К-90 - Плавающий легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
К-90 - Плавающий легкий танк (СССР) ОПЫТНЫЙ ЛЕГКИЙ ТАНК К-90 Состояние - создан в 1950 г. Разработчик - КБ, руководитель А. Ф. Кравцов Производство - опытный образец Боевая масса, т - 10 Длина, мм . с пушкой вперед - 6750 / корпуса - 6750 Ширина, мм - 2940 Высота по крышу башни, мм - 2200 Клиренс, мм - 300-400 Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,5 Преодолеваемые препятствия . подъем, град. - 35 / брод, м - плавающий Тип двигателя - карбюраторный ГАЗ-201 Максимальная мощность, л.с. - 140 Удельная мощность, л.с./т - 14 Максимальная скорость, км/ч . на грунте - 43 / на плаву - 9,6 Запас хода, км - 250 Бронирование, мм . лоб корпуса - 15 / лоб башни - 15 Экипаж, чел. - 3 Вооружение - 76-мм орудие ЛБ-70Г (боекомплект - 40) / 7,62-мм пулемет СГМТ (боекомплект - 1000) Прицел - ТШК-66 Радиостанция - 10-РТ-26 Дополнительные сведения Разработан на базе артиллерийского тягача M2. Корпус - сварной из катаных броневых листов, башня - сварная конической формы. Силовая установка размещена в передней части корпуса, боевое отделение - смещено к корме. Для движения по воде используются гребные винты диаметром 600 мм. Опытный легкий танк К-90 |
К-90 (танк)
К-90 - советский опытный лёгкий плавающий танк, созданный в конце 1940-х -
начале 1950-х годов. Был разработан ОКБ Сухопутных войск в 1949-1950 годах в
рамках программы по созданию нового лёгкого разведывательного танка. К-90
основывался на агрегатах гусеничного артиллерийского тягача М-2 и грузового
автомобиля МАЗ-200 и использовал традиционную схему с гребными винтами в
качестве водоходного движителя, будучи разработан как альтернатива танку ПТ-76,
на случай неудачи с созданием водомётного движителя для последнего. Параллельно
с танком был разработан и плавающий бронетранспортёр К-78 на его базе. Два
опытных образца К-90 были изготовлены в 1950 году и один из них в июле того же
года прошёл сравнительные испытания с ПТ-76, по итогам которых на вооружение был
принят последний, а дальнейшие работы по К-90 и К-78 прекращены.
К-90
Классификация - плавающий лёгкий танк
Боевая масса, т - 10,5
Компоновочная схема - переднемоторная, с центральным расположением трансмиссии
Экипаж, чел. - 3
История
Производитель - ВРЗ № 2
Годы производства - 1950
Количество выпущенных, шт. - 2
Размеры
Длина корпуса, мм - 6210
Ширина, мм - 2950
Высота, мм - 2260
База, мм - 5770
Колея, мм - 2460
Клиренс, мм - 400
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 6 / 78°
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 15 / 35-40°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 15 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 10 / 30° - 6 / 70°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 6 / 60°
Корма корпуса (середина), мм/град. - 6 / 50°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 6 / 45°
Днище, мм - 6
Крыша корпуса, мм - 6
Лоб башни, мм/град. - 15 / 45°
Борт башни, мм/град. - 12 / 40°
Корма башни, мм/град. - 12 / 35°
Крыша башни, мм/град. - 6 / 82°
Вооружение
Калибр и марка пушки - 76-мм ЛБ-76Т
Тип пушки - нарезная пушка
Длина ствола, калибров - 46,1
Боекомплект пушки - 40
Углы ВН, град. - −5...+30
Углы ГН, град. - 360
Прицелы - телескопический ТШК-9
Пулемёты - 1 × 7,62-мм СГ-43
Двигатель - ЯАЗ-204
Общие данные
Производитель - Ярославский Автомобильный Завод
Тип - дизельный с наддувом
Производительность
Максимальная мощность - 96 кВт (131 л. с.), при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент - 500 Н·м, при 1400 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация - рядный, 4-цилиндр.
Объём - 4650 см3
Цилиндров - 4
Диаметр цилиндра - 108 мм
Ход поршня - 127 мм
Тактность (число тактов) - 2
Питание
Рекомендованное топливо - ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение - жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. - 140
Скорость по шоссе, км/ч - 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км - 150-350
Запас хода по пересечённой местности, км - 90-100, на плаву
Удельная мощность, л. с./т - 14,3
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,5
Преодолеваемая стенка, м - 0,7
Преодолеваемый ров, м - 2
Преодолеваемый брод, м - плавает
Вскоре после окончания Второй мировой войны в СССР была развёрнута программа по
созданию нового лёгкого танка для выполнения специальных и вспомогательных
задач, привлечение для которых средних или тяжёлых танков, с их меньшим
моторесурсом, являлось нецелесообразным - разведки, охранения, связи. Кроме
этого, хотя эта часть требований встречала менее однозначную оценку, лёгкий танк
предполагалось сделать плавающим, что помимо увеличения его разведывательных
возможностей, позволяло бы использовать машину для амфибийных операций - по
захвату плацдармов и тыловых объектов, прикрытию флангов, высадке морского
десанта и различных других. В 1946-1949 годах был разработан ряд проектов лёгких
танков, но ни один из них армией принят не был. После неудачных испытаний танка
Р-39, единственного среди них, воплощённого в металле, постановлением Совета
Министров СССР № 3472-1444 от 15 августа 1949 года опытно-конструкторские работы
по созданию плавающего танка и бронетранспортёра на его базе были возложены на
Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) с привлечением специалистов ленинградского
ВНИИ-100 и завода № 112.
При предварительной проработке проекта танка были рассмотрены четыре типа
водоходного движителя: с тоннельными или убирающимися гребными винтами,
водомётным движителем или за счёт перемотки гусениц. В ходе разработки эскизного
проекта в качестве основного варианта был выбран водомётный движитель, однако к
идее его установки на плавающий танк скептически отнёсся ряд танкостроителей и
военных, в результате чего с подачи командующего бронетанковыми и
механизированными войсками С. Богданова в августе 1949 года была санкционирована
разработка дублирующих машин с винтовым движителем силами и средствами
заказчика.
В результате этого, в дополнение к танку ЧКЗ «Объект 740» с водомётным
движителем, Особым конструкторским бюро Инженерного комитета Сухопутных войск
под руководством А. Ф. Кравцева был разработан проект К-90 с тоннельным винтовым
движителем. К-90 сохранял общую компоновку танка Р-39 и использовал двигатель
грузового автомобиля ЯАЗ-200 и ходовую часть артиллерийского тягача М-2, в
отличие от объекта 740, в конструкции которого были применены танковый двигатель
и специально разработанное шасси. К-90 также, при одинаковом вооружении и
примерно аналогичным показателям бронезащиты с объектом 740, был на треть легче
своего конкурента. Два опытных образца К-90 были изготовлены ВРЗ № 2 ГБТУ к лету
1950 года.
Распоряжением Совета Министров от 10 июля 1950 года с 5 по 29 июля были
проведены государственные сравнительные испытания танков «Объект 740» и К-90, на
которых последний показал себя хуже при преодолении водных преград, не сумев
преодолеть ряд препятствий, успешно пройденных конкурентом. Кроме этого,
недостаточными сочтены были надёжность агрегатов трансмиссии и водоходного
движителя. В результате всего этого К-90 не был рекомендован государственной
комиссией к принятию на вооружение, однако техническая документация по нему была
заложена в мобилизационный резерв.
Википедия / Русский язык