БТР-Д - Бронетранспортер (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д

Состояние . на вооружении с 1974 г.
Разработчик . КБ Волгоградского ТЗ
Изготовитель . Волгоградский ТЗ
Производство . серия 1974 г.
Боевая масса, т . 8
Длина, мм . 5800-5883
Ширина, мм . 2600-2630
Высота, мм . 1650-2000
Клиренс, мм . 100-450
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 . 0,5
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. . 32-35
- крен, град. . 18
- ров, м . 2
- стенка, м . 0,7
- брод, м . плавает
Тип двигателя . дизель 5Д20
Максимальная мощность, л.с. . 240
Удельная мощность, л.с./т . 30
Максимальная скорость, км/ч . 62
Скорость на плаву, км/ч . 10
Запас хода, км . 500
Бронирование, мм . противопульное
Средство постановки дымзавес . ТДА . 4 х 902В
Экипаж, чел. . 1
Десант, чел. . 12
Вооружение . 2 х 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект - 2000)
Радиостанция . Р-123М

Дополнительные сведения
Создан на базе БМД-1 со сварным корпусом из листов алюминиевого сплава. Машина имеет гидропневматическую независимую подвеску с изменяемым клиренсом. Для движения по воде применяется водометный движитель. Первые машины серии отличались установкой вооружения - один из пулеметов устанавливался на поворотной основе сверху корпуса.

Бронетранспортер БТР-Д

Бронетранспортер БТР-Д

Бронетранспортер БТР-Д первых серий

Командно-штабная машина БМД-1КШ

Машина управления артиллерией 1В119

Бронетранспортер БТР-Д
Аэротранспортабельный плавающий бронетранспортер воздушно-десантных войск. Создан в КБ ВгТЗ на базе боевой машины десанта БМД-1 в рамках программы по повышению ее транспортных возможностей. Принят на вооружение в 1974 году. Серийное производство на ВгТЗ с 1974 года.
Серийная модификация:
БТР-Д - общая компоновка БМД-1 сохранена без изменений. Корпус удлинен, в ходовую часть добавлен шестой опорный каток, отсутствует башня с вооружением. Размещение курсовых пулеметов и амбразур для стрельбы из личного оружия десанта - как у БМД-1. Установлена система запуска дымовых гранат 902В "Туча". Во второй половине 80-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса.
БТР-РД (1979 г.) - противотанковый вариант. На крыше корпуса установлен ПУ комплекса 9П135М для ПТУР 9М113 "Конкурс" или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 "Фагот". Боекомплект 4 ПТУР.
БТР-ЗД (1984 г.) - зенитный вариант с дополнительным размещением шести ПЗРК "Стрела-3" или с установкой на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете.
Бронетранспортеры БТР-Д поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. В каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь 69 машин этого типа. В противотанковой батарее воздушно-десантного полка - 6 БТР-РД.
На базе БТР-Д были созданы CAO 2С9 "Нона", машина управления артиллерии 1В119 "Реостат", командно-штабная машина КШМ-Д "Сорока", бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, санитарный бронетранспортер, а также станция пуска и управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом типа "Шмель" (комплекс воздушного наблюдения местности "Малахит").
На экспорт БТР-Д не поставлялся. Использовался Советской Армией в Афганистане, российскими миротворческими силами в Южной Осетии и Абхазии, российскими контингентами Международных сил по поддержанию мира в Боснии (IFOR) и Косово (KFOR). БТР-Д и машины на его базе применяются Российской Армией в Чечне.

БТР-Д

БТР-РД

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-Д
БОЕВАЯ МАССА, т: 8.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ДЕСАНТ, чел.: 10.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5883, ширина - 2630, высота - 1650...2000, клиренс - 100...450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм, 4 дымовых гранатомета системы 902В "Туча".
БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное. Двигатель и трансмиссия: как у БМД-1.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять обрезиненных одинарных поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе - 60, на плаву - 10.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 32, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

Бронеколлекция, №3, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 1