ОКБ ГАЗ БТР-60П - Бронетранспортер (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ОКБ ГАЗ БТР-60П 1959 / Россия
ОКБ ГАЗ БТР-60П
Модификации / / Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В конце 50-х годов Советская Армия для переброски подразделений пехоты применяла бронетранспортер БТР-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков. Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 280 мм на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра - передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным.

Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать.

На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены. БТРП (так условно называлась машина - бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм.

Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18») имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кГс.

На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113.

Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым - при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму.

Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто - количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение - установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки - в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя - колеса второго и четвертого мостов.

К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.

Модификации
Модель / Описание / Год
БТР-60ПА (ГАЗ-49А) / Полностью герметичный корпус и фильтровентиляционная установка. /
БТР-60ПА1 / Усовершенствовенный агрегат силовой установки и силовой передачи. /
БТР-60ПУ / Машина управления и связи. /
БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) / Модернизированный вариант БТР-60ПА. /
БТР-60ПЗ / С увеличенным углом возвышения пулеметной установки. /
БТР-60ПБК / Командирский бронетранспортер. /
МТП-2 / Машина технической помощи. /
«Клен-1», 1В19 «Клен-2», 9С482 (ПУ-12), Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ «Чайка», Р-156, Р-409БМ, Р-975 / Подвижные командные пункты и радиостанции. /

Характеристики (ОКБ ГАЗ БТР-60П)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 16
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 18,03
Длина корпуса, мм / 7560
Ширина общая, мм / 2825
Высота по крыше башни, мм / 2055
Масса боевая, кг / 9980
Бронирование корпуса: лоб, мм / 7-9
Бронирование корпуса: борт, мм / 7
Бронирование корпуса: корма, мм / 5-7
Преодолеваемая стенка, м / 0,4
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 40
Преодолеваемый ров, м / 2,0
Ширина колеи, мм / 2370
Колёсная формула / 8 х 8
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пулемёт соосный / 7,62 / ПКТ / 1 / 2000
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
бензин / 2 ГАЗ-49B / 2 / 90
Дополнительно
Статус / Снят с вооружения
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БТР
Тип шасси / Колёсное
Плавучесть / Плавающий
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Бензиновый
Колёсная формула / 8 х 8

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD