БТР-82 - Бронетранспортер (РФ) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Русские бронетранспортеры (От БТР-40 до
«Бумеранга») / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2018. - (Серия «Война и мы.
Танковая коллекция»)
БТР-82
Бронетранспортер БТР-82 представляет собой глубокую модернизацию БТР-80 и
формально должен описываться в главе, посвященной последнему. Однако ТТХ нового
БТРа в ходе модернизации изменились столь существенно, что имеет смысл
рассказать об этой машине отдельно.
Для начала стоит задаться вопросом, зачем вообще понадобилась столь серьезная
модернизация в общем-то устаревшей (во всяком случае, морально) боевой машины,
тем более, что основной недостаток БТР-80 (размещение десанта в передней части
машины) при этом не устранялся. Попробуем разобраться.
На сегодняшний день БТР-80 является практически единственным массовым колесным
бронетранспортером Российской Армии. Его серийное производство не прекращалось
ни в 90-е, ни в 2000-е годы, составляя ориентировочно от 40 до 100 и от 200 до
250 машин в год соответственно. И это только для внутренних заказчиков.
На Красной площади бронетранспортеры БТР-82А 810-й отдельной бригады морской
пехоты Черноморского флота, 9 мая 2015 года.
Предполагалось, что в начале 2000-х годов на смену БТР-80 придет БТР-90, но по
разным причинам этого не произошло. В итоге армия вообще отказалась от закупок
БТР-90, инициировав в 2009 году процесс создания принципиально новой колесной
боевой машины. Однако же и разработчик, и заказчик понимали, что при начале
работ в 2009 году ожидать прототипов можно будет где-то к 2015-му, а принятия на
вооружение и серийного производства - к 2020-му! Тогда-то, вероятно, и было
принято решение о кардинальной модернизации БТР-80 с целью подтягивания его
характеристик к современным требованиям и продления срока службы. Тем более что
фактический выход России из Договора об ограничении вооруженных сил в Европе
развязал руки для подобной работы.
В связи с тем, что модернизированные машины качественно отличались от серийных
БТР-80 и БТР-80А было принято решение о присвоении им новых индексов - БТР-82 и
БТР-82А.
Оба варианта идентичны по своей конструкции, за исключением вооружения. При этом
корпус машины заимствован у БТР-80 без каких-либо существенных изменений.
Разработчикам удалось повысить уровень защищенности машины за счет размещения на
внутренних поверхностях корпуса, в том числе - на полу, противоосколочной защиты
из современных арамидных материалов. Помимо улучшения защитных свойств,
установка противоосколочной защиты повышает уровень теплоизоляции и снижает шум
внутри машины.
Противоминная защита несколько повышена за счет разнесенной конструкции днища и
использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков в местах
размещения экипажа и десанта, задача которых взять на себя часть энергии взрыва.
Установлены новые сиденья специальной конструкции, смонтирована
усовершенствованная система пожаротушения. В целом же комплекс мероприятий по
повышению защищенности позволил увеличить живучесть машины на 20 %, обеспечить
защиту экипажа и агрегатов от поражения бронебойными пулями с дистанции 100 м и
от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони.
Практическая тренировка подразделений штурма и разграждения 1-й гвардейской
моторизованной инженерной бригады ВС РФ в Муроме. Декабрь 2015 года ().
Подъем по тревоге подразделений 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой
бригады ВДВ входе проверки боеготовности ВДВ. Январь 2016 года ().
Колонна бронетранспортеров БТР-82А. Выход по тревоге подразделений российской
7-й военной базы в Абхазии в ходе внезапной проверки боеготовности войск Южного
военного округа. Февраль 2016 года ().
Бронетранспортер БТР-82А по пути на Красную площадь. Репетиция парада, 28 апреля
2016 года.
Боевой модуль БТР-82А.
Саперы Международного противоминного центра Министерства обороны России в Алеппо
(Сирия) выдвигаются к месту выполнения боевой задачи. Декабрь 2016 года ().
В качестве недостатка БТР-82 порой отмечается несоответствие его противоминной
защиты требованиям программы MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Да,
действительно, днище машины осталось плоским, но корпус БТРа переделке и не
подвергался, поскольку в этом случае стоимость модернизации возросла бы в разы.
Кроме того, применять требования программы MRAP к стандартной армейской технике
некорректно. Бронемашины, созданные в рамках этой программы (как за рубежом, так
и в России) предназначены для патрульной службы, сопровождения транспортных
колонн и т. д. Причем в районах, где ведутся полицейские или противопартизанские
(контртеррористические) операции. Такие машины понадобились американцам и их
союзникам после вторжения в Ирак в 2003 году, когда выяснилось, что армейская
техника для этой цели малопригодна. С аналогичными проблемами мы сталкивались в
Афганистане и на Северном Кавказе. Тот факт, что и там, и там для патрулирования
и сопровождения колонн сплошь и рядом использовались армейские
бронетранспортеры, говорит не столько о том, что это правильно, сколько об
отсутствии специализированных машин.
БТР-82 разрабатывался с двумя вариантами вооружения - 14,5-мм пулеметом или
30-мм пушкой, установленными в унифицированном боевом модуле с электроприводами
и цифровым двухплоскостным стабилизатором.
Вариант, получивший обозначение БТР-82, был вооружен 14,5-мм пулеметом КПВТ и
спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Для пулемета КПВТ была применена система
питания с единой лентой на 500 патронов. Таким образом, при том же боекомплекте,
что и на БТР-80 (10 коробок по 50 патронов), отпала необходимость многократной
перезарядки пулемета.
В ходе государственных испытаний военные отказались от варианта с пулеметным
вооружением, в связи с чем дальнейшие работы по БТР-82 были прекращены.
Вариант с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТМ получил
обозначение БТР-82А. Следует подчеркнуть, что установка вооружения на так
называемом вынесенном лафете за пределами обитаемого отделения не создает
загазованности внутри машины, что повышает комфорт членов экипажа и десанта. На
БТР-82А установлен комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика ТКН-4ГА со
стабилизированным полем зрения. В результате эффективность стрельбы у
модернизированного бронетранспортера возросла в 2 раза. Для наблюдения за полем
боя в распоряжении командира имеется комбинированный прибор ТКН-АИ.
Масштабное учение 336-й отдельной гвардейской Белостокской орденов Суворова и
Александра Невского бригады морской пехоты Балтийского флота в Калининградской
области. Август 2017 года ().
Опытный образец бронетранспортера БТР-87.
БТР-82А в арктическом камуфляже. Репетиция парада, Москва, 3 мая 2017 года.
Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно
переделать ходовую часть машины. На БТР-82А были установлены новые колесные
редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены
амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82А оснащен ведущими мостами с
шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом. Подвижность машины
несколько увеличилась благодаря установке более мощного двигателя.
БТР оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, которая
обеспечивает энергией все системы машины во время действий в обороне, на
блокпостах и т. д. В результате обеспечивается экономия ресурса основного
двигателя, увеличение ресурса и поддержание заряда аккумуляторных батарей, а
также снижение заметности машины в тепловом диапазоне.
БТР оснащен системой кондиционирования воздуха.
После прохождения государственных испытаний в 2010-2012 годах бронетранспортер
БТР-82А приказом министра обороны РФ от 6 декабря 2012 года принят на вооружение
Российской Армии. Серийное производство бронетранспортеров БТР-82А
осуществляется на Арзамасском машиностроительном заводе в г. Арзамас
Нижегородской области. К настоящему времени в Вооруженные Силы Российской
Федерации поступило свыше 1200 бронетранспортеров этого типа. Сколько из них
вновь изготовлено, сказать трудно. Однако по данным, опубликованным в открытых
источниках, только из цехов АО «81 бронетанковый ремонтный завод» (г. Армавир,
Краснодарский край) с весны 2014 года вышло 639 бронетранспортеров БТР-82АМ.
Последний представляет собой БТР-80, модернизированный до уровня БТР-82А.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 января
2017 года на вооружение Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской
Федерации принят бронетранспортер БТР-82В.
Эта машина представляет собой БТР-82А без штатного блока вооружения. Вместо него
установлена стандартная пулеметная башня от БТР-80. Как и в случае с БТР-82А,
защищенность БТР-82В улучшена благодаря применению дополнительной
противоосколочной защиты, энергопоглощающей конструкции днища и противоминных
ковриков.
В целом коэффициент боевой эффективности бронетранспортера БТР-82В по сравнению
с серийным БТР-80 существенно повышен.
На базе БТР-82 создана боевая противодиверсионная машина «Тайфун-М» (индекс
15Ц56М), предназначенная для защиты подвижных ракетных комплексов и
подразделений РВСН.
В июне 2015 года на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» был
продемонстрирован БТР-87. Эта машина представляет собой глубокую модернизацию
БТР-82А, имеет полностью новый бронекорпус с передним расположением
моторно-трансмиссионного отделения и задним расположением отделения для
десантников. Разработан БТР-87 ООО «Военно-промышленная компания» (Группа ГАЗ) и
в основном предназначен для экспорта. Впрочем, с учетом высокой стоимости
бронетранспортеров платформы «Бумеранг», возможно появление этого более
«бюджетного» бронетранспортера (к тому же, с высокой степенью заимствования
агрегатов БТР-82А) и в российских войсках.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-82А
БОЕВАЯ МАССА, т: 16.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7580, ширина - 2985, высота - 2725, база - 4400,
колея - 2440, дорожный просвет - 475.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А72 калибра 30 мм, 1 пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм, 6
пусковых установок для 81-мм дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: прицел ТКН-4ГА.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 10, борт - 7...9, корма - 7, башня - 7.
ДВИГАТЕЛЬ: КамАЗ-740.14-300, 8-цилиндровый, дизельный, четырехтактный,
V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения; мощность 300
л.с. при 2600 об/мин, рабочий объем 10 850 см3.
ТРАНСМИССИЯ: сухое двухдисковое сцепление, пятискоростная коробка передач с
синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах, карданная передача,
двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего
момента на два потока (на 1-й-3-й и на 2-й-4-й мосты) и блокировкой
дифференциала, на раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на
водометный движитель и лебедку, четыре главные передачи, четыре дифференциала,
восемь колесных редукторов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18, давление воздуха в
шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая,
амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес
1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей
управляемые.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше - 80, на плаву - 9.
ЗАПАС ХОДА: по суше - 600 км, на плаву - 12 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2; высота
стенки, м - 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: комплекс Р-168-25УЕ-2, система топографического ориентирования
«Трона-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной
информации.