаппаратуру поставлял Московский телевизионный завод. Машина отличалась от
базовой БТР-50ПУ установкой комплекта радиоаппаратуры «Бант», сокращением
численности экипажа, отменой части средств связи и навигационного оборудования.
Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для
создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК
изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67. Она представляла
собой обычный бронетранспортер, на крыше МТО которого размещалась пусковая
установка с двумя направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые
реактивные снаряды со шнуровыми зарядами - при подрыве они расчищали проход в
минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на
вооружении инженерных войск.
В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины
технической помощи МТП, являвшиеся подвижным средством технического обеспечения
мотострелковых подразделений, имевших на вооружении боевые машины пехоты БМП-1.
При переоборудовании БТР-50П вместо открытого десантного отделения создавалось
производственное отделение с бронированной крышей, причем его высота
обеспечивала проведение работ стоя. В производственном отделении устанавливались
оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности для эвакуации, ремонта
и обслуживания БМП-1. МТП оснащалась двигателем В-6ПГ с генератором Г-74 и
подогревом картера. Для снятия и установки агрегатов и узлов при ремонте и
обслуживании БМП-1 машина технической помощи МТП имела кран-стрелу, элементы
которой в положении по-походному укладывались снаружи.